Плавающий танк Т-40

Т-40
Т-40

Серийный танк Т-40 (1940-1941 гг.). Вооружен 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом ДШК обр. 1938 г. и пулеметом ДТБ

11 февраля 1937 года Автобронетанковое управление РККА утвердило тактико-технические требования на проектирование опытного образца плавающего колесно-гусеничного разведывательного тапка под обозначением Т-39. Проектирование нового танка поручили КБ завода № 37 под руководством П. Астрова. В ходе работ по созданию новой боевой машины, получившей заводской индекс 101, инженеры столкнулись с рядом проблем, связанных с тем, что при соблюдении заданных параметров уложиться в ТТХ было невозможно. Проект танка был готов в декабре 1937 года и направлен на рассмотрение в АБТУ РККА.
Проект машины 101 (Т-39) представлял собой танк массой 7 - 7,5 т с броней толщиной 6 - 13 мм. Из-за сильно возросшей массы танка (по сравнению с заданной в тактико-технических требованиях) конструкторы отказались от создания плавающей машины и ограничились только колесно-гусеничным ходом. Ввиду отсутствия дизеля подходящей мощности в качестве двигателя предполагалось использовать звездообразный авиамотор МГ-31Ф в 250 л.с. Вооружение танка состояло из 12,7-мм пулемета ДК и 7,62-мм ДТ в башне. Боекомплект размещался на стенках и полу боевого отделения и в отделении управления рядом с водителем. Большая часть боекомплекта к пулемету ДК укладывалась в специальном кольцевом желобе под погоном башни, который при повороте башни вращался вместе с ней.
Т-40С

Танк Т-40С (сухопутный вариант) (1941 г.). Вооружен пулеметом ДШК и пулеметом ДТ (выпускались модификации машины с 20-мм пушкой ТНШ-20 и пулеметом ДТ)

Комиссия АБТУ РККА, рассмотревшая проект Т-39, пришла к выводу, что он не удовлетворяет требованиям, предъявляемым для легкого разведывательного танка. Поэтому в апреле 1938 года АБТУ РККА выдало тактико-технические требования на разработку нового плавающего разведывательного танка. Согласно заданию, КБ завода № 37 должно было спроектировать машину массой не более 4,8 т, с экипажем из двух человек, имевшую броню до 13 мм и вооруженную 12,7 и 7,62-мм пулеметами. Из-за отсутствия дизельного двигателя подходящей мощности предполагалось использовать импортный автомобильный двигатель "Додж".
В августе 1938 года комиссия АБТУ РККА рассмотрела эскизный проект и макет будущего танка. Проект получил одобрение, и КБ завода № 37 приступило к детальной разработке новой боевой машины. Новый танк получил заводское обозначение 010, а в документах Автобронетанкового управления значился как Т-40.
Танк проектировался с двумя различными вариантами подвески - рессорно-балансирной, по типу тягача "Комсомолец", и торсионной. Проектирование танка 010 закончилось в конце 1938 года, и чертежи сразу же передали в производство. К весне 1939 года первые образцы машины были закончены сборкой.
Корпус Т-40 изготавливался из катаных броневых листов, соединявшихся сваркой или клепкой. Для повышения остойчивости па плаву корпус имел трапециевидную (в поперечном сечении) форму с расширенной верхней частью.
Т-40 с радиостанцией

Танк Т-40 (командирский вариант) (1941 г.). Установлена радиостанция 71-ТК-3. Вооружен пулеметом ДШК и пулеметом ДТ

Экипаж машины состоял из двух человек - механика-водителя, размещавшегося по оси танка, и командира, который находился в башне.
Башня в форме усеченного конуса устанавливалась на шариковой опоре и была смещена влево от продольной оси танка. В амбразуре башни монтировалась спаренная установка 12,7-мм пулемета ДШК и 7,62-мм ДТ. Большая часть боекомплекта для ДШК (9 сцепленных лент - 450 патронов) размещалась в специальном кольцевом коробе под башней, еще одна лента находилась в запасе. Такая боеукладка, обеспечивавшая непрерывность питания пулемета, существенно повышала скорострельность.
На танке 010 устанавливался двигатель "Додж", расположенный продольно вдоль правого борта. Трансмиссия - главный фрикцион, автомобильная коробка перемены передач, главная и бортовая передача - в передней части корпуса. От боевого отделения двигатель отделялся броневой перегородкой.
Трехлопастной гребной винт и плоские водоходные рули размещались в специальной нише в заднем броневом листе корпуса, что обеспечивало их защиту от внешних повреждения, привод гребного винта осуществлялся карданным валом от коробки отбора мощности, укрепленной на картере коробки перемены передач.
Т-30

Танк Т-30 (сухопутный вариант танка Т-40) (1941 г.). Вооружен 20-мм автоматической пушкой ТНШ-20 (ШВАК) и пулеметом ДТ

Для танка Т-40 была по-новому спроектирована ходовая часть вместо пружинно-балансирной была использована торсионная. Применительно к одному борту она состояла из четырех опорных, трех поддерживающих катков, направляющего и ведущего колес. На двух образцах машины 010 установили рессорную подвеску по типу тягача "Комсомолец". Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной - 5,26 т.
Два танка 010 - № 6/2 с рессорной и № 7/4 с торсионной подвеской - поступили на НИБТ полигон, где с 9 июля по 21 августа 1939 года прошли широкомасштабные испытания. Машины испытывались на плаву, на естественных и искусственных препятствиях, проверялись условия работы экипажа, а также приборов наведения оружия. По результатам этих испытаний на заводе № 37 в конструкцию узлов и агрегатов Т-40 внесли большое количество улучшений и изменений, что позволило повысить надежность работы танка. Была несколько изменена конструкция корпуса, траков гусениц и опорных катков, увеличен диаметр торсионных валов, установлен новый четырехлопастной гребной винт, вместо двигателей "Додж" предполагалось использование отечественного мотора ГАЗ-202 (танковый вариант двигателя ГАЗ-11).
В таком виде постановлением Комитета Обороны СССР № 443 сс от 19 декабря 1939 года танк Т-40 был принят на вооружение Красной Армии. До 22 июня 1941 г. было изготовлено 222 машины.
Т-40 с 23-мм пушкой

Опытный образец танка Т-40 (1940 г.). Вооружен
23-мм пушкой Таубина и пулеметом ДТ

После начала Великой Отечественной войны по инициативе начальника научно-технического комитета ГБТУ Красной Армии генерала С.Афонина завод пошел на упрощение конструкции Т-40, превратив его из плавающего танка в сухопутный. С машины демонтировали все водоходное оборудование (гребной винт с приводом, коробку отбора мощности, рули, трюмный насос, теплообменник), а также пол боевого отделения и моторную перегородку. В литературе такие машины часто именуются как Т-40С ("сухопутный"), однако в документах завода № 37 этот индекс не встречается. Выпуск таких машин начался во второй половине июля, причем на части этих танков использовали корпуса плавающих Т-40 (с нишей для гребного винта). В это же время кормовой лист корпуса стали делать прямым, без ниши для винта. Кроме того, до 15 мм была увеличена толщина брони корпуса. Такие танки в документах завода № 37 проходили как Т-30, такой же индекс они имели и в войсках. Первоначально Т-30 имел вооружение как у Т-40 - 12,7 и 7,62-мм пулеметы в башне. Примерно со второй половины августа вместо 12,7-мм пулемета на них стали устанавливать 20-мм пушку ШВАК.
Достаточно сложно сказать, сколько плавающих танков Т-40 было изготовлено. В отчете завода № 37 за 1941 год Т-40 и Т-30 не разделялись, а были показаны общей графой. В документах наркомата танковой промышленности к танкам Т-40 отнесены все машины, выпущенные в июле 1941 года. Исходя из этого, по документам завода № 37 в 1940 - 1941 год было изготовлено (по 1 августа 1941 года включительно) 296 Т-40, включая и некоторое количество сухопутных танков. В документах Автобронетанкового управления фигурирует другая цифра - 277 машин.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса - 5,5 т
Экипаж - 2 чел.
Габаритные размеры:
высота - 1905 мм
длина - 4035 мм
ширина - 2230 мм
клиренс - 300 мм
Бронирование:
лоб, борт корпуса - от 13 мм
корма - от 13 мм
крыша корпуса - 6 мм
днище корпуса - 4 мм
башня - 10 мм
Вооружение:
пулеметы - 7,62-мм пулемет ДТ
12,7-мм пулемет ДШК
Боекомплект - 500 патронов калибра 12,7 мм
2016 патронов калибра 7,62 мм
Двигатель - ГАЗ-11, модель 202, рядный, 6-цилиндровый,
карбюраторный, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя - 70 л.с.
Скорость:
по шоссе - 45 км/ч
по воде - до 6 км/ч
Запас хода по шоссе - 300 км
Удельное давление на грунт - 0,42 кг/кв. см
Преодолеваемые препятствия:
подъем - 34°
ширина рва - 1,7 м
высота стенки - 0,6 м