Бронетранспортер БТР-152

БТР-152
БТР-152

Бронетранспортер БТР-152

В ноябре 1946 г. в спецотделе КЭО ЗИС на основе узлов и агрегатов грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИС-151 началось проектирование колесного трехосного бронетранспортера "объект 140". Первые два прототипа БТР-152 были собраны к маю 1947 г. Под обозначением БТР-152 бронетранспортер был принят на вооружение постановлением СМ СССР от 24 марта 1950 г. Его серийное производство осуществлялось с 1950 по 1962 год заводами ЗИС (ЗИЛ) и БАЗ, на которых была изготовлена 12 421 машина.
Открытый сверху несущий корпус БТР-152 сваривался из катаных бронелистов толщиной 6, 8, 10 и 13 мм. В передней части корпуса находилось МТО, в средней части - отделение управления и в кормовой части - десантное отделение. В отделении управления размещалась радиостанция 10-РТ-12 (Р-113). Корпус имел две боковые дверцы для командира и водителя и одну заднюю для десанта.
Пулемет СГ-43 или СГМ мог устанавливаться на одном из четырех кронштейнов по периметру корпуса. Для экипажа предназначались две боковые двери, а для посадки десанта - дверь в корме корпуса. Для ведения огня из личного оружия в бортах корпуса имелось шесть отверстий, закрываемых заслонками. Боевая масса бронетранспортера - 8,6 т. Двигатель - ЗИС-123 мощностью 110 л.с. Колесная формула 6x6. На части машин устанавливалась радиостанция 10РТ-12. Экипаж 2 человека, десантников - 17.
БТР-152А

Зенитный бронетранспортер БТР-152А (ЗПТУ-2)

На базе этих основных модификаций БТР-152 выпускались различные варианты боевых машин.
Зенитный бронетранспортер БТР-152А выпускался с зенитной установкой ЗТПУ-2. ЗПТУ-2 состояла из спаренных 14,5-мм пулеметов КПВ, установленных в десантном отделении бронетранспортера. Максимальный угол возвышения установки +89°, угол снижения - 5°. Боевая скорострельность 70 выстр./мин. Боекомплект составлял 1200 патр. Для стрельбы по наземным целям применялся телескопический оптический прицел, а для стрельбы по воздушным - коллиматорный. Экипаж бронетранспортера состоял из 10 чел. На вооружении с 1951 г. В 1955 г. было изготовлено несколько опытных образцов БТР-152А с зенитной установкой ЗПТУ-4, состоявшей из четырех пулеметов КПВ. Боекомплект был увеличен до 2000 патр., а экипаж сокращен до 5 чел.
На базе БТР-152 были созданы подвижные командные пункты и машины связи БТР-152С и БТР-152С1; машина управления БТР-152И и другие.
С 1952 г. начал выпускаться бронетранспортер БТР-152Б, на котором стала устанавливаться механическая лебедка барабанного типа с блоком-полиспастом с тяговым усилием 4,5 тс. Силовая передача дополнена трехступенчатой коробкой отбора мощности для привода механической лебедки. Длина троса составляла 70 м. Привод лебедки осуществлялся от коробки отбора мощности через карданную передачу и червячный редуктор.
БТР-152А (ЗПТУ-4)

Зенитный бронетранспортер БТР-152А (ЗПТУ-4)

На базе бронетранспортера БТР-152Б выпускался подвижный пункт управления артиллерией БТР-152У.
В 1955 г. на базе узлов и агрегатов опытного автомобиля ЗиС-128 и первых прототипов грузового ЗиЛ-157 был создан бронетранспортер БТР-152В. В отличии от БТР-152 он имел централизованную систему регулирования давления в шинах с наружным подводом воздуха, более широкие шины меньшего диаметра, инерционно-масляный воздухоочиститель, двухкамерный карбюратор, компрессор с жидкостным охлаждением и термосифонный пусковой подогреватель. Кроме того, было увеличено передаточное отношение в главных передачах ведущих мостов и изменена подвеска передних колес.
На базе бронетранспортера БТР-152В был создан зенитный бронетранспортер БТР-152Д с размещением зенитной установки ЗТПУ-2 аналогичено БТР-152А.
В 1957 г. начал выпускаться бронетранспортер БТР-152В1, у которого наружный подвод воздуха к шинам был заменен более надежным внутренним. Это потребовало изменения конструкции мостов и схемы прокладки трубопроводов. Водитель получил прибор ночного видения ТВН-2, был введен отопитель обитаемых отделений и систему обдува лобовых стекол горячим воздухом.
БТР-152У

Подвижный пункт управления артиллерией БТР-152У

На базе бронетранспортера БТР-152В1 был создан зенитный бронетранспортер БТР-152Е с размещением зенитной установки ЗТПУ-2 аналогичено БТР-152А и БТР-152Д.
На БТР-152 удалось добиться вполне приемлемой надежности, хорошей подвижности и высокой проходимости. Однако решить задачу преодоления широких траншей не удалось. По предложению военных в 1956 г. попробовали на двух экспериментальных БТР-152В установить соответственно два и четыре подъемных поддерживающих неприводных катка. Результат в целом был отрицательным. Проходимость не улучшилась, а в отдельных случаях даже упала, поскольку уменьшилась сцепная масса, приходящаяся на ведущие колеса. Катки оказывали дополнительное сопротивление, в то время как задняя балансирная подвеска органически препятствовала прохождению рвов.
В начале 1957 г. был изготовлен экспериментальный образец БТР-Э152В с тремя равнорасположенными осями и управляемыми колесами переднего и среднего мостов. В результате резко повысились опорная проходимость по снегу, болоту и профильная - по местности, пересеченной траншеями, оврагами и окопами. Однако управляемость машины при движении по шоссе со скоростью более 40 км/ч оставляла желать лучшего. Поэтому к лету 1957 г. был изготовлен второй вариант машины с управляемыми колесами переднего и заднего мостов. Эти машины так и остались эксперементальными.
БТР-152В

Бронетранспортер БТР-152В

В 1959 г. на вооружение был принят БТР-152К, который имел броневую крышу корпуса с тремя продольными люками, ночной смотровой прибор водителя ТВН-2 и дополнительный нагнетающий вентилятор. Масса машины в результате этого увеличилась до 9 т. Экипаж с десантом был сокращен до 15 чел. Пулемет устанавливался на одном из четырех кронштейнов на крыше корпуса. На части машин БТР-152К пулемет отсутствовал.
Бронетранспортеры БТР-152 экспортировались в Афганистан, Албанию, Алжир, Анголу, Болгарию, Камбоджу (Лаос), Китай (тип 56APC), Конго, Кубу, Чехословакию, ГДР, Египет, Финляндию, Эфиопию, Гвинею, Гвинею-Биссау, Венгрию, Индонезию, Индию, Мали, Монголию, Мозамбик, Никарагуа, Иран, Ирак, Северную Корею, Польшу, Румынию, Шри-Ланку, Судан, Сирию, Танзанию, Уганду, Йемен, Югославию, Вьетнам, Зимбабве и другие страны. Также известно, что бронетранспортер БТР-152 стоял на вооружении Израиля.
БТР-152В1
Бронетранспортер БТР-152В1
БТР-Э152В
Опытный образец бронетранспортера БТР-Э152В
БТР-152К
Бронетранспортер БТР-152К
Тактико-технические характеристики
     
БТР-152
БТР-152В
БТР-152К
  Боевая масса - 8,6 т 9,0 т 8,95 т
  Экипаж + десант - 2 + 17 чел. 2 + 17 чел. 2 + 13 чел.
  Колесная формула - 6 х 6 6 х 6 6 х 6
  Габаритные размеры:
  высота - 2360 мм 2410 мм 2660 мм
  длина - 6560 мм 6830 мм 6830 мм
  ширина - 2320 мм 2320 мм 2320 мм
  клиренс - 286 мм 286 мм 295 мм
  Бронирование - противопульное противопульное противопульное
  Вооружение:
  пулемет - 7,62-мм пулемет СГМ 7,62-мм пулемет СГМБ 7,62-мм пулемет СГМБ
  Боекомплект - 1250 патронов
1250 патронов 1250 патронов
  Двигатель -
ЗИС-123, 6-цилиндровый, карбюраторный
  Мощность двигателя - 110 л.с. 110 л.с. 110 л.с.
  Максимальная скорость по шоссе - 75 км/ч 75 км/ч 65 км/ч
  Запас хода по шоссе - 550 - 600 км 550 км 550 км
  Преодолеваемые препятствия:
  подъем - 30° 30° 30°
  крен - 20° 20° 20°
  ширина рва - 0,8 м 0,8 м 0,8 м
  высота стенки - 0,6 м 0,6 м 0,6 м
  глубина брода - 0,8 м 0,8 м 0,8 м