Бронетранспортер БТР-152
Бронетранспортер БТР-152
Открытый сверху несущий корпус БТР-152 сваривался из катаных бронелистов толщиной 6, 8, 10 и 13 мм. В передней части корпуса находилось МТО, в средней части - отделение управления и в кормовой части - десантное отделение. В отделении управления размещалась радиостанция 10-РТ-12 (Р-113). Корпус имел две боковые дверцы для командира и водителя и одну заднюю для десанта.
Пулемет СГ-43 или СГМ мог устанавливаться на одном из четырех кронштейнов по периметру корпуса. Для экипажа предназначались две боковые двери, а для посадки десанта - дверь в корме корпуса. Для ведения огня из личного оружия в бортах корпуса имелось шесть отверстий, закрываемых заслонками. Боевая масса бронетранспортера - 8,6 т. Двигатель - ЗИС-123 мощностью 110 л.с. Колесная формула 6x6. На части машин устанавливалась радиостанция 10РТ-12. Экипаж 2 человека, десантников - 17.
Зенитный бронетранспортер БТР-152А (ЗПТУ-2)
Зенитный бронетранспортер БТР-152А выпускался с зенитной установкой ЗТПУ-2. ЗПТУ-2 состояла из спаренных 14,5-мм пулеметов КПВ, установленных в десантном отделении бронетранспортера. Максимальный угол возвышения установки +89°, угол снижения - 5°. Боевая скорострельность 70 выстр./мин. Боекомплект составлял 1200 патр. Для стрельбы по наземным целям применялся телескопический оптический прицел, а для стрельбы по воздушным - коллиматорный. Экипаж бронетранспортера состоял из 10 чел. На вооружении с 1951 г. В 1955 г. было изготовлено несколько опытных образцов БТР-152А с зенитной установкой ЗПТУ-4, состоявшей из четырех пулеметов КПВ. Боекомплект был увеличен до 2000 патр., а экипаж сокращен до 5 чел.
На базе БТР-152 были созданы подвижные командные пункты и машины связи БТР-152С и БТР-152С1; машина управления БТР-152И и другие.
С 1952 г. начал выпускаться бронетранспортер БТР-152Б, на котором стала устанавливаться механическая лебедка барабанного типа с блоком-полиспастом с тяговым усилием 4,5 тс. Силовая передача дополнена трехступенчатой коробкой отбора мощности для привода механической лебедки. Длина троса составляла 70 м. Привод лебедки осуществлялся от коробки отбора мощности через карданную передачу и червячный редуктор.
Зенитный бронетранспортер БТР-152А (ЗПТУ-4)
В 1955 г. на базе узлов и агрегатов опытного автомобиля ЗиС-128 и первых прототипов грузового ЗиЛ-157 был создан бронетранспортер БТР-152В. В отличии от БТР-152 он имел централизованную систему регулирования давления в шинах с наружным подводом воздуха, более широкие шины меньшего диаметра, инерционно-масляный воздухоочиститель, двухкамерный карбюратор, компрессор с жидкостным охлаждением и термосифонный пусковой подогреватель. Кроме того, было увеличено передаточное отношение в главных передачах ведущих мостов и изменена подвеска передних колес.
На базе бронетранспортера БТР-152В был создан зенитный бронетранспортер БТР-152Д с размещением зенитной установки ЗТПУ-2 аналогичено БТР-152А.
В 1957 г. начал выпускаться бронетранспортер БТР-152В1, у которого наружный подвод воздуха к шинам был заменен более надежным внутренним. Это потребовало изменения конструкции мостов и схемы прокладки трубопроводов. Водитель получил прибор ночного видения ТВН-2, был введен отопитель обитаемых отделений и систему обдува лобовых стекол горячим воздухом.
Подвижный пункт управления артиллерией БТР-152У
На БТР-152 удалось добиться вполне приемлемой надежности, хорошей подвижности и высокой проходимости. Однако решить задачу преодоления широких траншей не удалось. По предложению военных в 1956 г. попробовали на двух экспериментальных БТР-152В установить соответственно два и четыре подъемных поддерживающих неприводных катка. Результат в целом был отрицательным. Проходимость не улучшилась, а в отдельных случаях даже упала, поскольку уменьшилась сцепная масса, приходящаяся на ведущие колеса. Катки оказывали дополнительное сопротивление, в то время как задняя балансирная подвеска органически препятствовала прохождению рвов.
В начале 1957 г. был изготовлен экспериментальный образец БТР-Э152В с тремя равнорасположенными осями и управляемыми колесами переднего и среднего мостов. В результате резко повысились опорная проходимость по снегу, болоту и профильная - по местности, пересеченной траншеями, оврагами и окопами. Однако управляемость машины при движении по шоссе со скоростью более 40 км/ч оставляла желать лучшего. Поэтому к лету 1957 г. был изготовлен второй вариант машины с управляемыми колесами переднего и заднего мостов. Эти машины так и остались эксперементальными.
Бронетранспортер БТР-152В
Бронетранспортеры БТР-152 экспортировались в Афганистан, Албанию, Алжир, Анголу, Болгарию, Камбоджу (Лаос), Китай (тип 56APC), Конго, Кубу, Чехословакию, ГДР, Египет, Финляндию, Эфиопию, Гвинею, Гвинею-Биссау, Венгрию, Индонезию, Индию, Мали, Монголию, Мозамбик, Никарагуа, Иран, Ирак, Северную Корею, Польшу, Румынию, Шри-Ланку, Судан, Сирию, Танзанию, Уганду, Йемен, Югославию, Вьетнам, Зимбабве и другие страны. Также известно, что бронетранспортер БТР-152 стоял на вооружении Израиля.
Бронетранспортер БТР-152В1 | |
Опытный образец бронетранспортера БТР-Э152В | |
Бронетранспортер БТР-152К |
Тактико-технические характеристики | |||||
БТР-152 |
БТР-152В |
БТР-152К |
|||
Боевая масса | - | 8,6 т | 9,0 т | 8,95 т | |
Экипаж + десант | - | 2 + 17 чел. | 2 + 17 чел. | 2 + 13 чел. | |
Колесная формула | - | 6 х 6 | 6 х 6 | 6 х 6 | |
Габаритные размеры: | |||||
высота | - | 2360 мм | 2410 мм | 2660 мм | |
длина | - | 6560 мм | 6830 мм | 6830 мм | |
ширина | - | 2320 мм | 2320 мм | 2320 мм | |
клиренс | - | 286 мм | 286 мм | 295 мм | |
Бронирование | - | противопульное | противопульное | противопульное | |
Вооружение: | |||||
пулемет | - | 7,62-мм пулемет СГМ | 7,62-мм пулемет СГМБ | 7,62-мм пулемет СГМБ | |
Боекомплект | - | 1250 патронов |
1250 патронов | 1250 патронов | |
Двигатель | - | ЗИС-123, 6-цилиндровый, карбюраторный |
|||
Мощность двигателя | - | 110 л.с. | 110 л.с. | 110 л.с. | |
Максимальная скорость по шоссе | - | 75 км/ч | 75 км/ч | 65 км/ч | |
Запас хода по шоссе | - | 550 - 600 км | 550 км | 550 км | |
Преодолеваемые препятствия: | |||||
подъем | - | 30° | 30° | 30° | |
крен | - | 20° | 20° | 20° | |
ширина рва | - | 0,8 м | 0,8 м | 0,8 м | |
высота стенки | - | 0,6 м | 0,6 м | 0,6 м | |
глубина брода | - | 0,8 м | 0,8 м | 0,8 м |