Боевая машина пехоты БМП-3
Один из опытных образцов будущей БМП-3 с вынесенным комплексом вооружения
Главный конструктор СКБ КМЗ А.А. Благонравов при создании новой БМП поставил перед собой цель хорошо защитить лобовую часть машины, и не с помощью моторно-трансмиссионного отделения (МТО), а настоящей броней. В соответствии с этой концепцией он предложил вариант с поперечным расположением двигателя в корме и размещением обслуживающих систем в малоценных объемах над гусеничных ниш. Это решение вызвало немало споров и родило большое количество противников, но в результате оно было утверждено. В качестве трансмиссии было решено использовать гидромеханическую 4-ступенчатую трансмиссию с планетарной коробкой передач.
Боевая машина пехоты БМП-3 ("об. 688"). 1987 г.
Немало проблем было и с силовой установкой. Первоначально прорабатывался вопрос по установке в новую машину дизельный двигатель 2В-06 разработки ЧТЗ. Однако на момент создания БМП-3 проект этого двигателя нуждался в серьезной переработке по сокращению габаритов и массы. В сжатые сроки на заводе "Барнаултрансмаш" был разработан и изготовлен новый дизельный двигатель УТД-29, который и было решено использовать на новой БМП. Кроме того, конструкторами СКБ КМЗ совместно с коллегами из челябинского СКБ "Турбина" был разработан и создан экспериментальный образец машины с газотурбинным двигателем, но дальше этого дело не пошло.
Много споров велось и по комплексу вооружения БМП-3. Первоначально повышение огневой мощи машины планировалось повысить за счет увеличения боекомплекта основного и вспомогательного оружия и добавления в его состав 30-мм автоматического гранатомета. Был спроектирован и построен экспериментальный образец БМП с вынесенным вооружением. В составе комплекса вооружения имелись 30-мм автоматическая пушка 2А42, спаренный с ней 7,62-мм пулемет ПКТ, сдвоенная бронированная пусковая установка ПТУР "Конкурс" и 30-мм автоматический гранатомет АГ-17 "Пламя" с боекомплектом. Все оружие размещалось в едином блоке, установленным на крыше боевого отделения. Были и другие предложения. Так головной институт по бронетанковой технике ВНИИТрансмаш предлагал в качестве основного оружия взять 76-мм пушку средней баллистики. Головной институт по вооружению ЦНИИТочмаш предлагал использовать 45-мм автоматическую пушку, соисполнитель по вооружению тульское КБП предложило использовать разработанное там новое 100-мм орудие низкой баллистики. В результате долгих споров за основу было взято предложение тульского КБП, доработанное конструкторами СКБ КМЗ: объединить в одном блоке, размещенном в башне, 100-мм орудие - пусковую установку, 30-мм автоматическую пушку и 7,62-мм пулемет. Комплекс управляемого вооружения использовал ПТУР "Бастион", запуск которой осуществлялся через ствол орудия - пусковой установки.
Боевая машина пехоты БМП-3 с кондиционером.
1995 г.
Новая БМП получила индекс "объект 688". Были проблемы с уравновешиванием машины. Ввиду того, что МТО было смещено назад, машина имела дифферент на корму. Для его устранения было принято решение разместить топливные баки в носовой части БМП. Топливные баки, заполненные специальным пористым наполнителем и топливом, служат дополнительной защитой экипажу от воздействия кумулятивных боеприпасов.
Параллельно с работой над бронированными корпусом и башней "объекта 688" в НИИ стали шла НИОКР по созданию динамической защиты (ДЗ) для легких бронированных машин.
Поскольку машина должна быть авиадесантируемой, возникала необходимость оснащения БМП-3 системой изменения клиренса.
Когда все системы, узлы, агрегаты и детали "объекта 688" были отработаны и слиты в единую конструкцию, приступили к постройке первого опытного образца машины. Это было в 1978 г. Приступили к заводским испытаниям, устраняя выявленные недостатки и применяя другие технические решения. Проводились и испытания по реальному сбрасыванию "объекта 688" с самолета.
Боевая машина пехоты БМП-3 с прицелом СОЖ-М
В 1984 г. в Кубинку были отправлены две опытные машины "объект 688" для показа высшему военному руководству страны. Там также провели цикл испытаний с привлечением специалистов НИИ БТВТ. Тогда же обозначился и ряд проблем. Так, например, при проведении баллистических бросков управляемых ракет по мишени-щиту, установленному на дальность 100 метров, ракеты попадали в щит плашмя. Виновником оказался дульный компенсатор. Тогда же в Кубинке были проведены испытания на стойкость резиновых бандажей опорных катков. Машину гоняли по асфальтобетонной трассе с максимально возможной скоростью. И машина, и бандажи испытания выдержали.
Боевая машина пехоты БМП-3 с прицельным комплексом "Весна-К"
По расположению механизмов и оборудования машина разделена внутри на четыре отделения: управления, боевое, десантное и моторно-трансмиссионное.
Боевая машина пехоты БМП-3К
Боевая машина пехоты БМП-3Ф для морской пехоты
Боевая машина пехоты БМП-3 одной из последних версий
Моторно-трансмиссионное отделение расположено в кормовой части машины и отделено от десантного отделения термошумоизоляционными перегородками. В МТО находятся агрегаты силовой установки и трансмиссии с обслуживающими их системами.
Корпус машины представляет собой жесткую коробчатую конструкцию, сваренную из алюминиевых броневых листов. На бортах корпуса машины установлены крылья, аналогичны тем, что используются на БМП-1. Для посадки и высадки десанта на кормовом листе корпуса машины имеются двери. Также для посадки и высадки десантников в крыше корпуса предусмотрены кормовые люки прямоугольной формы, закрывающиеся крышками.
Боевая машина пехоты БМП-3 одной из последних версий с комбинированным панорамическим прицелом командира. 2008 г.
Стрельба из орудия - пусковой установки ведется 100-мм выстрелами с осколочно-фугасными снарядами на дальность 4000 - 7000 м в зависимости от типа снаряда и выстрелами с управляемой ракетой на дальность от 100 до 4000 м. Заряжание 100-мм орудия 2А70 выстрелами с осколочно-фугасными снарядами осуществляется полуавтоматическим механизмом заряжания (МЗ). Боевая скорострельность составляет до 10 выстр./мин. Комплекс управляемого вооружения БМП-3 с запуском управляемой ракеты через ствол в сочетании с системой управления с телеориентированием ракеты в информационном лазерном луче и прицелом с независимой стабилизацией поля зрения в двух плоскостях позволил решить проблему стрельбы ПТУР сходу, а также обеспечить высокую скорострельность и помехозащищенность системы управления. Бронепробиваемость ПТУР составляет более 500 мм стальной гомогенной брони.
Боевая машина пехоты БМП-3 с боевым модулем "Бахча-У"
7,62-мм пулеметы ПКТ предназначены для борьбы с живой силой противника и другим небронированным целям. Боекомплект - по 2000 патронов на каждый пулемет, снаряженных в одну ленту и уложенных в магазин. Максимальная прицельная дальность стрельбы из пулемета ПКТ блока оружия с использованием прицела 1К13-2 составляет 2000 м, а из пулеметов автономных установок - до 600 м.
Модернизированная боевая машина пехоты БМП-3 с системой "Штора-1"
На боевой машине пехоты БМП-3 впервые установлена автоматизированная система управления огнем, в которую входят прицел-прибор наведения 1К13-2, лазерный дальномер 1Д16 или КДТ-2, баллистический вычислитель 1В539 и стабилизатора вооружения 2Э52.
В качестве силового агрегата силовой установки БМП-3 используется 4-тактный V-образный, 10-цилиндровый дизельный двигатель с жидкостным охлаждением УТД-29 мощностью 500 л.с. При емкости топливных баков 690 л машина имеет запас хода по шоссе 600 км. Двигатель смонтирован в едином блоке с гидромеханической трансмиссией с гидрообъемным приводом механизма поворота.
Гусеничный движитель с каждого борта имеет по шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков, три обрезиненных поддерживающих ролика, направляющее и ведущее колеса, гусеничную ленту. Подвеска БМП-3 - индивидуальная, торсионная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия на первых, вторых и шестых узлах подвески. БМП-3 оборудована механизмом изменения клиренса.
Модернизированная боевая машина пехоты БМП-3 с системой "Штора-1" и новыми бортовыми экранами
Корпус и коническая башня сварные, изготовлены из листов алюминиевой брони АБТ-102 и обеспечивают защиту от поражения при попадании в них пуль калибром до 12,7 мм включительно и осколков артиллерийских боеприпасов во всех проекциях машины, а в лобовых проекциях, кроме того, и от поражения бронебойных снарядов автоматических пушек калибром до 30 мм. Башня усилена съемными деталями из броневой стали толщиной примерно 20 мм на расстоянии 100 мм от башни.
Для постановки дымовой завесы используется термодымовая аппаратура (ТДА) многократного действия и система постановки дымовых завес 902В "Туча-2". Для обеспечения действий машины вместе с экипажем в условиях применения оружия массового поражения (ОМП) в конструкции предусмотрена система коллективной защиты (СКЗ) экипажа и десанта от поражающих факторов ядерного, химического и бактериологического оружия и обеспечения обитаемости.
Модернизированная боевая машина пехоты БМП-3 с системой "Арена-Э"
На БМП-3 впервые на машинах такого класса было установлено оборудование для самоокапывания (бульдозерное оборудование).
В 1987 г. первые 10 машин в составе штатной мотострелковой роты прошли опытные войсковые испытания в Белорусском военном округе. В 1988 г. были собраны первые одиннадцать серийных БМП-3 и в этом же году их отправили в Белорусский военный округ на опытную войсковую эксплуатацию, которая проходила с марта 1988 г. по май 1989 г.
Одной из первых модификаций БМП-3 стала командирская машина БМП-3К. От базовой модели отличается тем, что в ней в десантном отделении оборудованы рабочие места для штабистов, место для радиста, а также установлены дополнительные средства связи. Рабочие места оборудованы складывающимися столиками и подсветкой для ведения штабных карт. Сокращен боекомплект, для обеспечения на стоянках средств связи электропитанием имеется дополнительный силовой агрегат.
Боевая машина пехоты БМП-3 с установленными блоками динамической защиты
На узлах и агрегатах БМП-3 была создана боевая разведывательная машина БРМ-3К "Рысь" ("объект 501"). БРМ-3К имеет стальной броневой корпус оригинальной конструкции. Защита корпуса не ниже, чем у БМП-3. Двигатель УТД-29, гидромеханическая трансмиссия с гидрообъемным механизмом поворота, бортовые передачи, водометы, полностью заимствованы с БМП-3. В ходовой части блочная (модульная) конструкция подвески заменена на традиционную. Балансиры установлены на подшипниках скольжения, изготовленных из сополимера. В подвеске отсутствует механизм изменения клиренса. Экипаж машины - 6 человек. Среднее (боевое) отделение имеет погон несколько большего диаметра, чем у БМП-3. В башне установлена стабилизированная в двух плоскостях 30-мм автоматическая пушка 2А72 со спаренным с ней пулеметом ПКТ. Боекомплект пушки - 400 патронов в двух лентах (еще 200 патронов в кусках ленты - в отдельной укладке) и 2000 патронов к ПКТ. Экипаж имеет 6 автоматов: 2 - АКС74, 2 - АК74Н с ночными прицелами и 2 - АКС74У. Стабилизатор пушки оригинальной конструкции 2Э52 совмещенный с механизмом поворота башни собственной разработки РМЗ. В башне установлено многочисленное оборудование для разведки: тепловизор 1ПH71, активно-импульсный прибор ночного видения 1ПН61, лазерный дальномер 1Д14 командира машины, прицел наводчика БПК-2-42, зенитный прицел ППБ-2, радиолокатор 1РЛ-133-3. Из средств связи имеются коротковолновая радиостанция Р-163К и УКВ радиостанция Р-163У. Машина оснащена навигационной аппаратурой ТНА-4-6, гирокомпасом 1Г-50 и независимым бензиновым электроагрегатом для обеспечения электроснабжения при неработающем двигателе машины. Отделение управления сильно отличается от БМП-3: место механика-водителя слева, а не по центру, как на БМП-3. Штурман сидит с правой стороны машины, между ними находится командир разведподразделения (разведоргана). Боевой вес машины около 19 т.
Боевая разведывательная машина БРМ-3К "Рысь"
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Л "Беглянка"
Кроме этого модернизируется и сама машина БМП-3. Начиная с 1998 г. на машину стали устанавливать новый комбинированный прицел наводчика "Сож" со встроенным дальномером - разработка ОАО "Пеленг" (г. Минск). С целью повышения огневой мощи БМП предусматривается установка на нее прицельного комплекса "Весна-К" с тепловизионной камерой, встроенным лазерным дальномером и информационным каналом управления ПТУР. Прицельный комплекс оснащен автоматом сопровождения цели АСТ-Б. Белорусская компания ОАО "Пеленг" разработала для бронетанковой техники новый панорамный прицел командира - Falcon Eye ("Соколиный глаз"). Разработан и устанавливается в новые серийные машины механизм заряжания ПТУР. Повышению разведывательных возможностей экипажа машины способствует установка прибора наблюдения командира ТКН-АИ с лазерной активно-импульсной подсветкой.
Инженерная машина "Восторг"
Повышение защищенности машины обеспечено за счет установки дополнительных броневых экранов и комплекса активной защиты "Арена-Э". По желанию заказчика на БМП-3 может быть установлен комплекс оптико-электронного подавления "Штора-1".
Повышению живучести машины на поле боя способствует установка в модернизированную БМП-3 быстродействующей системы пожаротушения "Радуга-2".
На модернизированную машину устанавливается новый более мощный четырехтактный, многотопливный дизель с турбонаддувом УТД-32Т (660 л.с.).
Самоходное орудие 2С31 "Вена"
Установленная на модернизированную машину информационно-управляющая система шасси ИУСШ-688 значительно облегчает действия механика водителя при эксплуатации машины, а управление облегчает автомат переключения передач АП-688. Наблюдение механиком-водителем улучшилось после установки универсального прибора механика-водителя ТВК-1.
Предусмотрена установка кондиционера КБМ-3М.
В 1990 г. на параде в честь 45-летия Победы над фашистской Германией БМП-3 впервые прошла по Красной площади. На этом параде представители Объдиненных Арабских Эмиратов увидели БМП-3 и захотели видеть ее у себя в армии. В 1991 г. четыре БМП-3 были отправлены в ОАЭ на испытания, которые они с честью прошли. В этом же году был подписан контракт на поставку в ОАЭ БМП-3. В 1992 г. первые серийные БМП-3 поступили в ОАЭ. Машины эти имели много отличий от тех, что эксплуатировались в России. На них не было пускового подогревателя и отопителя, был убран механизм изменения клиренса, добавили тепловизионный прицел Namut производства минского предприятия "Пеленг", но использовавшего французскую тепловизионную камеру Sagem. Также был установлен дополнительный вентилятор обдува радиаторов с гидроприводом от ГОП. Корпус и башня машины сверху покрыты специальным теплоизоляционным материалом, прикрытым дюралевыми листами. На БМП-3, поставляемые за рубеж, устанавливались средства связи иностранного производства.
После показа БМП-3 в 1993 г. на выставке вооружений IDEX пошли предложения о закупке этих машин от Кувейта, Кипра и Южной Кореи.
Самоходный ПТРК "Корнет" | |
Самоходное ПТРК "Хризантема" | |
Боевая машина БМП-3 на испытаниях в пустыне |
Тактико-технические характеристики | |||||
БМП-3 |
БМП-3М |
||||
Боевая масса | - | 18,7 т | 19,7 т | ||
Экипаж + десант | - | 3 + 9 чел. | 3 + 9 чел. | ||
Габаритные размеры: | |||||
высота по крышу башни | - | 2450 мм | мм | ||
длина с пушкой вперед | - | 6725 мм | мм | ||
ширина | - | 3300 мм | мм | ||
клиренс | - | 450 мм | мм | ||
Бронирование | - | противопульное | противопульное | ||
Система активной защиты | - |
"Штора-1" | |||
Динамическая защита | - |
предусматривается | |||
Вооружение: | |||||
пушка | - | 100-мм пушка-пусковая установка 2А70 30-мм автоматическая пушка 2А72 |
100-мм пушка-пусковая установка 2А70 30-мм автоматическая пушка 2А72 |
||
пулемет | - | 3 - 7,62-мм пулемета ПКТ | 3 - 7,62-мм пулемета ПКТ | ||
ПТРК | - | 9М117 "Бастион" | 9М117М-1 "Аркан" | ||
Боекомплект | - | 40 выстрелов калибра 100 мм 500 выстрелов калибра 30 мм 6000 патронов 8 ПТУР |
40 выстрелов калибра 100 мм 500 выстрелов калибра 30 мм 6000 патронов 8 ПТУР |
||
Двигатель | - | УТД-29,
многотопливный, 10-цилиндровый, V-образный дизель жидкостного охлаждения |
УТД-32Т,
многотопливный, V-образный дизель жидкостного охлаждения |
||
Мощность двигателя | - | 500 л.с. |
660 л.с. |
||
Максимальная скорость: | |||||
по шоссе | - | 70 км/ч | 70 км/ч | ||
на плаву | - | 10 км/ч | 10 км/ч | ||
Запас хода по шоссе | - | 600 км | 600 км | ||
Удельное давление на грунт | - | 0,61 кг/кв. см | 0,61 кг/кв. см | ||
Преодолеваемые препятствия: | |||||
подъем | - | ° | |||
ширина рва | - | 2,5 м | |||
высота стенки | - | 0,8 м | |||
глубина брода | - | плавает |