Боевые машины десанта

В СССР попытки моторизовать воздушно-десантные войска начались еще в 1931 г., когда в состав опытного авиамото-десантного отряда был включен взвод легких машин, имевший две танкетки Т-27 и три легких бронеавтомобиля Д-8 и Д-12. Затем на вооружение советских воздушно-десантных частей поступили малые плавающие танки Т-37А и Т-38, бронеавтомобили БА-20, легковые автомобили "Форд-А" (ГАЗ-А), ГАЗ-А "пикап", М-1 "пикап", грузовой ГАЗ-АА и мотоциклы с коляской. Правдо вся эта техника десантировалась посадочным способом с подвеской машины под фюзеляжем тяжелого бомбардировщика и размещением ее экипажа в самолете.
Опыт Второй мировой войны показал, что десант должен обладать более мощным вооружением, чем у малых и легких танков того времени.
В конце 1940-х - начале 1950-х гг. началось масштабное перевооружение Воздушно-десантных войск. В результате на вооружение были приняты самоходные противотанковые артиллерийские установки - АСУ-76 и АСУ-57. В 1956 г. на вооружение ВДВ поступила СУ-85. Самоходные установки не только увеличили огневую мощь воздушных десантов и их возможности в борьбе с различными бронеобъектами противника, но и позволили отработать вопросы их десантирования и эксплуатации (боевого использования) в составе воздушного десанта.
Однако для ведения боевых действий десантники нуждались в специальных транспортно-боевых машинах. Созданная к тому времени БМП-1 могла перевозиться по воздуху в самолете АН-12 только количестве 1 шт., что не удовлетворяло десантников. Кроме того, тогда не существовало средств десантирования для БМП-1.
Поэтому в конце 60-х годов была разработана и принята на вооружение боевая машина десанта БМД-1, которая существенно повысила боевые возможности десантников.
Однако во время войны в Афганистане были выявлены недостатки БМД-1, характерные для ведения боевых действий в горной местности. Поэтому в 1985 г. была принята на вооружение БМД-2, которая по сути являлась глубокой модернизацией БМД-1.
Во второй половине 1980-х годов на вооружение советской военно-транспортной авиации поступили новые самолеты, обладавшие повышенной грузоподъемностью. Эксплуатация БМД-2 показала, что в башне желательно иметь два члена экипажа. Кроме того были некоторые проблемы с использованием пушки, устранить которые модернизацией невозможно.
Поэтому в 1990 г. принимается на вооружение машина - БМД-3, на которой установлена башня, подобная башне БМП-2.
В дальнейшем с целью унификации на БМД-3 установили боевой модуль "Бахча-У". В результате получили совершенно новую по качеству машину - БМД-4.
БМД-1 БМД-2 БМД-4