Крыша трансмиссии

Переходим к изготовлению крыши трансмиссии. Это последняя крупная часть корпуса. Ее вид представлен на чертежах.
Крыша трансмиссии. Вид сверху

Крыша трансмиссии. Вид сверху

Крыша трансмиссии. Вид слева

Крыша трансмиссии. Вид слева

Из-за разного профиля крыши для удобства ее изготовления я ее разделяю на правую и левую части. Начинаем с правой части. Согласно чертежа вырезаем развертку правой части крыши трансмиссии, не забывая в местах сгиба сделать надрезы ножом. Хочу еще раз напомнить, что все, о чем я рассказываю в этих статьях, касается определенного типа танков. Если кто-либо делает другую модель, для ее изготовления необходимо самостоятельно разрабатывать чертежи, развертки и т.д.
Крыша трансмиссии. Вид сзади

Крыша трансмиссии. Вид сзади

Итак, согласно чертежа вырезаем развертку крыши трансмиссии. Чтобы верхняя деталь развертки не прогибалась в дальнейшем, ее укрепляем наклеиванием с внутренней части дополнительного слоя картона. Перед следующей операцией ожидаем высыхания клея и развертка должна находиться под прессом, чтобы не допустить ее коробления.
Крыша трансмиссии. Вид справа

Крыша трансмиссии. Вид справа

Дальше согласно чертежа вырезаем две детали крыши трансмиссии. Они одинаковые, я верхнюю выделил только для того, чтобы заранее нанести контура деталей, которые будут устанавливаться позже на эту деталь. Конкретно вот эти детали будут имитировать изменение профиля крыши трансмиссии в определенном месте.
Эти детали приклеиваем к верхней части правой части крыши трансмиссии так, чтобы задний и левый края совпали. Сборка сохнет под прессом. После высыхания клея стачиваем часть приклеенных деталей от пунктирной линии, расположенной в 8 мм от заднего края крыши трансмиссии. Перед сборкой крыши необходимо симитировать установку крышку люка над расширительным бачком системы охлаждения. Он не выступает вверх, но провести имитацию следует. Делается также, как и имитация блоков динамической защиты на переднем верхнем лобовом листе корпуса, то есть ножом продавливается контур крышки люка. Он на верхней детали выделен сплошной линией.
Развертка правой части крыши трансмиссии

Развертка правой части крыши трансмиссии

Нижняя деталь крыши трансмиссии

Нижняя деталь крыши трансмиссии

Несмотря на усиление верхней части крыши трансмиссии она в процессе хранения уже готовой модели может прогнутся. Чтобы этого не произошло, устанавливаем внутри крыши три вертикальные распорки, равномерно их распределив по ширине правой части крыши трансмиссии. Профиль этих распорок такой же, как левый отгибной клапан развертки, но высота уменьшена на толщину картона, который был приклеен к верхней части развертки.
Верхняя деталь крыши трансмиссии

Верхняя деталь крыши трансмиссии

Дальше склеиваем развертку, примеряясь к месту установки крыши трансмиссии на корпусе без склеивания самой правой части крыши. При этом обязательно проверяем, чтобы задняя стенка крыши трансмиссии и вертикальный кормовой лист корпуса были в одной плоскости и расстояние от левого отгибного клапана до левой кромки корпуса составлял 20 мм. Если эти условия не выполняются, необходимо подкорректировать заготовку, внутренние распорки, а может даже переделать ее заново, внося изменения согласно размерам Вашего корпуса.
Однако это еще не все. Если при предварительной установке крыши трансмиссии на корпус в передней части крыши видно, что передняя часть выше корпуса на толщину картона, необходимо переднюю часть крыши и все поперечные детали подточить так, чтобы крыша трансмиссии была заподлицо с верхним листом корпуса. После выполненния этого условия можно приклеивать правую часть крыши к корпус так, чтобы совпали задний и правый края.
Но при этом необходимо учитывать один ньюанс. Не смотря на то, что мы усилили проволокой балансиры подвески, они все равно могут не выдержать усилие, которое может быть приложено к корпусу при приклеивании каких-либо деталей или их обработке на месте. Балансиры могут просто порвать картон, к которому приклеены, и просто провернуться. Поэтому чтобы такого не случилось, необходимо под корпус подкладывать какой-либо упор такой высоты, чтобы балансиры были на весу.
Развертка левой части крыши трансмиссии

Развертка левой части крыши трансмиссии

После приклеивания правой части крыши трансмиссии делаем левую часть крыши трансмиссии. Для этого чертим развертку, прорезаем линии сгибов, вырезаем и склеиваем. Ждем пока высохнет. Пока сохнет немного информации в отношении крыши. Под правой частью крыши находится эжекционная система охлаждения с сопловым аппаратом, газоход, с помощью которого регулируется температура в системе охлаждения, расширительный бачок системы охлаждения, водяные и маслянные радиаторы, накрытые жалюзи и защитной сеткой, воздухозаборное устройство компрессора воздушной системы. Под левой частью крыши установлен воздухоочиститель, чем и обусловлена измененная форма крыши.
Перед приклеиванием левой части крыши трансмиссии примеряем ее на месте, следим, чтобы она не свисала с левой части и не нависала над правой частью. Кроме того, чтобы сзади она была параллельна задней части корпуса. Если это не соблюдается, необходимо эту часть доработать и в дополнение обработать переднюю часть, чтобы в месте контакта крыши с корпусом щель была как более меньше. После этого правую часть крыши приклеиваем к корпусу.
Крышка над газоходом

Крышка над газоходом

Дальше устанавливаем имитацию резинового пылеотбойного щитка, который на реальных машинах уменьшает количество пыли, которое попадает через решетку воздухоочистителя в сам воздухоочиститель во время движения. Для этого из картонки толщиной 0,5 мм вырезаем прямоугольник размером 61х7,5 мм и устанавливаем вертикально впритык к правой стороне левой части крыши трансмиссии согласно чертежа.
Потом переходим к дальнейшему оборудованию правой части крыши трансмиссии. Вырезаем по 2 детали (толщиной 0,5 мм) под решетками воздухоочистителя и радиаторов (на верхней детали крыши трансмиссии они обведены пунктиром, размеры на общих чертежах крыши трансмиссии) и приклеиваем на верхнюю деталь крыши трансмиссии. Дальше вырезаем одну деталь размером 74х33,5 мм (под радиаторами) и приклеиваем, выравнивая по правой и задней частях предыдущих деталей под радиаторами.
Кронштейн крепления лома

Кронштейн крепления лома

После установки деталей под решетками воздухоочистителя и радиаторами устанавливаем имитацию решеток. Для их изготовления я сначала использовал противомоскитную сетку, но в ней довольно большие ячейки, поэтому я от нее отказался. Сейчас для имитации решеток я использую сетку затирочную (еще ее называют сетка абразивная). Из нее нужно вырезать два кусочка: 60х8 мм и 74х33,5 мм. При вырезании необходимо ориентировать кусочки так, чтобы ячейки были повернуты приблизительно на 45°. После этого узкий кусочек приклеиваем в месте решетки над воздухоочистителем, вторую - над радиаторами. И для большего правдоподобия над решетками изготавливаем рамки. Внешний размер такой же как и размер сеток. Толщина полосок 1 мм. Внешний вид смотрите на виде трансмиссии сверху. После вычерчивания рамок их аккуратно вырезаем и приклеиваем согласно чертежа.
После работы с радиаторами изготавливаем и устанавливаем на место крышку газохода. Не смотря на то, что эта деталь называется "крышка газохода", она представляет довольно сложную конструкцию, поэтому на нее я отдельно выкладываю чертеж. Согласно чертежа развертки вырезаем заготовку, сгибаем края и склеиваем. После высыхания клея к верхней части приклеиваем картонку 11х17 мм (для имитации собственно крышки). После высыхания клея края стачиваются под углом приблизительно 45°. Дальше эту деталь приклеиваем согласно чертежа крыши.
Кронштейн крепления лома. Размещение на крыше трансмиссии

Кронштейн крепления лома. Размещение на крыше трансмиссии

Дальше переходим к установке мелочевки. Начинаем с правой части трасмиссии. В передней части на расстоянии 3,5 мм от переднего среза трансмиссии ставим площадку 5х5,5х1 мм, на которой в реальности находится одна из скоб для демонтажа/монтажа крыши. В 8 мм от нее находистя еще одна площадка тоже толщиной 1 мм (форму - смотри чертеж крыши), в которой находися пробка доступа к маслобаку трансмиссии. Для имитации этой пробки можно приклеить кружочек диаметром 5 мм. На правую наклонную часть крыши на расстоянии 22 мм от переднего среза крыши трансмиссии необходимо поставить деталь, имитирующую бонку крепления крыши к корпусу. Для этого делается набор прямоугольников 3х3,5 мм толщиной 3,5 мм. После высыхания клея кубик срезается по диагонали и устанавливается на крышу.
Лючок выброса конденсата из воздушной системы

Лючок выброса конденсата из воздушной системы

Сверху правой части крыши трансмиссии устанавливаем пробку над расширительным бачком системы охлаждения диаметром 7 мм (такая же как над топливными баками в передней части корпуса), крышку 6х12 мм сложной формы над паровоздушным клапаном и имитатор сетки над воздухозабором воздушного компрессора. Имитатор крышки вырезается из простого картона и приклеивается согласно чертежа. Имитатор сетки имеет внутри пустоту. Можно после приклеивания к крыше эту деталь поколоть иголкой для имитации отверстий, хотя этого можно и не делать, потому что велика вероятность, что при покраске эти проколы просто зальются краской и не будут видны.
По левому краю правой части трансмиссии согласно чертежа приклеиваем два прямоугольника 6х4 мм, на которые в реальности устанавливается левая постель крепления дополнительных топливных бочек. Передний праямоугольник приклеивается к правой и левой частям трансмиссии. Для крепления заднего прямоугольника к нему снизу необходимо приклеить дополнительную деталь в форме прямоугольного треугольника с катетом 2 мм так, чтобы этот треугольник являлся упором для прямоугольника. После высыхания клея эту деталь приклеивают согласно чертежа крыши трансмиссии.
Крыша трансмиссии. Вид слева

Крыша трансмиссии. Вид слева

Дальше необходимо симетировать места крепления крыши трансмиссии к корпусу с левой стороны. Для этого в левой части крыши делаем вырезы согласно чертежа так, чтобы от левой стороны до правой крайней точки выреза было расстояние 3,5 мм. При этом вырезы должны быть перпендикулярны линии соединения корпуса с крышей. Потом делаем бонки, через которые в реальной крыше происходит крепление. Делаем наборку 3,5х3,5х3,5 мм для переднего и среднего крепления и 6,5х3,5х3,5 мм для заднего крепления. Эти детальки устанавливаем в вырезы так, чтобы левая их сторона была продолжением борта корпуса. В вырезах остаются не закрытые места. Эти места можно закрыть двумя способами. Первый - из картона или обычной бумаги вырезают детальки, делают их полукруглыми и вклеиваю в эти места. Лучше использовать бумагу, которую приклеиват полукругом и лишнюю после высыхания клея обрезают. Если использовать картон, то его необходимо вклеивать внутрь, чтобы он не уменьшал размер выреза, что более трудоемко, или сам вырез делать на 1 мм больше. Второй - закрывают пленкой из клея и следят, чтобы эта пленка была полукруглой и перпендикулярна к корпусу. Кроме того в верхней части заднего выреза ставится полукруг. Для ее изготовления используется стержень диаметром 4 мм, на него наматывается бумага шириной 10 мм, промазывая клеем каждый слой, до диаметра 6 мм. Не снимая получившуюся трубку со стержня обрезается трубка длиной 3 мм и разрезается по длине так чтобы необходимая нам деталь была немного больше середины с обеих сторон. Дальше эта дуга подгоняется так, чтобы при установке она была параллельно лини соединения корпуса и крыши трансмиссии и боковой стороной вертикальна, и ставится на место согласно чертежа.
Крыша трансмиссии. Вид справа

Крыша трансмиссии. Вид справа

И ставим еще два элемента, вернее три, которые находятся непосредственно на крыше трансмиссии. Первым и вторым являются кронштейны крепления лома (передний и задний). Согласно чертежа склеиваем задний кронштейн, потом передний. Дальше устанавливаем их согласно чертежа (они выделены красным цветом). При установке необходимо следить, чтобы оба кронштейна находились на одной линии как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях, а также чтобы планки крепления к крыше трансмиссии находились в горизонтальном положении.
Третим элементом, который устанавливаем в рамках этой статьи, является лючок выброса конденсата из воздушной системы. Он устанавливается на наклонной задней грани левой части крыши трансмиссии. Лючок вырезаем согласно чертежа. Если у Вас появится желание его окультурить, закруглите углы, но заготовку сделайте несколько больше, чтобы в результате его размер по осям не изменился. Устанавливается он также согласно чертежа. В нижней части устанавливается валик, защищающий от пуль и осколков. Его можно сделать из проволоки диаметром 0,5 мм и приклеить согласно чертежа.
Что получилось в результате, смотрите на фото. Остальные детали, которые устанавливаются на крыше трансмиссии и корме танка, рассмотрим в следующей статье.