Фальшборта, передние и задние подкрылки

Последней крупной работой по оборудованию корпуса является изготовление и установка передних откидных щитков (передних подкрылков), боковых щитков (фальшбортов) и задних щитков (задних подкрылков).
Установка фальшбортов

Установка фальшбортов

Установка фальшбортов. Вид спереди

Установка фальшбортов. Вид спереди и сзади

Они предназначены для защиты бортов танка от кумулятивных снарядов, забрызгивания танка грязью, снегом и уменьшения запыленности воздуха, поступающего в воздухоочиститель.
Все эти элементы крепятся к надгусеничным полкам. Передний подкрылок металлический. Крепится к переднему торцу через петли торсионом, что позволяет его отбрасывать на полку при обслуживании ходовой части. Торсион не дает подниматься щитку во время движения. Внутренней частью подкрылок опирается на броневой лист корпуса и может фиксироваться в этом положении пальцем при преодолении водной преграды. С наружной стороны к подкрылку крепится резиновый щиток, который крепится пальцем к первому фальшборту.
Фальшбортов всего 7 шт. Первые три представляют собой конструкцию из обычного фальшборта и элементов динамической защиты. Остальные четыре представляют собой резиновый экран с закрепленной на нем металлической пластиной, который крепится через специальный короб к надгусеничной полке.
1-й правый фальшборт. Чертеж

1-й правый фальшборт. Чертеж

1-й правый фальшборт. Детали

1-й правый фальшборт. Детали

Задний под-крылок пред-ставляет собой обычный рези-новый экран, который кре-пится к задней наклоной час-ти надгусенич-ной полки и опирается на трубу, которая крепится к заднему броне-вому листу корпуса.
Итак, присту-паем к изготовлению 1-го фальшбор-та. Как я уже писал, он представляет собой конст-рукцию с элементами динамической защиты. Чер-теж этого фальшборта представлен на рисунке. Там же представлено сечение фальшборта тремя плоскостями: передний и задний срез, а так жеп промежуточное сечение в месте сгиба верхней линии. На двух следующих рисунках представлены детали к изготовлению этого фальшборта. Они несколько меньше реальных, поэтому нужно скопировать по сноске оригинальных размеров и распечатать или начертить на картоне.
1-й правый фальшборт. Детали

1-й правый фальшборт. Детали

1-й правый фальшборт в собранном виде

1-й правый фальшборт в собранном виде

Вырезаем фальшборт внутренний и фальшборт наружный. По линии сгиба ножом делаем неглубокий прорез для сгиба. Сгибаем их как показано на чертеже.
Дальше выре-заем вставки между фальш-бортами. Обычных вста-вок должно быть 6 шт., а верхней - 2 шт. Склеиваем вставки между собой по 2 шт. После высыха-ния приклеи-ваем вставки к фальшборту внутреннему на места, показанные пунктирной линией. После высыхания приклеиваем фальшборт наружный к вставкам, ориентируясь так, чтобы нижний срез фальшборта наружного совпадал с нижним срезом вставки на фальшборту внутреннему. При этом необходимо соблюдать профиль фальшборта согласно чертежа.
1-й правый фальшборт покрашеный

1-й правый фальшборт покрашеный

Следующим шагом выре-заем планки к полке перед-нюю и заднюю по 2 шт., склеиваем между собой и дальше прик-леиваем к верхней части фальшборта согласно чертежа при условии, чтобы планка располагалась перпендикулярно нижней части фальшборта и наружный срез должен находиться по верхнему наружному краю фальшборта наружного.
1-й левый фальшборт покрашеный

1-й левый фальшборт покрашеный

Дальше выре-заем верхнюю и нижнюю накладки по 2 шт. и склеиваем их между собой. После высыхания накладки приклеиваем к фальшборту согласно чертежа. Однако для установки верхней накладки необходимо торец планки к полке необходимо сточить так, чтобы верхняя накладка прилегала к фальшборту наружному без зазора. И только после этого приклеиваем верхнюю накладку согласно чертежа.
2-й правый фальшборт. Чертеж

2-й правый фальшборт. Чертеж

После высыха-ния клея планку красим в цвет крыши трансмиссии.
Крепим рычаг к корпусу согласно чер-тежа, при этом клей наносим как на торец цилиндра, так и на торец ролика (деталь 4). После высыхания клея устанавливаем послед-нюю деталь - деталь 3 (перед установкой ее желательно покрасить). Устанавливаем согласно чертежа.
2-й правый фальшборт. Детали

2-й правый фальшборт. Детали

Дальше изго-тавливаем бон-ки крепления фальшборта к надгусеничной полке. Для этого вырезаем два набора по 4 кружочка и склеиваем их между собой. После высыха-ния их обтачиваем так, чтобы получился усеченный конус с диаметром верхнего основания 3 мм. Потом срезаем нижнее основание основание под углом так, чтобы при установке бонки она располагалась перпендикулярно нижней части фальшборта соглано чертежа и устанавливаем их на место. На верхней накладке места установок показаны пунктирной линией.
2-й правый фальшборт. Детали

2-й правый фальшборт. Детали

Осталось изго-товить и поставить 2 скобы и 2 подножки на место. Скобы поворачивают-ся во втулках, а подножки - жестко закреп-лены на нижнем торце фальшборта наружного. Скобы и подножки изготавливают из стальной проволоки диаметром 0,5 мм. Подойдет обычная металлическая скрепка. Выгибаются согласно чертежа. Втулки для крепления скоб изготавливаем из бумаги, наматывая на такую же проволоку до диаметра 1 мм, проклеивая все слои. После высыхания трубку, не снимая с проволоки, режем шириной 1 мм, снимаем с проволоки, одеваем на края скоб и вместе со скобами приклеиваем к верхней накладке согласно чертежа. Подножки приклеиваем в торец нижнего края фальшборта наружного согласно чертежа.
2-й правый фальшборт в собранном виде

2-й правый фальшборт в собранном виде

В результате получается конструкция, которая пока-зана на фотографии. 1-й фальшборт левый симметричный правому. Поэтому при черчении или печати все детали необходимо зеркально отобразить относительно вертикальной оси и изготавливать по тому же принципу.
2-й правый фальшборт покрашеный

2-й правый фальшборт покрашеный

На рисунке "2-й правый фальшборт. Чертеж" пока-зан чертеж 2-го правого фальшборта. На двух рисунках "2-й правый фальшборт. Детали" пока-заны чертежи деталей. Если необходимо скачать в оригинальном размере, то использовать эти рисунки, как ссылки.
2-й левый фальшборт покрашеный

2-й левый фальшборт покрашеный

На рисунке "2-й правый фальшборт в собранном ви-де"показано фото 2-го правого фальшборта после сборки. На рисунке "2-й правый фальшборт покрашеный" показано фото фальшборта после покраски.
3-й правый фальшборт. Чертеж

3-й правый фальшборт. Чертеж

Для изготовле-ния 2-го левого фальшборта необходимо детали отобра-зить зеркально и собрать по такой же тех-нологии.
На рисунке "3-й правый фальшборт. Чертеж"
показан чертеж 3-го правого фальшборта. На двух рисунках "3-й правый фальшборт. Детали" показаны чертежи деталей. Опять же для скачивания в одигинальном размере используем рисунки, как ссылки.
3-й правый фальшборт. Детали

3-й правый фальшборт. Детали

Изготавливаем детали и собираем 3-й правый фальшборт по технологии 1-го фальшборта. На рисунке "3-й правый фальшборт в собранном виде" показано фото фальшборта после сборки.
На рисунке "3-й правый фальшборт покрашеный" показано фото фальшборта после покраски. Для изготовления 3-го левого фальшборта необходимо чертежи деталей отобразить зеркально, изготовить их и собрать.
3-й правый фальшборт. Детали

3-й правый фальшборт. Детали

При изготовлении 1-го, 2-го и 3-го фальшбортов необходимо обращать внимание, чтобы после сборки все три фальшборта при складывании составляли бы одну линию, то есть размер заднего среза впереди стоящего фальшборта должен совпадать с размером переднего среза следующего фальшборта.
3-й правый фальшборт в собранном виде

3-й правый фальшборт в собранном виде

4, 5, 6 и задний щиток имеют другую конструкцию. Это резиновый щиток, который через металлический короб крепится к надгусеничной полке. Для усиления защиты на щитках закреплены металлические пластины.
Чертежы фальшбортов представлены на соответствующих рисунках. Детали этих фальшбортов преставлены на других рисунках с указанием количества деталей при толщине картона 0,5 мм.
Вырезаем деталей, которых 8 шт. и склеиваем их между собой. В результате должна получиться имитация металлического короба толщиной 4 мм. После высыхания клея обрабатываем эту деталь, чтобы она получилась ровной.
3-й правый фальшборт покрашеный

3-й правый фальшборт покрашеный

Вырезаем щи-ток и приклеиваем имитацию металлическо-го короба к задней части щитка по верхнему срезу щитка. Вырезаем имитацию металлического щитка из 2 шт. и склеиваем их между собой.
3-й левый фальшборт покрашеный

3-й левый фальшборт покрашеный

Приклеиваем эту деталь на на щиток согласно чертежа (на щитке место установки показано пунктиром).
Последним пунктом сбор-ки есть установка пластины имитации крепления щитка к металлическому коробу. Вырезаем тонкую полоску и приклеиваем к щитку согласно чертежа (на пунктирный контур).
4-й левый фальшборт. Чертеж

4-й левый фальшборт. Чертеж

Левый и правый фальш-борта отлича-ются зеркально. Поэтому для изготовления фальшбортов правого борта все детали необходимо отобразить зеркально и собрать фальшборта по выше описанной технологии.
4-й левый фальшборт. Детали

4-й левый фальшборт. Детали

Отличается от описанного 6-й фальшборт. Если левый фальшборт обычный, то через правый фальшборт проходит выхлопная труба обогрева дополнительного маслобака. Поэтому металлический короб правого фальшборта имеет несколько другую форму. Так же отличаются сам щиток и пластина крепления щитка к металлическому коробу.
5-й левый фальшборт. Чертеж

5-й левый фальшборт. Чертеж

После сборки все места склейки дополнительно промазываем клеем для создания более крепкой конструкции. После высыхания клея фальшборта красят и устанавливаю на свои места согласно чертежа. То что получается, видно на рисунке.
Все фальшборта для создания единой конструкции соединяют пальцами через специальные пластины. Мы будем имитировать только пластины. Соеденительные планки фальшбортов 4-5, 5-6 и 6-задний щиток отличаются от соединительных планок, которые соединяют фальшборта 1-2, 2-3, 3-4 и 1-щиток переднего подкрылка.
5-й левый фальшборт. Детали

5-й левый фальшборт. Детали

6-й левый и правый фальшборта. Чертеж

6-й левый и правый фальшборта. Чертеж

Различаются и места их уста-новок.
Чертеж планок представлен на рисунке.
Соединитель-ная планка фальшбортов 4-5, 5-6 и 6-заднего щит-ка устанавли- вается на 5 мм выше нижнего среза фальшборта. Планка, которая соединяет фальш- борта 1-2, 2-3, 3-4 и 1-щиток переднего подкрылка устанавливается на 2 мм выше нижнего среза фальшборта.
После установки планок сами планки и вокруг них при нобходимости красятся соответствующей краской.
Следующим этапом является изготовление, установка и покраска задних подкрылков. Чертеж задних подкрылков показан на рисунке. Вырезаем, примеряем к месту так, чтобы подкрылок заходил на заднюю наклонную часть надгусеничной полки примерно на 2 мм.
6-й левый и правый фальшборта. Детали

6-й левый и правый фальшборта. Детали

Задний щиток. Чертеж

Задний щиток. Чертеж

При этом под-крылок должен опираться на трубу, которая располагается под подкрылком. Если этого не происходит, необходимо ту чать подкрылка, которая приклеивается к полке, немного отогнуть. После этого подкрылки красятся и устанавливаются на свои места согласно чертежа, приклеивая его одновременно как к полке, так и к трубе.
Следующим элементом, который изготавливаем, является передний подкрылок. Это металлическая конструкция, которая соединена с резиновым щитком, и работает вместе с фальшбортом, являясь дополнительной защитой от кумулятивных боеприпасов и одновременно уменьшая количество пыли и грязи, которая летит на передний наклонный броневой лист.
Задний щиток. Детали

Задний щиток. Детали

Задний подкрылок. Чертеж

Задний подкрылок. Чертеж

Подкрылок крепится к надгусеничной полке с помощью торсиона, который удерживает подкрылок в исходном положении во время движения и одновременно не допускает обрыва подкрылка при попадании какого-либо предмета между гусеницей и подкрылком.
Установка 4, 5, 6 фальшбортов и заднего щитка левого борта

Установка 4, 5, 6 фальшбортов и заднего щитка левого борта

Щиток под-крылка паль-цем соединя-ется с 1-м фальшбортом. А при преодо-лении водной преграды под-крылок кре- пится болтом к корпусу, чтобы потоком воды он не поднимался.
Чертеж под-крылка пред-ставлен на 4 рисунках. Детали для изготовления представлены на другом рисунке. Детали можно скачать в натуральную величину, чтобы не вычерчивать.
Итак, приступаем к изготовлению. Для этого вырезаем Дет. 1, Дет. 13 и 2 Дет. 12. Дет. 12 и Дет. 13 - это чисто технологические детали. Мы их используем для придания подкрылку формы и сборке. В последующем они будут удалены.
Установка 4, 5, 6 фальшбортов и заднего щитка правого борта

Установка 4, 5, 6 фальшбортов и заднего щитка правого борта

Соединительная планка фальшбортов. Чертеж

Соединительная планка фальшбортов. Чертеж

Переднюю часть Дет. 1 изгибаем в виде дуги внутренней частью вниз. С внутренней части на расстоянии около 5 мм от краев приклеиваем 2 Дет. 12, верхняя часть которых имеет профиль подкрылка. К задней части Дет. 1 в торец верхней частью и к Дет. 12 приклеиваем Дет. 13 так, чтобы меньший скос оказался с левой стороны, если смотреть сверху. Как это выглядит, видно на фото. Правда, там уже установлены боковые элементы.
Задний подкрылок. Чертеж

Задний подкрылок. Чертеж

Левый задний подкрылок

Левый задний подкрылок

После высыхания этой конструкции устанавливаем ребра жесткости, которые не допустят изменения формы подкрылка. Для этого вырезаем 2 шт. Дет. 10 и приклеиваем по самому срезу Дет. 1 с двух сторон. После высыхания клея эти детали еще раз хорошенько проклеиваем.
Дальше вырезаем Дет. 2 и Дет. 9. Дет. 9 приклеиваем в стык к левому боковому торцу Дет. 1. Сперва приклеиваем прямую часть детали. Боковое отклонение ориентируемся по срезу Дет. 13. Но к Дет. 13 Дет. 9 не приклеиваем.
Правый задний подкрылок

Правый задний подкрылок

Левый передний подкрылок. Вид слева. Чертеж

Левый передний подкрылок. Вид слева. Чертеж

После высыхания клея дугообразную часть Дет. 9 приклеиваем к Дет. 1, подгибая ее так, чтобы контуры совпали. После высыхания клея хорошенько промазываем клеем по периметру Дет. 9. После высыхания клея с верхней стороны зачищаем стык деталей для плавного перехода и этот стык еще раз проклеиваем.
Левый передний подкрылок. Вид спереди. Чертеж

Левый передний подкрылок. Вид спереди. Чертеж

Левый передний подкрылок. Вид сверху. Чертеж

Левый передний подкрылок. Вид сверху. Чертеж

Таким же образом приклеиваем с другой стороны Дет. 1 Дет. 2.
После установки Дет. 2 и Дет. 9 снимаем технологи-ческие детали, для чего аккуратно отрываем сперва Дет. 13, а потом 2 Дет. 12. Эти детали нам уже не нужны.
На следующем этапе на Дет. 1 по контурам наклеиваем Дет. 6, Дет. 7 и 3 Дет. 8 (это имитация выдавления). После высыхания клея ребра этих деталей обрабатываем надфилем или мелкой наждачкой для придания овальности.
Левый передний подкрылок. Вид справа. Чертеж

Левый передний подкрылок. Вид справа. Чертеж

Левый передний подкрылок. Детали

Левый передний подкрылок. Детали

Вырезаем Дет. 3 и приклеиваем встык к боковой стороне Дет. 2, ориентируясь так, Дет. 3 была перпендику-лярна Дет. 1. После высыхания клея стык обрабатываем надфилем или мелкой наждачкой и проклеиваем еще раз с обеих сторон.
Вырезаем Дет. 5 и по такому же принципу приклеиваем к Дет. 9.
Дальше вырезаем щиток Дет. 11 и приклеиваем к Дет. 5 внахлест, ориентируясь верхней частью по стыку Дет. 5 и Дет. 9.
На следующем этапе на щиток согласно чертежа приклеиваем Дет. 4 (имитация планки крепления щитка к подкрылку). И на последок делаем имитацию трубок, через которые подкрылок крепится к надгусеничной полке. Для этого из полоски бумаги шириной 28 мм скручиваем трубку Ø1,5 мм. Потом эту трубку приклеиваем к Дет. 1 согласно чертежа так, чтобы только половина диаметра находилась на Дет. 1, а вторая половина диаметра после установки подкрылка на место оказалась на надгусеничной полке. Что у нас получилось видно на рисунке.
Заготовка переднего подкрылка с технологическими элементами

Заготовка переднего подкрылка с технологическими элементами

Передний подкрылок в собранном виде

Передний подкрылок в собранном виде

После изготовления примеряем подкрылки на свои места. При этом обращаем внимание на то, чтобы с внутренней стороны боковые детали по профилю совпадали с профилем надгусеничной полки, который прикреплен к верхнему наклонному листу корпуса. При необходимости делаем небольшие подгибы боковых частей до совпадения. Также смотрим, чтобы Дет. 3 лежала на верхнем листе корпуса. Смотрим, чтобы щиток Дет. 11 совпадал с 1-м фальшбортом. Если будут большие несовпадения, необходимо эти детали заменить другими, скорректированными под эти условия.
Левый подкрылок покрашенный

Левый подкрылок покрашенный

Передний подкрылок в собранном виде

Передний подкрылок в собранном виде

После примерки красим подкрылки и после высыхания краски устанавливаем на места. Щиток Дет. 11 соединяем с 1-м фальшбор-том соедини-тельной планкой согласно чертежа и закращиваем.
На этом изготовление корпуса мы заканчиваем. Конечно, на корпус еще необходимо установить лом, бревно для самовытаски-вания, шпоры для крепления на железнодо-рожные платформы и буксирные троса. Но эти детали мы будем ставить после изготовления и установки башни как элементы окончательной отделки.