Легкий плавающий танк ПТ-76

ПТ-76Б
После Второй мировой войны бывшие союзники Советского союза стали врагами, в результате чего началась "холодная война", грозившая перейти к реальным боевым действиям. Местом возможных боевых действий должен был стать Центрально-европейский театр, на котором водные преграды встречаются через каждые 40 - 50 км. Поэтому в конце 40-х годов была принята целая программа создания средств преодоления водных преград.
В отношении плавающих бронированных машин было разработано техзадание, согласно которому планировалось создание легкого плавающего танка и бронетранспортера с максимально возможной степенью унификации. Разработку этих машин поручили заводу № 112 "Красное Сормово", который в 1946 г. приступил к разработке танка и БТР под индексами Р39 и Р40 соответственно. В 1948 г. была созданы опытные машины, которые не прошли заводских испытаний, а танк Р39 затонул. После этого на этом заводе данная программа была свернута.
В 1949 г. разработку плавающего танка и бронетранспортера поручили ВНИИ транспортного машиностроения (ВНИИ-100), созданному в Ленинграде на базе филиала опытного Челябинского танкового завода № 100. Общее руководство поручили главному конструктору Кировского завода Ж.Я.Котину. Так как значительная часть специалистов Кировского завода продолжала трудиться в Челябинске, куда во время Великой Отечественной войны был эвакуирован Кировский завод, то работу распределили так, что разработку документации производили в Челябинске, а стендовую отработку узлов и механизмов производили в Ленинграде.
В Челябинске новому танку присвоили местный заводской индекс "объект 740", а плавающему бронетранспортеру - "объект 750". Узлы для стендовой отработки в Ленинграде разрабатывались и изготавливались на Кировском заводе, и им был присвоен индекс "объект 270".
В 1950 году были изготовлены опытные образцы машин и начались их заводские испытания, которые прошли успешно и объект 740 был готов к государственным испытаниям.
К-90

Опытный образец плавающего танка К-90

Однако так как на объекте 740 впервые применили водометный движитель, некоторые танкостроители и военные скептически к нему относились. Поэтому в 1949 г. на ВРЗ № 2 в Москве под руководством полковника А.Ф.Кравцева началась разработка плавающего танка К-90 и плавающего бронетранспортера К-78 на его базе. Опытные образцы этих машин изготовили в металле к лету 1950 года. Опытный образец плавающего танка К-90 был создан с использованием агрегатов артиллерийского тягача М-2. Боевая масса машины составляла 10 т. Водоизмещающий корпус имел толщину броневых листов от 4 до 15 мм. Борта корпуса располагались под большими обратными углами наклона. В башне, смещенной к корме корпуса, устанавливалась 76-мм пушка ЛБ-76Т и спаренный с ней пулемет СПТ (боекомплект включал 40 артвыстрелов и 1000 патронов). В моторном отделении, располагавшемся в носовой части, размещался четырехцилиндровый двухтактный дизель жидкостного охлаждения ЯАЗ-204 мощностью 140 л.с. при 2000 об/мин. Он позволял танку развивать максимальную скорость по суше 32,4 км/ч, на плаву - 9,6 км/ч. Емкость топливных баков составляла 240 л. Запас хода по шоссе -120 км (с дополнительными наружными топливными баками - 430 км), на плаву - 90 - 100 км. Экипаж состоял из трех человек. Движение на плаву обеспечивалось работой двух туннельных гребных винтов. Ходовая часть применительно к одному борту состояла из пяти опорных и трех поддерживающих катков, ведущего колеса кормового расположения и направляющего колеса. Последнее было идентично опорному катку. Подвеска - индивидуальная торсионная.
ПТ-76

Легкий плавающий танк ПТ-76 одной из первых производственных серий

В июле 1950 г. были проведены сравнительные государственные испытания плавающих танков: объекта 740 и К-90, в результате которых с большим отрывом победил объект 740, что послужило основанием для принятия его на вооружение в 1951 г.
Серийный выпуск танков ПТ-76 был развернут на Сталинградском тракторном заводе.
В течение серийного производства танк ПТ-76 неоднократно подвергался модернизации.
С 1957 года на танк стали устанавливать пушку Д-56ТМ, высота корпуса была увеличена на 130 мм. С 1959 года танк оснастили нагнетателем и системой ПАЗ, было установлено орудие Д-56ТС, снабженное двухплоскостным стабилизатором СТП-2П. Боевые машины, выпущенные после 1959 года, получили обозначение ПТ-76Б (объект 740Б). С 1962 года на ПТ-76 и ПТ-76Б стали устанавливать унифицированное противопожарное оборудование УА ППО, новые фары, более мощный генератор, центробежные масляные фильтры, предпусковой подогреватель новой конструкции и гирополукомпас ГПК-59. Производство ПТ-76Б продолжалось до 1967 года.
На базе танка ПТ-76 проектировались различные боевые машины.
ПТ-76Б

Легкий плавающий танк ПТ-76Б

В 1960 году в КБ СТЗ под руководством главного конструктора И.В.Гавалова был спроектирован и изготовлен в металле опытный образец танка ПТ-76М (объект 740М), который можно рассматривать как комплексную модернизацию ПТ-76. Эта машина имела более рациональный по форме, с точки зрения бронестойкости, корпус. ПТ-76М оснащался форсированным двигателем В-6М мощностью 300 л.с., что позволило увеличить скорость движения на плаву до 11,2 км/ч, а по суше - до 45 км/ч. За счет монтажа дополнительного топливного бака запас хода довели до 400 км. На танк установили 76-мм пушку Д-56ТС. Машину оборудовали ночным прицелом, системой противоатомной защиты (ПАЗ) и радиостанцией Р-113.
В 1964 году на ВгТЗ на базе танка ПТ-76Б была разработана боевая машина пехоты - объект 914. Ее боевая масса составляла 14,4 т. Экипаж состоял из двух человек. Кроме того, в машине располагались восемь десантников. Над боевым отделением устанавливалась башня, заимствованная у объекта 765 (БМП-1). В ней размещалась 73-мм гладкоствольная пушка 2А23 «Гром» и спаренный с ней пулемет. Боекомплект пушки состоял из 40 выстрелов. Над стволом орудия монтировалась пусковая установка ПТУР «Малютка» (боекомплект - 4 ракеты). Двигатель В-6Ф мощностью 300 л.с. размещался в кормовой части корпуса слева. Справа находился выход для десанта. Максимальная скорость движения составляла 65 км/ч по суше и 10 км/ч - на плаву. На ВгТЗ был изготовлен опытный образец боевой машины пехоты - объект 914.
ПТ-76М

Опытный образец легкого плавающего танка ПТ-76М

В конце 1950-х годов на базе ПТ-76 были спроектированы несколько образцов ракетных пусковых установок. Так, уже в 1956 году под руководством ведущего инженера Л.И.Горпицкого в КБ Кировского завода разработали ракетную установку в виде 16- ствольного пакета труб, в которых располагались 140-мм турбореактивные неуправляемые снаряды с кумулятивной головной частью.
Плавающий танк ПТ-76 - боевая бронированная машина легкого типа, имеющая классическую компоновку с кормовым расположением двигателя и трансмиссии. Внутри корпус танка разделен на три отделения: управления, боевое и силовое.
В носовой части корпуса находится отделение управления, в котором размещено рабочее место механика-водителя с сиденьем, органами управления, приборами наблюдения, контрольно - измерительными приборами, курсоуказателем и средствами связи, а также две аккумуляторные батареи, баллон со сжатым воздухом, два углекислотных баллона, автомат системы ППО, часть ЗИП и другое оборудование.
В башне и подбашенном пространстве находится боевое отделение. В нем размещены пушка, спаренный пулемет, приборы наблюдения и прицельные приспособления, рабочие места командира танка (слева от пушки) и заряжающего (справа от нее), часть боекомплекта, радиостанция Р-113 и ТПУ, часть ЗИП и другое оборудование.
Боевая машина пехоты об. 914

Опытный образец боевой машины пехоты "объект 914"

Моторно-трансмиссионное отделение находится в кормовой части корпуса и изолированно от боевого отделения перегородкой. В нем размещены двигатель с системами, трансмиссия, водометы, два топливных бака, водооткачивающие насосы и другое оборудование.
Броневая защита танка противопульная. Корпус представляет собой жесткую конструкцию, сваренную из броневых листов. Для повышения жесткости днища на нем выполнены продольные и поперечные ребра и зиги.
На подбашенном листе на шариковой опоре установлена башня. Она сварена из броневых листов толщиной от 10 до 20 мм. Амбразура пушки закрывается броневой маской с кожухом. В кормовой части вварен бронированный колпак вентилятора. В крыше башни сделан овальный люк, закрываемый крышкой. На крышке люка установлена вращающаяся командирская башенка.
Основным вооружением танка является 76,2-мм танковая пушка Д-56Т. Ее боекомплект состоит из 40 унитарных выстрелов, которые размещены в стеллажной укладке на вращающемся полу боевого отделения и в укладке боевого отделения. Наибольшая прицельная дальность стрельбы - 4000 м, максимально возможная дальность - 12000 м. Скорострельность - до 7 выстрелов в минуту. Пушка имеет ручные и электрические приводы наведения.
БТР-50П

Плавающий гусеничный бронетранспортер БТР-50П

С пушкой спарен 7,62-мм пулемет СГМТ с наибольшей прицельной дальностью стрельбы 2000 м. Его практическая скорострельность составляет 200-250 выстрелов в минуту.
Стрельбу из танка ведет командир.
Танк оснащен системой защиты от поражающих факторов ядерного оружия, работающей по принципу герметизации обитаемого пространства и создания в нем небольшого избыточного давления. Герметизация осуществляется за счет использования постоянных и автоматически включающихся уплотнений. Избыточное давление создается нагнетателем. При отсутствии радиоактивного заражения местности нагнетатель может использоваться в качестве обычного приточного вентилятора. Для измерения мощности доз гамма- излучения внутри и снаружи танка используется рентгенометр ДП-3Б. Для постановки дымовых завес танк оснащен термокондиционной дымовой аппаратурой. В танке применяется специальная противопожарная автоматическая углекислотная установка. Она обеспечивает тушение пожара в моторно-трансмиссионном отделении.
2П16

Пусковая установка 2П16 комплекса 2К6 Луна

На танке используется четырехтактный дизель жидкостного охлаждения В-6. При частоте вращения коленчатого вала 1800 об/мин он развивает мощность 240 л.с. Общая вместимость топливных баков составляет 250 л, что обеспечивает запас хода по шоссе 240-260 км. Система охлаждения двигателя эжекционная.
Механическая трансмиссия состоит из главного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки передач, бортовых фрикционов, редукторов отбора мощности на водометы и бортовых редукторов.
Подвеска танка индивидуальная торсионная. На передних и задних узлах подвески расположены гидравлические амортизаторы поршнего типа. На каждом борту танка расположено по 6 однорядных пустотелых опорных катков, направляющему колесу с механизмом натяжения и ведущему колесу.
Для движения на плаву танк снабжен двумя реактивными водометными двигателями. Забор воды производится из-под днища танка через два окна, закрытые решетками. Выброс воды при движении вперед осуществляется через два кормовых окна, при движении назад - через два окна, находящиеся на бортах танка в кормовой части. Конструкция трансмиссии допускает одновременную работу гусеничного движителя и водометов, что обеспечивает хорошую проходимость танка по болотам.
В войска первые серийные танки ПТ-76 поступили в 1952 г. Ими укомплектовывали роты плавающих танков танковых полков танковых и механизированных дивизий. Однако в середине 1950-х годов из-за изменившейся концепции ведения войны ПТ-76 стали направлять в разведывательные подразделения танковых и мотострелковых дивизий. Некоторая часть танков ПТ-76 стояла на вооружении в морской пехоте с 1963 г., а также во Внутренних войсках МВД, где они стояли на вооружении дольше всего.
Кроме Советского Союза танк ПТ-76 стоял на вооружении еще 27 стран.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса - 14 т
Экипаж - 3 чел.
Габаритные размеры:
высота - 2195 мм
длина с пушкой вперед - 7625 мм
ширина - 3140 мм
клиренс - 370 мм
Бронирование:
лоб корпуса - 10-13 мм
борт корпуса - 10-13 мм
корма - 6 мм
башня - 10-20 мм
Вооружение:
пушка - 76,2-мм нарезная пушка Д-56Т
пулемет - 7,62-мм пулемет СГМТ
Боекомплект - 40 выстрелов
1000 патронов
Двигатель - В-6, 6-цилиндровый, 4-тактный,
дизельный, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя - 240 л.с.
Скорость:
по шоссе - 44 км/ч
на плаву - 12 км/ч
Запас хода по шоссе - до 260 км
Удельное давление на грунт - 0,49 кг/кв. см
Преодолеваемые препятствия:
подъем - 38°
крен - 18°
ширина рва - 2,8 м
высота стенки - 1,1 м