Бронетранспортер БТР-50

БТР-50П
Опытный образец об. 750

Опытный образец бронетранспортера "объект 750"

Тактико-техническим заданием, разработанным ГВТУ согласно программы создания средств переправки через водные преграды и десантирования в конце 40-х годов, предусматривалось создание двух боевых машин - плавающего легкого танка и бронетранспортера на его базе с максимально возможной степенью унификации. Проектирование бронетранспортера "объект 750" велось ВНИИ-100 в Ленинграде параллельно с танком ПТ-76 (объект 740).
Первый опытный образец бронетранспортера был изготовлен в апреле 1950 года, а в июле состоялись его заводские испытания, в том числе и пробегом на 1500 км. В августе 1950 г. бронетранспортеры были представлены на государственные испытания, на которых они не выдержали испытания на гарантийный километраж. В 1951 г. были изготовлены две машины с учетом недостатков, которые в этом же году успешно прошли госиспытания. В 1952 г. были изготовлены еще три машины для проведения войсковых испытаний, которые они с успехом выдержали, за исключением штатной установки пулемета ДШК. В 1954 года бронетранспортер объект 750 был принят на вооружение под обозначением БТР-50П.
БТР-50П

Серийный вариант бронетранспортера БТР-50П

Изготовителем бронетранспортера стал Сталинградский тракторный завод. На серийных машинах штатное вооружение состояло из 7,62-мм пулемета СГМБ.
На базе БТР-50 были созданы зенитных самоходных установках ЗТПУ-2 и ЗТПУ-4, которые представляли собой тот же БТР-50, у которого в десантном отделении устанавливалась тумба, на которую закреплялась зенитная пулеметная установка с двумя пулеметами КПВТ у ЗПТУ-2 и четырьмя у ЗПТУ-4. Однако эти машины остались только в опытных вариантах.
С 1958 года началось серийное производство самой массовой модификации БТР-50ПК (объект 750ПК). Основным отличием нового бронетранспортера от базовой версии стала крыша над десантным отделением с тремя люками дли посадки и высадки десанта. БТР-50ПК мог перевозить 20 солдат или до 2 т груза, но тяжелую технику или вооружение уже перевозить на себе не мог.
БТР-50ПК

БТР-50ПК - модификация бронетранспортера БТР-50П (1958 г.). Основное отличие - наличие крыши над десантным отделением

В процессе серийного производства в конструкцию бронетранспортера вносились те же изменения, что и в базовый танк ПТ-76. В конце 1950-х годов на БТР-50ПК начали устанавливать ночной прибор механика-водителя ТВН-2Б, радиостанцию Р-113, автоматическую углекислотную противопожарную установку и ТДА. С 1962 года бронетранспортеры БТР-50ПК стали выпускаться на базе танка ПТ-76Б и оснащались системой ПАЗ и УА ППО. С 1968 года пулемет СГМБ стал заменяться на ПКБ, а радиостанции Р-113 - на Р-123.
В 1958 году на базе БТР-50ПК была сконструирована командно-штабная машина БТР-50ПУ (объект 750К), предназначавшаяся для обеспечения управления в танковых и мотострелковых частях и соединениях. КШМ впоследствии неоднократно модернизировалась, в основном за счет изменения состава оборудования, что привело к появлению в войсках машин БТР-50ПУМ и БТР-50ПУМ1. Последняя принята на вооружение в 1972 году.
Серийное производство БТР-50ПК завершилось в конце 1960-х годов.
Снятые с вооружения мотострелковых войск боевые машины послужили базой для создания нескольких образцов специальной техники. Так, на базе БТР-50ПК изготавливалась система дистанционного разминирования УР-67. В 1970-х годах часть бронетранспортеров БТР-50П была переоборудована в машины технической помощи МТП.
БТР-50ПК

Командно-штабная машина БТР-50ПУ на базе
БТР-50ПК. Отличалась наличием рабочих мест, комплектацией средств связи и другого оборудования

БТР-50ПК - боевая бронированная гусеничная машина легкого типа. Бронетранспортер обеспечивает перевозку и переправу двадцати десантников в полном боевом снаряжении или 2000 кг грузов, размеры которых не превышают 1,5x1,4x1,3 м. Экипаж бронетранспортера состоит из двух человек: командира и механика-водителя.
Основными частями бронетранспортера являются: броневой корпус, моторная установка, трансмиссия, ходовая часть, водоходный движитель, электрооборудование и средства связи.
Броневой корпус бронетранспортера имеет три отделения: управления, десантное и моторно-трансмиссионное.
Отделение управления расположено в носовой части корпуса. В нем кроме механика-водителя располагаются командир бронетранспортера и командир десанта. В средней части верхнего лобового листа находится люк механика-водителя.
Десантное отделение занимает среднюю часть корпуса машины. Над ним есть два люка для выхода десанта. Там же размещен по-походному пулемет ПКБ. По-боевому пулемет вместе с турельной установкой крепится или на крыше десантного отделения, или на откидывающемся листе задней стенки. Турельная установка обеспечивает стрельбу по курсу в секторе 113° и на корму в секторе 93°. Боекомплект пулемета состоит из 1250 патронов.
Моторно-трансмиссионное отделение (в том числе двигатель и трансмиссия), ходовая часть (в том числе водоходный движитель) такие же, как у танка ПТ-76 или ПТ-76Б.
Бронетранспортерами БТР-50 вначале комплектовались мотострелковые батальоны танковых полков танковых и механизированных дивизий, где они стояли на вооружении почти до середины 1970-х годов. Ими же комплектовали разведывательные подразделения танковых и мотострелковых дивизий.
В 1958 году Чехословакия получила лицензию на выпуск БТР-50П, где он выпускался до 1977 г. под маркой ОТ-62.
Кроме Советского Союза бронетранспортеры БТР-50 и ОТ-62 поставлялись в 27 стран.
БТР-50ПУМ
Модернизированная командно-штабная машина БТР-50ПУМ. Отличалась от своей предшественницы усиленным бронированием и более современным радиооборудованием
МТП
Машина технической помощи МТП, переоборудованная из
БТР-50П, в которую устанавливались оборудование,
приспособления, инструмент и принадлежности
для эвакуации, ремонта и обслуживания БМП-1
Тактико-технические характеристики
Боевая масса - 14,2 т
Грузоподъемность (на суше и на воде) - 2 т
Экипаж - 2 чел.
Десант - 20 чел.
Габаритные размеры:
высота - 2030 мм
длина - 7070 мм
ширина - 3140 мм
клиренс - 370 мм
Бронирование:
лоб - 10 мм
борт - 8-10 мм
корма - 6 мм
Вооружение:
пулемет - 7,62-мм пулемет ПКБ
Боекомплект - 1250 патронов
Двигатель - В-6, 6-цилиндровый, 4-тактный,
дизельный, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя - 240 л.с.
Скорость:
по шоссе - 44,6 км/ч
на плаву - 10,2 км/ч
Запас хода:    
по шоссе - 260 км
на плаву - 70 км
Удельное давление на грунт - 0,5 кг/кв. см
Преодолеваемые препятствия:
подъем - 38°
угол входа с берега в воду - 30°
угол выхода из воды на берег - 25°
ширина рва - 2,8 м
высота стенки - 1,1 м