Перспективный танк Т-95

В России в 90-е годы начала назревать острая проблема обновления танкового парка. От СССР в наследство Российской федерации досталось более 22 тысяч разунифицированных танков разных серий: ИС-2, Т-54, Т-55, Т-62, Т-64, Т-72, Т-80. Принятие на вооружения танка Т-90 в основном ситуацию не изменило. Т-90 хотя и был более совершенным во всех отношениях, но принципиально новым его не назовешь.
Поэтому в конкурирующую борьбу за создание нового российского перспективного танка вступили два российских танковых конструкторских бюро - НИИ Трансмаш из Санкт-Петербурга и УКБТМ с Уралвагонзаводом из Нижнего Тагила.
Российские танкостроители, проанализировав различные варианты танковых компоновок, в том числе после прогонки математических моделей на ЭВМ, пришли к выводу, что наиболее перспективной является схема с вынесенным вооружением. Считалось, что у такого танка, если сравнивать его с боевой машиной обычной компоновки, резко возрастет защищенность, так как сэкономленные тонны пойдут на усиление брони перспективного российского танка.
В следствии НИИ Трансмаш разработал на бумаге перспективный танк под шифром "Объект 299" с переднем расположением моторно-трансмиссионного отделения и УКБТМ разработало проект перспективного танка "Объект 195" с задним расположением МТО. Был поддержан проект танка "Объект 195" для дальнейшей разработки. Танк проектировался в рамках ОКР "Совершенствование-88". Российские военные в процессе разработки этого танка присвоили ему негласный индекс Т-95.
УКБТМ за основу компоновки танка взяло капсульную компоновку танка, хотя еще в середине 80-х годов ХХ ст. в СССР вынесенное вооружение и капсульная компоновка были отработаны танковым КБ ХКБМ в деревянных макетах и ходовых образцах и потом отклонены как компоновка, которая не имеет перспективы на будущие.
Активная разработка УКБТМ "Объекта 195" проходила с 1993 по 2010 год. В конце 90-х годов первый образец танка вышел на испытания. Испытания двух образцов продолжались и в дальнейшем, в 2009 г. работы по теме "Совершенствование-88" были закрыты. В 2010 г. было заявлено о прекращении финансирования разработки танка Т-95 и закрытии проекта, так как проект машины морально устарел. Однако на "Уралвагонзаводе" заявили, что вскоре завершат разработку Т-95, которую проводят самостоятельно.
15 июля 2010 г. в Нижнем Тагиле на выставке "Оборона и защита 2010", по сообщениям прессы, впервые состоялся закрытый показ перспективного основного боевого танка Т-95. Осенью 2011 г. в СМИ появилась информация, что разработка Т-95 ведётся параллельно с разработкой нового танка Т-99.
Из-за высокого уровня секретности большая часть информации об этом танке основывается на непроверенных данных.
Предположительно, масса нового танка составит около 55 т.
Компоновка танка выполнена в виде функционально связанных между собой носового высокозащищенного пожаровзрывобезопасного модуля управления и модуля вооружения, герметично изолированных друг от друга. Повышение защищенности экипажа достигается переносом рабочих мест экипажа, находившихся в башне, в высокозащищенный носовой модуль корпуса.
Перспективный российский танк имеет мощное лобовое бронирование корпуса. В сравнении с танком Т-90А у него увеличены борта корпуса, которые не защищены многослойным бронированием, вследствие чего танк может быть легко поражен в борт устаревшими танковыми 120-мм бронебойно-оперенными снарядами стран НАТО. Со стороны бортов танка может поражаться и бронированная капсула, в которой находится экипаж. Борта и ходовая часть танка Т-95 защищены элементами динамической защиты "Реликт", однако при поражении танка в районе боевого отделения есть вероятность детонации боеприпасов, находящихся в АЗ, так как они расположены вертикально.
Модуль вооружения отделен от модуля управления поперечной перегородкой, что уменьшает вероятность поражения экипажа в модуле. Пожаровзрывобезопасность модуля и выживаемость экипажа достигаются полным отделением рабочих мест экипажа от загерметизированного объема топлива и от боекомплекта.
Модуль вооружения представляет из себя бронированную полноповоротную платформу с основным вооружением, автоматом заряжания, кассетами с выстрелами, устанавливаемую с помощью погонного устройства на крышу корпуса боевой машины и соединяющегося с ним мультиплексным каналом информационного обмена. Автомат заряжания размещен с зазором от днища корпуса танка для обеспечения работоспособности автомата заряжания при деформациях днища машины. В новом варианте АЗ разработки УКБТМ кассеты вращающегося транспортера размещены вертикально.
Вооружение танка предположительно будет состоять из 125 - 152-мм орудия с новым автоматом заряжания. Система управления огнём включает тепловизор и, возможно, радар. Есть информация, что в качестве вспомогательного и зенитного средства возможна установка 30-мм автоматической пушки в дистанционно управляемой турели с очень высокой, порядка 3 м, линией огня. В начале июля 2010 г. появилась информация, что вооружение машины будет представлено 152-миллиметровым орудием, зенитными управляемыми ракетами и пулемётами калибра 7,62 и 14,5 мм. На осень 2011 г. появилась информация, что танк может быть оснащён электромагнитными орудием и броней, однако достоверных данных нет.
Информация о цели будет поступать по оптическим, тепловизионным, инфракрасным каналам, в неё будет включён лазерный дальномер и радиолокационная станция. Танк будет оснащён комплексом "свой - чужой", что позволит более динамично действовать в сложных и быстро меняющихся условиях современного поля боя.
Лафетная установка с вынесенным вооружением и приборами наблюдения и прицеливания плохо защищена бронированием и встроенной динамической защитой. При попадании снарядов в необитаемую башню, прицельные приборы и аппаратура системы управления огня, смонтированные в башне танка, могут выходить из строя, делая экипаж танка слепым и лишая возможности экипаж дальше продолжать бой из-за повреждения дистанционной связи, теряя управление над оружием танка Т-95.
На Т-95 планировали в перспективе установить опытный челябинский 1650-сильный X-образный двигатель А-85-3, известный по-другому как 12Н360. Однако к моменту проведения испытаний он был не готов, поэтому в моторно-трансмиссионном отделении был установлен двигатель В-92С2Ф2 мощностью всего в 1130 л.с. В результате по сравнению с Т-90А подвижность возросла незначительно.
С правой стороны корпуса сзади расположен прямоугольный вентиляционный вырез для двигательной установки танка, через который могут попадать снаряды и влетать противотанковые кумулятивные гранаты, выводя из строя двигатель и поражая МТО Т-95, тем самым обездвиживая танк.
На танк планировали поставить новую трансмиссию с с автоматической гидрообъемной коробкой передач. Однако в процессе разработки с ней возникли проблемы надежности, поэтому на опытные машины Т-95 поставили трансмиссию с Т-90.
Ходовая часть танка семикатковая, катки аналогичны применяемым на танке Т-90. Подвеска – торсионная, применены лопастные амортизаторы.
Система подрессоривания ходовой части перспективного танка снабжена дополнительно датчиками продольной и поперечной угловых скоростей, расположенными на жестких элементах корпуса, датчиком линейного ускорения по вертикальной оси машины, размещенным вблизи центра масс машины, формирователем управляющего сигнала. На каждом из торсионных валов первой и последней пар подвесок закреплен датчик угла закрутки торсионного вала, а каждый гидроамортизатор снабжен датчиком температуры рабочей жидкости, а также электромагнитной системой, выполненной с возможностью создания магнитного поля для изменения вязкости рабочей жидкости гидроамортизатора. При движении машины по пересеченной местности по сигналам датчиков формирователь сигналов, в соответствии с заранее введенным в него алгоритмом, рассчитывает и подает управляющие сигналы на каждую электромагнитную систему каждого из гидроамортизаторов, изменяя их сопротивление. Вследствие увеличения вязкости магнитореологической жидкости под воздействием магнитного поля, создаваемого электромагнитными системами, оптимизируется движение по пересеченной местности: уменьшается вертикальное ускорение, поперечная и продольная раскачки корпуса.
Предполагаемые характеристики
  Боевая масса - около 55 т  
  Экипаж - 2 - 3 чел.  
  Бронирование
-
противоснарядное комбинированное с встроенной
динамической защитой нового поколения, разрабатываемая
в рамках ОКР "Реликт"
  Вооружение:
  пушки - 152-мм гладкоствольная пушка 2А83
30-мм автоматическая пушка
 
  пулеметы - 7,62-мм пулемет
14,5-мм пулемет
 
  Системы противодействия - система "Штора-2", КАЗ "Дрозд" или "Арена-Э"  
  Боекомплект - 42 выстрела
 
  Двигатель - перспективный Х-образный дизельный двигатель  
  Мощность двигателя - 1650 л.с.  
  Скорость по шоссе max - более 75 км/ч  
  Удельное давление на грунт - около 0,9 кг/кв. см