Легкий танк Т-60

Т-60
В мае 1941 года московский завод № 37 получил задание на освоение производства современного легкого танка нового поколения Т-50, спроектированного в Ленинграде на заводе № 174 им. Ворошилова, сложность изготовления которого превышала возможности этого завода. Поэтому работники завода № 37, расширяя насколько возможно производство танков Т-40 и немного усиливая его бронезащиту, пришли к выводу, что можно создать новый легкий, уже не плавающий, но вполне боеспособный в данных условиях танк непосредственного сопровождения пехоты. Эту инициативную работу, проходившую под непосредственным руководством Н.А.Астрова, удалось выполнить, начиная с августа 1941 года, всего за 15 дней. Был спроектирован и построен макетный образец нового легкого танка 060.
Убедившись в целесообразности и преимуществах такого решения, главный конструктор Н.А.Астров вместе со старшим военпредом завода подполковником В.П.Окуневым написали письмо И.В.Сталину, в котором обосновали невозможность выпуска танка Т-50 и с другой стороны - реальность быстрого освоения производства 060, причем в массовых количествах, с широким использованием автомобильных агрегатов и передовых технологий их изготовления. Уже вечером следующего дня вышло постановление ГКО о принятии на вооружение и срочной организации массового производства новой машины, получившей армейский индекс Т-60.
Предполагалось задействовать 5 заводов наркоматов среднего и тяжелого машиностроения: № 37 (Москва), ГАЗ (танковое производство - завод № 176), Коломенский паровозостроительный (КПЗ) имени Куйбышева, № 264 (Красноармейский судостроительный завод под Сталинградом, ранее выпускавший речные бронекатера проекта 1124) и Харьковский тракторный (ХТЗ), к сожалению, быстро отпавший в связи со срочной эвакуацией. Впоследствии к ним присоединились заводы № 38 в Кирове и № 37 в Свердловске. Добавить к этому большое количество заводов-смежников.
Для танка Т-60 конструктор А.В. Богачев создал принципиально новый более прочный цельносварной корпус со значительно меньшим забронированным объемом и низким силуэтом, с большими углами наклона лобовых и кормовых листов. Меньшие размеры корпуса позволили довести толщину всех лобовых листов до 15 - 20 мм, а потом и до 20 - 35 мм, бортовых - до 15 мм (впоследствии - до 25 мм), кормовых - до 13 мм (потом местами до 25 мм).
Водитель располагался посередине в выступающей вперед рубке с откидывающимся в небоевой обстановке лобовым щитком и верхним входным люком толщиной 10 мм (позже - 13 мм).
Новая башня высотой всего 375 мм, спроектированная Ю.П.Юдовичем, более технологичная, чем на Т-40, имела конусообразную восьмигранную форму. Она сваривалась из трапециевидных плоских бронелистов толщиной 25 мм, расположенных под большими углами наклона, что заметно повышало ее стойкость при обстреле. Толщина передних скуловых бронелистов и маски вооружения достигла впоследствии 35 мм. В крыше толщиной 10-13 мм имелся большой люк командира с круглой крышкой. Башня была смещена к левому борту.
На втором опытном образце Т-60 вместо ДШК установили скорострельную 20-мм пушку ШВАК-танковая. Для удобства наведения пушка размещалась в башне со значительным смещением от ее оси вправо. Табличная дальность прямого выстрела достигала 2500 м, прицельная - 7000 м, темп стрельбы - до 750 выстр/мин. Пушка имела ленточное питание емкостью 754 снаряда (13 коробок). В состав боекомплекта входили осколочно-трассирующие и осколочно-зажигательные снаряды со взрывателем мгновенного действия и бронебойно-зажигательные снаряды с карбидовольфрамовым сердечником и высокой начальной скоростью 815 м/с, что позволяло эффективно поражать легко- и среднебронированные цели, а также пулеметные точки, противотанковые пушки и живую силу врага. Введение впоследствии подкалиберного бронебойно-зажигательного снаряда повысило бронепробиваемость до 35 мм.
Т-60З

Опытный образец танка Т-60З (зенитный)

Слева от пушки в одной спаренной с ней установке размещался пулемет ДТ с боекомплектом 1008 патронов (16 дисков, позднее 15).
Ходовая часть танка состояла из четырех обрезиненных опорных катков на борт, трех поддерживающих катков, направляющего колеса и ведущего колеса переднего расположения. Подвеска опорных катков - индивидуальная торсионная. В состав трансмиссии входили сцепление, смонтированное на двигателе, коробка передач, главная передача, бортовые фрикционы и бортовые передачи.
С 1941 по начало 1943 г. предприятиями, которые занимались производством танка Т-60, было выпущено 5915 машин. В 1943 г. танк был снят с производства ввиду низкой удельной мощности, недостаточной маневренности и слабых бронирования и вооружения.
На базе Т-60 в 1942 г. была создана зенитная установка Т-60З, вооруженная пулеметами калибра 12,7 мм, но из-за несовершенства приводов наведения на вооружение принята не была.
В 1944 г. в опытном порядке на базе Т-60 построили открытую самоходную артиллерийскую установку ОСУ-76, вооруженную 76-мм пушкой ЗИС-3. Установка оказалась неустойчивой при выстреле и из-за низких боевых качеств на вооружение принята не была.
ОСУ-76

Опытная открытая самоходная артиллерийская установка ОСУ-76

В октябре 1941 г. на заводе "Компрессор" в Москве была разработана 24-зарядная пусковая установка БМ-8-24 для 82-мм реактивных снарядов на базе Т-60. Эту машину приняли на вооружение и передали для серийного производства на ряд заводов.
Для переброски легких танков в составе десантов в тыл врага, а также для снабжения ими крупных партизанских отрядов конструктор легкой авиации О.К.Антонов предложил осенью 1941 года построить упрощенный буксируемый планер разового применения, в качестве фюзеляжа которого использовался бы корпус танка Т-60, а его ходовая часть - в качестве взлетно-посадочного устройства. Предполагалось, что такой комбинированный планер может буксироваться четырехмоторным бомбардировщиком ТБ-3 или самолетом ДБ-3Ф до пункта назначения, а после расцепления производить посадку на площадку ограниченных размеров, сбрасывать крылья с хвостовым оперением и с ходу идти в бой. Машину спроектировали всего за две недели и к лету 1942 года построили на планерном заводе в Тюмени. Она получила название КТ ("Крылья танка"), а также обозначалась индексами А-Т, АТ-1 или планер А-40. Испытательный полет осенью 1942 года на буксире у ТБ-3 показал, что идея летающего легкого танка целесообразна и вполне осуществима. Однако ввиду большого аэродинамического сопротивления планера КТ, еще не имевшего обтекателей, буксировка потребовала использования максимальной мощности уже порядком изношенных двигателей ТБ-3, которые стали греться - планер пришлось в аварийном порядке отцепить. На удивление он нормально спланировал и удачно сел на кочковатом поле в районе Раменского аэродрома. Сбросив крылья, Т-60 своим ходом благополучно вернулся на базу в Монино. Из-за отсутствия других подходящих для данной цели бомбардировщиков, лучшим из которых был бы Пе-8, эта интересная работа не имела дальнейшего продолжения. Выяснилось, что превышенную более чем вдвое скорость движения "аэротанка" - при отрыве около 100 км/ч - гусеничный движитель Т-60 по кинематике и динамике выдержал без видимых последствий, что показало правильность проведения расчетов и выбора конструктивных решений этого важнейшего узла боевой машины.
БМ-8-24

Пусковая установка БМ-8-24

Создание и освоение массового производства на нескольких заводах танка Т-60 не прошло даром. Многие его хорошо отработанные агрегаты и узлы силовой установки, трансмиссии и ходовой части нашли применение на следующей модели легкого танка Т-70 с более мощной броней и 45-мм пушкой.
Свое боевое крещение танки Т-60 получили в конце сентября 1941 года на Полтавщине. В последующем они активно применялись на всех фронтах Великой Отечественной войны. Последней крупной операцией, в которой они использовались, стало снятие блокады Ленинграда в январе 1944 года. В последующем сохранялось применение Т-60 как машин сопровождения войск на марше, охранения и связи, для разведки боем, борьбы с десантами, в качестве арттягачей для буксировки противотанковых пушек ЗИС-2 и дивизионных ЗИС-3, как командирских и учебных танков. В таком виде Т-60 использовались в действующей армии до конца Отечественной войны, а как арттягачи - еще и в войне с Японией. Танки Т-60, кроме Красной Армии, встречались только в Войске Польском. К сожалению, немало машин было захвачено противником. Немцы чаще всего применяли их как быстроходные бронированные тягачи для противотанковой артиллерии, иногда без башен. Некоторое количество захваченных Т-60 они передали своему союзнику - Румынии. Там на их базе построили партию вполне удачных самоходных артиллерийских установок ТАКАМ с советской 76,2-мм пушкой Ф-22, размещенной в открытой рубке.
По окончании войны уцелевшие Т-60 быстро списали. Сохранились всего один полноценный экземпляр в Музее бронетанковой техники в Кубинке.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса - 6,4 т
Экипаж - 2 чел.
Габаритные размеры:
высота - 1750 мм
длина - 4100 мм
ширина - 2300 мм
клиренс - 300 мм
Бронирование:
лоб корпуса - 35 мм
борт корпуса - 15 мм
корма - 25 мм
крыша корпуса - 13 мм
днище корпуса - 10 мм
башня - 25 мм
Вооружение:
пушка - 20-мм пушка ТНШ-20
пулемет - 7,62-мм пулемет ДТ
Боекомплект - 780 выстрелов
945 патронов
Двигатель - ГАЗ-202, рядный, 6-цилиндровый, 4-тактный,
карбюраторный, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя - 70 л.с.
Скорость по шоссе - 42 км/ч
Запас хода по шоссе - 450 км
Удельное давление на грунт - 0,53-0,63 кг/кв. см
Преодолеваемые препятствия:
подъем - 35°
глубина брода - 0,9 м
ширина рва - 1,7 м
высота стенки - 0,65 м