Легкий танк МС-1 (Т-18)

МС-1
Легкий танк МС-1 (малый сопровождения, первый образец) был принят на вооружение Реввоенсоветом СССР 6 июля 1927 г. Он стал первым отечественным танком, поставленным на крупносерийное производство на ленинградском заводе "Большевик" в конце 1928 г.
Машина сохранила компоновочную схему своего предшественника, танка М, 15 единиц которого было построено на заводе "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде. Все танки серии "М" имели собственные имена и по конструкции в общих чертах соответствовали французской модели "Рено FТ" образца 1917 года, но отличались более универсальным вооружением.
Корпус и башня танка МС-1 каркасные. Их броневые листы соединялись методом клепки на каркасе. В передней (лобовой) части корпуса размещался трехстворчатый люк механика-водителя. Под погон башни в крыше делался круговой вырез, а в средней части ее по бокам от башни, размещались броневые пробки горловин бензобаков. Над моторно-трансмиссионным отделением находился съемный бронеколпак, а задний броневой лист корпуса имел отверстия. Через них для питания и охлаждения моторной установки поступал воздух. К съемному наклонному листу кормовой части болтами крепился "хвост" - устройство, облегчающее преодоление рвов и траншей. Башня танка МС-1 первоначально имела шестигранную форму. При модернизации в 1930 году боковые грани ее задней части заменили на прямоугольную нишу, задняя часть которой откидывалась на петлях. В нее укладывались артвыстрелы и патроны. На корпус башня устанавливалась через шаровую опору, а от вертикального перемещения ограничивалась тремя захватами, служившими в качестве стопора башни в походном положении. В правой передней и левой задней гранях размещались отверстия для установки пулемета в шаровой опоре, а в левой передней грани - прямоугольный вырез для полушаровой опоры пушки. В крыше башни выполнялось отверстие, ограниченное по периметру фасонными бронелистами с прорезями для наблюдения. Эту надстройку конструкторы назвали наблюдательной вышкой. Сверху она закрывалась сферической крышкой. Для вентиляции в борту башни расположили небольшой люк, закрываемый круглой или прямоугольной (на танках образца 1930 г.) крышкой. В задней грани башни образца 1928 г. имелась амбразура для установки пулемета для стрельбы назад. На танке образца 1930 года башня выполнялась с кормовой нишей прямоугольной формы без задней прямоугольной амбразуры. Броневые листы корпуса и башни имели толщину 16 мм, а крыши и днища 3 мм. В днище размещался люк запасного выхода. В танке Т-18М максимальная толщина брони достигала 14 мм.
Как и предыдущие танки типа "М", Т-18 был вооружен короткоствольным 37-мм орудием и пулеметной установкой. К орудию предусматривались осколочные гранаты со стальными и чугунными корпусами в количестве 104 артвыстрела, а к пулемету 2016 патронов. Пушка монтировалась в бронемаске. Она позволяла изменять угол наводки по горизонтали в пределах 35 град. и по вертикали с углом возвышения +30 град. и снижения -8 град. Прицельное приспособление пушки состояло из диоптра и мушки, установленной в бронемаске на выходе отверстия для прицеливания. Чтобы навести орудие в цель, наводчик с помощью плечевого упора перемещал ее по горизонтали и вертикали. Если же нужно было повернуть башню, то он делал это с помощью рычага левой рукой предварительно упершись спиной в ее стенку.
Пулеметное вооружение на Т-18 представляло собой специальную установку системы оружейников В.Федорова, Д.Иванова и Г.Шпагина. В основу ее был положен пулемет В.Федорова под 6,5-мм патрон. Два ствола пулемета располагались в единой ствольной коробке, размещенной в шаровой опоре. Ее запорное устройство на танках образца 1927 г. позволяло при необходимости переносить пулемет в заднюю грань башни. Питание его осуществлялось из двух магазинов емкостью по 25 патронов каждый. Он имел плечевой упор, пистолетную рукоятку и диоптрический прицел. При модернизации танка был установлен 7,62-мм танковый пулемет В.Дегтярева (ДТ) с круглым магазином на 6З патрона. Он представлял собой модификацию ручного пулемета ДП. Основным отличием от прототипа являлось отсутствие кожуха на стволе и введение выдвижного металлического приклада. С его помощью обеспечивалось регулирование как его длины для удобства ведения огня, так и сокращение общей длины пулемета при нахождении танка в походном движении. Диоптрический прицел ДТ мог устанавливаться для ведения стрельбы на дальность 400, 600, 800 и 1000 метров. В шаровой опоре пулемет можно было наводить в горизонтальной плоскости в диапазоне 64 град., а в вертикальной +30 град. и -8 град. Круговой обстрел из вооружения танка достигался за счет поворота всей башни.
Экипаж машины вел наблюдение через узкие смотровые щели. Командир мог наблюдать через круговые щели наблюдательной вышки. Механик-водитель вперед смотрел в щель, выполненную в крышке люка (откидного щитка). При интенсивном огневом воздействии противника она могла закрываться заслонкой с более узкими крестообразными прорезями или полностью броневой заслонкой. Влево и вправо он наблюдал через смотровые щели в скосах бортов корпуса. Единственным оптическим прибором являлся перископ, размещавшийся в откидном щитке люка механика-водителя или "броневой глаз", как его называли конструкторы. Перископ монокулярного типа, сверху закрывался броневым корпусом и крышкой.
На танках МС-1 использовался однорядный 4-цилиндровый карбюраторный двигатель воздушного охлаждения мощностью 35 л. с., позволявший двигаться со скоростью до 16,4 км/ч. Двигатель располагался поперечно в корпусе и объединялся в одном блоке с коробкой передач, состоящую из многодискового главного фрикциона, 3-ступенчатой коробки передач, конического дифференциала с ленточными тормозами (механизма поворота) и одноступенчатых бортовых передач. Механизм поворота обеспечивал выполнение этого маневра с минимальным радиусом, равным ширине колеи машины (1,46 м).
Гусеничный движитель состоял из крупнозвенчатых гусеничных лент гребневого зацепления с открытым шарниром, 7 сдвоенных опорных катков и 3 сдвоенных поддерживающих катков на каждый борт, направляющих колес с винтовыми механизмами натяжения гусениц и ведущих колес кормового расположения. Опорные и поддерживающие катки имели наружную амортизацию в виде резиновых массивов. Передние два поддерживающих катка подрессоривались полуэллиптической рессорой.
Подвеска смешанная: независимая у передних опорных катков и балансирная у остальных. В качестве упругих элементов применялись цилиндрические спиральные пружины, закрытые кожухами.
Электрооборудование было однопроводным с напряжением бортовой сети 12 В. В качестве источников электрической энергии использовались генератор постоянного тока и 12-вольтовая стартерная аккумуляторная батарея. Система зажигания от магнето. Пуск двигателя осуществлялся электрическим стартером или пусковой рукояткой.
В 1929 г. МС-1 модернизировали. Вместо спаренных пулеметов Федорова установили танковый пулемет Дегтярева, изменили конструкцию лобовой части корпуса. В 1930 г. переделали башню, повысили мощность двигателя до 40 л. с. и усовершенствовали ходовую часть.
Танк серийно выпускался до 1931 г. Всего было изготовлено 950 единиц.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса - 5,9 т
Экипаж - 2 чел.
Габаритные размеры:
высота - 2220 мм
длина с "хвостом" - 4500 мм
ширина - 1800 мм
клиренс - 305 мм
Бронирование:
лоб корпуса - 16 мм
башня - 22 мм
Вооружение:
пушка - 37-мм пушка "Гочкис"
пулеметы - два 7,62-мм пулемета Федорова
Боекомплект - 104 выстрела
2016 патронов
Двигатель - АМО, 4-цилиндровый, рядный,
воздушного охлаждения
Мощность двигателя - 35 л.с.
Скорость по шоссе - 16,4 км/ч
Запас хода по шоссе - до 120 км
Удельное давление на грунт - 0,37 кг/кв. см
Преодолеваемые препятствия:
подъем - 35°
ширина рва - 1,8 м
высота стенки - 0,55 м
глубина брода - 0,8 м