Плавающий танк Т-40
Серийный танк Т-40 (1940-1941 гг.). Вооружен 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом ДШК обр. 1938 г. и пулеметом ДТБ
Проект машины 101 (Т-39) представлял собой танк массой 7 - 7,5 т с броней толщиной 6 - 13 мм. Из-за сильно возросшей массы танка (по сравнению с заданной в тактико-технических требованиях) конструкторы отказались от создания плавающей машины и ограничились только колесно-гусеничным ходом. Ввиду отсутствия дизеля подходящей мощности в качестве двигателя предполагалось использовать звездообразный авиамотор МГ-31Ф в 250 л.с. Вооружение танка состояло из 12,7-мм пулемета ДК и 7,62-мм ДТ в башне. Боекомплект размещался на стенках и полу боевого отделения и в отделении управления рядом с водителем. Большая часть боекомплекта к пулемету ДК укладывалась в специальном кольцевом желобе под погоном башни, который при повороте башни вращался вместе с ней.
Танк Т-40С (сухопутный вариант) (1941 г.). Вооружен пулеметом ДШК и пулеметом ДТ (выпускались модификации машины с 20-мм пушкой ТНШ-20 и пулеметом ДТ)
В августе 1938 года комиссия АБТУ РККА рассмотрела эскизный проект и макет будущего танка. Проект получил одобрение, и КБ завода № 37 приступило к детальной разработке новой боевой машины. Новый танк получил заводское обозначение 010, а в документах Автобронетанкового управления значился как Т-40.
Танк проектировался с двумя различными вариантами подвески - рессорно-балансирной, по типу тягача "Комсомолец", и торсионной. Проектирование танка 010 закончилось в конце 1938 года, и чертежи сразу же передали в производство. К весне 1939 года первые образцы машины были закончены сборкой.
Корпус Т-40 изготавливался из катаных броневых листов, соединявшихся сваркой или клепкой. Для повышения остойчивости па плаву корпус имел трапециевидную (в поперечном сечении) форму с расширенной верхней частью.
Танк Т-40 (командирский вариант) (1941 г.). Установлена радиостанция 71-ТК-3. Вооружен пулеметом ДШК и пулеметом ДТ
Башня в форме усеченного конуса устанавливалась на шариковой опоре и была смещена влево от продольной оси танка. В амбразуре башни монтировалась спаренная установка 12,7-мм пулемета ДШК и 7,62-мм ДТ. Большая часть боекомплекта для ДШК (9 сцепленных лент - 450 патронов) размещалась в специальном кольцевом коробе под башней, еще одна лента находилась в запасе. Такая боеукладка, обеспечивавшая непрерывность питания пулемета, существенно повышала скорострельность.
На танке 010 устанавливался двигатель "Додж", расположенный продольно вдоль правого борта. Трансмиссия - главный фрикцион, автомобильная коробка перемены передач, главная и бортовая передача - в передней части корпуса. От боевого отделения двигатель отделялся броневой перегородкой.
Трехлопастной гребной винт и плоские водоходные рули размещались в специальной нише в заднем броневом листе корпуса, что обеспечивало их защиту от внешних повреждения, привод гребного винта осуществлялся карданным валом от коробки отбора мощности, укрепленной на картере коробки перемены передач.
Танк Т-30 (сухопутный вариант танка Т-40) (1941 г.). Вооружен 20-мм автоматической пушкой ТНШ-20 (ШВАК) и пулеметом ДТ
Два танка 010 - № 6/2 с рессорной и № 7/4 с торсионной подвеской - поступили на НИБТ полигон, где с 9 июля по 21 августа 1939 года прошли широкомасштабные испытания. Машины испытывались на плаву, на естественных и искусственных препятствиях, проверялись условия работы экипажа, а также приборов наведения оружия. По результатам этих испытаний на заводе № 37 в конструкцию узлов и агрегатов Т-40 внесли большое количество улучшений и изменений, что позволило повысить надежность работы танка. Была несколько изменена конструкция корпуса, траков гусениц и опорных катков, увеличен диаметр торсионных валов, установлен новый четырехлопастной гребной винт, вместо двигателей "Додж" предполагалось использование отечественного мотора ГАЗ-202 (танковый вариант двигателя ГАЗ-11).
В таком виде постановлением Комитета Обороны СССР № 443 сс от 19 декабря 1939 года танк Т-40 был принят на вооружение Красной Армии. До 22 июня 1941 г. было изготовлено 222 машины.
Опытный образец танка Т-40 (1940 г.). Вооружен
23-мм пушкой Таубина и пулеметом ДТ
Достаточно сложно сказать, сколько плавающих танков Т-40 было изготовлено. В отчете завода № 37 за 1941 год Т-40 и Т-30 не разделялись, а были показаны общей графой. В документах наркомата танковой промышленности к танкам Т-40 отнесены все машины, выпущенные в июле 1941 года. Исходя из этого, по документам завода № 37 в 1940 - 1941 год было изготовлено (по 1 августа 1941 года включительно) 296 Т-40, включая и некоторое количество сухопутных танков. В документах Автобронетанкового управления фигурирует другая цифра - 277 машин.
Тактико-технические характеристики | ||
Боевая масса | - | 5,5 т |
Экипаж | - | 2 чел. |
Габаритные размеры: | ||
высота | - | 1905 мм |
длина | - | 4035 мм |
ширина | - | 2230 мм |
клиренс | - | 300 мм |
Бронирование: | ||
лоб, борт корпуса | - | от 13 мм |
корма | - | от 13 мм |
крыша корпуса | - | 6 мм |
днище корпуса | - | 4 мм |
башня | - | 10 мм |
Вооружение: | ||
пулеметы | - | 7,62-мм пулемет ДТ 12,7-мм пулемет ДШК |
Боекомплект | - | 500 патронов калибра 12,7 мм 2016 патронов калибра 7,62 мм |
Двигатель | - | ГАЗ-11, модель 202, рядный, 6-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя | - | 70 л.с. |
Скорость: | ||
по шоссе | - | 45 км/ч |
по воде | - | до 6 км/ч |
Запас хода по шоссе | - | 300 км |
Удельное давление на грунт | - | 0,42 кг/кв. см |
Преодолеваемые препятствия: | ||
подъем | - | 34° |
ширина рва | - | 1,7 м |
высота стенки | - | 0,6 м |