Средний танк Т-62

Т-62
Средний танк Т-62 был последней ступенькой на пути эволюционного развития конструкции знаменитой "тридцатьчетверки", разработанной еще в 1939 г.
Предыстория создания Т-62 берет начало еще в начале 1950-х годов, когда Научно-технический комитет Главного бронетанкового управления Советской армии (НТК ГБТУ) сформулировал тактико-технические требования (ТТТ) к перспективному среднему танку второго послевоенного поколения. В соответствии с ними перспективный средний танк должен был значительно превосходить по основным показателям (огневая мощь, защищенность и подвижность) первый советский послевоенный средний танк - Т-54.
Работы по созданию нового перспективного среднего танка были первоначально поручены КБ-60 харьковского завода № 75. Одновременно в ОКБ-9 под руководством Ф.Ф.Петрова были начаты работы по разработке более мощной 100-мм танковой нарезной пушки Д-54Т, которую планировали установить на танк Т-54, а также на перспективный средний танк.
К 1953 г. в Харькове уже был разработан предэскизный проект. Машина получила обозначение - "объект 430". По проекту "объект 430" вооружался 100-мм танковой пушкой Д-54ТС, для наведения которой впервые на среднем танке был установлен оптический прицел-дальномер ТПДМС, его броневая защита была усилена за счет некоторого увеличения толщины броневых деталей и установки их под большими углами наклона, в качестве двигателя использовался новый турбопоршневой многотопливный дизель 4ТД с горизонтальным расположением цилиндров. Кардинально изменили и конструкцию ходовой части, которая должна была иметь шесть опорных катков малого диаметра вместо больших катков, применявшихся начиная еще с танков БТ и Т-34.
В 1952 г. к работам над перспективным средним танком подключилось и нижнетагильское КБ под руководством Л.Н.Карцева. Нижнетагильский проект получил обозначение "объект 140". Будущая машина должна была иметь бронекорпус новой, улучшенной формы, вооружаться пушкой Д-54Т, в качестве двигателя предполагался новый дизель Д-36 (максимальная мощность которого по некоторым данным должна была составлять 700 л.с.), в ходовой части так же применили опорные катки малого диаметра.
В 1957 г. был построен опытный образец нижнетагильского "объекта 140", к этому же времени были готовы и три опытных образца харьковского "объекта 430".
объект 430

Опытный средний танк "Объект 430" (1957 г.)

Опытный образец "объекта 430" имел сварной корпус, изготовленный из катанных броневых листов. Его носовая часть представляла собой многослойную броневую преграду с рациональным углом наклона передних и скуловых листов. Башня сферической формы с узкой амбразурой для установки пушки имела дифференцированную трехслойную броневую защиту. Пушка Д-54ТС, спаренная с 7,62-мм пулемётом ПКТ, стабилизировалась в двух плоскостях стабилизатором танкового вооружения "Метель" и имела механизм выброса стреляных гильз. На танке был установлен оптический прицел-дальномер ТПД-43 (ТПДМС). Боекомплект пушки - 50 унитарных артиллерийских выстрелов, спаренного пулемёта - 3000 патронов. Для борьбы с низколетящими целями противника на танке планировалось установить зенитно-пулеметную установку, оснащенную 14,5-мм пулемётом КПВТ. В отличие от первоначального проекта на танке был установлен более мощный пятицилиндровый двигатель 5ТД (580 л.с.). Трансмиссия - механическая планетарная с фрикционными элементами, работающими в масле. "Объект 430" имел новую ходовую часть с опорными катками малого диаметра с внутренней амортизацией и гусеничной лентой с последовательным открытым металлическим шарниром. Система подрессоривания танка - индивидуальная, торсионная с телескопическими гидравлическими амортизаторами на первом и шестом узлах подвески. Танк оснащался системой коллективной защиты от ОМП и автоматической системой ППО.
объект 140

Опытный средний танк "Объект 140" (1957 г.)

Опытный "объект 140" имел корпус с большими углами наклона броневых листов (в том числе бортов и крыши). Толщина бронирования лба корпуса - 100 мм. Башня, по форме сильно напоминающая башню Т-54, имела бронирование в передней части до 240 мм. Пушка Д-54ТС, спаренная с 7,62-мм пулемётом СГМТ, стабилизировалась в двух плоскостях стабилизатором танкового вооружения "Метель" и имела механизм выброса стреляных гильз. Наведение пушки осуществлялось с помощью телескопического прицела ТШ-2. Боекомплект пушки - 50 унитарных артиллерийских выстрелов, спаренного пулемёта - 3500 патронов. В качестве зенитного вооружения предусматривалась установка 14,5-мм пулемёта КПВТ. Двигатель - многотопливный дизель В-36 , максимальной мощностью 700 л.с., являвшийся модификацией двигателя семейства В-2. Трансмиссия - с механическими планетарными коробками с фрикционными элементами, работающими в масле. Ходовая часть - с опорными катками малого диаметра, имеющих внешнюю амортизацию, и поддерживающими роликами.
После прохождения заводских испытаний обе машины участвовали в сравнительных испытаниях в НИИ БТ Полигоне в Кубинке, которые выявили ряд существенных недоработок в обеих машинах. После этих испытаний посчитали, что принятие на вооружение "объекта 430" было нецелесообразно. Этой же точки зрения придерживался и ее главный конструктор А.А.Морозов. Главный конструктор КБ УВЗ Л.Н.Карцев направил письмо в ЦК КПСС и Совет Министров с просьбой освободить его КБ от продолжения работ по проекту перспективного среднего танка. Таким образом, к 1957 г. Советская Армия так и не получила новый средний танк.
Однако после разработки в Англии новой 105-мм нарезной танковой пушки L7A1 и начала производства танков "Центурион" и М60, вооруженных этой пушкой, ГБТУ потребовало от конструкторов немедленно повысить огневую мощь советских средних танков.
Т-62А

Танк Т-62А ("объект 165") - первоначальный вариант танка Т-62 с нарезной 100-мм пушкой Д-54ТС

В результате в КБ УВЗ в срочном порядке возобновились работы по усилению вооружения Т-54, для чего предполагалось использовать пушку Д-54ТС с механизмом выброса стреляных гильз. Проект танка получил обозначение "объект 165". Для установки новой пушки спроектировали новую башню с увеличенным диаметром погона и увеличенной толщиной брони в передней части и установкой механизма выброса стрелянных гильз. Однако новая башня не помещалась на старом корпусе и был спроектирован новый - более широкий и более длинный. Моторно-трансмиссионное отделение и ходовая часть остались практически без изменений. Увеличилось до 97 шт. количество траков и изменилось расположение опорных катков. На машину устанавливали систему ПАЗ и ликвидировали курсовой пулемет.
В 1958 г. были изготовлены три опытных экземпляра "объекта 165", которые до 1960 г. проходили полигонно-войсковые испытания, а в 1961 г. был принят на вооружение под обозначением Т-62А.
В конце 1950-х годов была создана 115-мм гладкоствольная танковая пушка У-5ТС, которую в начале 1960 г. установили в переделанный "объект 165". Эта опытная машина получила индекс "объект 166". В 1960-1961 гг. "объект 166" успешно прошел заводские и войсковые испытания и в августе 1961 г. был принят на вооружение под обозначением Т-62. В 1961 г. завод № 183 изготовил установочную партию танков Т-62 из 25 штук. В марте 1962 г. было принято решение производство танков Т-62А не начинать, а с 1 июля 1962 г. было начато массовое производство танка Т-62.
Т-62

Танк Т-62 ("объект 166") (обр. 1961 г.) - базовый образец танка

Танк Т-62 представляет собой дальнейшее развитие танков Т-54/Т-55 и выполнен по той же конструктивной схеме. Слева, в передней части корпуса находится отделение управления, в средней части под башней размещается боевое отделение, а в корме - силовое. В нем использованы те же узлы и агрегаты, что и в Т-54/Т-55, однако корпус и башня разработаны заново. Корпус Т-62 сварен из гомогенных броневых плит. Лобовые плиты имеют толщину 102 мм и значительный угол наклона от вертикали. Толщина остального бронирования существенно меньше - бортов в нижней части корпуса - 15 мм, в верхней - 79 мм (бортовые листы установлены вертикально), днище изготовлено из броневой стали толщиной 20 мм и для увеличения прочности имело корытообразную форму, крыша - толщиной 31мм.
В отделении управления находится место механика-водителя. Башня установлена в центральной части корпуса и является цельнолитой с толщиной брони в передней части 240 мм и 153 мм по бортам. В левой части башни располагаются рабочие места наводчика и командира танка, а с правой стороны находится рабочее место заряжающего. Для наблюдения за местностью командир использует комбинированный прибор ТКН-3. Наводчик осуществляет наведение вооружения с помощью прицела ТШ2Б-41, а в ночное время с помощью ночного прицела ТПН1-41-11.
Т-62 обр. 1972 г.

Танк Т-62 обр. 1972 г. - модификация танка Т-62

Впервые в истории мирового танкостроения в качестве основного вооружения в башне установлена стабилизированная в двух плоскостях 115-мм гладкоствольная пушка 2А20 (войсковое обозначение У5-ТС "Молот"). Она может вести огонь унитарными выстрелами с тремя основными типами оперенных снарядов: осколочно-фугасными ОФ-18, кумулятивными БК-4 и БК-4М и бронебойно-подкалиберными БМ-6. Наведение на цель осуществляется с помощью электрогидравлических приводов. Благодаря наличию двухплоскостного стабилизатора вооружения "Метеор" прицельную стрельбу из пушки можно вести во время движения танка (при скоростях до 10-15 км/час). С пушкой спарен пулемет ПКТ калибра 7,62-мм с боекомплектом в 2000 патронов.
В качестве силовой установки на танке Т-62 используется V-образный 12-цилиндровый дизель с жидкостным охлаждением В-55В, развивающий мощность 580 л. с. при 2000 об/мин.
В состав ходовой части Т-62 входят по пять двускатных обрезиненных опорных катков с каждого борта. Катки подвешены на балансирах. Упругими элементами подвески являются торсионные валы, установленные поперек корпуса танка по всей его ширине. Балансиры первых и пятых катков связаны с лопастными гидравлическими амортизаторами. Гусеница цевочного зацепления состоит из 97 траков шириной 580 мм, соединенных металлическим шарниром.
Для обеспечения внешней связи на Т-62 устанавливалась радиостанция Р-113. Связь между членами экипажа обеспечивалась танковым переговорным устройством Р-124.
Т-62М

Танк Т-62М - модернизация танка Т-62 (1983 г.)

Танк Т-62 оборудован автоматической системой пожаротушения. Система защиты от оружия массового поражения аналогична этой системе на Т-55. На Т-62 установлена термодымовая аппаратура, обеспечивающая постановку дымовой завесы шириной до 400 м, которая при безветренной погоде держится в течение четырех минут.
Танк конструктивно приспособлен к преодолению водных преград. Броды глубиной до 1,40 м Т-62 преодолевает без подготовки. После подготовки, с использованием ОПВТ танк способен преодолевать водные преграды глубиной до 5 м. Часть танков Т-62 была приспособлена для установки различного дополнительного навесного оборудования: минных тралов КМТ-4 и КМТ-5, танкового бульдозера БТУ, комплексной экранной защиты 3ЭТ-1.
В ходе серийного производства Т-62 подвергался модернизации. В 1967 г. была изменена конструкция крыши МТО. С средины 1960-х годов на танки стали устанавливать гусеницы с резинометаллическим шарниром (РМШ). С 1972 г. танки Т-62 начали оснащаться зенитным пулеметом ДШКМ. С 1975 г. на Т-62 стали устанавливать лазерный дальномер КТД-1 или КТД-2.
Серийное производство Т-62 в СССР было завершено в 1972 г., в Чехословакии по лицензии - до 1978 г.
В начале 1980-х годов в КБ УВЗ были проведены работы по глубокой модернизации танков Т-62, которые имели своей целью преобразование среднего танка в основной. В их ходе был создан и в 1983 г. принят на вооружение танк Т-62М. Огневая мощь повышалась за счет установки вместо старого прицельного оборудования нового комплекса системы управления огнем (СУО) и системы управляемого вооружения "Шексна". Защищенность танков Т-62М повышалась в основном за счет установки дополнительного комбинированного бронирования корпуса и башни. В результате комплекса мер по усилению огневой мощи и защищенности боевая масса Т-62М возросла до 41,5-42,0 т. Для компенсации возросшей массы и сохранения подвижности на Т-62М устанавливались более мощные двигатели - В55У (620 л.с.), а затем В-46-5М (690 л.с.). Вместо радиостанции Р-123М установлены радиостанция Р-173 и радиоприемник Р-173П. Система 902Б запуска дымовых гранат обеспечивает постановку дымовой завесы на дальностях 200-350 метров.
Т-62МВ

Танк Т-62МВ - модернизация танка Т-62 (1985 г.)

Т-62Д был принят на вооружение в 1983 г. На танке устанавливался комплекс активной защиты 1030М "Дрозд", позволивший получить высокий уровень защищенности без существенного увеличения боевой массы (которая составляла 40 т). Как и Т-62М машина получила дополнительное бронирование корпуса, башни, днища, а также бортовые резиновые экраны.
В 1985 г. был принят на вооружение танк Т-62МВ. Он был спроектирован на базе Т-62М, от которого отличался системой дополнительного бронирования. Вместо многослойных экранов из комбинированной брони, устанавливавшихся на башне и корпусе танка Т-62М, был использован комплекс динамической защиты (КДЗ). Дополнительное бронирование днища и бортовые резинотканевые экраны сохранялись. На части танков элементы КДЗ устанавливались и на бортовых экранах. Боевая масса возросла до 38,4 т.
В составе Советской Армии танки Т-62 использовались при вводе войск в Чехословакию в 1968 году, участвовали в пограничных советско-китайских конфликтах, состояли на вооружении ограниченного контингента советских войск в Афганистане. В составе российских вооруженных сил применялись в ходе боевых действий в Чечне.
Помимо Советского Союза Т-62 состояли на вооружении только в одной стране варшавского договора - Болгарии. Кроме того, они поставлялись, состояли или состоят на вооружении в Алжире, Анголе, Афганистане, Вьетнаме, Египте, Израиле, Ираке, Иране, Кубе, Ливии, Монголии, Северной Корее, Сирии, Сомали, Судане, Эфиопии. В составе иностранных вооруженных сил танки Т-62 наиболее широко использовались на Ближнем Востоке - в арабо-израильских войнах, ирано-иракской войне (1980-1988 гг.) и в боевых действиях в зоне Персидского залива в 1991 году.
ИТ-1
Ракетный танк ИТ-1, разработанный на базе танка Т-62 (1968 г.). Вооружен комплексом танкового управляемого вооружения "Дракон" с боекомплектом 15 ПТУР и 7,62-мм пулеметом ПКТ с боекомплектом в 2000 патронов
Тактико-технические характеристики
Т-62 Т-62МВ
Год принятия на вооружение - 1961 г. 1985 г.
Боевая масса - 37-37,5 т 38,4 т
Экипаж - 4 чел. 4 чел.
Габаритные размеры:
высота по крышу башни - 2395 мм 3039 мм
длина с пушкой вперед - 9335 мм 9335 мм
ширина - 3300 мм 3566 мм
клиренс - 430 мм 397 мм
Бронирование:
лоб корпуса - 100 мм 100 мм
лоб башни - 242 мм 242 мм
Вооружение:
пушка - 115-мм гладкоствольная пушка У5-ТС 115-мм гладкоствольная пушка У5-ТС
пулеметы - 7,62-мм пулемет ПКТ (СГМТ)
12,7-мм пулемет ДШКМ (с 1972 г.)
7,62-мм пулемет ПКТ
12,7-мм пулемет ДШКМ
Боекомплект - 40 выстрелов
2500 патронов калибра 7,62 мм
300 патронов калибра 12,7 мм
42 выстрела
3000 патронов калибра 7,62 мм
300 патронов калибра 12,7 мм
УР "Шексна"
Двигатель - В-55В, V-образный, 12-цилиндровый,
4-тактный, дизельный, жидкостного
охлаждения
В-55У (В-46-5М), V-образный,
12-цилиндровый, 4-тактный,
дизельный, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя - 580 л.с. 620 (690) л.с.
Скорость по шоссе - 50 км/ч 50 км/ч
Запас хода по шоссе - 450 км 450 км
Удельное давление на грунт - 0,75-0,77 кг/кв. см 0,81 кг/кв. см
Преодолеваемые препятствия:
подъем - 32° 32°
крен - 30° 30°
ширина рва - 2,85 м 2,85 м
высота стенки - 0,8 м 0,8 м
глубина брода без подготовки - 1,4 м 1,4 м
глубина водной преграды при
преодолении с ОПВТ
- 5 м 5 м