Легкий танк МС-1 (Т-18)
Легкий танк МС-1 (малый сопровождения, первый образец) был принят на вооружение Реввоенсоветом СССР 6 июля 1927 г. Он стал первым отечественным танком, поставленным на крупносерийное производство на ленинградском заводе "Большевик" в конце 1928 г.
Машина сохранила компоновочную схему своего предшественника, танка М, 15 единиц которого было построено на заводе "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде. Все танки серии "М" имели собственные имена и по конструкции в общих чертах соответствовали французской модели "Рено FТ" образца 1917 года, но отличались более универсальным вооружением.
Корпус и башня танка МС-1 каркасные. Их броневые листы соединялись методом клепки на каркасе. В передней (лобовой) части корпуса размещался трехстворчатый люк механика-водителя. Под погон башни в крыше делался круговой вырез, а в средней части ее по бокам от башни, размещались броневые пробки горловин бензобаков. Над моторно-трансмиссионным отделением находился съемный бронеколпак, а задний броневой лист корпуса имел отверстия. Через них для питания и охлаждения моторной установки поступал воздух. К съемному наклонному листу кормовой части болтами крепился "хвост" - устройство, облегчающее преодоление рвов и траншей. Башня танка МС-1 первоначально имела шестигранную форму. При модернизации в 1930 году боковые грани ее задней части заменили на прямоугольную нишу, задняя часть которой откидывалась на петлях. В нее укладывались артвыстрелы и патроны. На корпус башня устанавливалась через шаровую опору, а от вертикального перемещения ограничивалась тремя захватами, служившими в качестве стопора башни в походном положении. В правой передней и левой задней гранях размещались отверстия для установки пулемета в шаровой опоре, а в левой передней грани - прямоугольный вырез для полушаровой опоры пушки. В крыше башни выполнялось отверстие, ограниченное по периметру фасонными бронелистами с прорезями для наблюдения. Эту надстройку конструкторы назвали наблюдательной вышкой. Сверху она закрывалась сферической крышкой. Для вентиляции в борту башни расположили небольшой люк, закрываемый круглой или прямоугольной (на танках образца 1930 г.) крышкой. В задней грани башни образца 1928 г. имелась амбразура для установки пулемета для стрельбы назад. На танке образца 1930 года башня выполнялась с кормовой нишей прямоугольной формы без задней прямоугольной амбразуры. Броневые листы корпуса и башни имели толщину 16 мм, а крыши и днища 3 мм. В днище размещался люк запасного выхода. В танке Т-18М максимальная толщина брони достигала 14 мм.
Как и предыдущие танки типа "М", Т-18 был вооружен короткоствольным 37-мм орудием и пулеметной установкой. К орудию предусматривались осколочные гранаты со стальными и чугунными корпусами в количестве 104 артвыстрела, а к пулемету 2016 патронов. Пушка монтировалась в бронемаске. Она позволяла изменять угол наводки по горизонтали в пределах 35 град. и по вертикали с углом возвышения +30 град. и снижения -8 град. Прицельное приспособление пушки состояло из диоптра и мушки, установленной в бронемаске на выходе отверстия для прицеливания. Чтобы навести орудие в цель, наводчик с помощью плечевого упора перемещал ее по горизонтали и вертикали. Если же нужно было повернуть башню, то он делал это с помощью рычага левой рукой предварительно упершись спиной в ее стенку.
Пулеметное вооружение на Т-18 представляло собой специальную установку системы оружейников В.Федорова, Д.Иванова и Г.Шпагина. В основу ее был положен пулемет В.Федорова под 6,5-мм патрон. Два ствола пулемета располагались в единой ствольной коробке, размещенной в шаровой опоре. Ее запорное устройство на танках образца 1927 г. позволяло при необходимости переносить пулемет в заднюю грань башни. Питание его осуществлялось из двух магазинов емкостью по 25 патронов каждый. Он имел плечевой упор, пистолетную рукоятку и диоптрический прицел. При модернизации танка был установлен 7,62-мм танковый пулемет В.Дегтярева (ДТ) с круглым магазином на 6З патрона. Он представлял собой модификацию ручного пулемета ДП. Основным отличием от прототипа являлось отсутствие кожуха на стволе и введение выдвижного металлического приклада. С его помощью обеспечивалось регулирование как его длины для удобства ведения огня, так и сокращение общей длины пулемета при нахождении танка в походном движении. Диоптрический прицел ДТ мог устанавливаться для ведения стрельбы на дальность 400, 600, 800 и 1000 метров. В шаровой опоре пулемет можно было наводить в горизонтальной плоскости в диапазоне 64 град., а в вертикальной +30 град. и -8 град. Круговой обстрел из вооружения танка достигался за счет поворота всей башни.
Экипаж машины вел наблюдение через узкие смотровые щели. Командир мог наблюдать через круговые щели наблюдательной вышки. Механик-водитель вперед смотрел в щель, выполненную в крышке люка (откидного щитка). При интенсивном огневом воздействии противника она могла закрываться заслонкой с более узкими крестообразными прорезями или полностью броневой заслонкой. Влево и вправо он наблюдал через смотровые щели в скосах бортов корпуса. Единственным оптическим прибором являлся перископ, размещавшийся в откидном щитке люка механика-водителя или "броневой глаз", как его называли конструкторы. Перископ монокулярного типа, сверху закрывался броневым корпусом и крышкой.
На танках МС-1 использовался однорядный 4-цилиндровый карбюраторный двигатель воздушного охлаждения мощностью 35 л. с., позволявший двигаться со скоростью до 16,4 км/ч. Двигатель располагался поперечно в корпусе и объединялся в одном блоке с коробкой передач, состоящую из многодискового главного фрикциона, 3-ступенчатой коробки передач, конического дифференциала с ленточными тормозами (механизма поворота) и одноступенчатых бортовых передач. Механизм поворота обеспечивал выполнение этого маневра с минимальным радиусом, равным ширине колеи машины (1,46 м).
Гусеничный движитель состоял из крупнозвенчатых гусеничных лент гребневого зацепления с открытым шарниром, 7 сдвоенных опорных катков и 3 сдвоенных поддерживающих катков на каждый борт, направляющих колес с винтовыми механизмами натяжения гусениц и ведущих колес кормового расположения. Опорные и поддерживающие катки имели наружную амортизацию в виде резиновых массивов. Передние два поддерживающих катка подрессоривались полуэллиптической рессорой.
Подвеска смешанная: независимая у передних опорных катков и балансирная у остальных. В качестве упругих элементов применялись цилиндрические спиральные пружины, закрытые кожухами.
Электрооборудование было однопроводным с напряжением бортовой сети 12 В. В качестве источников электрической энергии использовались генератор постоянного тока и 12-вольтовая стартерная аккумуляторная батарея. Система зажигания от магнето. Пуск двигателя осуществлялся электрическим стартером или пусковой рукояткой.
В 1929 г. МС-1 модернизировали. Вместо спаренных пулеметов Федорова установили танковый пулемет Дегтярева, изменили конструкцию лобовой части корпуса. В 1930 г. переделали башню, повысили мощность двигателя до 40 л. с. и усовершенствовали ходовую часть.
Танк серийно выпускался до 1931 г. Всего было изготовлено 950 единиц.
Машина сохранила компоновочную схему своего предшественника, танка М, 15 единиц которого было построено на заводе "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде. Все танки серии "М" имели собственные имена и по конструкции в общих чертах соответствовали французской модели "Рено FТ" образца 1917 года, но отличались более универсальным вооружением.
Корпус и башня танка МС-1 каркасные. Их броневые листы соединялись методом клепки на каркасе. В передней (лобовой) части корпуса размещался трехстворчатый люк механика-водителя. Под погон башни в крыше делался круговой вырез, а в средней части ее по бокам от башни, размещались броневые пробки горловин бензобаков. Над моторно-трансмиссионным отделением находился съемный бронеколпак, а задний броневой лист корпуса имел отверстия. Через них для питания и охлаждения моторной установки поступал воздух. К съемному наклонному листу кормовой части болтами крепился "хвост" - устройство, облегчающее преодоление рвов и траншей. Башня танка МС-1 первоначально имела шестигранную форму. При модернизации в 1930 году боковые грани ее задней части заменили на прямоугольную нишу, задняя часть которой откидывалась на петлях. В нее укладывались артвыстрелы и патроны. На корпус башня устанавливалась через шаровую опору, а от вертикального перемещения ограничивалась тремя захватами, служившими в качестве стопора башни в походном положении. В правой передней и левой задней гранях размещались отверстия для установки пулемета в шаровой опоре, а в левой передней грани - прямоугольный вырез для полушаровой опоры пушки. В крыше башни выполнялось отверстие, ограниченное по периметру фасонными бронелистами с прорезями для наблюдения. Эту надстройку конструкторы назвали наблюдательной вышкой. Сверху она закрывалась сферической крышкой. Для вентиляции в борту башни расположили небольшой люк, закрываемый круглой или прямоугольной (на танках образца 1930 г.) крышкой. В задней грани башни образца 1928 г. имелась амбразура для установки пулемета для стрельбы назад. На танке образца 1930 года башня выполнялась с кормовой нишей прямоугольной формы без задней прямоугольной амбразуры. Броневые листы корпуса и башни имели толщину 16 мм, а крыши и днища 3 мм. В днище размещался люк запасного выхода. В танке Т-18М максимальная толщина брони достигала 14 мм.
Как и предыдущие танки типа "М", Т-18 был вооружен короткоствольным 37-мм орудием и пулеметной установкой. К орудию предусматривались осколочные гранаты со стальными и чугунными корпусами в количестве 104 артвыстрела, а к пулемету 2016 патронов. Пушка монтировалась в бронемаске. Она позволяла изменять угол наводки по горизонтали в пределах 35 град. и по вертикали с углом возвышения +30 град. и снижения -8 град. Прицельное приспособление пушки состояло из диоптра и мушки, установленной в бронемаске на выходе отверстия для прицеливания. Чтобы навести орудие в цель, наводчик с помощью плечевого упора перемещал ее по горизонтали и вертикали. Если же нужно было повернуть башню, то он делал это с помощью рычага левой рукой предварительно упершись спиной в ее стенку.
Пулеметное вооружение на Т-18 представляло собой специальную установку системы оружейников В.Федорова, Д.Иванова и Г.Шпагина. В основу ее был положен пулемет В.Федорова под 6,5-мм патрон. Два ствола пулемета располагались в единой ствольной коробке, размещенной в шаровой опоре. Ее запорное устройство на танках образца 1927 г. позволяло при необходимости переносить пулемет в заднюю грань башни. Питание его осуществлялось из двух магазинов емкостью по 25 патронов каждый. Он имел плечевой упор, пистолетную рукоятку и диоптрический прицел. При модернизации танка был установлен 7,62-мм танковый пулемет В.Дегтярева (ДТ) с круглым магазином на 6З патрона. Он представлял собой модификацию ручного пулемета ДП. Основным отличием от прототипа являлось отсутствие кожуха на стволе и введение выдвижного металлического приклада. С его помощью обеспечивалось регулирование как его длины для удобства ведения огня, так и сокращение общей длины пулемета при нахождении танка в походном движении. Диоптрический прицел ДТ мог устанавливаться для ведения стрельбы на дальность 400, 600, 800 и 1000 метров. В шаровой опоре пулемет можно было наводить в горизонтальной плоскости в диапазоне 64 град., а в вертикальной +30 град. и -8 град. Круговой обстрел из вооружения танка достигался за счет поворота всей башни.
Экипаж машины вел наблюдение через узкие смотровые щели. Командир мог наблюдать через круговые щели наблюдательной вышки. Механик-водитель вперед смотрел в щель, выполненную в крышке люка (откидного щитка). При интенсивном огневом воздействии противника она могла закрываться заслонкой с более узкими крестообразными прорезями или полностью броневой заслонкой. Влево и вправо он наблюдал через смотровые щели в скосах бортов корпуса. Единственным оптическим прибором являлся перископ, размещавшийся в откидном щитке люка механика-водителя или "броневой глаз", как его называли конструкторы. Перископ монокулярного типа, сверху закрывался броневым корпусом и крышкой.
На танках МС-1 использовался однорядный 4-цилиндровый карбюраторный двигатель воздушного охлаждения мощностью 35 л. с., позволявший двигаться со скоростью до 16,4 км/ч. Двигатель располагался поперечно в корпусе и объединялся в одном блоке с коробкой передач, состоящую из многодискового главного фрикциона, 3-ступенчатой коробки передач, конического дифференциала с ленточными тормозами (механизма поворота) и одноступенчатых бортовых передач. Механизм поворота обеспечивал выполнение этого маневра с минимальным радиусом, равным ширине колеи машины (1,46 м).
Гусеничный движитель состоял из крупнозвенчатых гусеничных лент гребневого зацепления с открытым шарниром, 7 сдвоенных опорных катков и 3 сдвоенных поддерживающих катков на каждый борт, направляющих колес с винтовыми механизмами натяжения гусениц и ведущих колес кормового расположения. Опорные и поддерживающие катки имели наружную амортизацию в виде резиновых массивов. Передние два поддерживающих катка подрессоривались полуэллиптической рессорой.
Подвеска смешанная: независимая у передних опорных катков и балансирная у остальных. В качестве упругих элементов применялись цилиндрические спиральные пружины, закрытые кожухами.
Электрооборудование было однопроводным с напряжением бортовой сети 12 В. В качестве источников электрической энергии использовались генератор постоянного тока и 12-вольтовая стартерная аккумуляторная батарея. Система зажигания от магнето. Пуск двигателя осуществлялся электрическим стартером или пусковой рукояткой.
В 1929 г. МС-1 модернизировали. Вместо спаренных пулеметов Федорова установили танковый пулемет Дегтярева, изменили конструкцию лобовой части корпуса. В 1930 г. переделали башню, повысили мощность двигателя до 40 л. с. и усовершенствовали ходовую часть.
Танк серийно выпускался до 1931 г. Всего было изготовлено 950 единиц.
Тактико-технические характеристики | ||
Боевая масса | - | 5,9 т |
Экипаж | - | 2 чел. |
Габаритные размеры: | ||
высота | - | 2220 мм |
длина с "хвостом" | - | 4500 мм |
ширина | - | 1800 мм |
клиренс | - | 305 мм |
Бронирование: | ||
лоб корпуса | - | 16 мм |
башня | - | 22 мм |
Вооружение: | ||
пушка | - | 37-мм пушка "Гочкис" |
пулеметы | - | два 7,62-мм пулемета Федорова |
Боекомплект | - | 104 выстрела 2016 патронов |
Двигатель | - | АМО, 4-цилиндровый, рядный, воздушного охлаждения |
Мощность двигателя | - | 35 л.с. |
Скорость по шоссе | - | 16,4 км/ч |
Запас хода по шоссе | - | до 120 км |
Удельное давление на грунт | - | 0,37 кг/кв. см |
Преодолеваемые препятствия: | ||
подъем | - | 35° |
ширина рва | - | 1,8 м |
высота стенки | - | 0,55 м |
глубина брода | - | 0,8 м |