Легкий танк Т-26

Т-26
ТММ-1

Опытный двухбашенный танк ТММ-1 (1931 г.). Вооружен пулеметом ДТ и двумя пулеметами "виккерс"

ТММ-2

Опытный двухбашенный танк ТММ-2 (1931-1932 гг.). Вооружен пулеметом "виккерс" и 37-мм пушкой "гочкис"

Т-26 с пулеметным вооружением

Двухбашенный танк Т-26 (1931-1933 гг.), первая модификация. Вооружен 2 пулеметами ДТ

Т-26 с пулеметно-пушечным вооружением

Двухбашенный танк Т-26 (1931-1933 гг.), вторая модификация. Вооружен 37-мм пушкой "гочкис" или
Б-3 и пулеметом ДТ

Т-26РТ

Двухбашенный танк Т-26РТ с радиостанцией 71-ТК-1 (1933 г.)

ХТ-26

Химический (огнеметный) танк ОТ-26 (ХТ-26) (1933-1934 гг.). Вооружен огнеметной установкой и пулеметом ДТ

Выполняя постановление ЦК ВКП(б) от 15 июля 1929 г. "О состоянии обороны СССР", конструкторы приступили к разработке основного танка общевойсковых соединений. Образцом послужил приобретенный английский танк "Виккерс 6-тонный" ("Виккерс" Е), вместе с которым купили лицензию на производство, но не технологию. За год ее разработали, как и всю техническую документацию, и 13 февраля 1931 г. после доклада Халепского Реввоенсовету легкий танк Т-26 приняли на вооружение, даже не дождавшись изготовления опытного образца.
Опытный образец появился в том же году под названием ТММ-1. По сравнению с английской машиной у него изменили конструкцию корпуса из-за установки двигателя "Геркулес" мощностью 95 л. с. Два пулемета "виккерс" находились в двух башнях, а советский ДТ - справа в корпусе. Экипаж состоял из 4 человек. Боевая масса танка доходила до 8 т, толщина лобовой брони до 13 мм, а скорость до 30 км/ч.
В следующем году появился ТММ-2, у которого в правую башню установили 37-мм пушку (боевая масса - 8 т, толщина брони до 13 мм, скорость - 30 км/ч, экипаж - 3 чел). Оба ТММ не удовлетворили военных, и в производство пустили "Виккерс" с некоторыми изменениями.
Дальнейшую работу по модернизации танка производил коллектив специалистов во главе с С.А.Гинзбургом. В отличие от "Виккерса" на Т-26 обр. 1931 г. толщина брони достигла 15 мм. На танк установили 90-сильный двигатель воздушного охлаждения марки "Т-26", который позволял развивать скорость 30 км/ч. Масса танка достигла 8,2 т, экипаж 3 чел. Из конструктивных особенностей можно отметить установку механической ступенчатой коробки передач на пять передач переднего хода и одну заднего хода. Подвеска была блокированной на четыре катка. Ведущие колеса располагались в передней части корпуса. Внешне Т-26 почти не отличался от прототипа. Каждая башня могла поворачиваться на 240°, в переднем и заднем секторах (по 100°) они могли вести огонь по одной цели. Из-за малого погона башен очень трудно было разместить в них пушки. Кроме того, башни нередко заклинивало.
С 1932 г. в правой башне стали размещать 37-мм пушку "гочкис" или 37-мм пушку Б-3. Боевая масса танка возросла до 8,4 т. В 1933 г. на базе танка Т-26 обр. 1931 г. создали огнеметный ОТ-26 (ХТ-26). Для этого сняли левую башню, а в правой установили огнемет с дальностью действия 35 м, спаренный с 7,62-мм пулеметом. Масса ОТ-26 (ХТ-26) - 9 т, экипаж - 2 чел.
Хотя довольно быстро выяснили, что башни мешают друг другу, тем не менее до августа 1933 г. выпустили более 1600 двухбашенных танков Т-26. С 1933 г. их выпуск был прекращен.
В 1933 г. появилась новая модификация Т-26 с одной цилиндрической башней. Этот танк вооружили 45-мм танковой пушкой обр. 1932 г. Весил он 9,4 т, боекомплект пушки состоял из 136 снарядов. Танки командиров оснащались радиостанцией с поручневой антенной, при этом боекомплект пришлось ограничить 96 снарядами. Учитывая опыт боев в Испании и у оз. Хасан поручневую антенну заменили штыревой. Типичным для этих танков стали две фары-прожектора над пушкой для ведения огня ночью.
С 1935 г. бронелисты корпуса и башни стали соединять при помощи электросварки, боекомплект пушки уменьшили до 122 выстрелов (82 в танках с радиостанцией), но увеличили емкость бензобаков. Масса машины возросла до 9,6 т.
На танках 1936 г. начали устанавливать пулемет в кормовой нише башни, боекомплект опять сократили, оставив 102 снаряда, незначительные изменения внесли в ходовую часть. Вес танка вырос до 9,65 т.
С 1937 г. на Т-26 появился зенитный пулемет, размещенный на крыше башни, и внутреннее переговорное устройство типа ТПУ-3, двигатель форсировали до 95 л. с. Боевая масса достигла 9,75 т.
Т-26 обр. 1937 г. получили конические башни, сваренные из 15-мм бронелистов. Емкость бензобаков возросла с 182 до 290 л, боекомплект составил 107 снарядов, масса возросла до 10,25 т.
Начиная с 1938 г. на танках начали устанавливать стабилизатор линии прицеливания пушки в вертикальной плоскости.
Танки, выпускавшиеся с февраля 1939 г., имели подбашенную коробку с наклонными бронелистами, задний башенный пулемет убрали и боекомплект пушки довели до 165 снарядов (у машин без радиостанции до 205). Мощность двигателя повысили до 97 л. с. С 1940 г. подбашенную коробку стали выполнять из 20-мм гомогенной брони.
В ходе советско-финской войны около сотни танков для усиления бронезащиты оснастили навесными бронеэкранами, при этом толщину нижней лобовой части корпуса и передней стенки довели до 60 мм.
Конструкция танка была проста. Т-26 отличался легкостью управления. Компоновка была классической: впереди отделение управления, затем боевое и в корме моторное. Ведущие колеса находились спереди, как и коробка передач. В ходовой части имелось по две тележки с 4 обрезиненными катками. 45-мм пушки обр. 1932, 1934 и 1938 гг. с клиновым полуавтоматическим затвором и углом наведения в вертикальной плоскости от -5° до +22° обладали одинаковыми баллистическими характеристиками и отличались только некоторыми усовершенствованиями. Начальная скорость бронебойного снаряда была 760 м/с и на дистанции 100 м он пробивал 32-мм броню.
В 1936 г. на базе однобашенного танка того же года появился ОТ-130, у которого огнеметом заменили пушку, но оставили пулемет. Запас огнесмеси довели до 400 л, дальность огнеметания достигла 50 м. Масса танка - 10 т, экипаж - 2 чел.
В 1938-1940 гг. появились новые модификации огнеметных машин ОТ-131, ОТ-132 и ОТ-133. Последний, массой 10,5 т, имел два пулемета. И в 1940 г. изготовили ОТ-134 (масса - 10,8 т, экипаж - 3 чел.), в конической башне которого находилась 45-мм пушка и пулемет, а в переднем верхнем листе корпуса - огнемет. Дальность огнеметания достигала 50 м.
В 1933 г. был разработан мостоукладчик с надвижным мостом длиной 7 м и грузоподъемностью 14 т. По 1935 г. их изготовили 65 ед. В 1934 г. изготовили опытные бронетранспортеры ТР-26 и ТР-4 для перевозки пехоты, а также ТР-4-1 для снабжения боеприпасами танковых частей, и в 1935-1936 гг. два танка-танкера Т-26Ц для подвоза горючего. В том же году испытали комплект надувных поплавков для движения Т-26 на плаву, а в следующем - оборудование для подводного хода на глубине до 5 м. Существовали танки-тральщики без пушки с навесным ножевым или катковым тралом, а также на основе Т-26 создавались опытные самоходно-артиллерийские установки.
Т-26 с цилиндрической башней
Танк Т-26 с цилиндрической башней (1933-1936 гг.). Вооружен
45-мм танковой пушкой обр. 1932 г. и 2 пулеметами ДТ
Т-26РТ обр. 1933-1939 гг.
Танк Т-26РТ с цилиндрической башней и радиостанцией 71-ТК-1 (71-ТК-3) (1933-1939 гг.)
Т-26-4 (Т-26А)
Артиллерийский танк Т-26-4 (Т-26А) (1933 г.). Вооружен 76,2-мм пушкой КТ-26 и 2 пулеметами ДТ
СТ-26
Саперный танк (мостоукладчик) СТ-26 (1933-1935 гг.). Вооружен пулеметом ДТ
ТТ-26
Телемеханическая группа танков ТТ-26 и ТУ-26 (1935-1936 гг.). Состоит из телетанка ТТ-26 - легкого химического (огнеметного) танка подавления, вооруженного пулеметом ДТ и огнеметной установкиой и танка управления ТУ-26, вооруженного 45-мм танковой пушкой обр. 1932 г. и пулеметом ДТ
ОТ-130 (ХТ-130)
Химический (огнеметный) танк ОТ-130 (ХТ-130) (1938 г.). Вооружен огнеметной установкой и пулеметом ДТ
ОТ-133
Химический (огнеметный) танк ОТ-133 (1939 г.). Вооружен огнеметной установкой и 2 пулеметами ДТ
ОТ-134
Опытный образец химического (огнеметного) танка ОТ-134
(1940 г.). Вооружен 45-мм танковой пушкой обр. 1932-1938 гг., огнеметной установкой и 2 пулеметами ДТ
ТТ-ТУ
Опытные образцы машин телемеханической группы танков Т-26 ТТ-ТУ (1938 г.). Состоит из телемеханического танка со сбрасываемым подрывным зарядом и танка управления
Т-26-1 с конической башней
Танк Т-26-1 с конической башней (1939-1940 гг.). Вооружен 45-мм танковой пушкой обр. 1932-1938 гг., 2 (3) пулеметами ДТ (выпускались модификации с прямой и наклонной подбашенной коробкой)
СУ-1
Опытный образец закрытая самоходная установка СУ-1 (1932 г.). Вооружен 76,2-мм полевой пушкой ПС-3 и 2 пулеметами ДТ
СУ-5-1
Самоходная установка СУ-5-1 (1932 г.). Вооружена 76,2-мм полевой пушкой обр. 1902-1930 гг.
СУ-5-2
Самоходная установка СУ-5-2 (1934 г.). Вооружена 122-мм гаубицей обр. 1910-1930 гг.
СУ-5-3
Опытный образец самоходной установки СУ-5-3 (1934 г.). Вооружен 152,4-мм мортирой обр. 1931 г.
АТ-1
Закрытая самоходная установка (артиллерийский танк) АТ-1
(1935 г.). Вооружена 76,2-мм пушкой ПС-3 и 2 пулеметами ДТ
СУ-6
Зенитная самоходная установка СУ-6 (1935 г.). Вооружена 76,2-мм зенитной пушкой ЗК обр. 1931 г. и 2 пулеметами ДТ
Т-25
Опытный образец колесно-гусеничного танка Т-25 (1939 г.). Создан на основе использования агрегатов танка Т-26. Вооружен 45-мм танковой пушкой обр. 1932-1938 гг. и 2 пулеметами ДТ
Т-26Т
Артиллерийский тягач Т-26Т (1933 г.). Без вооружения
ТР-1
Опытный образец бронированного транспортера пехоты ТР-1
(1931 г.). Без вооружения
ТР-4
Бронетранспортер для пехоты ТР-4 (1933 г.). Вооружен пулеметом ДТ
Т-26ПХ
Опытный двухбашенный танк Т-26ПХ, оснащенный оборудованием для подводного хода конструкции НАТИ (1933 г.)
Т-26ПХ
Опытный однобашенный танк Т-26ПХ, оснащенный оборудованием для подводного хода конструкции НИБТПолигона (1935 г.)
Т-26ТР
Опытный образец танка-тральщика с катковым тралом
Т-26 с ножевым тралом
Опытный образец танка-тральщика с ножевым тралом
Т-26Ф
Опытный образец танка-перевозчика фашин
Тактико-технические характеристики
Т-26 обр. 1931 г. Т-26 обр. 1939 г.
Боевая масса - 8,2 т 10,25 т
Экипаж - 3 чел. 3 чел.
Габаритные размеры:
высота - 2190 мм 2330 мм
длина - 4620 мм 4620 мм
ширина - 2440 мм 2450 мм
клиренс - 380 мм 380 мм
Бронирование:
лоб, борт, корма корпуса - 15 мм 15 мм
крыша корпуса - 6-10 мм 10 мм
днище корпуса - 6 мм 6 мм
башня - 15 мм 15 мм
Вооружение - два 7,62-мм пулемета, с 1932 г.
37-мм пушка "Гочкис" или 37-мм пушка
Б-3 и один 7,62-мм пулемет
45-мм пушка обр. 1934-1938 гг. и
два 7,62-мм пулемета ДТ
Боекомплект - 6489 патронов, с 1932 г. 113 выстрелов и
3245 патронов
205 выстрелов, 3654 патрона
(для танка с радиостанцией 165 и 3087
соответственно)
Двигатель - Т-26, 4-цилиндровый, карбюраторный,
воздушного охлаждения
Т-26, 4-цилиндровый, карбюраторный,
воздушного охлаждения
Мощность двигателя - 90 л.с. 90 л.с.
Скорость по шоссе - 30 км/ч 30 км/ч
Запас хода по шоссе - 100-140 км 240 км
Удельное давление на грунт на
гусеницах
- 0,76 кг/кв. см 0,8 кг/кв. см
Преодолеваемые препятствия:
подъем - 40° 40°
крен - 40° 40°
ширина рва - 2,65 м 2,65 м
высота стенки - 0,75 м 0,75 м