Модернизация танка Т-72

Т-72-120
Учитывая распространенность танка Т-72, а также то, что с момента выпуска эти танки технически и морально устарели, украинскими конструкторскими КБ была разработана программа по модернизации этого танка. В основном все разработки проводились Харьковским конструкторским бюро по машиностроению им. А.А. Морозова.
Т-72АГ

Основной боевой танк Т-72АГ

Т-72АГ (T-72-AG; Украина) - вариант модернизации танков Т-72А и Т-72Б, предлагаемый на экспорт. Использованы основные узлы и агрегаты танков Т-80УД и Т-84.
На танк Т-72АГ устанавливается двигатель 6ТД-1 мощностью 1000 л.с. или 6ТД-2 мощностью 1200 л.с. с соответствующей перекомпоновкой силового отделения. Бортовые коробки передач усилены для возможности работы с двигателем большей мощности. Кроме этого, бортовые передачи выполнены таким образом, что обеспечивают дополнительное количество передач заднего хода; при этом максимальная скорость заднего хода достигает 34 км/ч. Обеспечивается поворот танка на месте вокруг собственной оси. Максимальная скорость переднего хода - 70 км/ч.
Для повышения тактической мобильности Т-72АГ дополнительно может быть оборудован спутниковой системой навигации, которая обеспечивает определение собственных координат танка по двум спутниковым системам - GPS NAVSTAR (США) и ГЛОНАСС (Россия), формирование, передачу, прием и отображение текстовой информации, хранение и текущую обработку ранее заложенных маршрутов, предоставление механику -водителю данных о необходимом угле доворота на текущую контрольную точку маршрута или пункт назначения, сбор информации о местоположении подчиненных танков и отображение ее на табло в цифровом виде и в виде мнемосхемы. Антенна системы навигации располагается на башне рядом с люком командира, все её остальные компоненты - внутри танка.
Т-72АМГ

Основной боевой танк Т-72АМГ

Для повышения уровня защиты на танке Т-72АГ устанавливаются дополнительные броневые модули на лобовые части корпуса и башни, встроенная динамическая защита (ВДЗ) на корпус и башню, а также бортовые экраны с ВДЗ в передней части корпуса. Конструкция и принцип действия ВДЗ - почти такие же, как у танка Т-84 "Оплот".
С целью повышения защиты экипажа от оружия массового поражения на танк Т-72АГ устанавливается система коллективной защиты (СКЗ).
Дополнительно на Т-72АГ может быть установлен комплекс оптико-электронного противодействия "Варта". Основными компонентами комплекса оптико-электронного противодействия "Варта" являются станция оптико-электронного подавления и система постановки аэрозольной завесы. Станция оптико-электронного подавления включает два осветителя, два модулятора и пульт управления. Система постановки аэрозольной завесы состоит из четырех датчиков для регистрации факта лазерного облучения танка, блока управления, двух пультов управления и пульта индикации, двенадцати гранатометов для постановки завесы, установленных на бортах башни по шесть справа и слева.
Т-72УМГ

Основной боевой танк Т-72УМГ

На танке Т-72АГ при модернизации возможно сохранить штатную 125-мм пушку 2А46 или установить 125-мм пушку КБМ-1 украинского производства. Зенитная установка сделана по типу зенитной установки танка Т-84 "Оплот".
На танк Т-72АГ установлен прицел 1Г46, танковый баллистический вычислитель и датчики входной информации, ночной комплекс наводчика ТО1-КО1Э с прицелом ТПН-4Э или тепловизионным прицелом. У командира установлен прицельно-наблюдательный комплекс ПНК-4С с комбинированным дневно-ночным прицелом ТКН-4С. Для управления зенитной установкой на углах до +70° установлен прицел зенитной установки ПЗУ-7. По желанию заказчика на танк Т-72 при модернизации может быть установлен прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-5 с прицелом ТКН-5. На танке Т-72АГ имеется режим дублированного управления огнем с места командира. Новый комплекс управления огнем танка может включать в себя комплекс управляемого вооружения, такой же как на танке Т-84 "Оплот".
Т-72-120

Основной боевой танк Т-72-120

Т-72АМГ (T-72-AMG; Украина) - вариант модернизации аналогичный Т-72АГ, но без замены силовой установки.
Т-72УМГ (T-72-UMG; Украина) - вариант модернизации аналогичный Т-72АМГ, отличается вариантом установки комплекта ДЗ на башне. Модернизация проводится на киевском БТРЗ.
Т-72-120 (Украина) - вариант модернизации танка, предлагаемый на экспорт для стран НАТО. На танке установлена 120-мм гладкоствольная танковая пушка КБМ-2 (возможна установка пушки калибром 140 мм). В задней части башни установлена ниша, в которой располагается автомат заряжания с 22 унитарными выстрелами, остальной боекомплект (20 снарядов) располагается в кормовой части боевого отделения. Используемые выстрелы соответствуют стандартам НАТО. Зенитный 12,7-мм пулемет получил дистанционное управление, аналогичное как на танке Т-80УД. Система управления огнем, вспомогательное вооружение, силовая установка и защита Т-72-120 полностью аналогичны танку Т-72АГ.
Т-72МП

Основной боевой танк Т-72МП

Т-72МП (Т-72-МР; Украина) - украинско-чешско-французский вариант модернизации танка, предлагаемый на экспорт. Дальнейшее совершенствование Т-72АГ, но в рамках натовского сотрудничества. На танк установлен комбинированный (дневной/ночной) прицел наводчика SAVAN-15 со встроенным лазерным дальномером и тепловизионной камерой и панорамный дневной прицел командира VS/MVS 580. Оба прицела имеют независимую стабилизацию линии прицеливания в двух плоскостях. По желанию заказчика предусмотрена установка системы защиты от ПТРК типа "Штора-2", современного радио и навигационного оборудования, компьютерной системы боевого управления с дисплеем тактической обстановки и другим электронным оборудованием ведущих западных фирм. Возможна установка пушки КБМ-1М.
Т-72Е

Основной боевой танк Т-72Е

Т-72Е (Украина) - вариант модернизации танка, предлагаемый на экспорт. Отличается от танка Т-72Б установкой двигателя 5ТДФЕ мощностью 900 л. с. (5ТДФМА-1 мощностью 1050 л. с. на вариант Т-72Е1), автономным электроагрегатом ЕА-10 мощностью 10 кВт, трансмиссией с повышенным КПД, установкой ДЗ "Нож" на башню и наличием кондиционера. Особенностью двигателя 5ТДФМА-1 является то, что он имеет привод на вентилятор, в результате чего у танка Т-72Е1 сохранилась система охлаждения вентиляторная, но исключен дополнительный редуктор - гитара. Модернизация проводится на харьковском БТРЗ.
Т-72UA4 (Украина) - вариант модернизации танка, предлагаемый для Казахстана. Установлен двигатель 5ТДФМА-1 мощностью 1050 л.с. Машина имеет усовершенствованный прицельно -наблюдательный комплекс командира с зенитной пулеметной установкой закрытого типа, комплекс оптико-электронного противодействия "Варта". На башне смонтирована встроенная, а на корпусе навесная ДЗ.
T-72UA4
Основной боевой танк T-72UA4
Тактико-технические характеристики
Т-72АГ Т-72МП Т-72-120  
  Боевая масса - 46 т 45,5 т 48 т  
  Экипаж - 3 чел. 3 чел. 3 чел.  
  Габаритные размеры:
  высота по крышу башни - 2190 мм 2704 мм 2190 мм  
  длина с пушкой вперед - 9648 мм 9648 мм 9648 мм  
  ширина общая - 3620 мм 3620 мм 3620 мм  
  клиренс - 470 мм 470 мм 470 мм  
  Бронирование противоснарядное комбинированное с
встроенной динамической
защитой
противоснарядное комбинированное с
встроенной динамической
защитой
противоснарядное комбинированное с
встроенной динамической
защитой
  Вооружение:
  пушка - 125-мм гладкоствольная
пушка 2А46 или КБМ-1
125-мм гладкоствольная
пушка 2А46М-1 или КБМ-1
120-мм гладкоствольная
пушка КБМ-2
 
  пулеметы - 7,62-мм пулемет ПКТ
12,7-мм пулемет НСВТ
"Утес" (КК-12,7)
7,62-мм пулемет ПКТ
12,7-мм пулемет НСВТ
"Утес"
7,62-мм пулемет ПКТ
12,7-мм пулемет НСВТ
"Утес"
 
  Боекомплект - выстрелов
патронов калибра 7,62 мм
патронов калибра 12,7 мм
выстрелов
патронов калибра 7,62 мм
патронов калибра 12,7 мм
42 выстрела
патронов калибра 7,62 мм
патронов калибра 12,7 мм
 
  Двигатель - 6ТД-1 или 6ТД-2,
двухтактный дизель с
турбонаддувом,
жидкостного охлаждения,
многотопливный
6ТД-1 или 6ТД-2,
двухтактный дизель с
турбонаддувом,
жидкостного охлаждения,
многотопливный
6ТД-1 или 6ТД-2,
двухтактный дизель с
турбонаддувом,
жидкостного охлаждения,
многотопливный
 
  Мощность двигателя - 1000 или 1200 л.с. 1000 или 1200 л.с. 1000 или 1200 л.с.  
  Скорость по шоссе max - 70 км/ч 65 км/ч 69 км/ч  
  Запас хода по шоссе - 400 - 500 км 400 - 500 км 400 - 500 км  
  Преодолеваемые препятствия:
  глубина брода без
подготовки
- 1,8 м 1,8 м 1,8 м  
  глубина водной преграды
при преодолении с ОПВТ
- 5 м 5 м 5 м