Бронетранспортер БТР-50
Опытный образец бронетранспортера "объект 750"
Первый опытный образец бронетранспортера был изготовлен в апреле 1950 года, а в июле состоялись его заводские испытания, в том числе и пробегом на 1500 км. В августе 1950 г. бронетранспортеры были представлены на государственные испытания, на которых они не выдержали испытания на гарантийный километраж. В 1951 г. были изготовлены две машины с учетом недостатков, которые в этом же году успешно прошли госиспытания. В 1952 г. были изготовлены еще три машины для проведения войсковых испытаний, которые они с успехом выдержали, за исключением штатной установки пулемета ДШК. В 1954 года бронетранспортер объект 750 был принят на вооружение под обозначением БТР-50П.
Серийный вариант бронетранспортера БТР-50П
На базе БТР-50 были созданы зенитных самоходных установках ЗТПУ-2 и ЗТПУ-4, которые представляли собой тот же БТР-50, у которого в десантном отделении устанавливалась тумба, на которую закреплялась зенитная пулеметная установка с двумя пулеметами КПВТ у ЗПТУ-2 и четырьмя у ЗПТУ-4. Однако эти машины остались только в опытных вариантах.
С 1958 года началось серийное производство самой массовой модификации БТР-50ПК (объект 750ПК). Основным отличием нового бронетранспортера от базовой версии стала крыша над десантным отделением с тремя люками дли посадки и высадки десанта. БТР-50ПК мог перевозить 20 солдат или до 2 т груза, но тяжелую технику или вооружение уже перевозить на себе не мог.
БТР-50ПК - модификация бронетранспортера БТР-50П (1958 г.). Основное отличие - наличие крыши над десантным отделением
В 1958 году на базе БТР-50ПК была сконструирована командно-штабная машина БТР-50ПУ (объект 750К), предназначавшаяся для обеспечения управления в танковых и мотострелковых частях и соединениях. КШМ впоследствии неоднократно модернизировалась, в основном за счет изменения состава оборудования, что привело к появлению в войсках машин БТР-50ПУМ и БТР-50ПУМ1. Последняя принята на вооружение в 1972 году.
Серийное производство БТР-50ПК завершилось в конце 1960-х годов.
Снятые с вооружения мотострелковых войск боевые машины послужили базой для создания нескольких образцов специальной техники. Так, на базе БТР-50ПК изготавливалась система дистанционного разминирования УР-67. В 1970-х годах часть бронетранспортеров БТР-50П была переоборудована в машины технической помощи МТП.
Командно-штабная машина БТР-50ПУ на базе
БТР-50ПК. Отличалась наличием рабочих мест, комплектацией средств связи и другого оборудования
Основными частями бронетранспортера являются: броневой корпус, моторная установка, трансмиссия, ходовая часть, водоходный движитель, электрооборудование и средства связи.
Броневой корпус бронетранспортера имеет три отделения: управления, десантное и моторно-трансмиссионное.
Отделение управления расположено в носовой части корпуса. В нем кроме механика-водителя располагаются командир бронетранспортера и командир десанта. В средней части верхнего лобового листа находится люк механика-водителя.
Десантное отделение занимает среднюю часть корпуса машины. Над ним есть два люка для выхода десанта. Там же размещен по-походному пулемет ПКБ. По-боевому пулемет вместе с турельной установкой крепится или на крыше десантного отделения, или на откидывающемся листе задней стенки. Турельная установка обеспечивает стрельбу по курсу в секторе 113° и на корму в секторе 93°. Боекомплект пулемета состоит из 1250 патронов.
Моторно-трансмиссионное отделение (в том числе двигатель и трансмиссия), ходовая часть (в том числе водоходный движитель) такие же, как у танка ПТ-76 или ПТ-76Б.
Бронетранспортерами БТР-50 вначале комплектовались мотострелковые батальоны танковых полков танковых и механизированных дивизий, где они стояли на вооружении почти до середины 1970-х годов. Ими же комплектовали разведывательные подразделения танковых и мотострелковых дивизий.
В 1958 году Чехословакия получила лицензию на выпуск БТР-50П, где он выпускался до 1977 г. под маркой ОТ-62.
Кроме Советского Союза бронетранспортеры БТР-50 и ОТ-62 поставлялись в 27 стран.
Модернизированная командно-штабная машина БТР-50ПУМ. Отличалась от своей предшественницы усиленным бронированием и более современным радиооборудованием | |
Машина технической помощи МТП, переоборудованная из БТР-50П, в которую устанавливались оборудование, приспособления, инструмент и принадлежности для эвакуации, ремонта и обслуживания БМП-1 |
Тактико-технические характеристики | ||
Боевая масса | - | 14,2 т |
Грузоподъемность (на суше и на воде) | - | 2 т |
Экипаж | - | 2 чел. |
Десант | - | 20 чел. |
Габаритные размеры: | ||
высота | - | 2030 мм |
длина | - | 7070 мм |
ширина | - | 3140 мм |
клиренс | - | 370 мм |
Бронирование: | ||
лоб | - | 10 мм |
борт | - | 8-10 мм |
корма | - | 6 мм |
Вооружение: | ||
пулемет | - | 7,62-мм пулемет ПКБ |
Боекомплект | - | 1250 патронов |
Двигатель | - | В-6, 6-цилиндровый, 4-тактный, дизельный, жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя | - | 240 л.с. |
Скорость: | ||
по шоссе | - | 44,6 км/ч |
на плаву | - | 10,2 км/ч |
Запас хода: | ||
по шоссе | - | 260 км |
на плаву | - | 70 км |
Удельное давление на грунт | - | 0,5 кг/кв. см |
Преодолеваемые препятствия: | ||
подъем | - | 38° |
угол входа с берега в воду | - | 30° |
угол выхода из воды на берег | - | 25° |
ширина рва | - | 2,8 м |
высота стенки | - | 1,1 м |