Модернизация среднего танка Т-55

Т-55АГМ
В различных странах еще достаточно много стоят на вооружении танков Т-55. Однако они уже давно как физически, так и морально устарели. Поэтому различные предприятия Украины представляют различные варианты модернизации этих машин.
Танк Т-55АГМ является одним из вариантов модернизации танка Т-55.
С целью повышения всех основных боевых, технических и эксплуатационных характеристик на нем установлено:
  • моторно-трансмиссионное отделение с двигателем 5ТДФМ;
  • усовершенствованная ходовая часть;
  • автоматизированная система управления движением со штурвалом;
  • дополнительная пассивная защита, встроенная динамическая защита, система оптико-электронного противодействия, новое противопожарное оборудование;
  • современная система управления огнем с дублированным управлением с места командира;
  • автомат заряжания;
  • зенитная установка закрытого типа;
  • новая пушка по желанию заказчика может быть калибра 125 мм или 120 мм.
Зенитный пулемет НСВТ
Для повышения огневой мощи на танк Т-55АГМ устанавливаются 125-мм гладкоствольной пушки КБМ1 или 120-мм гладкоствольной пушки КБМ2. 120-мм гладкоствольная пушка КБМ2 представляет собой модификацию пушки КБМ1 и отвечает требованиям стандартов НАТО. Использование в боекомплекте танка выстрелов со снарядами большой мощности и управляемой ракеты, запускаемой через ствол пушки позволяет поражать современные танки на дальностях 2000 - 3000 м бронебойными снарядами и управляемой ракетой на дальностях до 5000 м.
При применении автомата заряжания на люке командира устанавливается зенитно-пулеметная установка закрытого типа для стрельбы по воздушным и наземным целям, на которой устанавливаются пулеметы КТ-12,7 или НСВТ-12,7 калибра 12,7 мм, стабилизированные в вертикальной плоскости. Прицельная дальность стрельбы из пулемета составляет днем 2000 м, ночью 800 м. Боекомплект ЗПУ составляет 450 патр.
Автомат заряжания (АЗ). Автомат заряжания - электромеханический комплекс узлов с цифровой системой управления. Расположен в бронированном отсеке в кормовой части башни.
Автомат заряжания
Состав автомата заряжания:
  • конвейер цепного типа - для размещения и выведения выстрелов на линию заряжания;
  • стопор пушки - для стопорения пушки на угле заряжания;
  • механизм досылания - для досылания выстрела в пушку;
  • лоток подачи - служит опорой выстрела при досылании;
  • механизм удаления поддона - для улавливания поддона после выстрела и удаления его из боевого отделения танка;
  • механизм подъема отсека АЗ;
  • система управления автоматом заряжания (СУАЗ);
  • отсек АЗ.
Прицел ТКН-4С
Установкой АЗ в танк Т-55АГМ достигается сокращение числа членов экипажа до 3-х человек, повышение защищенности экипажа, увеличение скорострельности до 8 выстр./мин, улучшение обитаемости боевого отделения в связи с введением автоматического удаления гильзы за пределы танка, заряжание пушки без остановки танка, что позволяет вести прицельный огонь сходу, при этом скорострельность не зависит от рельефа местности и усталости экипажа. На танке Т-55АГМ могут быть установлены автоматы заряжания как для выстрелов калибра 125 мм, так и для выстрелов калибра 120 мм стандарта НАТО с обеспечением взаимозаменяемости.
На модернизированном танке Т-55АГМ установлен современный комплекс управления огнем, обеспечивающий ведение стрельбы наводчиком и командиром по неподвижным и движущимся целям с места и в движении с высокой вероятностью попадания с первого выстрела.
Комплекс управления огнем состоит из дневного прицела наводчика 1К14, тепловизионного прицела ПТТ-М с тепловизионной камерой "MATIS" фирмы "SAGEM", прицельно-наблюдательного комплекса командира ПНК-4С, зенитного прицела ПЗУ-7, системы управления зенитной установкой 1ЭЦ29М, баллистического вычислителя ЛИО-В с датчиками входной информации, стабилизатора вооружения 2Э42 и др. устройств.
Дневной прицел наводчика 1К14 имеет стабилизированную в двух плоскостях линию визирования, встроенный лазерный дальномер и канал управления управляемой ракетой. В нем реализована автоматизированная компенсация увода гироскопов. Поле зрения прицела имеет увеличение 10х. Встроенный лазерный дальномер обеспечивает измерение дальности до цели до 9990 м и обладает точностью до 10 м. Измеренная дальность высвечивается вместе с сигналом готовности к стрельбе и типом боеприпаса в нижней части поля зрения прицела наводчика.
Прицел ТКН-4С и пульт дублирования
Тепловизионный прицел ПТТ-М включает в себя оптоэлектронный прибор наводчика, монитор и пульт управления командира. Тепловизионный прицел позволяет наводчику и командиру обнаруживать цели и вести огонь (командиру в режиме дублированного управления огнем) по ним практически при любых погодных условиях на больших дальностях и с высокой точностью, что является большим преимуществом при работе в условиях плохой видимости, а также в темное время суток. Тепловизионный прицел также позволяет игнорировать наличие некоторых распространенных препятствий наблюдению, таких как характерный для поля боя дым.
Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С состоит из комбинированного дневно-ночного прицела командира ТКН-4С и датчика положения пушки. Комбинированный прицел командира ТКН-4С имеет стабилизированную в вертикальной плоскости линию визирования и три канала: дневной однократный канал, дневной многократный канал с кратностью увеличения 7,6х и ночной канал с кратностью 5,8х. Зенитный прицел позволяет командиру вести огонь по воздушным целям из зенитно-пулеметной установки находясь под защитой брони башни.
Прицел 1К14
Цифровой баллистический вычислитель ЛИО-В для расчета баллистических поправок автоматически учитывает сигналы, поступающие с датчиков скорости танка; угловой скорости цели; угла крена оси цапф пушки; поперечной составляющей скорости ветра; дальности до цели; курсового угла. Дополнительно для расчета вручную вводятся температура окружающего воздуха, температура заряда, износ канала ствола, давление окружающего воздуха и др.
Привод башни - электрический, а привод пушки - гидравлический. На случай аварийной ситуации предусмотрены ручные приводы наведения пушки и башни.
Особенностью танка является наличие управляемого вооружения, которое позволяет вести огонь из пушки управляемыми ракетами с лазерным наведением и поражать цели с вероятностью не менее 0,8 на дальностях до 5000 м. Управляемое вооружение также обеспечивает танку возможность поражать зависшие над полем боя вертолеты, стреляющие с недоступного для обычного танкового вооружения расстояния. Стрельба ракетой может осуществляться в движении по движущейся цели. Ракета имеет тандемную боевую часть, что позволяет ей поражать цели, оснащенные динамической защитой, а также современную многослойную броню, имеющую улучшенные характеристики по защите от кумулятивных боеприпасов.
Стрельбу из спаренного с пушкой пулемета можно вести с места наводчика или командира по стационарным целям, например зданиям и бункерам.
Моторно-трансмиссионное отделение
Силовая установка разработана на основе двигателя 5ТДФМ мощностью 850 л.с. Эта силовая установка конструктивно и технологично выполнена в виде отдельного модуля, привариваемого взамен отрезаемой кормовой части корпуса. Указанный двигатель является двухтактным многотопливным дизелем с прямоточной продувкой, жидкостного охлаждения, с горизонтально расположенными цилиндрами и встречно-движущимися поршнями. Двигатель работает на различных видах топлива: дизельное, бензин, керосин, топливо для реактивных двигателей или же их смесь в любой пропорции.
Съем мощности осуществляется с двух сторон коленчатого вала. Крепление двигателя осуществляется при помощи двух цилиндрических опор (бугелей), соосных валу отбора мощности и расположенных по торцам двигателя, и передней опоры, расположенной на нижней поверхности двигателя. Такой способ крепления двигателя не требует операции регулировки и центровки при установке двигателя в МТО в отличие от стандартной версии танка.
Кормовая часть танка
Основной особенностью силовой установки с двигателем 5ТДФМ является эжекционная система охлаждения, высокоэффективная система очистки воздуха, поступающего в двигатель, наличие специального воздухозаборного устройства для преодоления брода глубиной до 1,8 м и высокая герметичность МТО.
Система охлаждения - жидкостная, закрытая, принудительная, эжекционого типа. Эжектор системы охлаждения работает на выпускных газах двигателя. Отсутствие вентилятора и редуктора привода значительно уменьшает массу системы охлаждения, обеспечивает высокий уровень надежности и саморегулирования и обеспечивает эксплуатацию танка без ограничений при высоких температурах. Высокоэффективный циклонно-кассетный воздухоочиститель обеспечивает очистку воздуха от пыли на 99,8 %.
На танке установлена реверсивная трансмиссия и система управления движением, которые в сравнении с танком Т-55 имеют следующие конструктивные отличия:
  • трансмиссия состоит из двух бортовых планетарных коробок передач (КП) с семью передачами вперед и одной передачей заднего хода, с фрикционным включением и гидроуправлением и соосных с КП реверсивных бортпередач (БП);
  • электромеханогидравлическая система управления движением обеспечивает автоматизированное переключение передач и штурвальное управление поворотом.
В результате этой модернизации у танка Т-55 АГМ по сравнению с Т-55 максимальная скорость переднего хода по дороге с твердым покрытием возросла до 70 км/ч; скорость заднего хода возросла до 30 км/ч; появилась возможность осуществлять поворот как вокруг заторможенной гусеницы, так и вокруг оси танка.
Ходовая часть
Ходовая часть
Модернизация ходовой части танка Т-55 позволила повысить его подвижность за счет увеличения средних скоростей движения по местности с естественными неровностями. Это достигнуто установкой на танк более мощных гидравлических амортизаторов и торсионных валов с увеличенными углами закручивания. Для уменьшения колебаний гусеницы при повышенных скоростях движения танка по местности установлены поддерживающие катки верхней ветви гусеницы.
Комплекс дополнительной защиты (КДЗ) предназначен для повышения уровня защиты танка от кумулятивных и кинетических (бронебойных подкалиберных снарядов - БПС) поражающих средств при минимально возможном увеличении массы танка. КДЗ состоит из пассивной броневой защиты и встроенной динамической защиты (ВДЗ).
КДЗ на передней части корпуса и башне
Динамическая защита на фальшбортах
На носу корпуса танка установлен съемный модуль. На бортах установлены силовые экраны и резинотканевые щитки. По внешнему периметру лобовых и бортовых участков башни размещены модульные секции, а также контейнеры, установленные на крыше башни. Внутри каждой секции ВДЗ и каждом контейнере установлены элементы динамической защиты нового поколения типа "Нож".
Защитное действие ВДЗ на кумулятивное средство основано на разрушении, дроблении и изменении направления кумулятивной струи вследствие воздействия деталей ЭДЗ и продуктов детонации взрывчатого вещества, находящегося внутри ЭДЗ и инициируемого кумулятивной струей. Защитное действие ВДЗ на кинетический снаряд основано на разрушении его корпуса и изменении направления его внедрения вследствие воздействия продуктов детонации взрывчатого вещества, находящегося внутри элемента динамической защиты (ЭДЗ) и инициируемого за счет кинетической энергии снаряда.
Элементы динамической защиты (ЭДЗ), входящие в состав ВДЗ, не детонируют при попадании в них пуль стрелкового и автоматического оружия калибра 7,62 мм, 12,7 мм и снарядов автоматических пушек калибра до 30 мм, а также от воздействия зажигательных смесей типа "Напалм" и поражающих факторов объемного взрыва.
Система постановки аэрозольной завесы
С целью повышения защитных характеристик танка Т-55АГМ на него устанавливается система постановки аэрозольной завесы (СПАЗ). Система постановки аэрозольной завесы предназначена для подавления систем управления ПТУР, использующих лазерный подсвет целей и головок с полуактивным лазерным самонаведением, а также артиллерийских систем, имеющих лазерные дальномеры, за счет обнаружения лазерного излучения, определения его направления и дистанционной постановки быстрообразующихся аэрозольных завес.
Система коллективной защиты обеспечивает защиту экипажа и внутреннего оборудования от воздействия поражающих факторов ядерного взрыва, радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств. Система коллективной защиты танка состоит из прибора радиационной и химической разведки ПРХР-М и фильтровентиляционной установки ФВУ.
Прибор ПРХР-М предназначен для непрерывного контроля, обнаружения, сигнализации и управления исполнительными механизмами средств защиты: при мощном гамма-излучении (ядерный взрыв); при гамма-излучении радиоактивно-зараженной местности с измерением мощности экспозиционной дозы гамма-излучения; при появлении в воздухе паров отравляющих веществ вероятного противника.
Фильтровентиляционная установка предназначена для очистки наружного воздуха от отравляющих веществ, радиоактивной пыли, биологических аэрозолей, подачи очищенного воздуха в обитаемое отделение и создания в нем избыточного давления, вентиляции обитаемого отделения от огнегасящих веществ после тушения пожара.
Система ППО предназначена для обнаружения очагов пожара, предотвращения взрыва топливно-масляной смеси от кумулятивной струи в обитаемом и моторно-трансмиссионном отделениях, а также быстрой их ликвидации; выдачи команд на включение вентиляции для удаления продуктов пиролиза из обитаемого отделения с целью исключения отравления токсичными газами. Данная система ППО является автоматической системой пожаро-взрыво-подавления и соответствует современным требованиям. В отличие от других систем она обладает высоким быстродействием обнаружения и ликвидации очагов пожара (по обитаемому отделению - не более 0,15 с, по моторно-трансмиссионному отделению - не более 10 с), высокой надежностью, простотой и удобством в обслуживании.
Т-55М8А2

Модернизированный танк Т-55М-8 А2 Tifon II

Еще один вариант модернизации - танк Т-55М-8 А2 Tifon II (Tifon – "Тайфун") - разработан Харьковским КБМ им. Морозова и Disenos Industriales Casanave S.A. в рамках программы модернизации танков Т-55, состоящих на вооружении сухопутных войск Перу.
Танк оснащен системой динамической защиты "Нож", системой пассивной защиты "Дефлект" и автоматической системой предупреждения о лазерном облучении Linkey-SPZ. В сумме броневая защита Т-55М-8 А2 Tifon II повысилась в 3 раза от БПС и 4,8 раза от тандемных кумулятивных снарядов.
Экипаж танка Т-55М-8 А2 Tifon II состоит из трех человек (командир, наводчик и механик-водитель).
Танк оснащен многотопливным двухтактным дизелем 5ТДФМА мощностью 1050 л.с. Максимальная скорость по шоссе – 75 км/ч, по пересеченной местности – 55 км/ч, задним ходом – 30 км/ч. Основной особенностью силовой установки с двигателем 5ТДФМА является эжекционная система охлаждения, высокоэффективная система очистки воздуха, поступающего в двигатель, наличие специального воздухозаборного устройства для преодоления брода глубиной до 1,8 м и высокая герметичность МТО. Система охлаждения – жидкостная, закрытая, принудительная, эжекционного типа.
Т-55М8А2

Модернизированный танк Т-55М-8 А2 Tifon II

Основное вооружение – 125-мм гладкоствольная пушка КБ-1М с вертикальным клиновым затвором и дальностью стрельбы бронебойным подкалиберным снарядом 3БМ48 "Гончар" – 3,5 км (нач. скорость снаряда - 1750 м/с, бронепробиваемость с дистанции 2 км – 800 мм), кумулятивным снарядом 3БК29 – 4 км (915 м/с, бронепробиваемость – 800 мм), осколочно-фугасным снарядом 3ОФ26 – 12 км (850 м/с). Скорострельность – 8 выстр./мин. Боекомплект – 30 выстр., в т.ч. в автомате заряжания карусельного типа – 18.
Автомат заряжания – электромеханический комплекс узлов с цифровой системой управления. Расположен в бронированном отсеке в кормовой части башни. Автомат заряжания при необходимости может работать в полуавтоматическом или ручном режиме.
В боекомплект также входит КУВ "Комбат" с дальностью стрельбы 5 км. "Комбат" имеет тандемную БЧ, начальную скорость – 326 м/с, бронепробиваемость – около 750 мм за динамической защитой.
Вспомогательное вооружение включает 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ на ЗПУ-7М (боекомплект – 450 патр.) с дистанционным управлением (система контроля 1ETS29M) и 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ (3000 патр.), а также три 5,56-мм автомата АК-101.
Система управления огнем Т-55-M8 А2 Tifon II представлена комплексом Buran-Catherine. Также имеет баллистический вычислитель LIO-V (для расчета баллистических поправок автоматически учитывает сигналы, поступающие с датчиков скорости танка, угловой скорости цели, угла крена оси цапф пушки, поперечной составляющей скорости ветра, дальности до цели, курсового угла. Дополнительно для расчета вручную вводятся температура окружающего воздуха, температура заряда, износ канала ствола, давление окружающего воздуха и др. Вычислитель также рассчитывает момент времени подрыва осколочно-фугасного снаряда над целью.), двухплоскостной стабилизатор основного вооружения 2Э42, датчик боковой скорости ветра ДВЕ-БС. Для командира танка имеется панель управления ПК43-2M, для наводчика – ПН43-2СМ. В комплексе управления огнем предусмотрена так называемая "динамическая зона разрешения выстрела", т.е. после нажатия кнопки стрельбы выстрел произойдет только при условии, что величина рассогласования линии визирования и оси канала ствола не превышает определенного значения.
Для автоматического учета теплового изгиба ствола при расчете баллистических поправок на танке установлена система учета изгиба канала ствола, которая передает информацию о величине изгиба в танковый баллистический вычислитель.
Система наблюдения и прицеливания командира танка ПНК-5 включает комбинированный прицел ТКН-5 (стабилизированная в вертикальной плоскости линия визирования, дневной однократный канал, дневной многократный канал с кратностью увеличения 7,6х и ночной канал с кратностью 5,8х, встроенный лазерный дальномер). Для наводчика имеются прицел 1Г46М с независимой 2-плоскостной стабилизацией поля зрения (кратность увеличения – от 2,7 до 12, поле зрения – от 4 до 20°), лазерный дальномер (дальность – 400-5000 м) и лазерный канал управления КУВ.
В комплект оборудования входит тепловизионный прицел "Буран-Катрин-Э", включает в себя оптоэлектронный прибор наводчика и монитор и пульт управления командира.
Модернизация ходовой части танка Т-55 позволила повысить его подвижность за счет увеличения средних скоростей движения по местности с естественными неровностями. Это достигнуто установкой на танк более мощных гидравлических амортизаторов и торсионных валов с увеличенными углами закручивания. Для уменьшения колебаний гусеницы при повышенных скоростях движения танка по местности установлены поддерживающие катки верхней ветви гусеницы.
На Т-55М-8 А2 Tifon II можно установить навигационную (GPS) аппаратуру TIUS-NM, УКВ радиостанцию R-030U (16 каналов, дальность действия – 20 - 25 км), систему передачи данных (1200, 2400, 4800, 9600 и 16000 бит/с) и систему внутренней связи на базе оборудования AVSK-1 с четырьмя терминалами (в т.ч. один внешний для пехоты), шлемы SHSH-1 с ларингофоном.
Для улучшения условий обитания экипажа на танк установлен кондиционер. СКВ состоит из двух кондиционеров (один в корпусе танка, другой в башне танка).
Кроме того, танк снабжен более удобными креслами для экипажа.
Тактико-технические характеристики
     
Т-55 АГМ
Т-55М-8 А2 Tifon II
  Боевая масса - 39,3 т 46 т
  Экипаж - 3 чел. 3 чел.
  Габаритные размеры:
  высота - 3004 мм  
  длина с пушкой вперед - 9853 мм  
  ширина - 3650 мм  
  клиренс - 450 мм  
  Броневая защита - противоснарядная противоснарядная
  Динамическая защита - встроенная, ДЗ "Нож" встроенная, ДЗ "Нож"
  Вооружение:
  пушка - 125-мм пушка КБМ-1 или 120-мм пушка
КБМ-2
125-мм пушка КБМ-1М
  пулеметы - 7,62-мм пулемет КТ-7,62 или ПКТ
12,7-мм пулемет КТ-12,7 или НСВТ
7,62-мм пулемет ПКТ
12,7-мм пулемет НСВТ
  другое вооружение - ПТУР "Комбат" ПТУР "Комбат"
  Боекомплект - 30 выстрелов
1500 патронов калибра 7,62 мм
450 патронов калибра 12,7 мм
30 выстрелов
3000 патронов калибра 7,62 мм
450 патронов калибра 12,7 мм
  Двигатель - 5ТДФМ, двухтактный дизель с
турбонаддувом, жидкостного охлаждения,
многотопливный
5ТДФМА, двухтактный дизель с
турбонаддувом, жидкостного
охлаждения, многотопливный
  Мощность двигателя - 850 л.с. 1050 л. с.
  Скорость по шоссе - 65 км/ч 75 км/ч (задним ходом - до 30 км/ч)
  Запас хода по шоссе - 500 км  
  Преодолеваемые препятствия:
  глубина брода без подготовки - 1,8 м 1,8 м
  глубина водной преграды при
преодолении с ОПВТ
- 5 м 5 м