Бронетранспортер БТР-60

БТР-60
Разработка новых советских многоколесных БТР началась в 1957 - 1958 гг. и велась фактически на конкурсной основе.
ЗИЛ-153

Бронетранспортер ЗИЛ-153. 1957 г.

В 1957 г. в Бюро внешних заказов ЗИЛа начали разрабатывать колесный плавающий бронетранспортер ЗИЛ-153 с колесной формулой 6x6. В 1959 г. его разработка закончилась и был построен опытный образец, в конструкции которого использовались новые технические решения. Они включали новый V-образный 8-цилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 180 л. с; бесступенчатый гидротрансформатор, сблокированный с пятиступенчатой коробкой передач; Н-образную схему трансмиссии с одним блокируемым межбортовым дифференциалом; независимую торсионную подвеску всех колес; колесные бортовые редукторы для увеличения дорожного просвета; шины 16.00-20 с системой регулирования давления воздуха; передние и задние управляемые мосты с гидроусилителями руля; два водометных движителя с рабочими колесами от водометов танка ПТ-76 и ряд других технических новинок. К ним следует отнести бронированный, полностью закрытый несущий водонепроницаемый корпус, кормовое расположение моторной установки, герметичные тормоза. Вооружение машины не прорабатывалось. Скорость движения по воде глубиной более 5 м составляла 10 км/ч, а максимальная скорость движения по суше - 90 км/ч. Запас хода по шоссе - 600 км. В конце 1960 г. ЗИЛ-153 успешно прошел заводские испытания, во время которых были выяснены необходимые доработки. Началась подготовка производства установочной партии из 10 машин, но работу остановили и вскоре вообще закрыли по ряду причин не технического характера.
Объект 1015-Б

Опытный образец бронетранспортера 1015-Б

В 1954 - 1957 гг. в военной академии бронетанковых и механизированных войск сотрудники одной из кафедр и НИО академии вели эскизную проработку колесного плавающего бронетранспортера с колесной формулой 8x8, кормовым расположением двигателя, Н-образной механической трансмиссией и независимой подвеской всех колес. В конце 1958 года по постановлению Совета Министров СССР эта работа была продолжена уже совместно с СКБ Кутаисского автозавода.
Особенностями конструктивной схемы этого экспериментального образца, получившего индекс "объект 1015", были несущий, полностью закрытый, водоизмещающий корпус с противопульным бронированием и фильтровентиляционной установкой; кормовое расположение карбюраторного V-образного 8-цилиндрового двигателя мощностью 180 л. с; механическая трансмиссия с Н-образной бортовой раздачей мощности через пятиступенчатую коробку передач и раздаточную коробку с симметричным принудительно блокируемым дифференциалом; бортовые и колесные редукторы; тормозные механизмы, расположенные внутри корпуса на бортовых редукторах; независимая подвеска всех колес. Управляемые колеса двух передних мостов с колесными редукторами устанавливались на поперечных рычагах, а колеса двух задних мостов имели внутри ободов гитарные редукторы с качанием их в продольной плоскости. Упругими элементами подвески двух передних мостов были спиральные пружины с расположенными внутри их амортизаторами, а упругие элементы колес двух задних мостов были выполнены в виде комбинации коротких торсионов со спиральными пружинами, расположенными внутри корпуса. В кормовой части корпуса по бортам располагались два водометных движителя с независимым приводом от вторичного вала коробки передач.
БТР-60П

Бронетранспортер БТР-60П. 1961 г.

Упругими элементами колес всех мостов стали газогидравлические рессоры, в которых использовались азот и масло. Были улучшены форма и размеры броневого корпуса, повысились его бронестойкость и технологичность за счет применения гнутых листов. Нижняя носовая часть корпуса выполнялась ложкообразной формы. Многие листы верхнего пояса корпуса имели большие углы наклона.
Два опытных образца бронетранспортера с индексом "объект 1015-Б" в 1960 г. прошли заводские и полигонные испытания. В процессе испытаний "объект 1015-Б" показал высокую проходимость, управляемость и плавность хода при движении по местности в равнинных и горных условиях. Максимальная скорость по шоссе составляла 90 км/ч, средняя скорость по местности - 47 - 50 км/ч. Скорость движения по воде достигала 10,6 км/ч и сочеталась с хорошей маневренностью.
БТР-60ПА

Бронетранспортер БТР-60ПА

К началу 1960-х годов, кроме ЗИЛ-153 и "объекта 1015-Б", были изготовлены опытные образцы бронетранспортеров горьковского ГАЗ-49, рубцовского колесно-гусеничного "объекта 19" и мытищинского ММЗ-560. Все эти машины имели оригинальные конструктивные решения (ГМП, бортовые схемы трансмиссий, гидропневматические подвески, передние и задние управляемые колеса, качающиеся колесные редукторы, герметичные тормоза, дифференциалы повышенного трения, водометы, алюминиевая броня и др.), но победило горьковское ОКБ: их БТР был более подвижным, надежным, удобным и, главное, - хорошо технологически отработанным и сравнительно недорогим.
На Горьковском автозаводе работы по созданию четырехосного шасси для перспективного колесного бронетранспортера начались зимой 1956 г. К середине 1958 г. изготовили первый опытный образец. БТРП (ГАЗ-49) имел несущий сварной бронекорпус с плоским дном, переднее расположение отделения управления и кормовое размещение силовой установки, четыре ведущих моста с независимой подвеской всех колес. В каждом колесе имелся встроенный редуктор. По воде машина передвигалась как за счет вращения колес, так и при помощи водометного движителя реактивного типа.
БТР-60ПБ

Бронетранспортер БТР-60ПБ. 1969 г.

В средней части корпуса находилось десантное отделение, вмещавшее 14 человек. Для ведения огня из автоматов в бортах машины имелось 6 амбразур. Между полом десантного отделения и днищем машины устанавливались агрегаты трансмиссии. Открытый сверху корпус являлся несущим, имел обтекаемую форму нижней части и днища и изготовлялся из катаных броневых листов толщиной 6 - 8 мм. На марше десантное отделение могло закрываться брезентовым тентом. Экипаж (2 чел.) и десант обогревались теплым воздухом, поступавшим из системы охлаждения двигателя.
Колеса первой и второй осей были управляемыми. Рулевое управление имело гидроусилитель. В подвеске использовались 8 торсионных валов и 12 телескопических гидроамортизаторов. На крайних узлах подвески устанавливались по два гидроамортизатора. Пулестойкие шины большого профиля (13.00-18") имели центральную систему регулирования давления воздуха.
БТР-60ПЗ

Опытный образец бронетранспортера БТР-60П3

Штатное вооружение бронетранспортера состояло из 7,62-мм пулемета СГМБ, который мог устанавливаться на кронштейнах лобового и бортовых листов корпуса. Внутри машины предусматривались места для укладки автомата АК-47, гранатомета РПГ-7, сигнального пистолета и десяти гранат Ф-1. Штатный боекомплект - 1250 патронов к пулемету, 300 автоматных патронов, пять выстрелов к гранатомету, шесть сигнальных патронов. Полная масса нового БТРа достигала 9800 кг.
На первых опытных образцах использовался рядный 6-цилиндровый карбюраторный двигатель ГАЗ-40П мощностью 90 л. с. Однако он оказался слишком слабым. Для выхода из создавшегося положения решили установить на БТР два двигателя ГАЗ-40П. Двигатели были смонтированы параллельно, каждый со своими обслуживающими системами на одной общей раме в корме корпуса. Каждый из двигателей через свою механическую трансмиссию обеспечивал привод колес двух мостов. Правый двигатель по ходу машины осуществлял привод колес первого и третьего мостов, а левый - колес второго и четвертого мостов. Трансмиссия каждого двигателя включала однодисковое сухое сцепление с гидравлическим приводом управления; четырехскоростную коробку передач; двухступенчатую раздаточную коробку; главные передачи двух ведущих мостов с кулачковыми дифференциалами повышенного трения; четыре колесных редуктора и карданные передачи, соединявшие между собой агрегаты трансмиссии. Обе коробки передач имели коробки отбора мощности. С их помощью и с помощью карданных передач мощность двух двигателей суммировалась в редукторе водометного движителя. Отбор мощности на лебедку, установленную в передней части корпуса, осуществлялся от правой раздаточной коробки. Лебедка имела трос длиной 50 м и максимальное тяговое усилие 4500 кгс.
БТР-60ПУ-12

Подвижный командный пункт частей ПВО сухопутных войск БТР-60ПУ-12

Для обеспечения движения по воде в кормовой части корпуса смонтировали один водометный движитель с 4-лопастным рабочим колесом левого вращения диаметром 600 мм. Максимальная скорость движения передним ходом на спокойной воде глубиной более 5 м - 9 - 10 км/ч. Скорость движения по воде задним ходом - 3,5 - 4,0 км/ч. При выходе из строя водометного движителя машина могла передвигаться по воде за счет вращения всех колес со скоростью не более 4 км/ч.
К концу 1959 г. опытный образец бронетранспортера со сдвоенной силовой установкой был готов и в ноябре 1959 г. он был принят на вооружение под индексом БТР-60П.
Бронетранспортер БТР-60П выполнен по компоновочной схеме с задним расположением силовой установки. В передней части корпуса находилось отделение управления, а всю среднюю часть занимало десантное отделение.
Открытый сверху несущий корпус был сварен из листов катаной броневой стали, которые устанавливались под большими углами наклона. Толщина броневых листов составляла 6 - 10 мм, что защищало от обычных пуль ручного стрелкового оружия и осколков снарядов и мин малого калибра.
В отделении управления находились органы управления, контрольно-измерительные приборы, приборы наблюдения, радиостанция, лебедка. Там же располагались места механика-водителя и командира. В лобовом листе перед ними находились смотровые люка, закрываемые броневыми крышками.
Десантное отделение расчитано на размещение 14 полностью экипированных пехотинцев. Для ведения стрельбы пехотинцы могут использовать амбразуры в бортах корпуса (по 3 шт. на борт). Стрельбу можно вести также и через борт. Для защиты от атмосферных осадков десантное отделение закрывается брезентовым тентом. Посадка и спешивание десанта осуществляется через борт и бортовые люки.
Штатное вооружение БТР-60П состояло из 7,62-мм пулемета СГМБ, установленного на станке, закрепленном на кронштейнах, установленных на лобовом или бортовых листах. Внутри машины были предусмотрены места для укладки автомата АК, гранатомета РПГ-7, сигнального пистолета, 10 гранат Ф-1. Штатный боекомплект - 1250 патронов к пулемету, 300 автоматных патронов, 5 выстрелов к гранатомету, 6 сигнальных патронов.
Силовая установка бронетранспортера БТР-60П состоит из 2 автомобильных четырехтактных шестцилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-40П мощностью по 90 л.с. каждый. Двигатели в сборе со сцеплениями и коробками передач и отбора мощности установлены параллельно продольной оси бронетранспортера и друг другу и жестко закреплены на общей раме. Управление карбюраторами и переключение передач синхронизировано специальными устройствами. Один из двигателей работает на первый и третий ведущие мосты, другой - на второй и четвертый.
На бронетранспортере была использована независимая торсионная подвеска на поперечных рычагах с телескопическими гидроамортизаторами. На колесах установлены односкатные шины большого диаметра, давление в которых регулировалось с помощью централизованной системы. Две передние пары колес являются управляемыми.
При движении по шоссе бронетранспортер развивает максимальную скорость 80 км/ч. Водные преграды бронетранспортер преодолевает вплавь, используя водометные движители, развивая при этом скорость до 10 км/ч.
Для предотвращения заливания водой носовой части бронетранспортера на плаву он был оснащен волноотражателем, который при движении по суше находился в опущенном положении.
В состав оборудования бронетранспортера БТР-60П входят радиостанция Р-113, приборы ночного видения, лебедка и складной буксир.
В 1963 г. был создан модернизированный вариант бронетранспортера БТР-60ПА (ГАЗ-49А), у которого вместо съемного брезентового тента появилась броневая крыша. Корпус выполнялся полностью герметичным. Для доступа в бронетранспортер имелось четыре верхних люка с бронекрышками. Численность перевозимого десанта сократилась до 12 человек. Вооружение машины сохранилось прежним, однако впоследствии на части машин пулемет СГМБ заменялся на ПКБ. Боевая масса возросла до 10,2 т. Серийный выпуск БТР-60ПА осуществлялся с 1963 по 1965 год.
БТР-60 Р-145БМ

Радиомашина БТР-60 Р-145БМ. 1988 г.

В 1965 - 1966 гг. выпускался бронетранспортер БТР-60ПА-1 с усовершенствованными агрегатами силовой установки и силовой передачи. Масса машины возросла до 10,3 т. Вместо радиостанции Р-113 установили радиостанцию Р-123. Бронетранспортер БТР-60ПА-1 находился в серийном производстве в 1965 - 1966 гг.
В 1964 г. был принят бронетранспортер БТР-60ПБ (ГАЗ-49Б). Эта машина являлась последней и наиболее удачной модификацией БТР-60. Серийное производство БТР-60ПБ осуществлялось на ГАЗе в 1965 - 1976 гг. По компоновке и форме броневого корпуса, а также всех основных узлов и агрегатов силовой установки, трансмиссии, ходовой части и водоходного движителя БТР-60ПБ мало отличался от своих предшественников. Главным его отличием стало размещение на крыше десантного отделения башни со спаренной установкой пулеметов: КПВТ калибра 14,5 мм и ПКТ (6П7) калибра 7,62 мм с прицелом ПП-61АМ. Башня - сварная, имеет форму усеченного конуса. Основу вооружения БТР-60ПБ составляет крупнокалиберный пулемет Владимирова (КПВ). Темп стрельбы - 550 - 600 выстр./мин. Боекомплект БТР-60ПБ - 500 патронов калибра 14,5 мм и 2000 патронов калибра 7,62 мм, 10 ручных гранат Ф-1, 5 выстрелов к гранатомету и 12 патронов к сигнальному пистолету. Прицельная дальность стрельбы прямой наводкой - 2000 м. Пулеметная установка БТР-60ПБ имеет горизонтальный угол обстрела 360°, вертикальный угол от -5° до +30°. Поворот башни осуществляется с помощью ручного привода.
Установка башни повлекла за собой изменения в крыше и бортах корпуса, а также в компоновке десантного отделения. В БТР-60ПБ изменена схема размещения десанта, сократившегося до 8 чел. Десантники располагаются на двух одноместных сиденьях перед башней, установленных за сиденьями механика-водителя и командира, и двух поперечных трехместных сиденьях за башней. Посадка и спешивание десанта осуществляются через два люка в крыше десантного отделения и два люка в бортах корпуса. По сравнению с БТР-60ПА существенно увеличилось количество приборов наблюдения у командира, механика-водителя и десанта. В моторно-трансмиссионном отделении установлены два усовершенствованных карбюраторных двигателя ГАЗ-49Б (2х90 л.с.). Для облегчения запуска двигателей в холодное время установлен подогреватель. На БТР-60ПБ применили новые шины с регулированием давления. Для внешней связи установлена радиостанция Р-123, для внутренней связи - переговорное устройство типа Р-124.
Было несколько усилено лобовое бронирование машины, которое теперь защищало от 7,62-мм пули Б-32 на всех дистанциях и под всеми углами. Бортовая броня защищала от обычной пули того же калибра с расстояния больше 100 м. Значительно усилили противоатомную защиту - корпус стал полностью герметичным, установили нагнетатель, рентгенометр ДП-3Б.
1В18

Машина управления 1В18 "Клен-1"

На базе БТР-60ПБ выпускался командирский бронетранспортер БТР-60ПБК. С принятием на вооружение унифицированной башенной пулеметной установки БПУ-1 в 1976 г. ему была присвоена марка БТР-60ПВК.
В 1972 г. на базе БТР-60ПБ был разработан БТР-60ПЗ, который отличался углом возвышения пулеметной установки до 60°. Машина выпускалась в ограниченном количестве и на вооружение не принималась.
На базе БТР-60 выпускалось значительное количество машин специального назначения.
БТР-60ПУ - машина управления звена батальон - полк на базе БТР-60П или БТР60ПА. В ее стандартное оснащение входят радиостанции Р-130, Р107, Р-123 и радиоприемник Р-311. Экипаж машины состоял из четырех человек.
МТП-2

Машина технической помощи МТП-2

БТР-60ПУ-12 (9С482) - подвижной командный пункт (ПКП) подразделений и частей ПВО сухопутных войск. Машина была оборудована унифицированной аппаратурой съема и передачи данных, аппаратурой связи, навигационной аппаратурой, системой противоатомной защиты и автономным агрегатом электропитания.
БТР60ВВС - ПКП военно-воздушных сил;
полевые телефонные станции БТР60П-238БТ, БТР-60П-239БТ, БТР-60П-240БТ, БТР-60П-241БТ и укладчик полевого телефонного кабеля БТР-60ЛБГС; радиостанции различной мощности и назначения - БТР-60 Р-137Б, БТР-60 Р-140БМ, БТР-60 Р-145, БТР-60 Р-145БМ, БТР-60 Р-156БТР, БТР-60 Р-161Б, БТР-60 Р-409БМ; радиомашины наведения авиации БТР-60 Р-975 и ARP-60 Р-975М1, зарядная станция БТР-60 3-351БР. Все эти машины, как правило, не имели башен и штатного вооружения. Подвижной командный пункт на базе БТР-60ПБ оснащался башней ТКБ-0149, в которой устанавливался пулемет ПКТ и приборы наблюдения.
БТР-60 модернизированный

Модернизированный образец бронетранспортера БТР-60ПБ. 2003 г.

С середины 1970-х гг. на вооружении артиллерийских частей состоят машины управления командира батареи 1В18 "Клен-1" на базе БТР-60ПБ. Она предназначалась для управления огнем полевой артиллерии. На машине было сохранено 4 амбразуры для ведения огня из личного оружия экипажа, имелся пулемет ПКМ с боекомплектом 600 патр. 1В18 оснащался аппаратурой топопривязки 1Т121-1, артиллерийской буссолью ПАБ-2А, артиллерийским квантовым дальномером ДАК-1, ночным наблюдательным прибором ННП-21, прибором управления огнем ПУО-9М, визирами ДВ и ВОП и другими. Позже на ее базе был создан модернизированный вариант машины управления - 1В18-1.
Для командира артиллерийского дивизиона была разработана машина управления 1В19 "Клен-2". По устройству она аналогична 1В18, но отличается от нее устанавливаемой аппаратурой. На ее базе был создан модернизированный вариант машины управления - 1В19-1.
Машина технической помощи МТП-2 создавалась как подвижное средство технического обеспечения мотострелкового батальона. Машина была создана на базе шасси бронетранспортера БТР-60П. МТП-2 отличалась от базовой машины установкой кран-стрелы, газосварочного оборудования и наличием комплекта съемников, приспособлений и инструмента. Машина имела систему коллективной защиты.
По советской лицензии в Румынии выпускались бронетранспортеры ТАВ-71 (БТР-60П) и ТАВ-71М (БТР-60ПБ). В отличие от советских машин, румынские имели более мощные двигатели и больший угол вертикального наведения вооружения. Помимо Румынии ТАВ-71М состояли на вооружении в Югославии.
Из стран Варшавского Договора БТР-60ПБ находились на вооружении только в ГДР, Венгрии и Болгарии, но активно поставлялись в страны Ближнего Востока, Африки и Юго-Восточной Азии и широко применялись в боевых действиях в этих регионах.
Тактико-технические характеристики
     
БТР-60П
БТР-60ПБ
  Боевая масса - 9,8 - 9,9 т 10,2 - 10,3 т
  Экипаж + десант - 2 + 14 чел. 2 + 8 чел.
  Колесная формула - 8 х 8 8 х 8
  Габаритные размеры:
  высота - 2105 (2375) мм 2420 мм
  длина - 7220 мм 7560 мм
  ширина - 2906 мм 2825 мм
  клиренс - 475 мм 475 мм
  Бронирование - противопульное противопульное
  Вооружение:
  пулеметы - 7,62-мм пулемет СГМБ 14,5-мм пулемет КПВТ
7,62-мм пулемет ПКТ
  Боекомплект - 1250 патронов
500 патронов калибра 14,5 мм
1250 патронов калибра 7,62 мм
  Двигатель -
ГАЗ-40П, 2 шт., 6-цилиндровый, карбюраторный
  Мощность двигателя - 2х90 л.с. 2х90 л.с.
  Максимальная скорость по шоссе - 80 км/ч 80 км/ч
  Максимальная скорость на плаву - 10 км/ч 9 - 10 км/ч
  Запас хода по шоссе - 500 км 500 км
  Преодолеваемые препятствия:
  подъем - 30° 30°
  крен - 25° 25°
  ширина рва - 2,0 м 2,0 м
  высота стенки - 0,6 м 0,6 м
  глубина брода - плавает плавает