Легкий танк Т-80
Еще в октябре 1942 года, по итогам испытаний двухместной башни на танке Т-70, конструкторское бюро ГАЗа спроектировало и изготовило второй образец, установка вооружения в котором позволяла вести огонь под большими углами возвышения - до 65 градусов, что позволяло вести огонь по самолетам, а также по верхним этажам зданий приведении боя в городе.
В результате испытаний форсированного двигателя и нового образца двухместной башни, на ГАЗе спроектировали легкий танк, получивший заводское обозначение "изделие 080", "модель 80", а впоследствии Т-80. Общая компоновка машины, а также конструкция ее ходовой части, корпуса (за исключением подбашенного листа и верхней части левого борта), трансмиссия, система охлаждения, бензопроводы и место водителя со всеми агрегатами управления были взяты без значительных изменений от Т-70. Правда, за счет более мощного двигателя толщину брони бортов увеличили до 25 мм.
Главным отличием Т-80 от Т-70 была конструкция башни. Нижняя часть имела цилиндрическую форму и изготавливалась из броневого 45-мм листа, стенки имели толщину 35 мм. Спаренная установка пушки и пулемета обеспечивала углы обстрела по горизонту от - 6 до + 65 градусов. Из-за возросшей массы башни подбашенный лист корпуса пришлось соединить с надмоторным и увеличить его толщину до 20 мм. В результате этого демонтаж двигателей Т-80 был возможен только после снятия с танка башни, что естественно ухудшило ремонтопригодность машины.
В начале ноября 1942 года на ГАЗе изготовили два опытных образца танка Т-80, один из которых испытывался в ноябре 1942 г., пройдя 942 км и произведя 656 выстрелов из орудия. В декабре 1942 года Т-80 принимается на вооружение Красной Армии.
После принятия Т-80 на вооружение неожиданно возникли проблемы с организацией его серийного производства. В результате, для сборки Т-80 привлекли завод № 592 наркомата вооружения в подмосковных Мытищах, который передался в наркомат танковой промышленности как завод № 40, который в 1943 г. выпустил всего 77 танков Т-80, после чего был перенаправлен на выпуск САУ СУ-76.
Несмотря на короткий срок выпуска танка Т-80 на заводе предпринимаются попытки усилить вооружение танка за счет использования 45-мм танковой пушки большой мощности ВТ-42, которая при стрельбе подкалиберным снарядом обеспечивала на дистанции 500 м бронепробиваемость 60 - 85 мм при попадании по нормали. Сперва ее установили на танк Т-70, который испытывался пробегом и стрельбой и показала неплохие результаты. В дальнейшем переработанную пушку под названием ВТ-43 установили на танк Т-80, который после испытаний был рекомендован для принятия на вооружение, однако в связи с переходом завода на выпуск новой продукции все работы над легкими танками были прекращены.
В результате испытаний форсированного двигателя и нового образца двухместной башни, на ГАЗе спроектировали легкий танк, получивший заводское обозначение "изделие 080", "модель 80", а впоследствии Т-80. Общая компоновка машины, а также конструкция ее ходовой части, корпуса (за исключением подбашенного листа и верхней части левого борта), трансмиссия, система охлаждения, бензопроводы и место водителя со всеми агрегатами управления были взяты без значительных изменений от Т-70. Правда, за счет более мощного двигателя толщину брони бортов увеличили до 25 мм.
Главным отличием Т-80 от Т-70 была конструкция башни. Нижняя часть имела цилиндрическую форму и изготавливалась из броневого 45-мм листа, стенки имели толщину 35 мм. Спаренная установка пушки и пулемета обеспечивала углы обстрела по горизонту от - 6 до + 65 градусов. Из-за возросшей массы башни подбашенный лист корпуса пришлось соединить с надмоторным и увеличить его толщину до 20 мм. В результате этого демонтаж двигателей Т-80 был возможен только после снятия с танка башни, что естественно ухудшило ремонтопригодность машины.
В начале ноября 1942 года на ГАЗе изготовили два опытных образца танка Т-80, один из которых испытывался в ноябре 1942 г., пройдя 942 км и произведя 656 выстрелов из орудия. В декабре 1942 года Т-80 принимается на вооружение Красной Армии.
После принятия Т-80 на вооружение неожиданно возникли проблемы с организацией его серийного производства. В результате, для сборки Т-80 привлекли завод № 592 наркомата вооружения в подмосковных Мытищах, который передался в наркомат танковой промышленности как завод № 40, который в 1943 г. выпустил всего 77 танков Т-80, после чего был перенаправлен на выпуск САУ СУ-76.
Несмотря на короткий срок выпуска танка Т-80 на заводе предпринимаются попытки усилить вооружение танка за счет использования 45-мм танковой пушки большой мощности ВТ-42, которая при стрельбе подкалиберным снарядом обеспечивала на дистанции 500 м бронепробиваемость 60 - 85 мм при попадании по нормали. Сперва ее установили на танк Т-70, который испытывался пробегом и стрельбой и показала неплохие результаты. В дальнейшем переработанную пушку под названием ВТ-43 установили на танк Т-80, который после испытаний был рекомендован для принятия на вооружение, однако в связи с переходом завода на выпуск новой продукции все работы над легкими танками были прекращены.
Тактико-технические характеристики | ||
Боевая масса | - | 11,6 т |
Экипаж | - | 3 чел. |
Габаритные размеры: | ||
высота | - | 2175 мм |
длина | - | 4420 мм |
ширина | - | 2500 мм |
клиренс | - | 300 мм |
Бронирование: | ||
лоб корпуса | - | 35-40 мм |
борт корпуса | - | 25 мм |
корма | - | 15-25 мм |
крыша корпуса | - | 10-15 мм |
днище корпуса | - | 10-15 мм |
башня | - | 35 мм |
Вооружение: | ||
пушка | - | 45-мм пушка обр. 1934-1938 гг. |
пулемет | - | 7,62-мм пулемет ДТ |
Боекомплект | - | 94 выстрелов 1008 патронов |
Двигатель | - | два двигателя ГАЗ-11, рядный, 6-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя | - | 2х85 л.с. |
Скорость по шоссе | - | 47 км/ч |
Запас хода по шоссе | - | 230 км |
Удельное давление на грунт | - | 0,8 кг/кв. см |
Преодолеваемые препятствия: | ||
подъем | - | 28° |
ширина рва | - | 1,8 м |
высота стенки | - | 0,6 м |
глубина брода | - | 0,9 м |