Модернизация основного боевого танка Т-72

Модернизированный Т-72
За время серийного производства танка Т-72 было выпущено около 30000 машин различных модификаций, производился он с 1974 по 1992 гг. Естественно, что даже с момента прекращения производства, а тем более машины первых выпусков успели как технически, так и морально устареть. Модернизация – это наиболее реальный, и наиболее экономически рациональный путь увеличения ТТХ танкового парка. Это позволит довести наиболее массовые из российских танков до военно-технического уровня, соответствующего современным танкам стран НАТО.
В основном модернизацией танка Т-72 занимался завод "Уралвагонзавод", причем, не от хорошей жизни.
Т-72БА

Модернизированный танк Т-72БА

Одним из первых вариантов модернизации танка Т-72 является модель Т-72БА. В 90-х годах прошлого века, после развала СССР, завод "Уралвагонзавод" был на грани закрытия. В 1992 г. завод обратил свое внимание на новый для себя вид деятельности – ремонт и модернизация стоящих на вооружении машин до более совершенного уровня.
И только в 1998 г. предприятие для отработки навыков по модернизации машин взяло у Министерства обороны России 20-30 танков для проведения капитального ремонта. В марте 1998 г. на заводе полностью определились с идеологией доработок. По танку Т-72 она включала в себя замену двигателя В-46 на В-84, установку современной автоматизированной СУО, тепловизора и ВДЗ (встроенной динамической защиты) "Контакт-5".
К концу года на заводе подготовили первую модернизированную по данной схеме машину, на втором танке заканчивался монтаж башни на корпус.
Однако данный вариант модернизации оказался дорог для российских ВС. Два танка остались прототипами для дальнейшей модернизации экспортных вариантов танка, а оставшиеся подверглись капитальному ремонту и в целом незначительным доработкам.
В 1999 г. на предприятии прошли ремонт еще 30 танков Т-72Б и Т-72Б1, настало время узаконить проводимые при ремонте доработки. В период с 15.10 по 26.11.2000 г. прошли государственные испытания модернизированной версии танка, которая поступила на вооружение российской армии под индексом Т-72БА ("объект 184А" и "объект 184А1" по внутризаводской документации).
Первые модернизированные по данному проекту машины (1998 - 2000 гг.) получили комплекс навесной динамической защиты "Контакт", часть получила "Контакт-5" и СУО 1А40-1. Внешне данные танки можно было опознать по наличию в кормовой части башни датчика атмосферных условий ДВЕ-БС.
Система управления огнём СУО 1А40-1 обеспечивает полностью автоматическую работу, однако ввод суммарных поправок по-прежнему оставался ручным. Позже на танки стали устанавливать модернизированную СУО 1А40-1М, отличительными особенностями которой стали наличие ТБВ (танкового баллистического вычислителя) на процессоре, автоматический ввод бокового упреждения и углов прицеливания при стрельбе из пушки и спаренного с ней пулемета, учет бокового ветра, угловой скорости цели, крена, отклонения начальной скорости снарядов и индивидуальных углов вылета, расчет углов прицеливания и бокового упреждения для прицела командира и полуавтоматическое слежение за движущейся целью.
В состав обоих этих СУО включается комплекс управляемого вооружения "Свирь", позволяющий вести стрельбу ракетами 9М119 и 9М119М. Прибор наведения КУВ "Свирь" смонтирован в перископический пассивно-активный ночной прицел 1К13-49. В 2005 г. на танке появился новая СУО 1А40-М2. Штатные стабилизаторы вооружения были заменены на новый двухплоскостной стабилизатор 2Э42-4 "Жасмин" с электромашинным приводом горизонтального наведения и электрогидравлическим – вертикального.
Взамен старых дизелей В-84-1 и В-84М, которые устанавливались на Т-72Б, на танк был установлен улучшенный дизель - В-84МС. На выпускных коллекторах данного дизеля были смонтированы сильфоны, смешивающие выхлопные газы двигателя с атмосферным воздухом, что положительно сказалось на температурном режиме работы коллектора и понизило тепловую заметность Т-72.
Аналогично танку Т-90 обр. 1993 г. была доработана трансмиссия. Ходовая часть получила гусеницы с параллельным РМШ и с возможностью монтажа асфальтоходных башмаков. В соответствии с этим были применены новые звездочка ведущего колеса и ленивец.
Танк получил усиленную противоминную защиту днища под сиденьем механика-водителя. Здесь были смонтированы два дополнительных ребра жесткости под днищем и поперечный пиллерс. Непосредственно рядом с сиденьем разместилась распорная стойка, а само сиденье было подвешено к крыше корпуса танка. Между установленными ребрами жесткости могут устанавливаться накладные бронелисты (в качестве варианта).
Ремонтная документация на "Объект 184А" и "Объект 184А1" не предусматривает вмешательства в существующую конструкцию бронирования.
Машины, модернизированные после 2002 г., оснащались только встроенной динамической защитой "Контакт-5", а с 2003 г. стали получать новое унифицированное МТО с дизелем В-92С2 мощностью 1000 л.с. Помимо двигателя танк получал новую усиленную трансмиссию, доработанную систему воздухоочистки, алюминиевые радиаторы, обладающие повышенной теплоотдачей, ППО с СУ 3ЭЦ13-1, усовершенствованный по динамике ход катков, а также внедренные средства ИК-маскировки.
Танк получил новый комплекс средств связи "Абзац", который включает УKB радиостанцию Р-173, радиоприемник Р-173П, блок антенных фильтров и АВСК Р-174, новый ночной прибор ТВН-5 для механика-водителя, установлен клапан автоматического слива отстоя.
С 2011 г. на танке устанавливается СУО "Сосна-У". Танки после заводской модернизации окрашивают защитной краской. Камуфляж при необходимости наносится в строевых частях.
У завода "Уралвагонзавод" есть вариант модернизации машин Т-72М1, которые поставлялись на экспорт. Эта машина получила наименование Т-72М1М.
Т-72М1М

Модернизированный танк Т-72М1М

Вариант модернизации танков Т-72 повышает их огневую мощь, защищенность, подвижность, командную управляемость, сохраняя на прежнем уровне надежность.
Новая автоматизированная система управления огнем позволяет вести огонь из пушки в любое время суток на большие дальности, в том числе с ходу, как наводчику, так и командиру машины.
Защищенность танка повышена за счет установки динамической защиты нового поколения, улучшающей уровень защиты от поражения не только кумулятивными, но и бронебойными подкалиберными снарядами. На модернизированном Т-72М1 установлены новые автоматические системы пожаротушения и защиты экипажа от ОМП.
В качестве вооружения используется 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М, комплекс управляемого вооружения 9К119 "Рефлекс" и закрытая зенитно-пулеметная установка.
Основной прицел наводчика - комбинированный тепловизионный, стабилизация поля зрения - независимая в двух плоскостях. Прибор командира - ПНК-4М, дневно-ночной со стабилизированным полем зрения в вертикальной плоскости.
На танке установлены цифровой баллистический вычислитель и автомат сопровождения цели. Стабилизатор вооружения - двухплоскостной с электромашинным приводом в горизонтальной и электрогидравлическим приводом в вертикальной плоскостях.
Для защиты от ПТС с лазерными системами наведения и дальнометрирования на танке установлена автоматическая система постановки завес СПЗ комплекса ТШУ-1. Для защиты от мин и ПТУР с магнитометрическими взрывателями на машине установлена система электромагнитной защиты СЭМЗ.
В качестве навигационной аппаратуры используется аппаратура спутниковой навигации. На танке установлены радиостанция Р-163-50У или Р-168-25У, радиоприемник Р-163УП или Р-168УП и приборный комплекс радиационной и химической разведки ГО-27.
В качестве силовой установки на танк устанавливаются двигатели В-84МС мощностью 840 л. с. или В-92С2 мощностью 1000 л. с. Масса танка выросла до 45 т. Максимальная скорость составляет 65 км/ч. Ходовая часть получила гусеницы с параллельным РМШ и с возможностью монтажа асфальтоходных башмаков.
Т-72Б2

Модернизированный танк Т-72Б2 "Рогатка"

У завода "Уралвагонзавод" есть еще один вариант модернизации танка Т-72. Это Т-72Б2 "Рогатка", которая считается самой лучшей модификацией "семьдесятдвойки".
На танке Т-72Б2 "Рогатка" установлена усовершенствованная пушка 2А46М-5 и боекомплект выстрелов повышенного могущества к ней, устройство для повышения точности стрельбы артиллерийского вооружения, которое измеряет изгиб ствола.
Многоканальный (визирный, дальномерный, тепловизионный каналы и совмещенный с ними канал для наведения управляемых ракет) прицел наводчика "Сосна" производства белорусского ОАО "Пеленг" оснащен тепловизионной камерой второго поколения французского производства CATHERINE фирмы Томсон-GSF. В качестве вспомогательного сохранен прицел наводчика ТПД-К1. Прицел "Сосна" обеспечивает независимую стабилизацию в вертикальной и горизонтальной плоскостях, выработку и ввод в стабилизатор вооружения углов прицеливания и бокового упреждения. Модернизированный прицел обеспечивает эффективное поражение целей на дальности свыше 3000 м при дальности распознавания цели типа танк с дистанции до 4-5 км. Возможности применения управляемого ракетного оружия также расширены, появилась возможность эффективного применения ТУР в ночных условиях и с ходу.
На танке установлена динамическая защита модульного типа "Реликт". Она обеспечивает значительно лучшие показатели по перекрытию защищаемой лобовой проекции башни и корпуса по сравнению с ДЗ типа "Контакт-5".
Также Т-72Б "Рогатка" оснащен системой электромагнитной защиты, обеспечивающим защиту от противотанковых мин с магнитными взрывателями.
Маскировочный комплект "Накидка" является штатным комплектом танка. При оснащении танка комплектом “Накидка” вероятность его обнаружения в ближнем ИК-диапазоне дневными и ночными приборами и прицелами, тепловизионными системами и головками самонаведения (ГСН) снижается на 30%. В тепловом диапазоне вероятность обнаружения и захвата танка инфракрасными ГСН снижается два-три раза. Резко снижается заметность танка в радиотепловом диапазоне - температура танка с маскировкой и фона практически совпадают. В радиолокационном диапазоне вероятность и дальность обнаружения оснащенного “Накидкой” танка снижается в шесть и более раз.
На модернизированном Т-72Б установлен КОЭП "Штора", но без прожекторов-постановщиков помех.
Для защиты бортовой и кормовой проекции танк комплектуется бортовыми решетчатыми экранами (РЭ). РЭ обеспечивают вероятность разрушения БЧ гранат РПГ (ПГ-7, ПГ-9) без формирования кумулятивной струи с вероятностью 0,5...0,65, в других случаях возможно снижение бронепробиваемости на 70-100%.
На танке установлен новый двигатель В92С2 мощностью 1000 л. с. Кроме основной силовой установки модернизированный танк оснащен и вспомогательной (ВСУ), предназначенной для питания потребителей электроэнергии на стоянке, когда основной двигатель отключен.
Гусеничный движитель танка также усовершенствован. Он содержит гусеничную ленту, выполненную из штампованных элементов, соединенных между собой параллельными резинометаллическими шарнирами; опорные катки с наружным обрезиниванием; поддерживающие катки; ведущие колеса; двускатные направляющие колеса с окнами. Штампованные элементы гусеничной ленты в местах контакта с опорными катками выполнены гладкими. Торцевые поверхности ободов дисков двускатных направляющих колес снабжены выступами-ледорубами. На участках дисков под ледорубами расположены разомкнутые скошенные ребра жесткости с наибольшей высотой у ступицы.
Модернизированный Т-72Б

Модернизированный танк Т-72Б ОАО "Оборонсервис"

Кроме завода "Уралвагонзавод" модернизацией танка Т-72 занимаются и другие предприятия. Так в 2012 г. ОАО "Оборонсервис" продемонстрировал вариант модернизации танка Т-72Б. Этот вариант модернизации был разработан ОАО "Спецремонт", непосредственные работы по проектированию и исполнению производились на ОАО "61-й бронетанковый ремонтный завод" в Санкт-Петербурге (Стрельне).
Основой модернизации является оборудование танка современными прицельными комплексами. В первую очередь выделяется оснащение танка панорамным круглосуточным прицелом командира "Соколиный глаз" производства белорусского ОАО "Пеленг" с использованием тепловизионной камеры третьего поколения (видимо, Thales Catherine XP). Особенностью установки данного прицела на этом танке является отсутствие на нем оптического канала. У наводчика установлен многоканальный круглосуточный прицел "Сосна-У" также разработки "Пеленга". В системе управления огнем танка применены цифровой баллистический вычислитель белорусского производства и автомат сопровождения цели российского производства, имеющий два канала сопровождения (командира и наводчика). В отделении управления размещены элементы информационно-управляющей системы шасси, информацию с которой механик-водитель получает на специальное табло. Также механик-водитель может использовать установленную видеокамеру заднего вида.