Бронетранспортер БТР-40
Первый прообраз отечественного бронетранспортера был создан в 1915 г. штабс-капитаном В. Поплавко, который построил на шасси американского двухтонного полноприводного грузовика "Джеффери" полубронированную машину под названием "Чародей", которая предназначалась для подвоза боеприпасов, горючего и эвакуации поврежденных броневых машин. В последствии она использовалась в качестве инженерной машины.
Во второй половине 1930-х годов в Советском Союзе спроектировали несколько типов бронетранспортеров на танковом шасси. Широкое применение немцами бронетранспортеров в годы Второй мировой войны для быстрой переброски пехоты и перевозки ее на поле боя заставили отечественных конструкторов начать работы по созданию бронетранспортеров на автомобильных шасси.
Первые попытки создания бронетранспортера были предприняты горьковскими конструкторами в 1943 г. Они разработали и затем на Горьковском автозаводе изготовили опытные образцы транспортного (десантного) варианта бронеавтомобиля БА-64Е с кормовым входом в бронекорпус. Машина имела вместимость 3 - 4 чел., вооружение отсутствовало, посадка и десантирование оказались неудобными. Была выпущена серия из 11 машин, различавшихся числом мест для десантников и их расположением, а также высотой бортов десантного отделения. На части машин устанавливался 7,62-мм пулемет ДТ. Все эти образцы проходили войсковые испытания, завершившиеся неудачей.
В том же году Московский автозавод им. Сталина (ЗИС) по своей инициативе разработал и изготовил на базе полугусеничного автомобиля ЗИС-42 деревянный макет бронетранспортера ТБ-42 в натуральную величину. Бронетранспортер ТБ-42 предназначался для перевозки 14 десантников. Он имел боевую массу 8,5 т и двигатель мощностью 80 л.с. На машине устанавливался 7,62-мм пулемет ДТ. Бронетранспортер ТБ-42 в основном удовлетворял требованиям того времени, но имел небольшую максимальную скорость движения по шоссе: 30 - 35 км/ч. После осмотра комиссией макета бронетранспортера заводу ЗИС предложили доработать компоновку бронекорпуса и размещение внутреннего оборудования и выполнить эскизный проект машины с учетом замечаний комиссии. После утверждения проекта в ГБТУ предполагалось изготовить опытную партию бронетранспортеров ТБ-42 в количестве пяти машин к середине июня 1943 г. Однако завод отказался от изготовления опытной партии, так как считал невозможным использовать при создании бронетранспортеров полугусеничное шасси автомобиля ЗИС-42 из-за ряда конструктивных особенностей гусеничного движителя.
В 1944 г. на заводе ЗИС спроектировали и построили опытный образец бронетранспортера Б-3. Машина имела макетный корпус из котельной стали толщиной 6 - 15 мм. Вооружение состояло из крупнокалиберного пулемета ДШК на открытой турели. Гусеничный движитель был заимствован у самоходно- артиллерийской установки СУ-76М. Передний мост – не ведущий. При полной массе в 7,1 т 12-местная машина, оснащенная двигателем ЗИС-5М мощностью 80 л.с, развивала скорость не более 40 км/ч. Испытания Б-3 дали отрицательные результаты.
Разработка первого отечественного послевоенного колесного БТР под индексом "Объект 141", началась в КБ Горьковского автомобильного завода в 1947 г. Бронетранспортер создавался на базе грузового автомобиля ГАЗ-63. Двухосный, со всеми ведущими колесами, он предназначался для перевозки восьми пехотинцев и имел открытый сверху корпус, сваренный из броневых листов толщиной 6 - 8 мм. В задней стенке корпуса имелась дверь для десанта, а по бокам машины - откидные двери для экипажа. В передней части машины размещался карбюраторный 6-цилиндровый четырехтактный двигатель ГАЗ-40 мощностью 78 л.с. В передней части бронетранспортера разместили лебедку с отбором мощности от коробки передач, развивающую тягу до 4500 кгс и длиной троса 75 м.
"Объект 141" успешно прошел испытания и в 1950 г. был принят на вооружение Советской Армии под обозначением БТР-40. Его серийное производство осуществлялось на ГАЗе с конца 1950 по 1960 год. Вооружение серийного бронетранспортера включало 7,62-мм пулемет СГМТ с боекомплектом в 1250 патронов. Кроме того, в бортах имелось четыре амбразуры для ведения огня из индивидуального оружия десанта - автоматов АК-47 и карабинов СКС.
БТР-40 неоднократно модернизировался.
В 1951 г. на вооружение был принят вариант БТР-40А, снабженный зенитной установкой ЗТПУ2, состоявшей из двух пулеметов КПВ калибра 14,5 мм, смонтированной на постаменте в десантном отделении. Максимальный угол возвышения установки +90°, угол снижения - 5°. Боевая скорострельность 70 выстр./ мин. Боекомплект составлял 1200 патронов. Для стрельбы по наземным целям применялся телескопический оптический прицел, а для стрельбы по воздушным - коллиматорный. Экипаж бронетранспортера состоял из 4 чел.
Появившийся в 1956 г. и принятый на вооружение в 1958 г. БТР-40Б имел сварной корпус с бронированной крышей с двумя большими люками, закрываемыми двухстворчатыми крышками. Число мест для десанта сократилось до шести. В бортах корпуса имелось по две амбразуры для стрельбы из оружия десанта. В связи с введением броневой крыши пулемет СГМ устанавливался на переднем или заднем кронштейне корпуса. Стрельба из пулемета была возможна только при открытых люках.
В 1957 г. была выпущена небольшая партия бронетранспортеров БТР-40В с централизованной системой регулировки давления воздуха в шинах. Подвод воздуха к каждому колесу осуществлялся снаружи, через ступицу.
На базе БТР-40 выпускалась машина химической разведки БТР-40РХ. Она отличалась от базовой машины установкой дополнительного оборудования для проведения радиационной и химической разведки.
В 1969 г. появился железнодорожный вариант БТР-40 (ЖД) / БТР-40А (ЖД). Установка навесного оборудования комбинированного хода обеспечивала устойчивое движение машины по рельсовой колее со скоростями до 65 км/ч, а также возможность буксировки однотипного БТР. Постановка машины на рельсы и снятие ее с пути осуществлялись в течение 5-10 мин. командой из двух человек с помощью двух переносных аппарелей. Установленное навесное оборудование не оказывало существенного влияния на проходимость и скорость движения машины по грунтовым дорогам.
Во второй половине 1930-х годов в Советском Союзе спроектировали несколько типов бронетранспортеров на танковом шасси. Широкое применение немцами бронетранспортеров в годы Второй мировой войны для быстрой переброски пехоты и перевозки ее на поле боя заставили отечественных конструкторов начать работы по созданию бронетранспортеров на автомобильных шасси.
Бронетранспортер БА-64Е. 1943 г.
В том же году Московский автозавод им. Сталина (ЗИС) по своей инициативе разработал и изготовил на базе полугусеничного автомобиля ЗИС-42 деревянный макет бронетранспортера ТБ-42 в натуральную величину. Бронетранспортер ТБ-42 предназначался для перевозки 14 десантников. Он имел боевую массу 8,5 т и двигатель мощностью 80 л.с. На машине устанавливался 7,62-мм пулемет ДТ. Бронетранспортер ТБ-42 в основном удовлетворял требованиям того времени, но имел небольшую максимальную скорость движения по шоссе: 30 - 35 км/ч. После осмотра комиссией макета бронетранспортера заводу ЗИС предложили доработать компоновку бронекорпуса и размещение внутреннего оборудования и выполнить эскизный проект машины с учетом замечаний комиссии. После утверждения проекта в ГБТУ предполагалось изготовить опытную партию бронетранспортеров ТБ-42 в количестве пяти машин к середине июня 1943 г. Однако завод отказался от изготовления опытной партии, так как считал невозможным использовать при создании бронетранспортеров полугусеничное шасси автомобиля ЗИС-42 из-за ряда конструктивных особенностей гусеничного движителя.
Бронетранспортер Б-3. 1944 г.
Разработка первого отечественного послевоенного колесного БТР под индексом "Объект 141", началась в КБ Горьковского автомобильного завода в 1947 г. Бронетранспортер создавался на базе грузового автомобиля ГАЗ-63. Двухосный, со всеми ведущими колесами, он предназначался для перевозки восьми пехотинцев и имел открытый сверху корпус, сваренный из броневых листов толщиной 6 - 8 мм. В задней стенке корпуса имелась дверь для десанта, а по бокам машины - откидные двери для экипажа. В передней части машины размещался карбюраторный 6-цилиндровый четырехтактный двигатель ГАЗ-40 мощностью 78 л.с. В передней части бронетранспортера разместили лебедку с отбором мощности от коробки передач, развивающую тягу до 4500 кгс и длиной троса 75 м.
Бронетранспортер БТР-40 ("Объект 141"). 1950 г.
БТР-40 неоднократно модернизировался.
В 1951 г. на вооружение был принят вариант БТР-40А, снабженный зенитной установкой ЗТПУ2, состоявшей из двух пулеметов КПВ калибра 14,5 мм, смонтированной на постаменте в десантном отделении. Максимальный угол возвышения установки +90°, угол снижения - 5°. Боевая скорострельность 70 выстр./ мин. Боекомплект составлял 1200 патронов. Для стрельбы по наземным целям применялся телескопический оптический прицел, а для стрельбы по воздушным - коллиматорный. Экипаж бронетранспортера состоял из 4 чел.
Бронетранспортер БТР-40А
В 1957 г. была выпущена небольшая партия бронетранспортеров БТР-40В с централизованной системой регулировки давления воздуха в шинах. Подвод воздуха к каждому колесу осуществлялся снаружи, через ступицу.
На базе БТР-40 выпускалась машина химической разведки БТР-40РХ. Она отличалась от базовой машины установкой дополнительного оборудования для проведения радиационной и химической разведки.
В 1969 г. появился железнодорожный вариант БТР-40 (ЖД) / БТР-40А (ЖД). Установка навесного оборудования комбинированного хода обеспечивала устойчивое движение машины по рельсовой колее со скоростями до 65 км/ч, а также возможность буксировки однотипного БТР. Постановка машины на рельсы и снятие ее с пути осуществлялись в течение 5-10 мин. командой из двух человек с помощью двух переносных аппарелей. Установленное навесное оборудование не оказывало существенного влияния на проходимость и скорость движения машины по грунтовым дорогам.
Бронетранспортер БТР-40Б | |
Бронетранспортер БТР-40В | |
Бронетранспортер БТР-40 (ЖД) | |
Бронетранспортер БТР-40А (ЖД) |
Тактико-технические характеристики | ||||
БТР-40 |
БТР-40Б |
|||
Боевая масса | - | 5,3 т | 5,3 т | |
Экипаж + десант | - | 2 + 8 чел. | 2 + 6 чел. | |
Колесная формула | - | 4 х 4 | 4 х 4 | |
Габаритные размеры: | ||||
высота | - | 1830 мм | 2060 мм | |
длина | - | 5000 мм | 5000 мм | |
ширина | - | 1900 мм | 1900 мм | |
клиренс | - | 276 мм | 276 мм | |
Бронирование | - | противопульное | противопульное | |
Вооружение: | ||||
пулемет | - | 7,62-мм пулемет СГМТ | 7,62-мм пулемет СГМТ | |
Боекомплект | - | 1250 патронов |
1250 патронов | |
Двигатель | - | ГАЗ-40, 6-цилиндровый, карбюраторный |
||
Мощность двигателя | - | 78 л.с. | 78 л.с. | |
Максимальная скорость по шоссе | - | 79 км/ч | 78 км/ч | |
Запас хода по шоссе | - | 285 - 480 км | 285 км | |
Преодолеваемые препятствия: | ||||
подъем | - | 28 - 30° | 30° | |
крен | - | 20 - 25° | 20 - 25° | |
ширина рва | - | 0,75 м | 0,75 м | |
глубина брода | - | 0,9 м | 0,9 м |