Боевая машина пехоты БМП-1
Разработку БМП было решено организовать на конкурсной основе несколькими конструкторскими бюро. В конкурсе участвовали КБ Волгоградского тракторного завода, КБ Челябинского тракторного завода, небольшие группы конструкторов заводов из Рубцовска, Брянска и Кургана. Кроме того, к работе было подключено большое количество НИИ. Был выполнен ряд научно-исследовательских работ и конструкторских проектов.
Комплекс вооружения для будущей БМП был разработан КБ "Приборостроения" (КБП) в Туле. Он монтировался в одноместной компактной башне. В качестве основного оружия в комплексе использовалось новое гладкоствольное 73-мм орудие 2А28 "Гром" с автоматической системой заряжания. Орудие было создано на основе станкового противотанкового гранатомета СПГ-9. С орудием "Гром" в новой башне спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. А для борьбы с танками на дистанциях превышающих дальность стрельбы из орудия 2А28, имелся комплекс управляемого ракетного вооружения 9К14, использующий ПТУР 9М14М "Малютка". Заряжание этого комплекса, пуск ракеты и ее наведение в цель осуществлялось с места наводчика-оператора без выхода из башни.
В начале 1960-х годов участвовавшие в конкурсе КБ представили свои технические проекты и "выполненные в металле" образцы. Большинство из них было готово к испытаниям уже в 1961 г., и были доставлены на полигоны в Ржевке и подмосковной Кубинке. Две машины были разработаны КБ Волгоградского тракторного завода - "объект 911" и "объект 914". КБ Брянского автозавода представило колесную (с колесной формулой 8x8) БМП "объект 1200". КБ Алтайского тракторного завода (г. Рубцовск) совместно с учеными ВА БТВ разработали и представили на конкурс проект необычной колесно-гусеничной БМП на оригинальном шасси "объект 19". От СКБ "Курганмашзавода" на конкурс представлялась машина "объект 659".
Опытная колесная БМП "Объект 1200"
Опытная колесно-гусеничная БМП "Объект 911"
Опытная БМП "Объект 914"
Опытная колесно-гусеничная БМП "Объект 19"
В КБ Челябинского тракторного завода первоначально отрабатывался проект гусеничной боевой машины "объект 764", выполненной на основе шасси опытного полярного вездехода. В предлагаемой машине моторно-трансмиссионное отделение располагалось в передней ее части посредине, за ним располагались отделение управления, боевое и десантное отделения. Выход десанта из машины предусматривался через кормовые двери и через люки в крыше корпуса. Для движения машины на плаву предусматривалась установка двух водометных движителей. Боевое отделение с комплексом вооружения такое же, как и на всех других проектах, представленных на конкурс. Однако этот проект челябинских конструкторов не прошел. Он был доработан, причем некоторые моменты были позаимствованы от проектов других КБ.
Доработанный проект получил обозначение «объект 765», который и победил в конкурсе. Но надо заметить, что многие принципиальные технические решения, предложенные специалистами из Кургана и Волгограда, тоже вошли в окончательную конструкцию БМП-1.
Боевая машина пехоты БМП-1 "Объект 765"
Компоновка БМП-1 состоит из 4 отделений. В носовой части корпуса машины расположено моторно-трансмиссионное отделение (МТО), несколько смещенное к правой стороне. Слева от него расположено отделение управления с рабочими местами механика-водителя и командира. В средней части машины установлена одноместная башня с комплексом вооружения и рабочим местом наводчика-оператора, образующая вместе с подбашенным пространством боевое отделение. За ним расположено десантное отделение.
В отделении управления спереди размещено рабочее место механика-водителя. В отделении управления перед креслом механика-водителя располагаются приборная доска, штурвал, три педали, рычаги управления различными системами и трансмиссией и другие органы управления агрегатами машины. Управление трансмиссией осуществляется с помощью гидравлической системы.
Боевая машина пехоты БМП-1 середины семидесятых годов
В средней части машины установлена одноместная вращающаяся башня с комплексом вооружения и местом наводчика-оператора, за ней в кормовой части машины находится десантное отделение на восемь пехотинцев. Мотострелки сидят по оси машины лицом к бортам, посадка и высадка производятся через две кормовые двери, в которых выполнены баки для топлива. Для покидания машины десантом или для ведения ими огня из индивидуального оружия могут также использоваться четыре люка в крыше десантного отделения с откидывающимися вверх к центру оси машины крышками.
Между двумя рядами стрелков установлены топливный бак, аккумуляторные батареи, приборы электрооборудования машины. Над топливным баком предусмотрено место для крепления переносного зенитного ракетного комплекса (ПЗРК) 9К32 "Стрела-2" или противотанкового гранатомета РПГ-7. Для ведения огня из личного оружия десанта в десантном отделении имеется девять амбразур с шаровыми опорами в бортах и в левой кормовой двери машины. Две передние амбразуры рассчитаны под установку пулеметов ПК (ПКМ), остальные - под установку автоматов. Для снижения загазованности внутри машины при стрельбе из оружия десанта амбразуры оборудованы устройствами отсоса пороховых газов.
Боевая машина пехоты БМП-1К
Корпус и коническая низкопрофильная башня, сварные из катаных листов броневой стали. Передние броневые детали машины имеют большие углы наклона. В верхней лобовой детали корпуса имеется большой люк, закрывающийся откидным ребристым листом, выполненным из алюминиевой брони. К верхнему лобовому листу шарнирно крепится стальной волноотбойный щиток.
Снаружи по бортам корпуса машины крепятся экраны из легких алюминиевых сплавов, которые закрывают верхние ветви гусениц. Они обеспечивают уменьшение выброса пыли при движении по грунтам и создают совместно с гидродинамическими решетками, установленными на корме, так называемый, гидродинамический туннель, который создает движущую силу на воде за счет перематывания гусениц.
На машинах выпуска с середины 1970 г. объем корпуса был несколько увеличен, также были изменены углы наклона лобовых броневых деталей с целью улучшения водоходных качеств машины. Такие машины в технической документации получили обозначение "объект 765 Сп.2".
Командно-штабная машина БМП-1КШ
Боевая машина пехоты БМП-1П
На машине имеется комплекс управляемого вооружения 9К14 "Малютка". Он позволяет вести эффективную стрельбу на дальностях от 500 до 3000 м. Бронепробиваемость ПТУР 9М14М составляет 400 мм гомогенной брони. В боекомплекте БМП-1 имеется четыре ПТУР 9М14М.
В качестве силового агрегата силовой установки БМП-1 используется четырехтактный V-образный шестицилиндровый дизельный двигатель с жидкостным охлаждением УТД-20. Двигатель развивает мощность 220 кВт (300 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала 2600 об./мин. В системе охлаждения используется эжекционный способ принудительного воздушного охлаждения радиаторов и силового отделения. Двигатель смонтирован в едином блоке с коробкой передач и двумя планетарными механизмами поворота. Механическая трансмиссия включает многодисковый главный фрикцион сухого трения, коробку передач, планетарные механизмы поворота и бортовые редукторы.
Боевая машина пехоты БМП-1ПК
На БМП-1 используются стальные мелкозвенчатые гусеничные ленты цевочного зацепления, состоящие из двухгребневых траков с параллельными резинометаллическими шарнирами.
Броня обеспечивают защиту от поражения при попадании в них пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских боеприпасов во всех проекциях машины, а в лобовых проекциях, кроме того, и при попадании снарядов автоматических малокалиберных пушек калибром до 20 мм.
В конструкцию машины предусмотрена защита от ОМП. Машина оснащена стационарной автоматической системой противопожарного оборудования (ППО).
Бронированная разведывательная машина БРМ-1К
Серийное производство БМП-1 было организовано на "Курганмашзаводе" (КМЗ) с 1967 г., где продолжалось до 1983 г.
После принятия на вооружение продолжалось совершенствование БМП-1. Одной из первых модификаций БМП-1 стал ее усовершенствованный вариант "объект 765 Сп.2". Был изменен корпус машины, в результате чего увеличен внутренний объем, и изменилась конфигурация носовой части БМП. Масса БМП-1 возросла до 13 тонн. Машина находилась в производстве с 1969 по 1973 г.
БМП-1 "объект 765 Сп.3" еще один усовершенствованный вариант БМП-1. На машине в состав боекомплекта был включен выстрел ОГ-15В с осколочной гранатой. Для прицельной стрельбы такими выстрелами был установлен и новый прицел 1ПН22М2. Масса машины возросла до 13,2 тонны. БМП-1 "объект 765 Сп.3" находился в производстве с 1973 по 1979 г.
БМП-1К (командирская). Эта модификация, созданная в 1972 году, используется в качестве командирской машины в мотострелковых и танковых полках и батальонах. От базовой модели отличается тем, что в ней в десантном отделении оборудованы три рабочих места для штабистов, место для радиста, а также установлены дополнительные средства связи. Рабочие места оборудованы складывающимися столиками и подсветкой для ведения штабных карт. Основное вооружение сохранено на уровне базовой модели. В зависимости от штабного звена, в которое предназначалась машина, состав дополнительных средств связи был различен. Например, БМП-1К, которая находилась в составе взвода связи танкового батальона устанавливалась дополнительно вторая радиостанция Р-123М. БМП-1К командиров мотострелкового батальона и полка имела дополнительно радиостанцию Р-111. Серийное производство БМП-1К началось в 1973 г., в том же году она была принята на вооружение и продолжала выпускаться до 1983 г.
Опытная боевая машина пехоты БМП-1С
Подвижный разведывательный пункт ПРП-3 "Вал"
БМП-1ПК. Командирский вариант БМП-1П. Машина была принята на вооружение в 1979 г. после появления модернизированной версии базовой модели БМП-1П.
В 1973 г. на вооружение была принята бронированная разведывательная машина БРМ-1К с двухместной башней. Башня сдвинута к кормовой части корпуса. Экипаж машины составляет шесть человек - командир, наводчик (сидят рядом в башне), механик-водитель, штурман (располагаются в передней части корпуса) и два наблюдателя (размещаются в кормовой части машины). В двухместной башне установлено 73-мм гладкоствольное орудие 2А28 "Гром" с боекомплектом 20 выстрелов и спаренный с ним пулемет ПКТ. Помимо различных оптических приборов наблюдения, на машине имеется РЛС 1РЛ133-1, который смонтирован в задней части башни и может работать в двух режимах: обзора местности и слежения за целью. С его помощью можно обнаруживать боевые машины, находящиеся на удалении до 7 км. Также на машине имеется лазерный дальномер ДКРМ-1, приемник-пеленгатор ЭРРС-1, миноискатель ИМП-1, доплеровский радиолокационный дальномер. Кроме того, на машине установлена навигационная аппаратура ТНА-3 и 1Г1Ш. Полученная разведывательная информация передается своим войскам с помощью радиостанции Р-130М. Для связи с взаимодействующими средствами разведки и подразделениями имеются радиостанции Р-123М и Р-148.
Подвижный разведывательный пункт ПРП-4
Командно-штабная машина МП-31 создавалась на базе БМП-1 как пункт управления полкового звена автоматизированной системы управления войсками (АСУВ) "Маневр". Она была оборудована компьютеризированной системой сбора, обработки, отображения и передачи данных и информации об обстановке. Данная АСУВ, созданная в конце 80-х годов, не нашла широкого применения в войсках.
Подвижный разведывательный пункт ПРП-3 "Вал-3" был создан на базе БМП-1. На машине установлена двухместная башня, наподобие той, что установлена на БРМ-1К, только без орудия 2А28. Из вооружения остался 7,62-мм пулемет ПКТ с боекомплектом 1000 патронов. Основной задачей ПРП-3 "Вал" является обеспечение целеуказания подразделениям ствольной и реактивной артиллерии. Машина снабжена большим количеством специальной аппаратуры, в число которой входят: радиостанции (Р-123М - два комплекта), РЛС 1РЛ126, приборы наблюдения и дальномер 1Д6М. На вооружение машину приняли в 1970 г., но серийно стала изготавливаться только с 1972 г. на ЧТЗ.
Подвижный разведывательный пункт ПРП-4М
Машина ПРП-4М была принята на вооружение в 1988 г. Она была создана на базе модели ПРП-4 и отличается от нее усовершенствованным оборудованием и аппаратурой. В состав технического вооружения машины были добавлены тепловизионный инфракрасный прибор, перископический лазерный дальномер с улучшенными характеристиками, а также переносной лазерный прибор разведки 1Д13. Технические характеристики соответствуют базовой модели ПРП-4. Строилась серийно на Рубцовском машиностроительном заводе.
Подвижный разведывательный пункт ПРП-4МУ
Инженерная разведывательная машина ИРМ "Жук" создавалась с применением узлов и агрегатов БМП-1. Предназначена для инженерной разведки местности, разведки водных преград. В состав комплекта приборов разведки и наблюдения включены прибор инженерной разведки ПИР-451, дальномер ДСП-30, миноискатели РШМ-2, РВМ-2М и ИМП-2, эхолот для разведки водных преград. Движение на плаву осуществляется за счет работы двух водометных движителей. Для самовытаскивания в случаях застревания могут использоваться реактивные твердотопливные двигатели 9М39 тягой по 312 кг.
Инженерная разведывательная машина ИРМ "Жук"
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-2 была создана на базе БМП-1 в 1982 г. Серийное производство было начато с 1986 г. Машина предназначена для эвакуации БМП и оказания помощи экипажам в проведении текущего ремонта и технического обслуживания. Машина оборудована тяговой лебедкой с усилием 6,5 тс, краном-стрелой грузоподъемностью 1,5 т, сварочным и другим ремонтным оборудованием. Для самообороны имеется 7,62-мм пулемет ПКТ.
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина РМ-Г предназначена для эвакуации аварийных БМП и оказания помощи экипажам в проведении текущего ремонта и технического обслуживания в полевых условиях. Машина оборудована тяговой лебедкой, краном-стрелой, электросварочным и другим ремонтным оборудованием, комплектом специальных ключей. Для самообороны имеется 7,62-мм пулемет ПКТ и реактивная противотанковая граната РПГ-26.
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-2
В конце семидесятых годов с целью повышения огневых возможностей БМП-1 при борьбе с живой силой противника была проведена модернизация машины, получившая наименование БМП-1ПГ "объект 765 Сп.8". Она отличалась установкой на крыше башни слева автоматического 30-мм гранатомета АГ-17 с боекомплектом 290 выстрелов ВОГ-17 (ВОГ-17М). Масса машины возросла до 13,6 т. На вооружение машина была принята в конце 1970-х годов, но в связи с началом производства в СССР БМП-2 большинство из выпущенных БМП-1ПГ пошли на экспорт.
БМП-1 с боевым модулем "Кливер". Тульское КБ "Приборостроения" для модернизации боевых бронированных машин легкого класса разработало одноместный боевой модуль "Кливер" с ракетно-пушечным комплексом вооружения и автоматизированной системой управления огнем (АСУО). Этот модуль было предложено установить на БМП-1. В 1998 году первый "Кливер" на шасси БМП-1 прошел испытания в 38 ЦНИИ БТВТ в Кубинке.
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина
РМ-Г
Группой компаний Metapol (Беларусь, Россия и Словакия) разработан одноместный боевой модуль Cobra, предназначенный для установки БМП-1. Модернизированная машина получила название Cobra-S. В качестве основного оружия в комплексе вооружения новой башни использована 30-мм автоматическая пушка 2А42 с двухленточным селективным питанием и боекомплектом 300 выстрелов. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. Оружие стабилизировано в двух плоскостях. Для борьбы с тяжелыми бронированными целями в состав комплекса вооружения модернизируемых машин включена пусковая установка ПТУР 9П135 или 9П135М-1. Основное вооружение размещено снаружи машины.
Боевая машина пехоты БМП-1ПГ
В разные года БМП-1 состояла и состоит на вооружении 39 стран. Поставляемые за рубеж БМП-1 также проходили различную модернизацию, разрабатываемую на местах. Кроме того, в различных армиях даже базовые БМП-1 часто получали собственные наименования.
Среди них следует отметить следующие машины.
ОТ-90 - чешская модернизация БМП-1. На стандартный корпус стали устанавливать снятые с устаревших бронетранспортеров ОТ-64 (SCOT) башни с 14,5-мм пулеметом КПВТ и спаренным с ним 7,62-мм пулеметом СГМТ.
Боевая машина пехоты БМП-1 с боевым модулем "Кливер"
AMB-S - бронированная санитарно-эвакуационная машина, разработанная в Словакии.
"Snezka" - машина артиллерийской разведки. Блок оптических приборов смонтирован на складной стреле, установленной на переделанном корпусе БМП-1. Стрела поднимается с помощью гидравлики и обеспечивает наблюдение за местностью с высоты 10 м. Еще одним преимуществом "Snezki" является возможность монтажа на стреле пусковых установок противотанковых управляемых ракет.
БМП-1 египетской армии, оснащенная новым французским двигателем.
MLI-84 - румынская модель.
WZ 501 - китайская модель.
BWP-40 - польская модернизация.
Боевая машина пехоты Cobra-S | |
Боевая машина пехоты БМП-1-30 "Разбежка" | |
ОТ-90 - чешская модернизация БМП-1 | |
"Snezka" - чешская машина артиллерийской разведки | |
MLI-84 - румынская модернизация БМП-1 | |
BWP-40 - польская модернизация БМП-1 | |
WZ 501 - китайский вариант БМП-1 |
Тактико-технические характеристики | |||||||
БМП-1 |
БМП Cobra-S |
БМП-1М с модулем "Кливер" |
БМП-1-30 |
||||
Боевая масса | - | 12,6 т | 13,5 т | 13,5 т | 13,8 т | ||
Экипаж + десант | - | 3 + 8 чел. | 3 + 8 чел. | 3 + 7 чел. | 3 + 7 чел. | ||
Габаритные размеры: | |||||||
высота по крышу башни | - | 1924 мм | 2250 мм | ||||
длина | - | 6735 мм | 6460 мм | 6735 мм | |||
ширина | - | 2940 мм | 2940 мм | 2940 мм | |||
клиренс | - | 370 мм | 370 мм | ||||
Бронирование | - | противопульное | противопульное | противопульное | |||
Вооружение: | |||||||
пушка | - | 73-мм гладкостволь- ное орудие 2А28 |
30-мм автоматичес- кая пушка 2А42 |
30-мм автоматичес- кая пушка 2А72 |
30-мм автоматичес- кая пушка 2А42 |
||
пулемет | - | 7,62-мм
пулемет ПКТ |
7,62-мм
пулемет ПКТ |
7,62-мм
пулемет ПКТ |
7,62-мм
пулемет ПКТ |
||
ПТРК | - | 9М14М "Малютка" |
"Конкурс" | 9М133 "Корнет-Э" | Конкурс-М" | ||
Боекомплект | - | 40 выстрелов 2000 патронов 4 ПТУР |
300 выстрелов |
300 выстрелов 2000 патронов 4 ПТУР |
300 выстрелов |
||
Двигатель | - | УТД-20, многотопливный, 6-цилиндровый, V-образный дизель жидкостного охлаждения |
УТД-20, многотопливный, 6-цилиндровый, V-образный дизель жидкостного охлаждения |
УТД-20, многотопливный, 6-цилиндровый, V-образный дизель жидкостного охлаждения |
УТД-230, многотопливный, 6-цилиндровый, V-образный дизель жидкостного охлаждения |
||
Мощность двигателя | - | 300 л.с. при 2600 об/мин |
300 л.с. при 2600 об/мин |
300 л.с. при 2600 об/мин |
360 л.с. при 2600 об/мин |
||
Максимальная скорость: | |||||||
по шоссе | - | 65 км/ч | 65 км/ч | 70 км/ч | |||
на плаву | - | 7 - 8 км/ч | 7 - 8 км/ч | ||||
Запас хода по шоссе | - | 600 км | 600 км | 500 км | |||
Удельное давление на грунт | - | 0,61 кг/кв. см | |||||
Преодолеваемые препятствия: | |||||||
подъем | - | 35° | |||||
ширина рва | - | 2,7 м | 2,7 м | ||||
высота стенки | - | 0,7 м | 0,7 м | ||||
глубина брода | - | плавает | плавает |