Бронетранспортер БТР-3 (Украина)

БТР-3У
БТР-3У

Бронетранспортер БТР-3У

БТР-3 – современный украинский бронетранспортер, разработанный Харьковским конструкторским бюро по машиностроению имени А. А. Морозова (ХКБМ). Предназначен для транспортировки и огневой поддержки в бою мотострелковых подразделений. Это совместный проект ХКБМ, компании ADCOM (Абу-Даби, Объединенные Арабские Эмираты) и Государственного научно-технического центра артиллерии и стрелкового вооружения (ГНТЦ АСВ, Украина).
Первая демонстрация БТР-3У "Гардиан" прошла на выставке IDEX в марте 2001 г. в Абу-Даби. Он являлся дальнейшей модернизацией советского БТР-80, проведенной с учетом новых требований заказчика. Основой для корпуса "третьего" послужил корпус БТР-94.
БТР-3У проектировался по техническому заданию компании ADCOM. Опытный образец получил название "Охотник", и поэтому оно тоже встречается в печати наряду с "Гардиан".
Корпус бронемашины сварен из листов катаной брони. Бронезащита - противопульная, противоосколочная. "Третий" имеет компоновку с расположением отделения управления в лобовой части, совмещенного десантного и боевого отделения – в средней части, а моторно-трансмиссионного – в кормовой части машины. Штатный экипаж состоит из трех человек: механика-водителя, командира и оператора боевого модуля. Десантный отсек бронетранспортера вмещает до шести мотострелков.
БТР способен вплавь форсировать водные преграды благодаря водометному движителю в кормовой части корпуса.
В десантном отсеке БТР-3У с каждой стороны корпуса смонтированы двухстворчатые бортовые двери. Нижняя часть каждой из них опускается вниз и формирует ступеньку, а верхняя часть открывается вбок по ходу движения машины. На крыше есть люки.
Ходовая часть практически не отличается от БТР-80. Подвеска торсионная управляемая. Формула колес - 8х8. Руль оснащен гидроусилителем. Для повышения маневренности четыре передних колеса выполнены рулевыми. Бронетранспортер оборудован централизованной системой регулировки давления в шинах (французской фирмы Michelin с развитыми грунтозацепами).
На БТР-3У установлены автоматическое противопожарное оборудование в моторно-трансмиссионном отделении и система кондиционирования воздуха. Изнутри отделение управления и боевое отделение обшиты кевларом.
В силовом отделении БТР-3У находится дизельный двигатель Deutz BF6M1015 мощностью 326 л. с. с агрегатированной к нему автоматической трансмиссией Allison MD3066. Системы охлаждения вентиляторного типа с приводом от двигателя обеспечивают эксплуатацию машины при температурах до +55°. Отличительная особенность БТР-3У – глушитель по правому борту в корме.
Вооружение бронетранспортера размещено в одноместном унифицированном боевом модуле КБА-105 "Шквал". Он включает 30-мм автоматическую пушку двойного питания 2А72 или КБА-2 (боекомплект – 350 снарядов), 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ (2500 патронов), 30-мм автоматический гранатомет АГ-17 (29 готовых к использованию гранат, еще 87 гранат в трех магазинах перевозятся в резерве) и ПТУР. Конструкция модуля позволяет легко заменить противотанковые управляемые ракеты типа "Конкурс" на ПТУР типа "Рэд Эрроу" или другие аналоги (в том числе и наводящиеся на цель по лазерному лучу). Возможна установка переносного ЗРК "Игла" и 12,7-мм крупнокалиберного пулемета типа НСВ.
По бокам башни располагаются по три 81-мм пусковые установки дымовых аэрозольных гранат для стрельбы вперед.
Точность огня обеспечивает прицельный комплекс ОТП-20, который интегрирован с системой управления ПТУР, и стабилизатор вооружения СВУ-500.
Для морской пехоты Иордании была разработана модификация БТР-3У "Сторож". Отличается установкой БМ "Буран-Н1".
С учетом требований рынка и потенциальных заказчиков в ХКБМ был разработан вариант БТР-3Е, на который установлен двигатель УТД-20 украинского производства с эжекторной системой охлаждения. Все характеристики по вооружению и защите идентичны БТР-3У. Внешними отличительными признаками являются отсутствие глушителя на борту и новая крыша МТО с выхлопом эжектора на корму.
Данная модификация экспортировалась в Мьянму. Поставка сопровождалась обучением личного состава мьянмской армии применению и обслуживанию бронированной машины, проектированием, постройкой и вводом в эксплуатацию ремонтного завода, на котором мьянмскими специалистами проводится ремонт и доработка до БТР-3У до варианта БТР-3Е1, который оснащен новым башенным модулем БМ-3М "Штурм".
БТР-3Е1

Бронетранспортер БТР-3Е1

На БТР-3Е1 установлена оптико-электронная система наблюдения, прицеливания и управления огнем (СУО) "Трек-М". Она также обеспечивает обнаружение наземных целей и вертолетов, дистанционное управление вооружением бронетранспортера.
Командир имеет отдельное панорамное устройство наблюдения, поиска цели и целеуказания "Панорама-2П" и пульт для обеспечения дублированного управления вооружением боевого модуля через прицельные приборы наводчика. Панорамная камера способна подниматься на высоту до 0,5 м над башней и позволяет вести круговой обзор, она используется командиром для целеуказания наводчику.
Башенный модуль БМ-3М "Штурм" имеет систему стабилизации блока вооружения в двух плоскостях. БТР-3Е1 может поражать бронированную технику, живую силу и вертолеты противника. В модуле установлены 30-мм пушка типа 2А72 или ЗТМ-1, 7,62-мм пулемет типа ПКТ или КТ, 30-мм автоматический гранатомет типа АГ-17 или КБА-117 и комплекс управляемого вооружения "Барьер" с четырьмя ракетами с бронепробиваемостью за динамической защитой не менее 800 мм. Нарезная малокалиберная автоматическая 30-мм пушка двойного питания снабжена боекомплектом из 350 снарядов различного типа. Боекомплект 7,62-мм пулемета достигает 2000 патронов.
Комплекс управления огнем состоит из оптико-электронного прицельного комплекса ОТП-20, интегрированного с системой управления стрельбой ПТРК "Барьер" и стабилизатором вооружения СВУ-500 в вертикальной и горизонтальной плоскостях, что позволяет вести огонь на ходу. На башне, по три штуки с каждой стороны, установлены 81-мм дымовые или аэрозольные гранаты "Туча".
При заключении контракта с Таиландом была проведена адаптация БТР-3Е1 под требования тайской стороны. Штатный экипаж БТР-3Е1 состоит из двух человек: механика-водителя и оператора боевого модуля. Десантный отсек бронетранспортера вмещает до восьми мотострелков.
Проблемы при выполнении контракта с Таиландом, возникшие из-за отказа фирмы Deutz, были оперативно решены в ХКБМ путем установки турбированного рядного шестицилиндрового дизельного двигателя MTU 6R106TD21 мощностью 325 л. с., агрегатированного с шестиступенчатой автоматической трансмиссией Allison 3200SP.
Отличительные особенности БТР-3Е1 – новая необитаемая башня, глушитель, расположенный по левому борту в корме, и крыша МТО с вентиляторной системой охлаждения, а также усиленные тормозные барабаны с более выступающими защитными крышками на дисках колес.
Тактико-технические характеристики
     
БТР-3У
БТР-3Е1
  Боевая масса - 15,4 т 16,5 т
  Экипаж + десант - 3 + 6 чел. 3+6 чел.
  Колесная формула - 8 х 8 8 х 8
  Габаритные размеры:
  высота - 2860 мм 2860 мм
  длина - 7650 мм 7650 мм
  ширина - 2900 мм 2900 мм
  клиренс - мм  
  Бронирование - противопульное, противоосколочное противопульное, противоосколочное
  Вооружение: 30-мм автоматическая пушка 2А72 или КБА-2
7,62-мм пулемет ПКТ
30-мм автоматический гранатомет
АГ-17
комплекс противотанкового
вооружения типа "Конкурс"
30-мм автоматическая пушка ЗТМ-1
7,62-мм пулемет КТ-7,62
30-мм автоматический гранатомет
КБА-17
комплекс противотанкового
вооружения типа "Барьер"
  Боекомплект - 350 снарядов
2000 патронов
29+87 гранат к гранатомету
4 ПТУР
350 снарядов
2000 патронов
29+87 гранат к гранатомету
4 ПТУР
  Двигатель - Deutz BF6M1015, 6-цилиндровый,
V-образный дизель с турбонаддувом
жидкостного охлаждения
MTU 6R106TD21, 6-цилиндровый
рядный дизель жидкостного
охлаждения
  Мощность двигателя - 326 л.с. 325 л.с.
  Максимальная скорость по шоссе - 85 км/ч 100 км/ч
  Максимальная скорость по воде - 8 км/ч 8 км/ч
  Запас хода по шоссе - до 600 км 600 км
  Преодолеваемые препятствия:
  подъем - 30°  
  крен - 25°  
  высота стенки - 0,5 м 0,5 м
  ширина рва - 2,0 м 2,0 м
  глубина брода - плавает плавает