Средний танк Т-34

Т-34
А-32 с 76,2-мм пушкой Л-10

Опытный гусеничный танк А-32 (1939 г.). Вооружен 76,2-мм танковой пушкой Л-10 и 2 пулеметами ДТ

13 октября 1937 г. Харьковскому паровозостроительному заводу им. Коминтерна (завод № 183) были выданы тактико-технические требования на проектирование и изготовление нового колесно-гусеничного танка БТ-20.
Танк получил заводское обозначение А-20. В ходе его проектирования был разработан еще один танк, практически идентичный А-20 по массогабаритным характеристикам. Главным его отличием стало отсутствие привода колесного хода.
В результате 4 мая 1938 г. на заседании Комитета Обороны СССР были представлены два проекта: колесно-гусеничного танка А-20 и гусеничного А-32. В августе оба они рассматривались на заседании Главного военного совета, были одобрены и в первой половине следующего года выполнены в металле.
По своим техническим данным и внешнему виду танк А-32 незначительно отличался от А-20. Он оказался на 1 т тяжелее (боевая масса - 19 т), имел такие же габариты и форму корпуса и башни. Аналогичной была и силовая установка - дизель В-2. Основное отличие заключалось в отсутствии привода колесного хода, толщине брони (30 мм вместо 25 у А-20), 76-мм пушке (на первом образце поначалу установили 45-мм), наличие в ходовой части пяти опорных катков на один борт.
А-32 с 45-мм пушкой

Опытный гусеничный танк А-32 (1939 г.) массой 24 т. Вооружен 45-мм танковой пушкой и 2 пулеметами ДТ

Совместные испытания проводились в июле - августе 1939 г. на полигоне в Харькове и выявили сходство их тактико-технических характеристик, в первую очередь динамических. Максимальная скорость боевых машин на гусеницах была одинакова - 65 км/ч; средние скорости также примерно равные, причем эксплуатационные скорости танка А-20 на колесах и гусеницах существенно не различались. По результатам испытаний был сделан вывод, что танк А-32, имевший запас по увеличению массы, целесообразно защищать более мощной броней, соответственно повысив прочность отдельных деталей. Новый танк получил обозначение А-34.
В октябре - ноябре 1939 г. велись испытания двух танков А-32, догруженных на 6830 кг (до массы А-34). На основе этих испытаний 19 декабря А-34 приняли на вооружение Красной Армии под индексом Т-34.
Первый прототип Т-34 был изготовлен заводом № 183 в январе 1940 г., второй - в феврале. В том же месяце начались заводские испытания, которые были прерваны 12 марта, когда обе машины ушли в Москву. 17 марта в Кремле танки продемонстрировали И.В.Сталину. После показа машины пошли дальше - по маршруту Минск - Киев - Харьков.
Т-34 вып. 1940-1941 гг.

Средний танк Т-34 (1940-1941 гг.). Вооружен 76,2-мм танковой пушкой Л-11 и 2 пулеметами ДТ (выпускались модификации с литой и сварной башнями)

Первые три серийные машины в ноябре - декабре 1940 г. подверглись интенсивным испытаниям стрельбой и пробегом по маршруту Харьков - Кубинка - Смоленск - Киев - Харьков. Испытания проводили офицеры НИБТПолигона. Они выявили так много конструктивных недостатков, что усомнились в боеспособности испытываемых машин. Руководство завода № 183 не согласилось с мнением заказчика, предложив производство и давать армии Т-34 с исправлениями и сокращенным до 1000 км (с 3000) гарантийным пробегом. Точку в споре поставил К.Е.Ворошилов, согласившись с мнением завода. Однако главные недостатки танка, отмеченные в отчете специалистов НИБТПолигона - теснота и ограниченный обзор - так и не были ликвидированы. Одновременно конструкторам поручили разработку новой машины - Т-34М с 75-мм броней, торсионной подвеской, башней увеличенного размера, с командирской башенкой и экипажем из 5 человек. Работа над Т-34М велась до самого начала войны, причем были изготовлены бронекорпуса, башни, другие агрегаты и механизмы. Однако ни одной машины собрать так и не удалось, а после начала войны работу над новым танком прекратили.
Т-34М

Т-34М - проект модернизации танка Т-34 (1941 г.). Устанавливались броня толщиной 60 мм, двигатель мощностью 600 л. с., новые восьмискоростная коробка передач и ходовая часть. Боекомплект пушки был увеличен до 100 выстрелов

Танк Т-34 обр. 1940 г. имел корпус, сваренный из катаных броневых листов. Верхний лобовой лист располагался под углом 60°, верхняя часть борта шла под углом 45°, нижняя - вертикально. В лобовом листе корпуса имелся люк механика-водителя. В верхней части крышки люка устанавливался центральный смотровой прибор. Боковые смотровые приборы водителя располагались слева и справа от люка под углом 60° к продольной оси танка. Справа от люка механика-водителя в шаровой установке, прикрытой броневым колпаком, устанавливался пулемет ДТ, огонь из которого вел стрелок-радист.
Башня была сварная, овальной обтекаемой формы. Лоб и борта имели угол наклона 30°. В бортах башни находились смотровые приборы, а в крышке башенного люка имелся прибор кругового обзора. Правда, из-за неудачного их расположения экипаж был лишен возможности ими пользоваться. В кормовом листе башни предусматривалась дверца, крепившаяся болтами. На части танков устанавливали литые башни с толщиной стенок 52 мм и 20-мм крышей.
Первоначально на танк устанавливали 76-мм пушку Л-11 с длиной ствола 30,5 калибра, а начиная с февраля 1941 г. наряду с Л-11 стали устанавливать 76-мм пушку Ф-34 с длиной ствола в 41 калибр. К концу лета 1941 г. танки Т-34 выпускались только с пушкой Ф-34.
Т-34 вып. 1941-1942 гг.

Средний танк Т-34 (1941-1942 гг.). Вооружен 76,2-мм танковой пушкой Ф-32 (или Ф-34) и двумя пулеметами ДТ (выпускались модификации с литой и сварной башнями)

После начала Великой Отечественной войны к производству Т-34 подключился завод "Красное Сормово", которому было разрешено устанавливать на Т-34 авиационный двигатель М-17. Это была вынужденная временная мера, вызванная тем, что основным производителем двигателей В-2 был харьковский завод № 75, который эвакуировался на Урал. В октябре 1941 г. харьковский завод № 183 эвакуировался в Нижний Тагил. Так что осенью 1941 г. основным производителем Т-34 стал сталинградский тракторный завод. Причем, в Сталинграде организовали почти полный цикл изготовления этого танка. Впрочем, так же дела обстояли и в Горьком, и в Нижнем Тагиле. Следует отметить, что каждый завод-изготовитель вносил в конструкцию танка некоторые изменения и дополнения в соответствии со своими технологическими возможностями, поэтому танки разных заводов имели свой характерный внешний облик.
В 1942 г. для танка Т-34 разработали новую литую башню, несколько большую по размеру и с двумя круглыми люками вместо одного трапецевидного. Кроме того, инженеры "Уралмашзавода" разработали конструкцию штампованной башни. В это же время четырехскоростную коробку передач заменили на пятискоростную, установили новые прицелы - перископический ПТ-4-7 и телескопический ТМФД-7, боекомплект довели до 100 выстрелов. На башнях танков выпуска 1943 г. появилась командирская башенка со смотровыми щелями.
Кроме линейных танков в производстве находился огнеметный вариант - Т-034, у которого курсовой пулемет заменяли огнеметом АТО-41 или АТО-42. В незначительном количестве изготавливались танки-тральщики и мостоукладчики. Выпускался также командирский вариант Т-34 с радиостанцией РСБ-1.
Танк Т-34 производился с 1940 по 1944 г. Всего было изготовлено 35312 танков, включая 1170 огнеметных.
Т-34 с 57-мм пушкой ЗИС-4
Опытный средний танк Т-34 (1941 г.). Вооружен 57-мм танковой пушкой ЗИС-4 и двумя пулеметами ДТ
Т-34 с двигателем М-17Т-34
Средний танк Т-34 (1941-1942 гг.). Вооружен 76,2-мм танковой пушкой Ф-34 и двумя пулеметами ДТ. Вместо дизельного двигателя В-2 установлен авиационный карбюраторный двигатель М-17Т-34
Т-34 с экранированной броней
Средний танк Т-34 с экранированной броней (1942 г.). Серийный средний танк с усиленной броневой защитой за счет установки дополнительных броневых листов на лобовой части корпуса и боковых поверхностях башни.
Т-34 вып. 1942-1943 гг.
Средний танк Т-34-76 (1942-1943 гг.). Вооружен 76,2-мм танковой пушкой Ф-34 и двумя пулеметами ДТ. Башня имеет два входных люка (выпускались модификации с литой и штампованной башнями)
Т-34С
Опытный средний танк Т-34С (1942 г.). Вооружен 76,2-мм танковой пушкой Ф-34 и двумя пулемета ДТ. Установлены командирская башенка (типа КВ-1с), двигатель В-2К, экипаж увеличен до 5 чел.
ОТ-34
Средний огнеметный танк ОТ-34 (1942-1944 гг.). Вооружен 76,2-мм танковой пушкой Ф-32 (или Ф-34), огнеметом АТО-41 и пулеметом ДТ
Т-34 вып. 1943-1944 гг.
Средний танк Т-34-76 (1943-1944 гг.). Вооружен 76,2-мм танковой пушкой Ф-34 и двумя пулеметами ДТ. На литой (штампованной) башне установлена командирская башенка с входным люком.
Тактико-технические характеристики
Т-34 обр. 1941 г. Т-34 обр. 1942 г. Т-34 обр. 1943 г.
Боевая масса - 26,5 т 28,5 т 30,9 т
Экипаж - 4 чел. 4 чел. 4 чел.
Габаритные размеры:
высота - 2450 мм 2450 мм 2600 мм
длина - 6680 мм 6680 мм 6750 мм
ширина - 3000 мм 3000 мм 3000 мм
клиренс - 400 мм 400 мм 400 мм
Бронирование:
лоб корпуса - 45 мм 47 мм 47 мм
борт корпуса - 45 мм 47 мм 60 мм
корма - 40-45 мм 47 мм 47 мм
крыша корпуса - 20 мм 20 мм 20 мм
днище корпуса - 20 мм 21 мм 21 мм
лоб башни - 52 мм 65 мм 70 мм
Вооружение:
пушка - 76,2-мм пушка Ф-34 обр.
1940 г.
76,2-мм пушка Ф-34 обр. 1942 г.
пулеметы - четыре 7,62-мм пулемета
ДТ
три 7,62-мм пулемета ДТ три 7,62-мм пулемета ДТ
Боекомплект - 77 выстрелов
3906 патронов
77 выстрелов
2275 патронов
100 выстрелов
3600 патронов
Двигатель - В-2, V-образный, 12-цилиндровый, четырехтактный, дизельный, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя - 500 л.с. 500 л.с. 500 л.с.
Скорость по шоссе - 54 км/ч 55 км/ч 55 км/ч
Запас хода по шоссе - 300-400 км 400 км 465 км
Удельное давление на грунт - 0,64 кг/кв. см 0,76 кг/кв. см 0,83 кг/кв. см
Преодолеваемые препятствия:
подъем - 30° 30° 30°
ширина рва - 2,5 м 2,5 м 2,5 м
высота стенки - 0,73 м 0,73 м 0,73 м
глубина брода - 1,11 м 1,3 м 1,3 м