Средний танк Т-28
Опытный образец Т-28 (1932 г.). Вооружен 45-мм танковой пушкой обр. 1932 г.(установлена 37-мм из-за отсутствия необходимой) и тремя пулеметами ДТ
Первый серийный образец танка Т-28 (1933-1934 гг.). Вооружен 76,2-мм танковой пушкой КТ-28 и 4 пулеметами ДТ
Основной серийный образец танка Т-28
(1934-1938 гг.). Вооружен 76,2-мм танковой пушкой и 5 пулеметами ДТ
Основной серийный образец танка Т-28
(1938-1940 гг.). Вооружен 76,2-мм танковой пушкой
Л-10 и 5 пулеметами ДТ
Танк Т-28 с конической башней (1940 г.). Вооружен 76,2-мм танковой пушкой КТ-28 и 4 пулеметами ДТ
К проектированию трехбашенного среднего танка приступил в 1931 г. конструкторский коллектив Опытного конструкторского механического отдела (ОКМО) Машиностроительного завода № 174 им. Ворошилова в Ленинграде. Ведущим конструктором проекта был Н.В.Цейц. В конце года изготовили опытный образец. Осенью 1932 г. танк Т-28 начал серийно выпускаться.
В средней (главной) башне опытного Т-28 была установлена 37-мм пушка ПС-2 (из-за отсутствия 45-мм) и пулемет ДТ в шаровой установке; в двух малых башнях - еще два ДТ. Новый танк во многом отличался от иностранных аналогов, например, наличием электропривода для поворота главной башни и наличия в ней подвесного полика для удобства работы экипажа. Своеобразная конструкция ходовой части танка, весившего 18 т, придавала ему необходимую плавность хода и обеспечивала преодоление довольно сложных препятствий. Однако при первом же испытании опытных образцов выявилось большое количество недоработок как в ходовой части, так и в силовой установке, которые устранялись в ходе серийного выпуска.
К 1 мая 1933 г. было выпущено 12 танков, 10 из которых приняли участие в первомайском параде на Красной площади. 11 августа 1933 г. танк Т-28 был принят на вооружение РККА.
Серийный Т-28 существенно отличался от опытных образцов. Новой формы корпус танка сваривался из катаных броневых листов толщиной 20-30 мм и делился на четыре отделения: управления, боевое, силовое и силовой передачи. Два вертикальных листа образовывали кабину механика-водителя, для входа и выхода которого в ней имелась откидная крышка. Кормовую часть корпуса прикрывал бронеколпак воздухопритоков к вентилятору.
76,2-мм пушка КТ-28 обр. 1927-1932 гг. с длиной ствола в 16,5 калибров и начальной скоростью снаряда 381 м/с размещалась в главной башне. Справа от пушки и в нише башни устанавливались пулеметы ДТ. Для наведения пушки использовались танковый перископ обр. 1932 г. и телескопический прицел обр. 1930 г. Механизм поворота башни имел электрический и ручной приводы. Подъемный механизм пушки только ручной. В малых башнях устанавливались пулеметы ДТ. Главная башня имела круговой сектор обстрела, каждая малая - 165°. Боеприпасы располагались во вращающейся боеукладке. Две "вертушки" на 12 снарядов каждая располагались под правым (командирским) и левым (наводчика) сиденьями главной башни. По обе стороны механика-водителя по правому и левому бортах машины находилось по одному вращающемуся барабану, в каждом из которых было уложено 40 магазинов к пулеметам.
На танке устанавливался 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения М-17-Л.
Подвеска танка состояла из двух тележек, подвешенных к корпусу в двух точках, на борт. В каждую тележку входили три каретки, соединенные между собой рычагами, а каждая каретка, в свою очередь, состояла из двух пар катков, связанных попарно балансиром. Все каретки были подрессорены цилиндрическими спиральными пружинами.
Гусеничные ленты - мелкозвенчатые, цевочного зацепления со 121 траком. Зубчатые венцы ведущих колес выполнены съемными.
В броневых ящиках по обоим бортам корпуса устанавливались приборы дымопуска ТДП-3.
Радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной устанавливалась на командирских танках, у которых отсутствовал кормовой пулемет. Для внутренней связи имелся танкофон на 6 чел. и радиоприбор "Сафар".
Танк Т-28 выпускался с 1933 по 1940 г. За это время в него было внесено более 600 изменений и улучшений. Общий башенный люк для посадки экипажа был заменен на два, на люк наводчика была установлена зенитная турель П-40 для пулемета ДТ; были внесены многочисленные изменения в трансмиссию, двигатель, элементы ходовой части. С 1938 г. на танк стали устанавливать 76,2-мм пушку Л-10 с длиной ствола 26 калибров и начальной скоростью снаряда 555 м/с.
В результате опыта боев на Карельском перешейке во время советско-финской войны 1939-1940 гг. танки Т-28 начали оборудовать броневыми экранами. Толщина лобовой брони корпуса и башни была увеличена за счет этого до 50-80 мм, а бортовой и кормовой - до 40 мм, при этом масса танка возросла до 32 т. Этот вариант получил обозначение Т-28Э.
Характерной особенностью танкостроения 30-х годов является большая работа по созданию колесно-гусеничных танков. Не отличался в этом оригинальностью и Т-28, у которого был вариант на колесно-гусеничном ходу - танк Т-29. У этого танка почти не было отличий от Т-28 по вооружению и броневой защите. Но в связи с новой ходовой частью он мог двигаться со скоростью на гусеницах до 54 км/ч и на колесном ходу до 80 км/ч. При этом масса танка составляла около 24 т.
С 1939 г. по приказу К.Е.Ворошилова на всех танках стали обязательно устанавливать кормовой пулемет. На машинах, выпущенных после 1938 г., устанавливалась радиостанция 71-ТК-3 со штыревой антенной. В 1940 г. была выпущена партия танков (до 12 машин) с коническими главными башнями.
На базе танка Т-28 был создан мостовой танк ИТ-28. Часть машин оборудовалась противоминным катковым тралом нажимного действия, который обеспечивал траление двух полос шириной 0,5 м каждая. База Т-28 использовалась для создания опытной самоходной зенитной установки СУ-8 с 76-мм зенитной пушкой. Ряд агрегатов танка применялся в тяжелых САУ серии СУ-14.
Экранированный танк Т-28Э (1939-1940 гг.). Усилена броневая защита лобовой части корпуса и башен за счет установки дополнительных броневых листов | |
Опытный образец танка Т-28 с торсионной подвеской (1938 г.). На серийном танке была установлена торсионная подвеска с опорными катками от СМК | |
Серийный танк Т-28 (1939 г.), оснащенный колейным катковым тралом | |
Мостовой танк ИТ-28 (1940 г.). Вооружен двумя пулеметами ДТ | |
Опытные колесно-гусеничные танки Т-29-4, Т-29-5, Т-29 (1934 г.). Созданы на основе использования узлов и агрегатов танка Т-28 по аналогичной компоновочной схеме. Вооружены 76,2-мм танковой пушкой КТ-28 (ПС-3 или Л-10) и 4 пулеметами ДТ | |
Опытная самоходная установка СУ-8 на базе шасси танка Т-28 (1935 г.). Вооружена 76,2-мм зенитной пушкой обр. 1931 г. и пулеметом | |
Самоходные артиллерийские установки СУ-14, СУ-14-1 (1935, 1936 гг.). Созданы на основе использования узлов и агрегатов танков Т-28 и Т-35. Вооружены 203-мм гаубицей Б-4 обр. 1931 г. или 152,4-мм морской пушкой Б-10. |
|
Моторный броневой вагон МБВ (1936-1937 гг.). Создан на основе использования узлов, агрегатов и орудийных башен танка Т-28 и Т-35. Вооружен тремя 76,2-мм танковыми пушками КТ-28 (или Л-11, которые в период войны были заменены на Ф-34), 8 пулеметами ДТ и 4 пулеметами "максим" |
|
Самоходные артиллерийские установки СУ-14Бр2, СУ-14-2 с бронированным боевым отделением (1939 г.). Созданы на базе СУ-14 и СУ-14-1. Вооружены 152,4-мм пушкой обр. 1935 г. |
Тактико-технические характеристики | ||
Боевая масса | - | 27,8 т |
Экипаж | - | 6 чел. |
Габаритные размеры: | ||
высота | - | 2820 мм |
длина | - | 7440 мм |
ширина | - | 2805 мм |
клиренс | - | 560 мм |
Бронирование: | ||
вертикальные листы корпуса | - | 30-20 мм |
горизонтальные листы корпуса | - | 10-8 мм |
башня | - | 20 мм |
Вооружение: | ||
пушка | - | 76,2-мм пушка КТ-28 |
пулеметы | - | четыре 7,62-мм пулемета ДТ |
Боекомплект | - | 70 выстрелов 7938 патронов |
Двигатель | - | М-17Т, V-образный, 12-цилиндровый, 4-тактный, жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя | - | 500 л.с. |
Скорость: | ||
по шоссе | - | 45 км/ч |
по рокаде | - | 20 км/ч |
Запас хода по рокаде | - | до 220 км |
Удельное давление на грунт | - | 0,72 кг/кв. см |
Преодолеваемые препятствия: | ||
подъем | - | 45° |
крен | - | 30° |
ширина рва | - | 3,5 м |
высота стенки | - | 1,0 м |
глубина брода | - | 1,0 м |