Тяжелый танк ИС-3

ИС-3
Опытный танк Кировец-1

Опытный тяжелый танк "Кировец-1" (ИС-3 образец
№ 1)

Создание проекта нового тяжелого танка под условным названием "Кировец-1" началось в конце лета 1944 г. Все проектные работы велись в условиях жесткого соревнования между двумя конструкторскими коллективами - Опытного завода № 100, возглавляемого Ж.Я.Котиным и А.С.Ермолаевым, и конструкторского бюро Челябинского Кировского завода, возглавляемого Н.Л.Духовым и М.Ф.Балжи.
Главной особенностью проекта, предложенного серийным заводом, была оригинальная приплюснутая башня со 122-мм пушкой Д-25. Большие углы наклона броневых стенок башни способствовали рикошету бронебойных снарядов, а удачная внутренняя компоновка обеспечивала минимальные ее размеры, что позволило без излишнего утяжеления машины повысить толщину лобовой брони до 250 мм.
Ж.Я.Котин подготовил свой вариант, базировавшийся на разработках Опытного завода по опытным объектам 244, 245 и 248. У этого варианта была необычная форма носовой части корпуса. Конструкторы Опытного завода Г.Н.Москвин и В.И.Таротько предложили составить всю верхнюю лобовую часть корпуса из двух соединенных и сильно наклоненных к вертикальной плоскости броневых листов, повернутых в плане под большим углом. Сверху эти листы накрывались треугольной крышей, наклоненной к горизонту под углом 7°. В этой крыше прямо над головой механика-водителя имелся люк, через который он мог садиться в танк и покидать его. Такой двухскатный нос получил у конструкторов название "нос с горбинкой" (или "щучий нос").
Опытный танк об.703

Опытный тяжелый танк "объект 703" (ИС-3 образец
№ 2)

На рассмотрение наркому танковой промышленности В.А.Малышеву были представлены два самостоятельных проекта, два варианта одного танка. Рассмотрев проекты, В.А.Малышев принял компромиссное решение: взять форму носовой части корпуса от одного проекта, а башню от другого. Масса же должна была остаться такой же, как у ИС-2.
Так родилась новая модель танка прорыва, которая пошла в серию под уже названием ИС-3 ("объект 703").
В октябре 1944 г. был собран первый образец танка ИС-3, который подвергся ходовым и войсковым испытаниям. После войсковых испытаний "объект 703" представили Г.К.Жукову и А.М.Василевскому. Маршалы доложили о новой машине И.В.Сталину, который и подписал решение ГКО о приеме танка на вооружение Красной Армии и производстве его на Челябинском Кировском заводе.
На тяжелом танке ИС-3 ("объект 703") лобовые листы корпуса были установлены в форме "щучьего носа" с двойным наклоном под большим углом к вертикали. Верхней части борта был придан обратный наклон, чтобы уместить широкий погон башни. Механик-водитель размещался впереди по оси машины. Над его сиденьем имелся люк с отодвигающейся в сторону крышкой, в которой устанавливался смотровой прибор. Перед открыванием люка его необходимо было снимать. За сиденьем водителя, в днище, размещался запасной люк.
Танк ИС-3 (второй опытный образец)

Тяжелый танк ИС-3 (второй опытный образец)

Литая башня имела приплюснутую сферическую форму. В крыше башни находился большой овальный люк, закрываемый двумя крышками. Развитой командирской башенки танк не имел. Механизм поворота башни - планетарный, с ручным и электрическим бесступенчатыми приводами.
122-мм танковая пушка Д-25Т обр. 1943 г. с длиной ствола 48 калибров и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ были установлены в литой маске. Пушка снабжалась двухкамерным дульным тормозом и горизонтальным клиновым затвором с полуавтоматикой механического типа. На крыше башни на турели находился зенитный 12,7-мм пулемет ДШК. Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельного заряжания. Боекомплект для пулемета ДТ состоял из 945 патронов, снаряженных в 15 магазинов, а для пулемета ДШК - из 5 лент по 50 патронов, каждая из которых укладывалась в отдельную коробку.
На танк ИС-3 устанавливали двенадцатицилиндровый четырехтактный V-образный дизельный двигатель В-11-ИС-3 жидкостного охлаждения мощностью 520 л.с.
Танк ИС-3

Тяжелый танк ИС-3

Ведущие колеса имели съемные венцы с 14 зубьями. Направляющее колесо было взаимозаменяемым с опорными катками. На каждом борту имелось по 6 сдвоенных опорных и 3 поддерживающих катка. Подвеска катков - индивидуальная, торсионная. Гусеница - мелкозвенчатая, цевочного зацепления шириной 650 мм.
На танке устанавливалась радиостанция 10-РК-26 и танковое переговорное устройство ТПУ-4бисФ.
Первая опытная партия тяжелых танков ИС-3 была выпущена в мае 1945 года.
Танк ИС-3 находился в серийном производстве до середины 1946 года. Всего было выпущено 2311 танков.
Однако уже в самом начале их эксплуатации в войсках выявился целый ряд недостатков. Поэтому в 1948-1952 гг. все танки ИС-3 были подвергнуты модернизации и переделкам. Были усилены кронштейны крепления двигателя, изменено крепление КП, усилен подбашенный лист, усовершенствована конструкция главного фрикциона, улучшены уплотнения бортовых передач и опорных катков. Вместо ручного маслоподкачивающего насоса установлен электрический. Радиостанция 10-РК заменена на 10-РТ. Масса танка при этом возросла до 48,8 т. Однако танки так и не были доведены до необходимого уровня требований эксплуатации.
Танк ИС-3 после устранения конструкционных недостатков

Тяжелый танк ИС-3 после устранения конструкционных недостатков

В конце 50-х гг. танк подвергся дополнительной модернизации и стал именоваться ИС-3М. При этом была увеличена жесткость корпуса, пулемет ДШК заменен на модернизированный ДШКМ, а пулемет ДТ - на ДТМ, установлен прибор ночного видения ТВН-2 механика-водителя, вместо В-11-ИС-3 установлен двигатель В-54К-ИС максимальной мощностью 520 л.с., усилены подшипниковые узлы опорных катков и направляющих колес, изменены сальниковые уплотнения, в систему электрооборудования введена двухпроводная цепь дежурного освещения, контрольно-измерительные приборы непосредственного действия заменены электрическими, установлены радиостанции Р-113 и танковые переговорные устройства Р-120.
После модернизации танки направлялись в парки, где ставились на длительное хранение.
На экспорт ИС-3 почти не поставлялись. В 1946 г. два танка передали Польше для ознакомления с конструкцией и подготовки инструкторов. В 1950 г. один танк ИС-3 с подобной же ознакомительно-испытательной целью был передан Чехословакии. Значительно больше танков ИС-3 отправили в КНДР. В Египет было поставлено 100 ед. ИС-3 и ИС-3М.
Танк ИС-3М

Тяжелый танк ИС-3М

На базе танка ИС-3 в 1945 г. была создана самоходная установка ИСУ-152 ("объект 704"). В этой машине общему для рубки и корпуса лобовому листу толщиной 120 мм был придан большой угол наклона. Механик-водитель располагался в боевой рубке слева. Экипаж состоял из 5 человек.
Полевая пушка-гаубица МЛ-20СМ обр. 1944 г. была смонтирована в броневой маске на лобовом листе рубки. Горизонтальный угол наведения составлял 11°, угол возвышения +18°, склонения - 1°40'. В боекомплект входили 20 выстрелов раздельного заряжания. Для стрельбы прямой наводкой имелся телескопический прицел ТШ, а с закрытых позиций - панорама. Специальная система целеуказания связывала командира с наводчиком и механиком-водителем. С пушкой-гаубицей был спарен крупнокалиберный пулемет ДШК. Второй пулемет ДШК (зенитный) устанавливался на турели люка заряжающего.
Двигатель В-2ИС мощностью 520 л.с. позволял боевой машине массой 47,3 т двигаться с максимальной скоростью 40 км/ч.
Эта машина была изготовлена в одном экземпляре.
ИСУ-152 на базе ИС-3
Опытный самоходная установка ИСУ-152 обр. 1945 г.
("объект 704"), созданная на базе тяжелого танка ИС-3
Тактико-технические характеристики
Боевая масса - 45,8 т
Экипаж - 4 чел.
Габаритные размеры:
высота - 2440 мм
длина - 9850 мм
ширина - 3200 мм
клиренс - 435 мм
Бронирование:
лоб корпуса - 120 мм
борт корпуса - 90 мм
корма - 60 мм
крыша, днище корпуса - 20 мм
башня - 230-75 мм
Вооружение:
пушка - 122-мм пушка Д-25Т обр. 1943 г.
пулеметы - 7,62-мм пулемет ДТМ
12,7-мм пулемет ДШК
Боекомплект - 28 выстрелов
945 патронов калибра 12,7 мм
1000 патрон калибра 7,62 мм
Двигатель - В-11, V-образный, 12-цилиндровый,
4-тактный, дизельный, жидкостного
охлаждения
Мощность двигателя - 520 л.с.
Скорость по шоссе - 40 км/ч
Запас хода по шоссе - 190 км
Удельное давление на грунт - 0,82 кг/кв. см
Преодолеваемые препятствия:
подъем - 32°
глубина брода - 1,1 м
ширина рва - 2,5 м
высота стенки - 1,0 м