Средний танк Т-28

Т-28
Т-28 прототип

Опытный образец Т-28 (1932 г.). Вооружен 45-мм танковой пушкой обр. 1932 г.(установлена 37-мм из-за отсутствия необходимой) и тремя пулеметами ДТ

Т-28 обр. 1933-1934 гг.

Первый серийный образец танка Т-28 (1933-1934 гг.). Вооружен 76,2-мм танковой пушкой КТ-28 и 4 пулеметами ДТ

Т-28 обр. 1935 г.

Основной серийный образец танка Т-28
(1934-1938 гг.). Вооружен 76,2-мм танковой пушкой и 5 пулеметами ДТ

Т-28 обр. 1938 г.

Основной серийный образец танка Т-28
(1938-1940 гг.). Вооружен 76,2-мм танковой пушкой
Л-10 и 5 пулеметами ДТ

Т-28 обр. 1940 г.

Танк Т-28 с конической башней (1940 г.). Вооружен 76,2-мм танковой пушкой КТ-28 и 4 пулеметами ДТ

В июле 1929 г. советское правительство утвердило первую программу оснащения Красной Армии бронетанковой техникой, в соответствии с которой штаб РККА разработал "Систему танко-, тракторно-, авто-, броневооружения РККА". Этой системой предусматривалось иметь на вооружении Красной Армии боевые бронированные машины различного назначения. Для качественного усиления общевойсковых соединений при прорыве сильно укрепленных оборонительных полос предназначались средний танк Т-28 и тяжелый Т-35, прототипами которых являются английские А1 "Индепендент" и 16-тонный А6.
К проектированию трехбашенного среднего танка приступил в 1931 г. конструкторский коллектив Опытного конструкторского механического отдела (ОКМО) Машиностроительного завода № 174 им. Ворошилова в Ленинграде. Ведущим конструктором проекта был Н.В.Цейц. В конце года изготовили опытный образец. Осенью 1932 г. танк Т-28 начал серийно выпускаться.
В средней (главной) башне опытного Т-28 была установлена 37-мм пушка ПС-2 (из-за отсутствия 45-мм) и пулемет ДТ в шаровой установке; в двух малых башнях - еще два ДТ. Новый танк во многом отличался от иностранных аналогов, например, наличием электропривода для поворота главной башни и наличия в ней подвесного полика для удобства работы экипажа. Своеобразная конструкция ходовой части танка, весившего 18 т, придавала ему необходимую плавность хода и обеспечивала преодоление довольно сложных препятствий. Однако при первом же испытании опытных образцов выявилось большое количество недоработок как в ходовой части, так и в силовой установке, которые устранялись в ходе серийного выпуска.
К 1 мая 1933 г. было выпущено 12 танков, 10 из которых приняли участие в первомайском параде на Красной площади. 11 августа 1933 г. танк Т-28 был принят на вооружение РККА.
Серийный Т-28 существенно отличался от опытных образцов. Новой формы корпус танка сваривался из катаных броневых листов толщиной 20-30 мм и делился на четыре отделения: управления, боевое, силовое и силовой передачи. Два вертикальных листа образовывали кабину механика-водителя, для входа и выхода которого в ней имелась откидная крышка. Кормовую часть корпуса прикрывал бронеколпак воздухопритоков к вентилятору.
76,2-мм пушка КТ-28 обр. 1927-1932 гг. с длиной ствола в 16,5 калибров и начальной скоростью снаряда 381 м/с размещалась в главной башне. Справа от пушки и в нише башни устанавливались пулеметы ДТ. Для наведения пушки использовались танковый перископ обр. 1932 г. и телескопический прицел обр. 1930 г. Механизм поворота башни имел электрический и ручной приводы. Подъемный механизм пушки только ручной. В малых башнях устанавливались пулеметы ДТ. Главная башня имела круговой сектор обстрела, каждая малая - 165°. Боеприпасы располагались во вращающейся боеукладке. Две "вертушки" на 12 снарядов каждая располагались под правым (командирским) и левым (наводчика) сиденьями главной башни. По обе стороны механика-водителя по правому и левому бортах машины находилось по одному вращающемуся барабану, в каждом из которых было уложено 40 магазинов к пулеметам.
На танке устанавливался 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения М-17-Л.
Подвеска танка состояла из двух тележек, подвешенных к корпусу в двух точках, на борт. В каждую тележку входили три каретки, соединенные между собой рычагами, а каждая каретка, в свою очередь, состояла из двух пар катков, связанных попарно балансиром. Все каретки были подрессорены цилиндрическими спиральными пружинами.
Гусеничные ленты - мелкозвенчатые, цевочного зацепления со 121 траком. Зубчатые венцы ведущих колес выполнены съемными.
В броневых ящиках по обоим бортам корпуса устанавливались приборы дымопуска ТДП-3.
Радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной устанавливалась на командирских танках, у которых отсутствовал кормовой пулемет. Для внутренней связи имелся танкофон на 6 чел. и радиоприбор "Сафар".
Танк Т-28 выпускался с 1933 по 1940 г. За это время в него было внесено более 600 изменений и улучшений. Общий башенный люк для посадки экипажа был заменен на два, на люк наводчика была установлена зенитная турель П-40 для пулемета ДТ; были внесены многочисленные изменения в трансмиссию, двигатель, элементы ходовой части. С 1938 г. на танк стали устанавливать 76,2-мм пушку Л-10 с длиной ствола 26 калибров и начальной скоростью снаряда 555 м/с.
В результате опыта боев на Карельском перешейке во время советско-финской войны 1939-1940 гг. танки Т-28 начали оборудовать броневыми экранами. Толщина лобовой брони корпуса и башни была увеличена за счет этого до 50-80 мм, а бортовой и кормовой - до 40 мм, при этом масса танка возросла до 32 т. Этот вариант получил обозначение Т-28Э.
Характерной особенностью танкостроения 30-х годов является большая работа по созданию колесно-гусеничных танков. Не отличался в этом оригинальностью и Т-28, у которого был вариант на колесно-гусеничном ходу - танк Т-29. У этого танка почти не было отличий от Т-28 по вооружению и броневой защите. Но в связи с новой ходовой частью он мог двигаться со скоростью на гусеницах до 54 км/ч и на колесном ходу до 80 км/ч. При этом масса танка составляла около 24 т.
С 1939 г. по приказу К.Е.Ворошилова на всех танках стали обязательно устанавливать кормовой пулемет. На машинах, выпущенных после 1938 г., устанавливалась радиостанция 71-ТК-3 со штыревой антенной. В 1940 г. была выпущена партия танков (до 12 машин) с коническими главными башнями.
На базе танка Т-28 был создан мостовой танк ИТ-28. Часть машин оборудовалась противоминным катковым тралом нажимного действия, который обеспечивал траление двух полос шириной 0,5 м каждая. База Т-28 использовалась для создания опытной самоходной зенитной установки СУ-8 с 76-мм зенитной пушкой. Ряд агрегатов танка применялся в тяжелых САУ серии СУ-14.
Т-28Э
Экранированный танк Т-28Э (1939-1940 гг.). Усилена броневая защита лобовой части корпуса и башен за счет установки дополнительных броневых листов
Т-28 с торсионной подвеской
Опытный образец танка Т-28 с торсионной подвеской (1938 г.). На серийном танке была установлена торсионная подвеска с опорными катками от СМК
Т-28 с колейным тралом
Серийный танк Т-28 (1939 г.), оснащенный колейным катковым тралом
ИТ-28
Мостовой танк ИТ-28 (1940 г.). Вооружен двумя пулеметами ДТ
Т-29-4

Т-29-5

Т-29
Опытные колесно-гусеничные танки Т-29-4, Т-29-5, Т-29 (1934 г.). Созданы на основе использования узлов и агрегатов танка Т-28 по аналогичной компоновочной схеме. Вооружены 76,2-мм танковой пушкой КТ-28 (ПС-3 или Л-10) и 4 пулеметами ДТ
СУ-8
Опытная самоходная установка СУ-8 на базе шасси танка Т-28 (1935 г.). Вооружена 76,2-мм зенитной пушкой обр. 1931 г. и пулеметом
СУ-14

СУ-14-1
Самоходные артиллерийские установки СУ-14, СУ-14-1
(1935, 1936 гг.). Созданы на основе использования узлов и агрегатов танков Т-28 и Т-35. Вооружены 203-мм гаубицей Б-4 обр. 1931 г. или 152,4-мм морской пушкой Б-10.
МБВ
Моторный броневой вагон МБВ (1936-1937 гг.). Создан на основе использования узлов, агрегатов и орудийных башен танка Т-28 и
Т-35. Вооружен тремя 76,2-мм танковыми пушками КТ-28 (или
Л-11, которые в период войны были заменены на Ф-34),
8 пулеметами ДТ и 4 пулеметами "максим"
СУ-14Бр2

СУ-14-2
Самоходные артиллерийские установки СУ-14Бр2, СУ-14-2 с бронированным боевым отделением (1939 г.). Созданы на базе
СУ-14 и СУ-14-1. Вооружены 152,4-мм пушкой обр. 1935 г.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса - 27,8 т
Экипаж - 6 чел.
Габаритные размеры:
высота - 2820 мм
длина - 7440 мм
ширина - 2805 мм
клиренс - 560 мм
Бронирование:
вертикальные листы корпуса - 30-20 мм
горизонтальные листы корпуса - 10-8 мм
башня - 20 мм
Вооружение:
пушка - 76,2-мм пушка КТ-28
пулеметы - четыре 7,62-мм пулемета ДТ
Боекомплект - 70 выстрелов
7938 патронов
Двигатель - М-17Т, V-образный, 12-цилиндровый,
4-тактный, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя - 500 л.с.
Скорость:
по шоссе - 45 км/ч
по рокаде - 20 км/ч
Запас хода по рокаде - до 220 км
Удельное давление на грунт - 0,72 кг/кв. см
Преодолеваемые препятствия:
подъем - 45°
крен - 30°
ширина рва - 3,5 м
высота стенки - 1,0 м
глубина брода - 1,0 м