Боевая машина десанта БМД-2

БМД-2
К концу 1970-х гг. стало ясно, что возможности модернизации БМД-1 и БТР-Д по размещению на них более мощных комплексов вооружения и специального оборудования в целом исчерпаны. Тем более что военно-транспортный самолет Ил-76 уже не накладывал на машину столь жестких ограничений по массе и габаритам, какие имели место при разработке БМД-1. Открывалась возможность создания перспективной БМД с качественно увеличенной боевой эффективностью.
История новой БМД поначалу была тесно увязана с разработкой новой боевой машины пехоты. Курганскому машиностроительному заводу (КМЗ) была задана ОКР "Басня" по созданию БМП, единой для Сухопутных и Воздушно-десантных войск. Но в процессе разработки стало ясно, что создать единую машину крайне сложно.
На предложение ВДВ провести замену на БМД-1 73-мм орудия 2А51 на 30-мм автоматическую пушку 2А42 ВгТЗ ответил, что это приведет к значительному увеличению массы машины и к снижению надежности шасси. Однако ЦНИИ точного машиностроения - головной институт Миноборонпрома по артиллерийскому (автоматическому) вооружению малого калибра - провел соответствующие исследования и создал макетный образец боевого отделения с сохранением диаметра погона башни серийной БМД-1П.
Афганские события и сформированный в ЦНИИТОЧМАШ научно-технический задел по созданию одноместного боевого модуля позволили провести ОКР "Будка" по разработке боевого отделения с 30-мм автоматической пушкой 2А42 для машин типа БМД-1.
БМД-2 ранних выпусков

БМД-2 ранних выпусков

В 1983 году перед КБ ВгТЗ была поставлена задача создания боевой машины десанта с 30-мм автоматической пушкой. Башня новой машины по габаритам и посадочным размерам должна была быть полностью взаимозаменяемой с башней БМД-1. Ее установка на машину должна быть возможна даже в условиях ремонтных подразделений Министерства обороны без значительных временных, финансовых и технических затрат. Подобные требования подразумевали сохранение броневого корпуса, силового блока и ходовой части БМД-1.
При сохранении погона башни БМД-1 полностью выполнить требования заказчика не удалось. Боекомплект автоматической пушки 2А42 пришлось сократить до 300 патронов. Компоновка системы питания пушки и спаренного с ней пулемета была настолько плотной, что не оставила места для размещения пусковой установки на шариковой опоре, подобно БМП-2. На крыше башни, как и на БМД-1П, пришлось смонтировать кронштейн для крепления станка ПУ. Установка в малогабаритной башне двух прицелов (комбинированного и зенитного), стабилизатора вооружения и блока управления электроцепями стрельбы сильно стесняла рабочее место наводчика-оператора. Все три перевозимые ПТУР разместили в корпусе новой боевой машины, получившей заводское обозначение "объект 916". Пусковая установка 9П135М в походном положении укладывалась в носовой части корпуса слева от сиденья командира. В результате боекомплект курсовых пулеметных установок сократился до 1000 патронов.
Представленные в 1984 году на войсковые испытания машины имели по две курсовые пулеметные установки. В ходе испытаний выяснилось, что обслуживание левой курсовой установки при размещении ПУ 9П135М по-походному вызывает большие трудности у командира БМД. К тому же военные давно жаловались на то, что необходимость обслуживания курсового пулемета мешает командиру БМД заниматься его прямыми обязанностями. Поэтому серийные машины поздних выпусков имели лишь правую курсовую установку.
Серийное производство "объекта 916" развернулось на ВгТЗ в конце 1984 года, а в 1985 году машина была официально принята на вооружение ВДВ под названием БМД-2.
БМД-2

Боевая машина десанта БМД-2

Экипаж машины состоит из семи человек: командира, механика-водителя, наводчика-оператора и четырех стрелков. По расположению механизмов и оборудования машина внутри условно разделена на три отделения: управления, среднее и моторно-трансмиссионное. В отделении управления размещены сиденья командира (у левого борта), механика-водителя (в центре) и стрелка-пулеметчика (у правого борта).
Сварной корпус машины, выполненный из броневого алюминиевого сплава, обеспечивает защиту экипажа от 12,7-мм бронебойных пуль в лобовой проекции и круговую защиту от 7,62-мм пуль. Над сиденьем механика-водителя имеется люк. На верхнем лобовом листе перед центральным прибором наблюдения механика-водителя установлена панель защиты от свинцовых брызг. Снаружи БМД уложены и закреплены брезент, вьючное устройство ПУ 9П135М, лом, лопата и аварийный буй.
Моторно-трансмиссионное отделение расположено в кормовой части корпуса и отгорожено от среднего герметичной перегородкой. В нем закреплен силовой блок, полностью заимствованный от БМД-1.
В башне установлена 30-мм пушка 2А42. Стрельбу из пушки можно вести одиночными выстрелами и очередями, - большим (не менее 550 выстр./мин) и малым темпом (200 - 300 выстр./мин). Применяются патроны с бронебойно-трассирующими (БТ), осколочно-трассирующими (ОТ) и осколочно-фугасно-зажигательными (ОФЗ) снарядами. Питание пушки двухленточное. В переднем отсеке магазина укладывается лента на 100 патронов с бронебойно-трассирующими снарядами, в заднем отсеке - на 200 патронов с осколочно-трассирующими и осколочно-фугасно-зажигательными снарядами.
С автоматической пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. Еще один пулемет ПКТ установлен в курсовой установке по правому борту. Боекомплект пулеметов составляет 2940 - 2980 патронов к спаренному пулемету и 500 штук, уложенных в две коробки по 250 патронов, - к курсовому пулемету. Кроме того, в корпусе БМД-2 предусмотрена укладка для ящика на 440 (480) патронов в заводской упаковке. В машине также имеются укладки для личного оружия - пяти автоматов АКС-74 и четырех ящиков по 1080 патронов к ним в заводской упаковке; для гранатомета РПГ-16 (РПГ-7Д) и пяти выстрелов к нему, а также для 21 гранаты Ф-1, 26-мм сигнального пистолета СПШ и 20 сигнальных ракет.
БМД-2 оснащена комплексом управляемого ракетного вооружения 9К111. Комплекс состоит из пусковой установки 9П135М и противотанковых управляемых ракет типа 9М111М (9М111-2) "Фагот" и 9М113 "Конкурс". Боекомплект БМД-2 составляют две ракеты 9М111М (9М111-2) и одна ракета 9М113. Все три ракеты находятся в укладке левого борта. В случае необходимости ПУ 9П135М может быть развернута на отдельной огневой позиции вне БМД.
Для наведения в цель пушки и спаренного с ней пулемета в башне БМД-2 установлены комбинированный прицел БПК-1-42, дневной зенитный прицел ПЗУ-8, стабилизатор вооружения 2Э36-3 и ручные приводы наведения. С марта 1986 года прицел БПК-1-42 заменен модернизированным прицелом БПК-2-42. Источник инфракрасного света - осветитель ОУ-5 (на машинах ранних выпусков устанавливался осветитель ОУ-3ГА2).
Модернизация практически не затронула бронированный корпус, силовую установку, трансмиссию и ходовую часть базовой машины. Благодаря значительному резерву мощности двигателя, БМД-2 с увеличившейся до 8 т боевой массой имеет такую же подвижность и проходимость, что и БМД-1. Как и ее предшественница, она способна преодолевать водные преграды вплавь.
Машина снабжена устройствами для защиты экипажа и внутреннего оборудования от воздействия оружия массового поражения, аналогичными установленным на БМД-1. БМД-2 оснащалась радиостанцией Р-173, радиоприемником Р-173П и ТПУ Р-174 (на машинах первых серий - Р-123М и ТПУ Р-124). На машинах последних годов выпуска вместо радиостанции Р-173 устанавливалась радиостанция Р-163-50ПУ.
Командирский вариант БМД-2К ("объект 916К") был принят на вооружение в 1986 году. В отличие от БМД-2, на командирской машине дополнительно установлены вторая радиостанция Р-173 с радиоприемником Р-173П и второй антенный ввод для них, аппарат ВВ36 переговорного устройства Р-174. Кроме того, в корпусе машины установлены: бензоэлектрический агрегат АБ-0,5-П/30, курсоуказатель ГПК-59, отопитель и вентилятор среднего отделения, прибор радиационной и химической разведки ПРХР ГО-27 и два съемных столика. Для улучшения условий работы командира из нее изъят комплекс управляемого ракетного вооружения. В целях обеспечения размещения в машине зарядного агрегата (по-походному) снято среднее заднее сиденье стрелка-автоматчика.
Как и БМД-1, боевая машина десанта БМД-2 может транспортироваться по воздуху в грузовых кабинах военно-транспортных самолетов и вертолетов. Для десантирования БМД-2 парашютным способом применяются парашютные платформы П-7 и П-16 с многокупольными парашютными системами. Могут использоваться также парашютно-реактивные системы типа ПРСМ-925, которые позволяют десантировать БМД-2 с самолета ИЛ-76 с высоты 500 - 1500 м.
Тактико-технические характеристики
  Боевая масса - 8,0 т  
  Экипаж + десант - 2 + 5 чел.  
  Габаритные размеры:
  высота по крышу башни - 1830 - 2180 мм  
  длина с пушкой вперед - 5970 мм  
  ширина - 2700 мм  
  клиренс - 100 - 450 мм  
  Бронирование - противопульное
  Вооружение:
  пушка - 30-мм автоматическая пушка 2А42  
  пулеметы - два 7,62-мм пулемета ПКТ  
  ПТРК - 9М113 "Конкурс" или 9М111 "Фагот"  
  Боекомплект - 300 выстрелов
2940 - 2980 патронов
3 ПТУР
 
  Двигатель - 5Д-20, 6-цилиндровый, 4-тактный дизель жидкостного охлаждения  
  Мощность двигателя - 240 л.с. при 2400 об/мин  
  Максимальная скорость:      
  по шоссе - 60 км/ч  
  на плаву - 9-10 км/ч  
  Запас хода по шоссе - 500 км  
  Удельное давление на грунт - 0,5 кг/кв. см  
  Преодолеваемые препятствия:
  подъем - 32°  
  крен - 18°  
  ширина рва - 2,0 м  
  высота стенки - 0,7 м  
  глубина брода - плавает