Средний танк ТГ
Вопрос о создании "позиционного" танка (так в документах того времени назывался тяжелый танк), пригодного для вооружения Красной Армии поднимался в 1920-е годы несколько раз. При этом было разработано несколько эскизных проектов, которые, впрочем, оказались нежизнеспособными. В это время СССР не имел ни средств, ни возможностей для создания столь сложной и дорогой боевой машины.
Ситуация начала меняться коренным образом к началу 1930-х годов - в стране шла индустриализация, активно строились заводы и фабрики, готовились кадры. Все это позволило руководству страны и Красной Армии вернуться к проблемам танкостроения, которые не могли быть решены ранее.
Так, 11 апреля 1929 года на расширенном заседании Совета Народных Комиссаров СССР вновь обсуждался вопрос о разработке «позиционного» (тяжелого) танка. При этом "позиционность" вовсе не означала предназначение танка для какой-то оборонительной доктрины. Напротив, он виделся как бронированный кулак для "скорейшего взламывания оборонительных позиций врага", для чего его планировали оснастить более чем мощной для своего времени артиллерией. Планировалось, что тяжелый танк при массе в 40 т будет вооружен "одной 76-мм дивизионной пушкой или легкой 122-мм гаубицей, одним-тремя 37-мм пушками большой мощности и четырьмя-пятью пулеметами".
Однако эти проектам не суждено было сбыться, так как поручить столь ответственную работу тогда было просто не кому. Единственные на тот момент в СССР конструкторские коллективы, способные выполнить такой проект и имевшие опыт проектирования танков - группы В.Заславского и С. Гинзбурга - были заняты на проектировании Т-19 и модернизацией Т-12 - Т-24. По предложению начальника Управления механизации и моторизации РККА (УММ РККА) И. Халепского, завизированному С. Орджоникидзе, принимается решение об использовании зарубежного опыта. Выбор был сделан в пользу Эдварда Гроте (Edward Grote).
Для сопровождения проектирования и постройки опытного танка на ленинградском заводе "Большевик" было сформировано конструкторское бюро АВО-5, куда по настоянию С. Орджоникидзе были включены молодые советские специалисты Н. Барыков, Л.Троянов и другие, впоследствии ставшие видными разработчиками отечественной бронетанковой техники. Техническую экспертизу проекта осуществляли конструктор завода "Большевик" С. Гинзбург при участии профессора В. Заславского.
22 апреля 1930 года состоялось рассмотрение нескольких эскизных проектов нового танка. В результате выбор был сделан в пользу варианта с усиленным основным вооружением за счет использования длинноствольного 76,2-мм орудия с полуавтоматическим затвором (последнее было разработано конструктором П. Сячинтовым на основе зенитной пушки образца 1914 года). В тот же день макетная группа под руководством А. Александрова продемонстрировала К. Ворошилову деревянную модель нового танка в масштабе 1:10.
Опытный образец танка должен был построен в декабре 1930 г.
Однако к этому сроку танк так и не был достроен. Главной причиной этого являлась ненадежная работа специального танкового двигателя воздушного охлаждения конструкции самого Э. Гроте. Поэтому в апреле 1931 года было принято решение для проведения первого цикла испытаний временно установить на танке ТГ авиационный двигатель М-6. Это потребовало некоторых переделок агрегатов танка, поскольку габариты М-6 оказались несколько большими, чем у двигателя Гроте. Только к началу июля машина была готова к испытаниям.
Танк ТГ имел компоновку с задним расположением двигателя и смешанной установкой вооружения (в башне и в корпусе). Трансмиссия включала в себя дисковый главный фрикцион сухого трения, коробку передач, бортовые фрикционы, однорядные бортовые редукторы.
Ходовая часть применительно к одному борту имела 5 опорных катков большого диаметра с грузошинами и индивидуальной пружинной подвеской с пневматическими амортизаторами, 4 поддерживающих ролика и ведущее колесо кормового расположения. Мелкозвенчатая гусеница имела оригинальную конструкцию: траки крепились торцами к звеньям цепей Галля. Все это обеспечивало плавность хода. Ходовая часть прикрывалась бронеэкранами. Для самовытаскивания на слабом грунте на осях направляющих колес должны были крепиться специальные "лапы". Все опорные катки снабжались тормозами, предназначенными для экстренной остановки танка при обрыве гусеницы.
Корпус и башня сварные. Корпус имел скошенную носовую часть с наклонной установкой бронелистов и подбашенную коробку обтекаемой формы. Лобовая броня корпуса трехслойная. В полусферической башне намеревались установить 37-мм пушку, приспособленную для зенитной стрельбы. В лобовом листе подбашенной коробки помещалась 76-мм пушка, созданная на базе зенитной пушки Лендера обр. 1916-1928 гг. В бортах корпуса и в лобовом листе подбашенной коробки имелись шаровые опоры для пулеметов. Управление осуществлялось от штурвала через пневматические сервоприводы. На башне и в корпусе устанавливались танковые стробоскопы. Предполагалась установка радиостанции.
Танк ТГ по заложенным в его конструкцию новшествам и оригинальным решениям намного превосходил общий уровень мирового танкостроения того времени. Он отличался достаточно высокой огневой мощью, хорошей бронезащитой и подвижностью, плавностью хода и удобством работы экипажа.
Испытания построенного образца ТГ начались 27 июня 1931 года и продолжались с перерывами до 1 октября. В ходе их была достигнута максимальная скорость движения 34 км/ч. Танк продемонстрировал неплохую проходимость и маневренность. Хорошо зарекомендовала себя в работе трансмиссия ТГ, которая благодаря примененным шевронным шестерням и кулачковым муфтам, оказалась весьма прочной и надежной. Использование же пневматических приводов делало процесс управления машиной такого веса необычайно легким. Правда, воздушные магистрали иногда выходили из строя из-за плохого качества резины в уплотнениях, но этот дефект сочли устранимым.
Вместе с тем отмечалось множество конструктивных недоработок: теснота боевого отделения, неудобство доступа к узлам и агрегатам трансмиссии, недостаточное сцепление гусеничной цепи с грунтом и ряд других.
Из-за чрезвычайно высокой стоимости, составлявшей даже с учетом всех удешевлений свыше 1,5 млн. рублей (для сравнения: БТ-2 обходился "казне" всего в 60 тыс. рублей), ТГ даже при устранении всех отмеченных недостатков не мог быть принят для серийного производства. Что касается самого Гроте и его инженеров, то еще в августе 1931 года советское правительство отказалось от их услуг и они вернулись в Германию.
Ситуация начала меняться коренным образом к началу 1930-х годов - в стране шла индустриализация, активно строились заводы и фабрики, готовились кадры. Все это позволило руководству страны и Красной Армии вернуться к проблемам танкостроения, которые не могли быть решены ранее.
Так, 11 апреля 1929 года на расширенном заседании Совета Народных Комиссаров СССР вновь обсуждался вопрос о разработке «позиционного» (тяжелого) танка. При этом "позиционность" вовсе не означала предназначение танка для какой-то оборонительной доктрины. Напротив, он виделся как бронированный кулак для "скорейшего взламывания оборонительных позиций врага", для чего его планировали оснастить более чем мощной для своего времени артиллерией. Планировалось, что тяжелый танк при массе в 40 т будет вооружен "одной 76-мм дивизионной пушкой или легкой 122-мм гаубицей, одним-тремя 37-мм пушками большой мощности и четырьмя-пятью пулеметами".
Однако эти проектам не суждено было сбыться, так как поручить столь ответственную работу тогда было просто не кому. Единственные на тот момент в СССР конструкторские коллективы, способные выполнить такой проект и имевшие опыт проектирования танков - группы В.Заславского и С. Гинзбурга - были заняты на проектировании Т-19 и модернизацией Т-12 - Т-24. По предложению начальника Управления механизации и моторизации РККА (УММ РККА) И. Халепского, завизированному С. Орджоникидзе, принимается решение об использовании зарубежного опыта. Выбор был сделан в пользу Эдварда Гроте (Edward Grote).
Для сопровождения проектирования и постройки опытного танка на ленинградском заводе "Большевик" было сформировано конструкторское бюро АВО-5, куда по настоянию С. Орджоникидзе были включены молодые советские специалисты Н. Барыков, Л.Троянов и другие, впоследствии ставшие видными разработчиками отечественной бронетанковой техники. Техническую экспертизу проекта осуществляли конструктор завода "Большевик" С. Гинзбург при участии профессора В. Заславского.
22 апреля 1930 года состоялось рассмотрение нескольких эскизных проектов нового танка. В результате выбор был сделан в пользу варианта с усиленным основным вооружением за счет использования длинноствольного 76,2-мм орудия с полуавтоматическим затвором (последнее было разработано конструктором П. Сячинтовым на основе зенитной пушки образца 1914 года). В тот же день макетная группа под руководством А. Александрова продемонстрировала К. Ворошилову деревянную модель нового танка в масштабе 1:10.
Опытный образец танка должен был построен в декабре 1930 г.
Однако к этому сроку танк так и не был достроен. Главной причиной этого являлась ненадежная работа специального танкового двигателя воздушного охлаждения конструкции самого Э. Гроте. Поэтому в апреле 1931 года было принято решение для проведения первого цикла испытаний временно установить на танке ТГ авиационный двигатель М-6. Это потребовало некоторых переделок агрегатов танка, поскольку габариты М-6 оказались несколько большими, чем у двигателя Гроте. Только к началу июля машина была готова к испытаниям.
Танк ТГ имел компоновку с задним расположением двигателя и смешанной установкой вооружения (в башне и в корпусе). Трансмиссия включала в себя дисковый главный фрикцион сухого трения, коробку передач, бортовые фрикционы, однорядные бортовые редукторы.
Ходовая часть применительно к одному борту имела 5 опорных катков большого диаметра с грузошинами и индивидуальной пружинной подвеской с пневматическими амортизаторами, 4 поддерживающих ролика и ведущее колесо кормового расположения. Мелкозвенчатая гусеница имела оригинальную конструкцию: траки крепились торцами к звеньям цепей Галля. Все это обеспечивало плавность хода. Ходовая часть прикрывалась бронеэкранами. Для самовытаскивания на слабом грунте на осях направляющих колес должны были крепиться специальные "лапы". Все опорные катки снабжались тормозами, предназначенными для экстренной остановки танка при обрыве гусеницы.
Корпус и башня сварные. Корпус имел скошенную носовую часть с наклонной установкой бронелистов и подбашенную коробку обтекаемой формы. Лобовая броня корпуса трехслойная. В полусферической башне намеревались установить 37-мм пушку, приспособленную для зенитной стрельбы. В лобовом листе подбашенной коробки помещалась 76-мм пушка, созданная на базе зенитной пушки Лендера обр. 1916-1928 гг. В бортах корпуса и в лобовом листе подбашенной коробки имелись шаровые опоры для пулеметов. Управление осуществлялось от штурвала через пневматические сервоприводы. На башне и в корпусе устанавливались танковые стробоскопы. Предполагалась установка радиостанции.
Танк ТГ по заложенным в его конструкцию новшествам и оригинальным решениям намного превосходил общий уровень мирового танкостроения того времени. Он отличался достаточно высокой огневой мощью, хорошей бронезащитой и подвижностью, плавностью хода и удобством работы экипажа.
Испытания построенного образца ТГ начались 27 июня 1931 года и продолжались с перерывами до 1 октября. В ходе их была достигнута максимальная скорость движения 34 км/ч. Танк продемонстрировал неплохую проходимость и маневренность. Хорошо зарекомендовала себя в работе трансмиссия ТГ, которая благодаря примененным шевронным шестерням и кулачковым муфтам, оказалась весьма прочной и надежной. Использование же пневматических приводов делало процесс управления машиной такого веса необычайно легким. Правда, воздушные магистрали иногда выходили из строя из-за плохого качества резины в уплотнениях, но этот дефект сочли устранимым.
Вместе с тем отмечалось множество конструктивных недоработок: теснота боевого отделения, неудобство доступа к узлам и агрегатам трансмиссии, недостаточное сцепление гусеничной цепи с грунтом и ряд других.
Из-за чрезвычайно высокой стоимости, составлявшей даже с учетом всех удешевлений свыше 1,5 млн. рублей (для сравнения: БТ-2 обходился "казне" всего в 60 тыс. рублей), ТГ даже при устранении всех отмеченных недостатков не мог быть принят для серийного производства. Что касается самого Гроте и его инженеров, то еще в августе 1931 года советское правительство отказалось от их услуг и они вернулись в Германию.
Тактико-технические характеристики | ||
Боевая масса | - | 28,5 т |
Экипаж | - | 5 чел. |
Габаритные размеры: | ||
высота | - | 2840 мм |
длина | - | 7500 мм |
ширина | - | 3000 мм |
клиренс | - | 340 мм |
Бронирование: | ||
лоб корпуса | - | 38-50 мм |
борт корпуса, рубка | - | 16 мм |
корма, крыша корпуса | - | 10 мм |
башня | - | 16 мм |
Вооружение: | ||
пушки | - | 76,2-мм пушка 37-мм пушка |
пулеметы | - | четыре-пять 7,62-мм пулеметов ДТ |
Боекомплект | - | 50 выстрелов калибра 76,2 мм 300 выстрелов калибра 37 мм 5000 патронов калибра 7,62 мм |
Двигатель | - | М-6, карбюраторный, жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя | - | 300 л.с. |
Скорость по шоссе | - | 35 км/ч |
Запас хода по шоссе | - | 350 км |
Удельное давление на грунт | - | 0,76 кг/кв. см |
Преодолеваемые препятствия: | ||
ширина рва | - | 5 м |