Тяжелый танк ИС-4

ИС-4
об. 701-2

Первый прототип танка ИС-4 - "объект 701-2"

Разработка тяжелого танка ИС-4 началась в 1944 году, несколько раньше, чем ИС-3. Поэтому его заводской номер - 701 - меньше, чем у его предшественника. Инициаторами создания новой машины были руководители ЧКЗ: И.М.Зальцман (директор), С.Н.Махонин (главный инженер) и Н.Л.Духов (главный конструктор); ведущий конструктор проекта - Л.С.Троянов. Главной их задачей было создание перспективного тяжелого танка для завершающего этапа войны и на последующее время.
Серийному образцу ИС-4 предшествовали изделия 701-2, 701-5 и 701-6. Эти машины отличались друг от друга толщиной брони, маркой и калибром орудия, расположением мест членов экипажа.
На изделии 701-2 устанавливалась пушка С-34 калибра 100 мм. Боекомплект состоял из 30 выстрелов. Имелись телескопический прицел ТШ-17 и смотровые приборы МК-4. Толщина брони лобовых и бортовых листов башни и корпуса была одинаковой и не превышала 160 мм. Двенадцатицилиндровый дизельный двигатель В-12 мощностью 750 л.с. позволял 55,9-тонной боевой машине развивать скорость 43 км/ч. Экипаж состоял из 4 человек.
об. 701-5

Второй прототип танка ИС-4 - "объект 701-5"

На объекте 701-5 поставили 122-мм пушку Д-25Т и увеличили толщину брони башни. Масса танка возросла до 58,5 т.
Вариант 701-6 получил армейское обозначение ИС-4 и в 1947 году был принят на вооружение Советской Армии. Корпус его сваривался из броневых листов большой толщины, а литая башня имела переменную толщину стенок с развитыми скуловыми и лобовыми деталями. Лобовая и бортовая броня корпуса и башни не пробивались зарубежными противотанковыми пушками с дальностью 1000 м, а кормовой лист корпуса имел такую же толщину, как и лоб башни танка ИС-2.
Механик-водитель размещался впереди по оси машины. Над его сиденьем имелся небольшой круглый люк, закрываемый отодвигающейся в сторону крышкой. В крышке люка устанавливались два смотровых прибора, которые необходимо было снимать перед открыванием люка.
Передняя часть башни танка закрывалась съемным броневым листом, крепившимся болтами. В задней части крыши башни располагались слева - люк командира танка с крышкой, справа - люк заряжающего с крышкой.
ИС-4

Тяжелый танка ИС-4 ("объект 701-6")

Вращение башни осуществлялось механизмом поворота, имевшим два привода: ручной и электрический. Планетарный блок механизма поворота допускал раздельную и совместную работу этих приводов без каких-либо переключений.
Пушка Д-25Т калибра 122 мм была спарена с 12,7-мм пулеметом ДШК. На башне танка ставился на зенитной турели второй пулемет ДШК, снабженный коллиматорным прицелом К8-Т.
Боекомплект пушки состоял из 30 выстрелов раздельного заряжания. Боекомплект 12,7-мм патронов состоял из двух укладок по 500 штук в каждой. В одной укладке патроны снаряжались в ленты по 50 штук в каждой и укладывались в магазины-коробки, две из которых находились на пулеметах. Во второй укладке патроны в пачках заводской упаковки хранились в четырех брезентовых сумках.
На танке был установлен 12-цилиндровый, четырехтактный, V-образный бескомпрессорный дизель В-12 жидкостного охлаждения максимальной мощностью 750 л.с.
Силовая передача (точнее, механизм передач и поворотов) - планетарная, обеспечивавшая шесть передач вперед, три назад и два нейтральных положения. Она состояла из трехскоростного редуктора, представлявшего собой двухрядный планетарный механизм с тремя фрикционными элементами и выполнявшего роль коробки передач, конического реверса и механизма поворота типа ЗК с мультипликаторами.
Ведущие колеса имели съемные венцы с 14 зубьями. Направляющие колеса с винтовыми натяжными механизмами располагались впереди. На каждом борту было по 7 опорных и по 3 поддерживающих катка. Подвеска - индивидуальная, торсионная. Гусеница - мелкозвенчатая, цевочного зацепления, с открытым шарниром шириной 720 мм.
На машине устанавливалась автоматическая система противопожарного оборудования с термоэлектрозамыкателями в моторном и трансмиссионном отделениях. Средства связи состояли из радиостанции 10-РК-26 и переговорного устройства ТПУ-4бисФ.
Официально считается, что серийное производство ИС-4 началось в 1947 году. Однако ряд фактов позволяет считать, что часть машин была выпущена раньше - в 1946-м и даже в 1945 году. В отличие от последних на танках выпуска 1947-1948 годов устанавливались модернизированные пулеметы ДШКМ обр. 1938/46 гг., коллиматорный прицел К10-Т и радиостанции 10РТ. Начиная с 1948 года танки комплектовались переговорным устройством ТПУ-47. Всего за время серийного производства до 1949 года было изготовлено около 250 ИС-4.
Служба нового танка оказалась недолгой - ИС-4 вывели из эксплуатации и поставили на длительное хранение, а затем сняли с вооружения. Причиной этого был целый ряд обстоятельств. Эта боевая машина обладала существенными недостатками: массой, превышавшей грузоподъемность большинства существовавших в то время мостов и транспортных средств, низкой надежностью трансмиссии, невысокой проходимостью, обусловленной большим удельным давлением (0,9 кг/кв. см). Недостаточной была и маневренность танка, а по вооружению ИС-4 не имел преимуществ перед тяжелыми танками ИС-2 и ИС-3.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса - 60 т
Экипаж - 4 чел.
Габаритные размеры:
высота - 2480 мм
длина с пушкой вперед - 9790 мм
ширина - 3260 мм
клиренс - 410 мм
Бронирование:
лоб корпуса - 160 мм
борт корпуса - 160 мм
корма - 100 мм
крыша - 45 мм
днище корпуса - 30 мм
башня - 250-170 мм
Вооружение:
пушка - 122-мм нарезная пушка Д-25Т
пулеметы - два 12,7-мм пулемет ДШК
Боекомплект - 30 выстрелов
1000 патронов
Двигатель - В-12, V-образный, 12-цилиндровый,
4-тактный, дизельный, жидкостного
охлаждения
Мощность двигателя - 750 л.с.
Скорость по шоссе - 43 км/ч
Запас хода по шоссе - 170 км
Удельное давление на грунт - 0,92 кг/кв. см
Преодолеваемые препятствия:
подъем - 35°
глубина брода - 1,5 м
ширина рва - 2,8 м
высота стенки - 0,9 м