Легкий плавающий танк Т-37А

Т-37А
Первый в мире по-настоящему надежный плавающий танк был разработан и построен английской фирмой "Виккерс-Амстронг" в 1930-1931 гг. Это была машина "Виккерс-Карден-Лойд" (А4). Однако английское военное министерство не проявило большого интереса к плавающим машинам. Поэтому фирма "Виккерс" проводила активную рекламу своей плавающей машине, фото которой часто мелькали в военных журналах и газетах того времени. 29 амфибий закупил Китай, по два танка приобрели Голландия и Сиам (Таиланд). Один плавающий "Виккерс-Карден-Лойд" был отправлен для испытаний в Финляндию, военные которой проявили интерес к танку-амфибии. Но после всесторонних испытаний финны отказались от закупки машины и ее вернули Великобританию.
Среди стран, заинтересовавшихся амфибией "Виккерс-Карден-Лойд", был и Советский Союз, который заказал фирме "Виккерс" восемь амфибий, прибывшие в Советский Союз в 1932 г.
Прибывшие амфибии прошли испытания на НИБТ полигоне под Москвой, а также были отправлены на заводы и в танковые части для изучения. Следует отметить, что первые амфибии "Виккерс-Карден-Лойд" прибыли в Советский Союз уже тогда, когда были изготовлены и проходили испытания опытные образцы советских плавающих танков Т-33, Т-41 и Т-37.
Проектирование легких плавающих танков в Советском Союзе началось осенью 1931 года. Работы поручили Опытно-конструкторскому отделу (ОКМО) завода «Большевик» под руководством С. Гинзбурга. Базой для проектирования первого советского плавающего танка послужил легкий трактор-тягач Карден-Лойд грузоподъемностью до 3-х тонн.
Т-37 обр. 1932 г.

Опытный плавающий танк Т-37 (1932 г.). Вооружен 7,62-мм пулеметом ДТ

Опытный образец нового танка, первоначально проходившего под обозначением «Селезень», а затем получившего индекс Т-33, был готов к весне 1932 года. В конце марта 1932 года опытный образец танка был изготовлен па заводе "Большевик" и вышел на испытания. Внешне Т-33 во многом походил на английский "Виккерс-Карден-Лойд". Корпус танка изготавливался из неброневой стали толщиной 4 - 9 мм. Для повышения плавучести вдоль бортов устанавливались деревянные коробообразные поплавки, обитые жестью. Изнутри поплавки заполнялись пробкой. Двигатель АМО-3 мощностью 63 л. с. вместе с радиатором устанавливался в корпусе справа, трансмиссия - главный фрикцион, коробка перемены передач от автомобиля АМО-3 и бортовые фрикционы - в передней части корпуса. Экипаж танка - механик-водитель и командир - располагались слева, один за другим. Вооружение Т-33 - 7,62-мм пулемет ДТ - устанавливался в башне, вращение которой осуществлялось вручную. Для наблюдения за полем боя на башне устанавливался откидной колпак со смотровыми щелями. Ходовая масть машины была изготовлена по образу и подобию английской амфибии "Виккерс-Карден-Лойд". Движение на плаву осуществлялось при помощи трехлопастного винта и руля. В ходе заводских пробегов 3-тонный Т-33 показал на суше скорость до 42 км/ч и до 4 км/ч на плаву. Однако эта машина имела много недостатков и для принятия на вооружение армии не годилась.
Работы по проектированию новых образцов советских плавающих танков начались в феврале-марте 1932 года, когда еще полным ходом шли работы по Т-33. На заводе ВАТО в Москве разрабатывался танк Т-41, а на машиностроительном заводе имени Ворошилова разрабатывается плавающий танк Т-37.
Т-37А вып. 1934 г.

Линейный танк Т-37А (1933-1936 гг.). Вооружен пулеметом ДТ

Танк Т-41 имел клепано-сварной корпус, собранный на металлических уголках. Для герметизации стыков между броневыми листами в нижней части корпуса устанавливались резиновые прокладки. На крыше корпуса, на шариковом погоне, устанавливалась башня, смещенная к правому борту. Ее поворот осуществлялся вручную при помощи специальных рукояток. Вооружение Т-41 состояло из 7,62-мм пулемета ДТ. Автомобильный карбюраторный двигатель Форд-АА мощностью 40 л. с. располагался продольно вдоль центральной оси машины. Он позволял танку развивать скорость по шоссе до 35 км/ч. Трансмиссия состояла из главного фрикциона (обычного автомобильного сцепления с грузовика Форд-АА), главной передачи "фордовского" дифференциала и коробки перемены передач, карданного вала и привода водоходного движителя. На плаву Т-41 передвигался при помощи двухлопастного гребного винта и плоского руля. Скорость на плаву достигала 3 - 3,5 км/ч. Ходовая часть Т-41 была почти такой же, как у танка Т-33 и амфибии "Виккерс-Карден-Лойд", а гусеница - мелкозвенчатая, по типу танкетки Т-27. Боевая масса танка с экипажем из двух человек (механик-водитель и командир) составляла 3,5 т. В результате испытаний, которые проходили летом-осенью 1932 г., было выявлено много недостатков, которые частично были устранены на второй опытной машине, после чего в 1933 г. было выпущено 12 танков Т-41.
Т-37РТ

Танк Т-37РТ с радиостанцией 71-ТК-1 (1934-1936 гг.). Вооружен пулеметом ДТ

Плавающий танк Т-37 конструкции ОКМО вышел на испытания в июле 1932 года. Его компоновка была подобна Т-33 и амфибии "Виккерс-Карден-Лойд". Т-37 имел клепано-сварной корпус, изготовленным из обычной (не броневой) стали. На крыше устанавливалась башня, смещенная к левому борту. Ее вращение осуществлялось вручную. Вооружение танка состояло из 7,62-мм пулемета ДТ, установленного в башне. Автомобильный карбюраторный двигатель Форд-АА мощностью 40 л. с., расположенный продольно, был смещен к правому борту. Он позволял 2,85-тонной машине развивать скорость до 35 км/ч по шоссе и 4 км/ч па плаву. Запас хода танка по шоссе составлял 160 км. Трансмиссия состояла из главного фрикциона (обычного автомобильного сцепления), главной передачи, дифференциала и коробки перемены передач, карданного вала и привода водоходного движителя. На плаву Т-37 передвигался при помощи трехлопастного гребного винта и плоского руля. Ходовая часть машины была изготовлена по типу ходовой части фирмы "Крупп". Применительно к одному борту она состояла из двух двухкатковых тележек, двух поддерживающих катков, ведущего и направляющего колес. В ходе заводских испытаний было выявлено большое количество недостатков и осенью 1932 г. дальнейшую разработку этой машины прекратили.
СУ-37

Опытная самоходно-артиллерийская установка СУ-37 (1935 г.). Вооружена 45-мм противотанковой пушкой обр. 1932 г. и пулеметом ДТ

Учитывая опыт, накопленный при проектировании машин Т-41 и Т-37, Управление механизации и моторизации РККА приняло решение о разработке нового плавающего танка, который был принят на вооружение 11 августа 1933 г. еще до постройки опытного образца под обозначением Т-37А. Создание и организацию серийного производства Т-37А поручили 2-му заводу ВАТО в Москве.
Танк Т-37А отличался от Т-37 незначительным усилением броневой защиты, измененной компоновкой агрегатов и формой кормовой части. Новая машина имела несколько большие габариты и массу, изменилась конфигурация верхней части башни и подбашенной коробки. В конструкции применены автомобильные двигатель, сцепление, коробка передач и главная передача.
Т-37А сохранил компоновочную схему корпуса прототипа: переднее расположение трансмиссионного отделения, среднее - отделение управления (совмещено с боевым) и кормовое - моторное с приводом водоходного движителя.
Корпус и башня каркасные, бронирование противопульное. Башня цилиндрической формы смещена к правому борту. Броневые катаные листы соединялись электросваркой и заклепками. На надгусеничных полках крепились поплавки, заполненные пробкой, для увеличения запаса плавучести. В кормовой части размещались двухлопастный реверсивный гребной винт и руль.
Вооружение состояло из 7,62-мм танкового пулемета ДТ, установленного в шаровой опоре лобового листа башни. Его можно было наводить в пределах 30°, а по вертикали от -20° до +30°. Боекомплект составлял 2142 патрона (34 магазина).
Т-37А вып. 1934 г.

Опытный плавающий танк ТМ, дальнейшее развитие Т-37 (1936 г.), со спаренной установкой двигателей ГАЗ-М1 мощностью 2х50 л.с. Вооружен пулеметом ДТ

На танке устанавливался 4-цилиндровый карбюраторный однорядный автомобильный двигатель жидкостного охлаждения типа ГАЗ-АА мощностью 40 л.с. Он позволял развивать на суше скорость до 40 км/ч, а на плаву - до 6 км/ч.
Гусеничный движитель состоял (применительно к одному борту) из мелкозвенчатой гусеничной ленты цевочного зацепления с открытым шарниром, четырех опорных катков малого диаметра с наружным резиновым бандажем, двух одинарных поддерживающих катков также с резиновым бандажем, направляющего колеса с механизмом натяжения и ведущего колеса переднего расположения.
Экипаж танка состоял из двух человек: командира-стрелка и механика-водителя, которые располагались рядом. Управление танком было дублированным, поэтому им могли управлять оба члена экипажа.
Танк находился в серийном производстве с 1933 по 1936 г. За это время заводом № 37 было выпущено 1909 линейных танков, 643 радиотанка Т-37ТУ и 75 химических. В рамках развития конструкции танка были изготовлены опытные образцы Т-37Б и Т-37В, опытная самоходка СУ-37 с 45-мм пушкой.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса - 3,2 т
Экипаж - 2 чел.
Габаритные размеры:
высота - 1840 мм
длина - 3730 мм
ширина - 1940 мм
Бронирование:
лоб, борт корпуса - 8 мм
корма - 6 мм
крыша, днище корпуса - 4 мм
Вооружение:
пулемет - 7,62-мм пулемет ДТ
Боекомплект - 2142 патронов
Двигатель - ГАЗ-АА, рядный, 4-цилиндровый,
карбюраторный, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя - 40 л.с.
Скорость:
по шоссе - 40 км/ч
по воде - до 6 км/ч
Запас хода по шоссе - 230 км
Удельное давление на грунт - 0,55 кг/кв. см
Преодолеваемые препятствия:
подъем - 35°
крен - 35°
ширина рва - 1,4 м
высота стенки - 0,5 м