Корпус

Основой танка является корпус, на который монтируются другие элементы. Поэтому я и начинаю изготовление модели именно с корпуса.
Для этого у меня имеются чертежи корпуса, которые представлены ниже. Не обязательно их делать в электронном виде, а потом печатать (они должны быть обязательно в бумажном виде). Это я сделал для удобства показа, причем их можно скачать в натуральном размере. Я начинал с обычных эскизов, это делать быстрее. Тем более, чтобы сделать вот такие чертежи все равно нужно иметь их эскизы.
Корпус. Вид снизу и слева Корпус. Вид сверху и надгусеничная полка Корпус. Вид сзади и спереди
Втулки для балансиров

Втулки для балансиров

Итак, изготовление корпуса начинаем с изготовления дополнительных втулок, которые будут установлены в места крепления балансиров, поддерживающих катков, направляющих и ведущих колес. Они нужны для того, чтобы обеспечить надежность крепления этих элементов к корпусу. Необходимо изготовить 12 шт. (6 для балансиров (это благодаря тому, что у Т-64 торсионы правого и левого бортов расположены соосно, для других танков их количество равно двойному количеству катков, так как они размещены со смещением), 4 для поддерживающих катков, по одному для направляющих и ведущих колес). 11 шт. имеют диаметр 10 мм, длина 114 мм, одна втулка имеет диаметр 3 мм и длину 106 мм. Для изготовления используется обыкновенная бумага, которая плотно наматывается на проволоку, которую Вы планируете использовать для усиления указанных выше элементов. Не обязательно склеивать все витки, достаточно приклеить в конце получившегося рулончика. После высыхания, не вытаскивая проволоки, обязательно выровнять торцевую поверхность и проверить длину. При необходимости с помощью ножа для бумаги или напильника подогнать этот размер. В результате должно получиться такое же, как показано на фото.
Выкройка корпуса бок/низ изнутри

Выкройка корпуса бок/низ изнутри

Для увеличения жесткости конструкции необходимо с внутренней стороны наклеить еще один слой картонка. Использовать изначально картон толщиной 1 мм не рекомендую, так как возникают проблемы с работой на сгибах и эти сгибы выглядят не очень аккуратно. При наклеивании второго слоя необходимо помнить, что в местах сгибов необходимо уменьшать размеры детали на толщину картона, чтобы при сгибании картон не упирался друг в друга и не деформировал конструкцию. После наклеивания внутреннего слоя необходимо эту деталь поместить под пресс до полного высыхания клея, чтобы исключить ее деформации. В качестве пресса можно использовать, например, несколько книг, достаточно тяжелых, но чтобы не портить книги, так как этот прием будет использоваться довольно часто, я сделал зажим из двух досок толщиной 20 мм размером 400х400 мм, которые стягиваются двумя винтами с барашками.
После высыхания нашей заготовки необходимо в ней проделать отверстия, которые уже отмечены, для присоединения элементов ходовой части. Для этого сперва отмеченные точки прокалывают шилом, потом с лицевой стороны в получившееся отверстие вставляем кусочек проволоки, которая будет использоваться для создания элементов ходовой части, и с внутренней стороны ножом обрезаются загибы картона, которые получились при создании отверстия. Это необходимо делать для того, чтобы эти загибы не мешали приклеиванию других деталей.
Теперь приступаем непосредственно к сборке корпуса. Сначала линии сгибов с наружной стороны (и одну на днище, которая выгибается в обратную сторону, с внутренней стороны) прорезаем где-то на половину толщины картона для удобства сгибания. Использовать для этого нож для бумаги не рекомендую, он может прорезать картон полностью. После этого делаем предварительные сгибы деталей. Для увеличения прочности и жесткости конструкции в дальнейшем в корпусе будет создана решетчатая конструкция, но для дальнейшей сборки две детали нам понадобятся уже сейчас, потому что при установке втулок продольные конструкции мы установить уже не сможем. Поэтому перед сборкой делаются две детали, полностью повторяющий боковой профиль корпуса, как это видно на чертеже. Они будут несколько отличаться от боковых частей нашей заготовки. После того, как их начертили, со всех сторон размеры деталей, кроме верха, уменьшаем на толщину картона, то есть на 1 мм. Кроме того в местах прохождения втулок необходимо сделать отверстия диаметром 10 мм. В передней части, где будет проходить втулка для установки направляющего колеса, просто сделать срез.
Корпус с внутренним каркасом сверху

Корпус с внутренним каркасом сверху

Теперь приступаем к установке втулок. Этого между боковыми частями корпуса внутрь помещаем дополнительные детали внутренней конструкции и втулки, кроме передней. Для фиксации втулки относительно отверстий корпуса использовать проволоку, которую Вы использовали при создании втулок. Дальше начинаем приклеивать втулки к бортам корпуса. Делать это надо не спеша, приклеивая по одной стороне каждой втулки и дожидаясь полного высыхания клея. Спешка может привести к появлению неудовлетворительных результатов и переделке. После приклеивания всех втулок по линии контакта корпуса и втулки дополнительно нанести клей, не вытаскивая проволоки. Проволоку вытащить только после полного высыхания клея.
Корпус с внутренним каркасом снизу

Корпус с внутренним каркасом снизу

Приступаем к созданию внутреннего каркаса. Я расскажу, как делал я, каждый может делать по своему, главное, чтобы боковые стенки были плоскими и ровными, а сам корпус не был деформирован. Но перед этим я приклеиваю заднюю стенку и нижние част корпуса, которые у нас уже есть, к боковым. Затем все втулки делю на три части и по намеченным меткам приклеиваю продольные перегородки, которые уже находятся внутри корпуса. После высыхания клея я внутренние части боковых стенок размечаю приблизительно через 40 мм для установки поперечных перегородок. Каждая перегородка состоит из трех частей. Под каждую часть делаю замеры. Начинаю с кормы. Сперва все три части имеют прямоугольное сечение.
Развертка нижней передней части корпуса

Развертка нижней передней части корпуса

Когда перегородки дойдут до части корпуса со скосами в нижней части, естественно нужно будет делать и скосы на перегородках крайних. Опять же спешить никуда не надо. Я приклеивал перегородки по одной. Делал так. Корпус клал на бок и сверху клал какой-нибудь груз плоский и не точечный, чтобы он прижимал бок корпуса к столу и держал его плоским. Устанавливал нижнюю перегородку и приклеивал только контакт к боковой стенке. После высыхания шва переворачивал корпус на другой бок и устанавливал вторую наружную перегородку, приклеивая нижний шов установленной части перегородки и одновременно контакт предыдущей части перегородки к продольной части каркаса. Потом еще раз переворачивал корпус и приклеивал вторую часть перегородки ко второй продольной части каркаса. После этого ставил корпус на днище, сверху опять клал груз и приклеивал среднюю часть этой перегородки между продольными частями каркаса с обеих сторон. И так приклеивать все части внутреннего каркаса. В результате у Вас должна получиться конструкция, изображенная на фото.
Корпус с закрытым днищем

Корпус с закрытым днищем

Дальше закрываем днище между втулками. Для этого вырезаем три прямоугольника длиной 102 мм. Ширина измеряется на получившейся заготовке корпуса между втулками на уровне внутренних перегородок. У меня ширина от кормы 38, 33,5 и 37 мм. У Вас она может немного отличаться. Используйте свои размеры, чтобы в днище не было щелей или не пришлось переделывать из-за большой ширины. Эти прямоугольники опять же склеиваю еще с одним слоем картона, после высыхания приклеиваю на свои места строго посередине корпуса, чтобы справа и слева осталось по 7 мм до боковой стенки корпуса.
Верхняя часть корпуса

Верхняя часть корпуса

После этого закрываю переднюю нижнюю часть корпуса. Для этого делаю комбинированную деталь со сгибом. Одна часть закрывает нижнюю часть корпуса, другая - переднюю нижнюю часть корпуса. Ее чертеж показан на рисунке. Наклеиваю второй слой картона с учетом места сгиба и после высыхания приклеиваю на корпус. То, что получилось, видно на рисунке.
Корпус с закрытым верхом

Корпус с закрытым верхом

Потом закрываем корпус сверху. Вырезаем деталь согласно чертежа. С внутренней стороны наклеиваем второй слой картона с учетом сгиба. В этой детали устанавливаем ось вращения башни. В качестве оси используем кусочек использованного стержня от авторучки. На расстоянии 70 мм от сгиба делаем отверстие под эту ось (не забываем с внутренней стороны подрезать выгнувшийся картон). Ось крепим обычными булавками. Прокалываем стержень. Вставляем в отверстие снизу, плотно прижимаем к картону и сверху закрепляем этот стержень второй булавкой. После этой операции приклеиваем крышу корпуса к корпусу (см. рисунок). В дальнейшем при работе с корпусом необходимо учитывать, что сверху корпуса есть ось башни, и при работе на днище корпуса необходимо подкладывать предметы так, чтобы эта ось не упиралась в стол, чтобы случайно не повредить корпус.
Верхняя передняя часть корпуса

Верхняя передняя часть корпуса

Корпус с закрытой передней частью

Корпус с закрытой передней частью

Закрываем верхнюю переднюю часть корпуса. Для этого вырезаем деталь согласно чертежа. Один нюанс. В реальном корпусе при сварке переднего верхнего броневого листа и крыши корпуса образуется небольшой уступ, который в модели будет иметь высоту всего 1 мм. С ним не очень удобно работать. Поэтому есть два варианта его изготовления. Первый - это отмеряется на заготовке полоска шириной 1 мм и в последующем отгибается вниз. Однако угол при этом будет не четкий, да и отогнуть такую тонкую полоску довольно трудновато. Второй - делаем заготовку без этой полоски. После приклеивания ее к корпусу можно опять же получившуюся щель заклеить полоской отдельной шириной 1 мм или для закрытия этой щели использовать клей. Правда, придется проклеивать несколько раз, добиваясь, чтобы полоска получилась ровной. Да, не забудьте к заготовке снизу второй слой картона приклеить. Перед наклеиванием этой детали для того, чтобы носовая часть была острою, необходимо обработать кромки как нижней части корпуса, так и наклеиваемой детали. После высыхания клея в носовую часть корпуса вклеиваем последнюю тоненькую втулку так, чтобы она касалась как верхней части, так и нижней части корпуса. После высыхания клея опять же клеем промазываем места контактов через отверстия в корпусе для усиления прочности. Когда этот клей высохнет, аккуратно вытаскиваем проволоку (см. рисунок).
Нижняя часть картера

Нижняя часть картера

Боковая часть картера

Боковая часть картера

Закрываем дыры в корпусе. Начинаем с закрытия картеров. Для этого вырезаем заготовки (согласно чертежа), причем левая заготовка должна быть симметрична. Нижняя часть заготовки делается полукруглой согласно борта корпуса. Нужно иметь в виду, что эта часть заготовки специально сделана длиннее. Сперва приклеивается плоская часть заготовки со стороны днища. После высыхания клея необходимо примерить длину по круглой части и лишнюю часть отрезают. Только после этого эта часть заготовки приклеивается.
Корпус с закрытыми картерами

Корпус с закрытыми картерами

Закрыть оставшуюся часть картера одной заготовкой сложно. Поэтому эта часть закрывается в два приема. Со стороны днища для закрытия используется заготовка согласно чертежа. Для закрытия второй части использую такую методику. Берется кусочек картона размером больше отверстия и приклеивается ровной стороной к плоской части корпуса. После высыхания клея картонки выгибаются по картеру, после чего приклеивается одна сторона, после высыхания приклеивается вторая часть. Когда все высохнет, лишний картон обрезается по контуру картера ножом по бумаге. Однако необходимо следить, чтобы не деформировался картер. Если в процессе обрезки появятся небольшие отверстия, их можно закрыть с помощью клея. Эту методику будем применять довольно часто.
Корпус с закрытыми боковыми срезами

Корпус с закрытыми боковыми срезами

Дальше закрываем окна между боковой стенкой корпуса и днищем с обеих сторон. Их четыре с каждой стороны. С тремя задними все просто. Измеряем длину между опорами балансиров и ширину с одной и другой стороны. Делаются заготовки, примеряются, уточняются и приклеиваются. От третьей опоры балансира вырезанный скос закрывается одним куском картона. Длина и ширина куска картона должна быть больше среза. В нем вырезается вокруг второй опоры балансира, приклеивается. После высыхания клея излишки картона срезаем ножом по бумаге.
Закрываем вырезы корпуса в местах установки направляющих колес. Сперва боковые вырезы. Для этого измеряется расстояние от поперечных срезов до центра передней втулки. На кусочках картона делаются отверстия с обрезанием загибов картона. Приклеиваются кусочки на места, центруя их проволокой. После высыхания клея излишки картона обрезаются ножом по бумаге. Таким же образом закрываются отверстия в поперечном срезе корпуса.
Опора 1 балансира

Опора 1 балансира

Опора 2 балансира

Опора 2 балансира

Следующим шагом закрываем опоры балансиров. Сперва закрываем опору 1 балансира. Для этого вырезаются две косынки согласно чертежа.
Опора 3 балансира

Опора 3 балансира

Опора 4 балансира

Опора 4 балансира

Средняя часть сгибается полукругом диаметром 10 мм и приклеиваются на свои места. Дальше вырезаем деталь для закрытия опоры 2 балансира.
Опора 5 балансира

Опора 5 балансира

Продольная выштамповка днища

Продольная выштамповка днища

Здесь делают полукругом только заднюю часть детали. Приклеиваем сперва одну сторону, после высыхания - другую сторону. И только потом приклеиваем среднюю часть, при этом необходимо следить, чтобы в средней части эта деталь соответствовала форме и в поперечном направлении была ровной. Таким же образом приклеиваются детали, закрывающие опоры 3, 4 и 5 балансиров.
Корпус с закрытыми опорами балансиров

Корпус с закрытыми опорами балансиров

Перед приклеиванием обязательно необходимо провести примеривание деталей, при необходимости детали переделать. Если после приклеивания часть деталей выступает за борта корпуса, их обрезаем ножом для бумаги и края аккуратно обрабатываем надфилем или мелким напильником.
Дальше между 3 и 4 опорами балансиров устанавливаются две продольные выштамповки. Для этого вырезаются две детали согласно чертежа, выгибаются полукругом диаметром 10 мм, острые края деталей изнутри затачиваются как можно тоньше, чтобы они более плотно прилегли на опоры. На днище корпуса между 3 и 4 опорами балансиров делается разметка, куда будут устанавливаться эти детали (по центрам 45 мм между ними симметрично относительно середины днища), примеряются и приклеиваются.
Средняя часть выштамповки днища

Средняя часть выштамповки днища

Задняя боковая часть выштамповки

Задняя боковая часть выштамповки

Делаем выштамповку днища под механиком-водителем. У меня она состоит из пяти частей. Можно, конечно, попробовать сделать ее одной деталью, но из-за сложности профиля днища и самой выштамповки и ее положения расположить такую деталь целиком не просто.
Передняя боковая часть выштамповки

Передняя боковая часть выштамповки

Корпус с выштамповкой днища под механиком-водителем

Корпус с выштамповкой днища под механиком-водителем

Ну, если кто хочет попробовать, пожалуйста, просто при вычерчивании самой детали все детали размещают воедино. Ну а я пошел по первому пути. Я изготовил пять деталей. На самом днище обозначил расположение этой детали. Дальше приклеил центральную часть, расположив ее соответствующим образом. После высыхания клея приклеиваем задние боковые части после соответствующей примерки, а потом и передние части. В результате получается выштамповка.
Корпус с закрытым уширителем корпуса

Корпус с закрытым уширителем корпуса

И наконец закрываем уширитель корпуса под башней. Здесь идет полная импровизация. Сперва на корпусе наносите контур уширителя, если раньше не нанесли. После этого берется полоска картона соответствующей длины и ширины и приклеивается к прямым участкам на крыше и боковине корпуса. После высыхания клея подгоняем кривую часть, подрезая внизу и примеряясь, пока эта деталь не будет плотно прилегать к крыше корпуса и ложиться по контуру на борту, и приклеиваем ее. После высыхания клея излишки картона сверху срезается ножом по бумаге. Но получается один нюанс. В передней части видно, что приклеенный картон выступает сильно в бок и смотрится не очень хорошо. Для устранения этого недостатка берется лучше железная линейка, ставится так, передняя часть упиралась в угол брони, а задняя - располагалась по касательной к кривому участку и ножом по бумаге, расположив его вертикально, срезается лишняя часть картона. Дальше эту часть детали для того, чтобы она смотрелась более красивее, обрабатывается мелкой наждачной бумагой. Для удобства использования наждачной бумаги ее можно закрепить на деревянном брусочке. И удобнее, и обрабатываемая поверхность получается более ровной, чем когда наждачную бумагу прижимаешь просто рукой, и при длительном использовании, например, когда будете обрабатывать башню, рука будет на так уставать. И в конце все швы дополнительно укрепляются клеем.