Боевая машина пехоты БМП-3

БМП-3
Работы по созданию новой БМП - будущей БМП-3 - начались задолго до принятия на вооружение БМП-2. Первые наброски будущей машины появились еще в начале 1976 г. в рамках новой опытно-конструкторской работы (ОКР) "Басня".
Один из опытных образцов будущей БМП-3

Один из опытных образцов будущей БМП-3 с вынесенным комплексом вооружения

Началу ОКР "Басня" предшествовали научно-исследовательские работы (НИР), в результате которых были определены достижимые уровни требований к основным боевым свойствам будущей БМП: огневой мощи, защите и подвижности. Полученные наработки по главным узлам и механизмам перспективной БМП позволили разработать проект ТТТ для будущей машины, который был утвержден Министерством оборонной промышленности в мае 1979 г. В соответствии с ним были повышены показатели могущества комплекса вооружения за счет введения в его состав противопехотного автоматического гранатомета АГ-17 "Пламя", поднят уровень броневой защиты. Для обеспечения авиадесантирования машины в конструкцию ходовой части ввели устройства дистанционного изменения натяжения гусениц и клиренса машины. Разрабатывалась новая БМП в СКЗ "Курганмашзавода".
Главный конструктор СКБ КМЗ А.А. Благонравов при создании новой БМП поставил перед собой цель хорошо защитить лобовую часть машины, и не с помощью моторно-трансмиссионного отделения (МТО), а настоящей броней. В соответствии с этой концепцией он предложил вариант с поперечным расположением двигателя в корме и размещением обслуживающих систем в малоценных объемах над гусеничных ниш. Это решение вызвало немало споров и родило большое количество противников, но в результате оно было утверждено. В качестве трансмиссии было решено использовать гидромеханическую 4-ступенчатую трансмиссию с планетарной коробкой передач.
БМП-3 (об.688). 1987 г.

Боевая машина пехоты БМП-3 ("об. 688"). 1987 г.

В ходовой части решили использовать двухскатные опорные катки с наружными бандажами, телескопические гидроамортизаторы повышенной энергоемкости, гусеничную цепь с резинометаллическим шарниром (РМШ) параллельного типа с обрезиненной беговой дорожкой.
Немало проблем было и с силовой установкой. Первоначально прорабатывался вопрос по установке в новую машину дизельный двигатель 2В-06 разработки ЧТЗ. Однако на момент создания БМП-3 проект этого двигателя нуждался в серьезной переработке по сокращению габаритов и массы. В сжатые сроки на заводе "Барнаултрансмаш" был разработан и изготовлен новый дизельный двигатель УТД-29, который и было решено использовать на новой БМП. Кроме того, конструкторами СКБ КМЗ совместно с коллегами из челябинского СКБ "Турбина" был разработан и создан экспериментальный образец машины с газотурбинным двигателем, но дальше этого дело не пошло.
Много споров велось и по комплексу вооружения БМП-3. Первоначально повышение огневой мощи машины планировалось повысить за счет увеличения боекомплекта основного и вспомогательного оружия и добавления в его состав 30-мм автоматического гранатомета. Был спроектирован и построен экспериментальный образец БМП с вынесенным вооружением. В составе комплекса вооружения имелись 30-мм автоматическая пушка 2А42, спаренный с ней 7,62-мм пулемет ПКТ, сдвоенная бронированная пусковая установка ПТУР "Конкурс" и 30-мм автоматический гранатомет АГ-17 "Пламя" с боекомплектом. Все оружие размещалось в едином блоке, установленным на крыше боевого отделения. Были и другие предложения. Так головной институт по бронетанковой технике ВНИИТрансмаш предлагал в качестве основного оружия взять 76-мм пушку средней баллистики. Головной институт по вооружению ЦНИИТочмаш предлагал использовать 45-мм автоматическую пушку, соисполнитель по вооружению тульское КБП предложило использовать разработанное там новое 100-мм орудие низкой баллистики. В результате долгих споров за основу было взято предложение тульского КБП, доработанное конструкторами СКБ КМЗ: объединить в одном блоке, размещенном в башне, 100-мм орудие - пусковую установку, 30-мм автоматическую пушку и 7,62-мм пулемет. Комплекс управляемого вооружения использовал ПТУР "Бастион", запуск которой осуществлялся через ствол орудия - пусковой установки.
БМП-3. 1995 г.

Боевая машина пехоты БМП-3 с кондиционером.
1995 г.

В новой машине предполагалось использовать в комплексе вооружения автоматизированную систему управления огнем (СУО) со стабилизированным в двух плоскостях полем зрения прицела, лазерным дальномером, баллистическим вычислителем и комплектом автоматических датчиков условий стрельбы.
Новая БМП получила индекс "объект 688". Были проблемы с уравновешиванием машины. Ввиду того, что МТО было смещено назад, машина имела дифферент на корму. Для его устранения было принято решение разместить топливные баки в носовой части БМП. Топливные баки, заполненные специальным пористым наполнителем и топливом, служат дополнительной защитой экипажу от воздействия кумулятивных боеприпасов.
Параллельно с работой над бронированными корпусом и башней "объекта 688" в НИИ стали шла НИОКР по созданию динамической защиты (ДЗ) для легких бронированных машин.
Поскольку машина должна быть авиадесантируемой, возникала необходимость оснащения БМП-3 системой изменения клиренса.
Когда все системы, узлы, агрегаты и детали "объекта 688" были отработаны и слиты в единую конструкцию, приступили к постройке первого опытного образца машины. Это было в 1978 г. Приступили к заводским испытаниям, устраняя выявленные недостатки и применяя другие технические решения. Проводились и испытания по реальному сбрасыванию "объекта 688" с самолета.
БМП-3 с прицелом СОЖ-М

Боевая машина пехоты БМП-3 с прицелом СОЖ-М

Первые опытные образцы "объекта 688" оснащались комплексом вооружения в состав, которого входили вынесенные за пределы боевого отделения 30-мм автоматическая пушка 2А42, две пусковые установки ПТУР 9М113 "Конкурс" и 30-мм автоматический гранатомет АГ-17 "Пламя". С 1982 г. на машину установил башню с комплексом вооружения в том виде, в каком он и был принят на вооружение БМП-3.
В 1984 г. в Кубинку были отправлены две опытные машины "объект 688" для показа высшему военному руководству страны. Там также провели цикл испытаний с привлечением специалистов НИИ БТВТ. Тогда же обозначился и ряд проблем. Так, например, при проведении баллистических бросков управляемых ракет по мишени-щиту, установленному на дальность 100 метров, ракеты попадали в щит плашмя. Виновником оказался дульный компенсатор. Тогда же в Кубинке были проведены испытания на стойкость резиновых бандажей опорных катков. Машину гоняли по асфальтобетонной трассе с максимально возможной скоростью. И машина, и бандажи испытания выдержали.
БМП-3 с прицельным комплексом Весна-К

Боевая машина пехоты БМП-3 с прицельным комплексом "Весна-К"

Государственные испытания новой машины, которые начались в Кубинке в марте 1985 г., продолжались один год. К тому времени было готово уже четыре машины с боевым отделением, которое, в конечном счете, пошло и на серийных машинах. Испытания проводились в Кубинке, Смолино. Среднеазиатском, Туркестанском, Закавказском и Сибирском военных округах, а также на Черноморском флоте. После окончания госиспытаний по машине было 600 замечаний и 17 отказов на 1000 км пробега вместо положенного одного. По этим результатам конструкторами проводились доработки. С новыми доработками строились новые опытные образцы "объекта 688" и проводились дополнительные испытания. Так к 1987 г. количество отказов на 1000 км сократилось с 17 до 5. Позже и эта цифра была доведена до установленной нормы. После этого 1 сентября 1987 г. приказом Министра обороны СССР машина "объект 688" под индексом "БМП-3" была принята на вооружение для оснащения частей и подразделений Сухопутных войск и морской пехоты.
По расположению механизмов и оборудования машина разделена внутри на четыре отделения: управления, боевое, десантное и моторно-трансмиссионное.
БМП-3К

Боевая машина пехоты БМП-3К

Отделение управления расположено в носовой части машины. В нем размещены сиденья механика-водителя и двух десантников. Для стрельбы в переднем секторе по направлению движения машины с мест десантников в нишах левого и правого бортов носовой части корпуса установлены два пулемета ПКТ. Каждая пулеметная установка имеет магазин с патронной лентой на 2000 патронов. Управление спусками пулеметов десантников осуществляется с рукояток наведения пулеметов. При покидании десантом машины пулеметы стопорятся и из них можно вести неприцельный огонь с места механика-водителя. На рабочем месте механика-водителя размещены щиток водителя, прибор ГО-27, пульт системы ППО, патрубок раздачи чистого воздуха, четыре прибора наблюдения ТНПО-170А, гирополукомпас ГПК-59, рулевая колонка со штурвалом, педали подачи топлива и тормоза, рукоятка ручного привода подачи топлива, панель пневмоборудования. Места механика-водителя и десантников оборудованы отдельными люками.
БМП-3Ф

Боевая машина пехоты БМП-3Ф для морской пехоты

Боевое отделение расположено в средней части корпуса машины. В бронемаске башни в едином блоке установлены 100-мм орудие - пусковая установка 2А70, 30-мм автоматическая пушка 2А72 и пулемет ПКТ. Под вращающимся полом боевого отделения в конвейере механизма заряжания размещены двадцать два выстрела к орудию 2А70. На рабочем месте наводчика-оператора расположены прицел-прибор наведения (ППН) 1К13-2, прицел ППБ-2, пульт управления наводчика-оператора, привод вертикального наведения блока оружия, стопор башни, привод поворотного механизма башни, указатель азимута, блок индикации, пульт управления дальномера, пульт ПЛ-088, комплекс электроаппаратуры 6ЭЦ088, два прибора наблюдения ТНПО-170А, прибор наблюдения ТНПН-1, прибор аппаратуры внутренней связи и коммутации Р-174. На рабочем месте командира установлены прицел 1ПЗ-10, пульт управления командира, прибор ТКН-3МБ, пульт ПП-088 комплекса 6ЭЦ088, два прибора наблюдения ТНПО-170А, два прибора наблюдения ТНПА-65А, прибор наблюдения ТНПТ-1, коробка управления обогревом смотровых приборов КР-60. В боевом отделении также находятся радиостанция Р-173, радиоприемник Р-173П, баллон системы гидропневмоочистки, укладки ПТУР, баллистический вычислитель 1В539, блок управления БУ-088, коробка защиты КЗ-088. Места командира и наводчика-оператора оборудованы отдельными люками.
БМП-3 одной из последних версий

Боевая машина пехоты БМП-3 одной из последних версий

Десантное отделение расположено позади боевого отделения. Для десантников оборудовано семь сидений и амбразуры для стрельбы из личного оружия. Под левым сиденьем десанта оборудовано санитарное устройство - туалет.
Моторно-трансмиссионное отделение расположено в кормовой части машины и отделено от десантного отделения термошумоизоляционными перегородками. В МТО находятся агрегаты силовой установки и трансмиссии с обслуживающими их системами.
Корпус машины представляет собой жесткую коробчатую конструкцию, сваренную из алюминиевых броневых листов. На бортах корпуса машины установлены крылья, аналогичны тем, что используются на БМП-1. Для посадки и высадки десанта на кормовом листе корпуса машины имеются двери. Также для посадки и высадки десантников в крыше корпуса предусмотрены кормовые люки прямоугольной формы, закрывающиеся крышками.
БМП-3 одной из последних версий с комбинированным прицелом командира

Боевая машина пехоты БМП-3 одной из последних версий с комбинированным панорамическим прицелом командира. 2008 г.

В состав комплекса вооружения БМП-3 входят 100-мм полуавтоматическое орудие - пусковая установка 2А70, 30-мм автоматическая пушка 2А72, пулемет ПКТ калибра 7,62 мм (установлены в едином блоке), комплекс управляемого вооружения "Бастион", автоматизированная СУО с комбинированным (дневным и пассивно-активным ночным) прицелом 1К13-2 с независимой стабилизацией поля зрения в двух плоскостях, прицелы ППБ-2 и ШЗ-10 (дневные), стабилизатор вооружения 2Э52, механизм заряжания орудия и система питания пушки, боекомплект, ручные приводы наведения, дополнительное и вспомогательное оружие.
Стрельба из орудия - пусковой установки ведется 100-мм выстрелами с осколочно-фугасными снарядами на дальность 4000 - 7000 м в зависимости от типа снаряда и выстрелами с управляемой ракетой на дальность от 100 до 4000 м. Заряжание 100-мм орудия 2А70 выстрелами с осколочно-фугасными снарядами осуществляется полуавтоматическим механизмом заряжания (МЗ). Боевая скорострельность составляет до 10 выстр./мин. Комплекс управляемого вооружения БМП-3 с запуском управляемой ракеты через ствол в сочетании с системой управления с телеориентированием ракеты в информационном лазерном луче и прицелом с независимой стабилизацией поля зрения в двух плоскостях позволил решить проблему стрельбы ПТУР сходу, а также обеспечить высокую скорострельность и помехозащищенность системы управления. Бронепробиваемость ПТУР составляет более 500 мм стальной гомогенной брони.
БМП-3 с боевым модулем Бахча-У

Боевая машина пехоты БМП-3 с боевым модулем "Бахча-У"

30-мм автоматическая пушка 2А72 предназначена для поражения наземных легкобронированных целей, живой силы и огневых средств противника, а также низколетящих воздушных целей. Питание пушки - двухленточное, селективное. Стрельба из пушки ведется 30-мм унитарными патронами 3УБР6 с бронебойными трассирующими, 3УОФ8 с осколочно-фугасными зажигательными и 3УОР6 с осколочно-трассирующими снарядами. Возимый в БМП-3 боекомплект для пушки 2А72 составляет 500 патронов. Стрельба может вестись одиночными выстрелами и очередями с темпом 300 выстрелов в минуту с отсечкой по 10 выстрелов или непрерывно. Прицельная дальность стрельбы по наземным целям БТ снарядами составляет 2500 м, а ОФЗ и ОТ снарядами - 4000 м. Стрельбу по воздушным целям, летящим с дозвуковыми скоростями, можно вести на дальностях до 4000 м и на высотах до 2000 м.
7,62-мм пулеметы ПКТ предназначены для борьбы с живой силой противника и другим небронированным целям. Боекомплект - по 2000 патронов на каждый пулемет, снаряженных в одну ленту и уложенных в магазин. Максимальная прицельная дальность стрельбы из пулемета ПКТ блока оружия с использованием прицела 1К13-2 составляет 2000 м, а из пулеметов автономных установок - до 600 м.
БМП-3 с системой Штора-1

Модернизированная боевая машина пехоты БМП-3 с системой "Штора-1"

Блок оружия со 100-мм орудием 2А70, 30-мм автоматической пушкой 2А72 и пулеметом ПКТ имеет максимальный угол возвышения +60°, угол склонения - 6°.
На боевой машине пехоты БМП-3 впервые установлена автоматизированная система управления огнем, в которую входят прицел-прибор наведения 1К13-2, лазерный дальномер 1Д16 или КДТ-2, баллистический вычислитель 1В539 и стабилизатора вооружения 2Э52.
В качестве силового агрегата силовой установки БМП-3 используется 4-тактный V-образный, 10-цилиндровый дизельный двигатель с жидкостным охлаждением УТД-29 мощностью 500 л.с. При емкости топливных баков 690 л машина имеет запас хода по шоссе 600 км. Двигатель смонтирован в едином блоке с гидромеханической трансмиссией с гидрообъемным приводом механизма поворота.
Гусеничный движитель с каждого борта имеет по шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков, три обрезиненных поддерживающих ролика, направляющее и ведущее колеса, гусеничную ленту. Подвеска БМП-3 - индивидуальная, торсионная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия на первых, вторых и шестых узлах подвески. БМП-3 оборудована механизмом изменения клиренса.
БМП-3 с системой Штора-1

Модернизированная боевая машина пехоты БМП-3 с системой "Штора-1" и новыми бортовыми экранами

Движение машины на плаву осуществляется за счет работы двух реверсивных осевых водометных движителей шнекового типа, с направляющим аппаратом. Водометы обеспечивают БМП-3 движение со скоростью до 10 км/ч. Машина уверенно держится на плаву при волнении до 3 баллов.
Корпус и коническая башня сварные, изготовлены из листов алюминиевой брони АБТ-102 и обеспечивают защиту от поражения при попадании в них пуль калибром до 12,7 мм включительно и осколков артиллерийских боеприпасов во всех проекциях машины, а в лобовых проекциях, кроме того, и от поражения бронебойных снарядов автоматических пушек калибром до 30 мм. Башня усилена съемными деталями из броневой стали толщиной примерно 20 мм на расстоянии 100 мм от башни.
Для постановки дымовой завесы используется термодымовая аппаратура (ТДА) многократного действия и система постановки дымовых завес 902В "Туча-2". Для обеспечения действий машины вместе с экипажем в условиях применения оружия массового поражения (ОМП) в конструкции предусмотрена система коллективной защиты (СКЗ) экипажа и десанта от поражающих факторов ядерного, химического и бактериологического оружия и обеспечения обитаемости.
БМП-3 с системой Арена-Э

Модернизированная боевая машина пехоты БМП-3 с системой "Арена-Э"

Для тушения пожара в силовом отделении БМП-3 оснащена стационарной автоматической системой противопожарного оборудования (ППО) в моторно-трансмиссионном отделении. Для тушения пожаров в боевом и десантном отделениях в БМП-3 имеется автоматическая быстродействующая система пожаротушения 3ЭЦ15.
На БМП-3 впервые на машинах такого класса было установлено оборудование для самоокапывания (бульдозерное оборудование).
В 1987 г. первые 10 машин в составе штатной мотострелковой роты прошли опытные войсковые испытания в Белорусском военном округе. В 1988 г. были собраны первые одиннадцать серийных БМП-3 и в этом же году их отправили в Белорусский военный округ на опытную войсковую эксплуатацию, которая проходила с марта 1988 г. по май 1989 г.
Одной из первых модификаций БМП-3 стала командирская машина БМП-3К. От базовой модели отличается тем, что в ней в десантном отделении оборудованы рабочие места для штабистов, место для радиста, а также установлены дополнительные средства связи. Рабочие места оборудованы складывающимися столиками и подсветкой для ведения штабных карт. Сокращен боекомплект, для обеспечения на стоянках средств связи электропитанием имеется дополнительный силовой агрегат.
БМП-3 с установленными блоками динамической защиты

Боевая машина пехоты БМП-3 с установленными блоками динамической защиты

Одним из вариантов БМП-3, предназначенным для эффективного использования машины при действиях на море и в прибрежной зоне стала боевая машина пехоты БМП-3Ф. На этой модификации исключена система самоокапывания и увеличен волноотбойный щиток. Машина оснащена телескопической воздухозаборной трубой. Конструкция БМП-3Ф дает возможность при эксплуатации на воде буксировать однотипное изделие, двигаться на буксире за однотипным изделием и морскими рейдовыми катерами. Все машины БМП-3Ф оснащаются прицелом ППН "СОЖ".
На узлах и агрегатах БМП-3 была создана боевая разведывательная машина БРМ-3К "Рысь" ("объект 501"). БРМ-3К имеет стальной броневой корпус оригинальной конструкции. Защита корпуса не ниже, чем у БМП-3. Двигатель УТД-29, гидромеханическая трансмиссия с гидрообъемным механизмом поворота, бортовые передачи, водометы, полностью заимствованы с БМП-3. В ходовой части блочная (модульная) конструкция подвески заменена на традиционную. Балансиры установлены на подшипниках скольжения, изготовленных из сополимера. В подвеске отсутствует механизм изменения клиренса. Экипаж машины - 6 человек. Среднее (боевое) отделение имеет погон несколько большего диаметра, чем у БМП-3. В башне установлена стабилизированная в двух плоскостях 30-мм автоматическая пушка 2А72 со спаренным с ней пулеметом ПКТ. Боекомплект пушки - 400 патронов в двух лентах (еще 200 патронов в кусках ленты - в отдельной укладке) и 2000 патронов к ПКТ. Экипаж имеет 6 автоматов: 2 - АКС74, 2 - АК74Н с ночными прицелами и 2 - АКС74У. Стабилизатор пушки оригинальной конструкции 2Э52 совмещенный с механизмом поворота башни собственной разработки РМЗ. В башне установлено многочисленное оборудование для разведки: тепловизор 1ПH71, активно-импульсный прибор ночного видения 1ПН61, лазерный дальномер 1Д14 командира машины, прицел наводчика БПК-2-42, зенитный прицел ППБ-2, радиолокатор 1РЛ-133-3. Из средств связи имеются коротковолновая радиостанция Р-163К и УКВ радиостанция Р-163У. Машина оснащена навигационной аппаратурой ТНА-4-6, гирокомпасом 1Г-50 и независимым бензиновым электроагрегатом для обеспечения электроснабжения при неработающем двигателе машины. Отделение управления сильно отличается от БМП-3: место механика-водителя слева, а не по центру, как на БМП-3. Штурман сидит с правой стороны машины, между ними находится командир разведподразделения (разведоргана). Боевой вес машины около 19 т.
БРМ-3К

Боевая разведывательная машина БРМ-3К "Рысь"

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Л "Беглянка" была создана для оказания помощи экипажам при ремонте и техническом обслуживании машин в полевых условиях. БРЭМ-Л обеспечивает эвакуацию застрявших машин, самовытаскивание при застревании, буксирование управляемых и неуправляемых машин в различных дорожных условиях, в том числе и на плаву. Оборудование БРЭМ-Л позволяет проводить ремонтные работы по подготовке машин к эвакуации (включая электросварочные и режущие работы по стали и алюминиевым сплавам), проводить грузоподъемные работы по полуподъему машин при эвакуации или ремонте, замене узлов и агрегатов (в том числе башен и силовых блоков). Сошник-бульдозер позволяет использовать БРЭМ-Л при проведении землеройных работ при оборудовании ремонтных площадок, а также для снятия грунта при подготовке машин к вытаскиванию. Первые серийные БРЭМ-Л "Беглянка" поступили в армию ОАЭ уже в 1998 г. Всего в эту страну было поставлено 60 таких машин. В Российскую армию эти машины начали поступать только с 2002 г.
БРЭМ-Л

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Л "Беглянка"

К 1996 г. на основе узлов и агрегатов шасси БМП-3 было создано новое универсальное самоходное артиллерийское орудие 2С31 "Вена". Впервые орудие было представлено на международной выставке вооружения IDEX-97 в Арабских Эмиратах. САО 2СЗ1 "Вена" представляет собой плавающую, полностью бронированную самоходную артиллерийскую установку с полноповоротной башней на гусеничном шасси, созданном с использованием узлов и агрегатов боевой машины пехоты БМП-3. Машина имеет орудийный вычислительный комплекс. Командир машины управляет стрельбой с помощью бортовой ЭВМ. Машина вооружена 120-мм универсальным нарезным казнозарядным орудием. Бронированный корпус САО обеспечивает защиту от огня крупнокалиберного стрелкового вооружения.
Кроме этого модернизируется и сама машина БМП-3. Начиная с 1998 г. на машину стали устанавливать новый комбинированный прицел наводчика "Сож" со встроенным дальномером - разработка ОАО "Пеленг" (г. Минск). С целью повышения огневой мощи БМП предусматривается установка на нее прицельного комплекса "Весна-К" с тепловизионной камерой, встроенным лазерным дальномером и информационным каналом управления ПТУР. Прицельный комплекс оснащен автоматом сопровождения цели АСТ-Б. Белорусская компания ОАО "Пеленг" разработала для бронетанковой техники новый панорамный прицел командира - Falcon Eye ("Соколиный глаз"). Разработан и устанавливается в новые серийные машины механизм заряжания ПТУР. Повышению разведывательных возможностей экипажа машины способствует установка прибора наблюдения командира ТКН-АИ с лазерной активно-импульсной подсветкой.
Восторг

Инженерная машина "Восторг"

Значительно повышен ресурс вооружения. Так, например, ресурс 30-мм автоматической пушки повышен с 6000 до 9000 выстрелов.
Повышение защищенности машины обеспечено за счет установки дополнительных броневых экранов и комплекса активной защиты "Арена-Э". По желанию заказчика на БМП-3 может быть установлен комплекс оптико-электронного подавления "Штора-1".
Повышению живучести машины на поле боя способствует установка в модернизированную БМП-3 быстродействующей системы пожаротушения "Радуга-2".
На модернизированную машину устанавливается новый более мощный четырехтактный, многотопливный дизель с турбонаддувом УТД-32Т (660 л.с.).
2С31 Вена

Самоходное орудие 2С31 "Вена"

С учетом опыта эксплуатации БМП-3 в условиях жаркого климата была разработана новая система охлаждения двигателя, обеспечивающая его эксплуатацию при температурах окружающего воздуха свыше +50° без каких-либо ограничений.
Установленная на модернизированную машину информационно-управляющая система шасси ИУСШ-688 значительно облегчает действия механика водителя при эксплуатации машины, а управление облегчает автомат переключения передач АП-688. Наблюдение механиком-водителем улучшилось после установки универсального прибора механика-водителя ТВК-1.
Предусмотрена установка кондиционера КБМ-3М.
В 1990 г. на параде в честь 45-летия Победы над фашистской Германией БМП-3 впервые прошла по Красной площади. На этом параде представители Объдиненных Арабских Эмиратов увидели БМП-3 и захотели видеть ее у себя в армии. В 1991 г. четыре БМП-3 были отправлены в ОАЭ на испытания, которые они с честью прошли. В этом же году был подписан контракт на поставку в ОАЭ БМП-3. В 1992 г. первые серийные БМП-3 поступили в ОАЭ. Машины эти имели много отличий от тех, что эксплуатировались в России. На них не было пускового подогревателя и отопителя, был убран механизм изменения клиренса, добавили тепловизионный прицел Namut производства минского предприятия "Пеленг", но использовавшего французскую тепловизионную камеру Sagem. Также был установлен дополнительный вентилятор обдува радиаторов с гидроприводом от ГОП. Корпус и башня машины сверху покрыты специальным теплоизоляционным материалом, прикрытым дюралевыми листами. На БМП-3, поставляемые за рубеж, устанавливались средства связи иностранного производства.
После показа БМП-3 в 1993 г. на выставке вооружений IDEX пошли предложения о закупке этих машин от Кувейта, Кипра и Южной Кореи.
Корнет
Самоходный ПТРК "Корнет"
Хризантема
Самоходное ПТРК "Хризантема"
ОТ-90
Боевая машина БМП-3 на испытаниях в пустыне
Тактико-технические характеристики
     
БМП-3
БМП-3М
 
  Боевая масса - 18,7 т 19,7 т  
  Экипаж + десант - 3 + 9 чел. 3 + 9 чел.  
  Габаритные размеры:
  высота по крышу башни - 2450 мм мм  
  длина с пушкой вперед - 6725 мм мм  
  ширина - 3300 мм мм  
  клиренс - 450 мм мм  
  Бронирование - противопульное противопульное
  Система активной защиты
-
"Штора-1"
  Динамическая защита
-
предусматривается
  Вооружение:
  пушка - 100-мм пушка-пусковая установка 2А70
30-мм автоматическая пушка 2А72
100-мм пушка-пусковая установка 2А70
30-мм автоматическая пушка 2А72
 
  пулемет - 3 - 7,62-мм пулемета ПКТ 3 - 7,62-мм пулемета ПКТ  
  ПТРК - 9М117 "Бастион" 9М117М-1 "Аркан"  
  Боекомплект - 40 выстрелов калибра 100 мм
500 выстрелов калибра 30 мм
6000 патронов
8 ПТУР
40 выстрелов калибра 100 мм
500 выстрелов калибра 30 мм
6000 патронов
8 ПТУР
 
  Двигатель - УТД-29, многотопливный,
10-цилиндровый, V-образный дизель
жидкостного охлаждения
УТД-32Т, многотопливный,
V-образный дизель жидкостного
охлаждения
 
  Мощность двигателя - 500 л.с.
660 л.с.
 
  Максимальная скорость:        
  по шоссе - 70 км/ч 70 км/ч  
  на плаву - 10 км/ч 10 км/ч  
  Запас хода по шоссе - 600 км 600 км  
  Удельное давление на грунт - 0,61 кг/кв. см 0,61 кг/кв. см  
  Преодолеваемые препятствия:
  подъем - °    
  ширина рва - 2,5 м    
  высота стенки - 0,8 м    
  глубина брода - плавает