Боевая машина десанта БМД-1
Работы по созданию боевой машины десанта (БМД) для Воздушно-десантных войск начались по инициативе командующего ВДВ генерал-полковника В.Ф. Маргелова. Инициативу В.Ф. Маргелова поддержало военное и политическое руководство страны.
В апреле 1964 г. одновременно нескольким организациям, включая конструкторские бюро Мытищинского машиностроительного завода (ММЗ), Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ) и Всесоюзного научно - исследовательского института ВНИИ-100 в Ленинграде, была поручена подготовка эскизных проектов боевой машины Воздушно-десантных войск.
В проекте БМД, разработанном во ВНИИ-100, двигатель с его системами и агрегаты трансмиссии были размещены в передней части корпуса у правого борта. Механик-водитель располагался в отделении управления слева от двигателя. За механиком-водителем в МТО, уступом от левого к правому борту, были установлены три сиденья для десантников, за которыми находилось боевое отделение. Башня с вооружением, заимствованная у БМП "Объект 765", располагалась со смещением от продольной оси машины к левому борту. За башней около кормы располагались еще два сиденья для десантников. Около рабочих мест десантников имелись установки для стрельбы из личного оружия, но они не позволяли вести прицельный огонь в направлении движения машины. Корпус машины предлагалось изготавливать из алюминиевого сплава Д-20. Боевая масса машины, согласно расчетам, составляла 6,6 т, масса десантируемой машины - 5,9 т.
В аванпроекте БМД, предложенном ОКБ ММЗ, были применены отработанные в производстве узлы и агрегаты серийных машин - ГАЗ-41 и артиллерийского тягача АТ-П. Однако все картеры агрегатов, кронштейны подвески и опорные катки завод предусматривал изготавливать не из чугуна и стали, а из легких сплавов. Броневой корпус предполагалось выполнить из броневого алюминиевого сплава АБТ-101. В ходовой части использовались гусеницы с открытым металлическим шарниром, гарантийный срок службы которых составлял 2000 км. Для рассмотрения завод представил несколько вариантов компоновок БМД.
Согласно первому варианту, БМД представляла собой самоходную артиллерийскую установку, в которой 73-мм орудие "Гром" со спаренным 7,62-мм пулеметом ПКТ и специальным прицелом устанавливалось в лобовом листе броневой рубки корпуса (углы наводки по вертикали - от -5 до +15°, по горизонтали - в секторе ± 15°). 15 выстрелов размещалось в механизме заряжания. Остальные 15 выстрелов располагались в боеукладке под механизмом заряжания. На качающейся части орудия снаружи устанавливался специальный кронштейн с направляющими для пуска управляемых ракет ПТРК "Малютка". Двигатель с главным фрикционом и системой охлаждения размещался в кормовой части корпуса машины, коробка передач - в носовой части; она соединялась с двигателем карданным валом, а с главной передачей и планетарными механизмами поворота (ПМП) - через промежуточный картер. Все агрегаты МТО располагались вдоль продольной оси машины, а по бортам корпуса были выполнены отсеки, в которых находился экипаж машины и десант в количестве двух и пяти человек соответственно. Выход экипажа и десанта производился вверх через люки в крыше корпуса и назад - через кормовые двери. При движении на плаву использовался гусеничный движитель (за счет перемотки гусениц). Боевая масса машины составляла 6,7 т, масса десантируемой машины - 6,0 т.
Согласно второму варианту, основное оружие устанавливалось во вращающейся башне, выполненной по типу башни БМП "Объект 765". Но в представленном проекте башня была выполнена двухместной и имела кормовую нишу, в которой размещался механизм заряжания емкостью 19 выстрелов. Остальные 11 выстрелов находились в корпусе. В башне слева от орудия располагался наводчик, справа - командир. Ходовая часть машины имела переднее расположение ведущих колес. В носовой части корпуса, перед башней, размещались: слева - механик-водитель и справа от него - два десантника. Сзади башни располагались еще два десантника. Каждое рабочее место десантника оборудовалось установкой для стрельбы из личного оружия. Вход и выход из машины были организованы аналогично первому варианту. Движение машины на плаву осуществлялось с помощью двух водометных движителей. Боевая масса машины составляла 7,55 т, масса десантируемой машины - 6,85 т.
В третьем варианте БМД, представленном ММЗ, башня с оружием была полностью заимствована у БМП "Объект 765" и устанавливалась в средней части корпуса со смещением от продольной оси машины к левому борту на 200 мм. В ходовой части использовалось кормовое расположение ведущих колес. В носовой части корпуса слева размещался механик-водитель, рядом с ним - командир и один десантник. Рядом с башней и за башней располагались еще три десантника; рабочие места пяти десантников оборудовались установками для ведения огня из личного оружия. Выход экипажа и десанта из машины на суше осуществлялся по проходу между двигателем и системой охлаждения над коробкой передач через люк в кормовом листе корпуса, на плаву - через люки в крыше корпуса и башни. В МТО, располагавшемся в кормовой части машины, поперек корпуса у правого борта устанавливался карбюраторный двигатель. В трансмиссии применялась коробка передач, выполненная по схеме коробки передач АСУ-57. По обоим бортам располагались два водометных движителя. Боевая масса машины составляла 7,46 т, масса десантируемой машины - 6,76 т.
Особым конструкторским бюро ВгТЗ в 1964 г. были представлены два компоновочных решения на одном шасси, различавшиеся расположением отделения управления. Оба варианта БМД, получившей заводское обозначение "Объект 915", имели активное размещение десанта и кормовое расположение МТО. В обоих вариантах в МТО устанавливались дизель УТД-20А мощностью 250 л.с. (184 кВт) и специальная трансмиссия.
В первом представленном ОКБ ВгТЗ варианте компоновки отделение управления находилось во вращающейся башне. Слева от орудия в башне располагался наводчик-оператор (он же командир), справа - механик-водитель. Десант из пяти человек размещался в корпусе. Трое десантников, посаженных в ряд в носовой части корпуса, были вооружены пулеметными установками. Прицелы для стрельбы из пулеметов были вмонтированы в перископические смотровые приборы. Двое десантников находились в корпусе позади башни. То есть из семи человек боевого расчета четверо могли вести огонь в переднем секторе. Для наиболее безопасного выхода десанта в сторону кормы за башней в корпусе имелся широкий кормовой люк. Пневматическая подвеска обеспечивала регулируемый с места механика-водителя клиренс машины.
Второй вариант отличался тем, что рабочее место механика-водителя было оборудовано в центре отделения управления в носовой части корпуса. Слева от механика-водителя располагался командир машины, справа - стрелок; оба имели установки 7,62-мм пулеметов ПКТ. В средней части корпуса устанавливалась башня, полностью унифицированная с башней опытной БМП "Объект 765". В башне размещался наводчик-оператор. За башней в корпусе машины были расположены еще три сиденья для десантников, которые могли вести огонь из своего оружия через специальные герметичные амбразуры на борта и на корму.
В августе 1964 г. на ВгТЗ изготовили макет БМД "Объект 915" (вариант 1) в натуральную величину с размещением механика-водителя в двухместной башне. Машина имела на вооружении 73-мм гладкоствольное орудие ТКБ-04 ("Гром"), один 7,62-мм пулемет ПКТ, спаренный с орудием, и три 7,62-мм пулемета (один ПКТ и два ПК), монтировавшиеся в шаровых установках в носовой части корпуса, а также пусковую установку ПТРК "Малютка".
При дальнейшей работе над вариантами компоновок БМД "Объект 915" в начале 1965 г. было выявлено, что, несмотря на преимущества первого варианта, его реализация в металле влекла за собой увеличение массы машины на 200-300 кг. Кроме того, установка башни (боевого отделения) иной конструкции нарушала унификацию с проходившей в это время испытания и планируемой к принятию на вооружение опытной БМП "Объект765". Поэтому предпочтение отдали второму варианту компоновки с использованием унифицированного боевого отделения "Объекта 765" и с размещением механика-водителя в корпусе машины.
Летом 1965 г. изготовили макет БМД "Объект 915" (вариант 2) в натуральную величину на основе опытного броневого корпуса. Одноместная башня с вооружением была полностью заимствована у БМП "Объект 765", в ней размещался один из двух членов экипажа - наводчик-оператор. Вооружение БМД составляли 73-мм гладкоствольное орудие ТКБ-04 (в серии - 2А28), пусковая установка ПТРК "Малютка", один спаренный и два курсовых 7,62-мм пулемета ПКТ.
Первые три опытные машины испытали пробегом на заводском полигоне - по грунтовой дороге, песку и грязи, а также на плаву - в глубоком овраге с водой. В ходе испытания проявилась "нехватка" боевой массы машины, не дающая возможности продолжительного устойчивого движения и наката машины. По результатам выбрали вариант с четырехскоростной коробкой передач, в ходовой части установили двухскатные обрезиненные катки и гусеницу с одним гребнем.
Всесторонние полигонные и войсковые испытания "Объекта 915" начались в 1967 г., по результатам которых в 1969 г. БМД "Объект 915" была принята на вооружение воздушно-десантных войск Советской Армии под обозначением БМД-1. С 1968 года она производилась серийно на ВгТЗ.
БМД-1 имеет классическую для танков компоновочную схему: боевое отделение находится в средней части корпуса, а моторно-трансмиссионное - в кормовой. Корпус сварен из алюминиевых броневых плит. Броня защищала экипаж только от огня стрелкового оружия калибра 7,62 мм и осколков снарядов. Верхняя лобовая плита очень сильно наклонена к вертикали - на 78°, угол наклона нижней составляет 50°. Волноотражательный щиток, лежащий при движении по суше на передней лобовой плите, служит дополнительной защитой. Корпус в носовой части сужается, его поперечное сечение имеет Т-образную форму с развитыми надгусеничными нишами. Башня - сварная из стальной брони, заимствована у боевой машины пехоты БМП-1. Ее лобовые детали защищают от 12,7-мм бронебойных пуль.
В передней части корпуса по оси машины расположено рабочее место механика-водителя. Для входа и выхода из машины он имеет индивидуальный люк, крышка которого приподнимается и сдвигается вправо. Слева от механика-водителя располагается место командира БМД, который попадает в машину и выходит из нее также через свой люк. Стрелок-пулеметчик располагается справа от механика-водителя. Стрелки-десантники размещены позади боевого отделения у кормовой перегородки МТО.
В средней части корпуса размещается боевое отделение с одноместной башней, заимствованной у БМП-1, внутри которой находится сиденье наводчика. Основным вооружением являются полуавтоматическая гладкоствольная пушка 2А28 "Гром" калибра 73 мм и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ПКТ. Наибольшая прицельная дальность 1300 м. Боевая скорострельность 6 - 7 выстр./мин. Боекомплект к пушке составляет 40 выстрелов ПГ-15В с кумулятивными противотанковыми гранатами, который размещен в механизированной (конвейерной) укладке, расположенной по окружности башни на вращающейся платформе, как и в БМП-1. Поскольку одним из важнейших требований к машине была ее малая масса, конструкторам пришлось упростить (по сравнению с БМП-1) автомат заряжания. Транспортер доставлял снаряд, выбранный наводчиком, в точку заряжания, после чего наводчик должен был вручную перенести его и вставить в казенник. Вооружение башни дополнила пусковая установка противотанковых управляемых ракет - ПТУР 9М14М "Малютка", доступ к которой осуществляется через специальный люк в крыше. Всего в машине размещено три ПТУР (две в укладке в башне и одна в корпусе) и 2000 патронов к спаренному пулемету. Последние снаряжаются в ленты, которые укладываются в два магазина по 1000 патронов в каждом, размещенных в гильзозвеньесборнике. После установки магазинов на место ленты соединяются между собой патроном.
Вооружение башни не стабилизировано. Наведение в горизонтальной и вертикальной плоскостях осуществляется с помощью электрических приводов. В качестве дублера используется ручной привод. Для наблюдения за местностью и ведения огня установлен комбинированный (дневной и бесподсветочный ночной) монокулярный перископический прицел 1ПН22М1.
В амбразурах по краям лобовой части корпуса в шаровых опорах установлены два курсовых пулемета ПКТ. Огонь из них ведут командир машины и пулеметчик. Боекомплект каждого пулемета состоит из 1000 патронов, размещенных в четырех штатных коробках.
В средней части корпуса машины на обоих бортах и в крышке кормового люка имеется по одной шаровой установке для стрельбы из автоматов АКМС. Шаровые установки, расположенные на бортах, закрываются броневыми заслонками, которые открываются вручную с рабочих мест стрелков.
В кормовой части корпуса размещается моторно-трансмиссионное отделение, в котором установлен 6-цилиндровый V-образный четырехтактный бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения 5Д20, развивающий мощность 240 л.с. при 2400 об/мин.
Система охлаждения эжекционная, обеспечивает также отсос пыли из воздухоочистителя и вентиляцию МТО. В нее включен отопитель калориферного типа для обогрева боевого отделения.
Двигатель сблокирован с трансмиссией, состоящей из однодискового фрикциона сухого трения, четырехступенчатой механической коробки передач, двух бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух одноступенчатых планетарных бортовых передач. Главный фрикцион, коробка передач, бортовые фрикционы соединены с двигателем в один силовой блок. Кроме того, в моторно-трансмиссионном отделении установлены редукторы, приводящие в действие водометные движители. Над коробкой передач помещен радиатор системы охлаждения двигателя. Циркуляция воздуха через радиатор обеспечивается благодаря жалюзи в верхней плите корпуса.
Ходовая часть БМД-1 применительно к одному борту состоит из пяти обрезиненных сдвоенных ребристых опорных катков, выполненных из легкого сплава. Роль эластичных элементов подвески выполняют гидропневматические рессоры, объединенные в единую систему. В качестве упругого элемента в них используется сжатый азот, усилие на который передается через жидкость. Подвеска позволяет уменьшить общую высоту машины при остановке и движении по ровной дороге, вывешивать ее при установке на десантную платформу, уменьшать выступающую ходовую часть при движении на плаву. Направляющие колеса размещаются в передней части корпуса. Изменение натяжения гусениц производится с помощью кривошипного механизма с гидравлическим приводом. На БМД-1 применяются мелкозвенчатые гусеницы с ОМШ, состоящие из 87 траков каждая. В средней части траков на их внутренней поверхности имеются направляющие гребни. Верхние ветви гусениц опираются на четыре односкатных обрезиненных поддерживающих ролика, причем два из них (средние) расположены снаружи от гребней, а крайние - за ними. Гусеничный ход не прикрыт защитными экранами.
Движение по воде осуществляется за счет водометных движителей, расположенных в моторно-трансмиссионном отделении вдоль бортов корпуса машины. Водометы смонтированы в туннелях, входные отверстия которых устроены в днище машины, а выходные - в ее корме. Входные и выходные отверстия закрываются специальными сдвижными заслонками, выполняющими функции как защиты, так и рулевого управления при плавании. Закрытие заслонок одного из водометов приводит к повороту машины. БМД-1 отлично держится на воде, обладая при этом хорошей скоростью плавания (до 10 км/ч) и маневренностью. Во время плавания в передней части корпуса поднимается волноотражательный щиток, препятствующий заливанию водой передней части корпуса машины.
В состав дополнительного оборудования, которым оснащена БМД-1, входят система коллективной защиты от ОМП, автоматическая система пожаротушения, а также водооткачивающая и дымообразующая аппаратура.
Для обеспечения внешней связи на боевой машине десанта установлена радиостанция Р-123М. Связь внутри машины обеспечивает танковое переговорное устройство Р-124 на пять абонентов.
На базе БМД-1 с 1971 года выпускалась командирская машина БМД-1К, на которой дополнительно были установлены вторая радиостанция Р-123М; антенный фильтр; второй аппарат А2 переговорного устройства Р-124; бензоэлектрический агрегат; курсоуказатель; отопитель и вентилятор среднего отделения; прибор радиационной и химической разведки ПРХР; два съемных столика; снята левая курсовая пулеметная установка.
В 1974 году на вооружение воздушно-десантных войск был принят гусеничный бронетранспортер БТР-Д, созданный в КБ ВгТЗ с использованием узлов и агрегатов БМД-1. Он отличался от БМД-1 удлиненным почти на 483 мм корпусом, наличием дополнительной пары опорных катков и отсутствием башни с вооружением. Вооружение БТР-Д состояло из двух курсовых 7,62-мм пулеметов ПКТ, установленных в носу машины, аналогично БМД-1, и четырех дымовых гранатометов 902В "Туча", смонтированных попарно на задней стенке десантного отделения. Во второй половине 1980-х годов часть машин оснащалась 30-мм автоматическим гранатометом АГС-17 "Пламя", устанавливавшимся на кронштейне в правой части крыши корпуса. Постоянный экипаж БТР-Д состоит из трех человек: механика-водителя и двух пулеметчиков, в десантном отделении размещаются десять десантников.
В 1979 году на базе БТР-Д был создан бронетранспортер БТР-РД "Робот", оборудованный ПУ 9П135М противотанкового комплекса "Конкурс" для ПТУР 9М113 или 9П135М-1 для ПТУР 9М111 "Фагот". Позднее на базе БТР-Д были созданы БТР-ЗД "Скрежет" для перевозки расчетов зенитно-ракетных комплексов (шесть ПЗРК "Стрела-3"). Эта машина используется также в качестве шасси для установки на крыше корпуса 23-мм спаренной автоматической зенитной пушки ЗУ-23-2 на полевом лафете.
БТР-Д послужила базой и для создания самоходного артиллерийского орудия 2С9 "Нона" и машины управления артиллерии 1В119 "Реостат". Последняя оснащается РЛС разведки наземных целей с дальностью обнаружения до 14 км, лазерным дальномером, дневными и ночными приборами наблюдения, топопривязчиком, бортовой ЭВМ, двумя радиостанциями Р-123, одной Р-107. Экипаж размещается в рубке, приборы установлены во вращающейся башенке. Вооружение включает курсовой ПКТ, ПЗРК, три РПГ типа "Муха".
Командно-штабная машина звена "полк - бригада" КШМ-Д "Сорока" оборудована двумя радиостанциями Р-123, двумя Р-111, разведывательной радиостанцией Р-130 и засекречивающей аппаратурой связи. У БМД-КШ "Синица" батальонного звена имеется две радиостанции Р-123.
Бронированная ремонтно-эвакуационной машина БРЭМ-Д оснащена краном-стрелой, тяговой лебедкой, сошником-лопатой и сварочным аппаратом.
На базе БТР-Д выпускались станция спутниковой связи Р-440 ОДБ "Фобос", санитарный бронетранспортер, а также станции пуска и управления дистанционно-пилотируемыми летательными аппаратами типа "Пчела" и "Шмель" комплекса воздушного наблюдения местности "Малахит".
В конце 1970-х годов БМД-1 подвергались изменениям во время капитального ремонта. В частности, на некоторых машинах в кормовой части башни устанавливался блок дымовых гранатометов системы 902В "Туча", на других опорные катки заменялись на более новые.
В 1978 году были приняты на вооружение модернизированные варианты БМД-1П и БМД-1ПК с повышенной огневой мощью за счет установки ПУ для стрельбы ПТУР комплекса "Конкурс" или "Фагот" с полуавтоматическим наведением, повышенной бронепробиваемостью. Пусковая установка комплекса 9М14М на маске пушки демонтирована, а на крыше башни установлен кронштейн для крепления станка пусковой установки 9П135М комплекса "Конкурс" ("Фагот"). Боекомплект составляют две ракеты 9М113 и одна - 9М111. В походном положении внутри корпуса укладывается и пусковая установка, а кроме того, тренога, позволяющая осуществлять наведение и пуск ПТУР с грунта.
В боекомплект пушки 2А28 введены 16 выстрелов ОГ-15В с осколочными гранатами. Боекомплект к курсовым пулеметам ПКТ составляет 1940 патронов в лентах по 250 патронов, уложенных в шести коробках; 440 патронов находятся в заводской упаковке. На машине также установлены усовершенствованные приборы наблюдения и прицел 1ПН22М2, новые катки, некоторым доработкам подверглись двигатель и трансмиссия. Боевая масса БМД-1П выросла до 7,6 тонны.
На экспорт БМД-1 и БТР-Д не поставлялись. Однако, судя по западным публикациям, небольшое количество БМД-1 получила Куба, которая применяла их в Анголе. После вывода кубинских войск с Африканского континента несколько машин, по-видимому, остались на вооружении правительственных войск. По-видимому незначительное количество БМД-1 имелось и у Ирака в 1991 году.
После распада СССР значительное количество боевых машин десанта осталось за пределами России, в некоторых бывших союзных республиках, на территории которых дислоцировались соединения ВДВ.
В апреле 1964 г. одновременно нескольким организациям, включая конструкторские бюро Мытищинского машиностроительного завода (ММЗ), Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ) и Всесоюзного научно - исследовательского института ВНИИ-100 в Ленинграде, была поручена подготовка эскизных проектов боевой машины Воздушно-десантных войск.
В проекте БМД, разработанном во ВНИИ-100, двигатель с его системами и агрегаты трансмиссии были размещены в передней части корпуса у правого борта. Механик-водитель располагался в отделении управления слева от двигателя. За механиком-водителем в МТО, уступом от левого к правому борту, были установлены три сиденья для десантников, за которыми находилось боевое отделение. Башня с вооружением, заимствованная у БМП "Объект 765", располагалась со смещением от продольной оси машины к левому борту. За башней около кормы располагались еще два сиденья для десантников. Около рабочих мест десантников имелись установки для стрельбы из личного оружия, но они не позволяли вести прицельный огонь в направлении движения машины. Корпус машины предлагалось изготавливать из алюминиевого сплава Д-20. Боевая масса машины, согласно расчетам, составляла 6,6 т, масса десантируемой машины - 5,9 т.
В аванпроекте БМД, предложенном ОКБ ММЗ, были применены отработанные в производстве узлы и агрегаты серийных машин - ГАЗ-41 и артиллерийского тягача АТ-П. Однако все картеры агрегатов, кронштейны подвески и опорные катки завод предусматривал изготавливать не из чугуна и стали, а из легких сплавов. Броневой корпус предполагалось выполнить из броневого алюминиевого сплава АБТ-101. В ходовой части использовались гусеницы с открытым металлическим шарниром, гарантийный срок службы которых составлял 2000 км. Для рассмотрения завод представил несколько вариантов компоновок БМД.
Согласно первому варианту, БМД представляла собой самоходную артиллерийскую установку, в которой 73-мм орудие "Гром" со спаренным 7,62-мм пулеметом ПКТ и специальным прицелом устанавливалось в лобовом листе броневой рубки корпуса (углы наводки по вертикали - от -5 до +15°, по горизонтали - в секторе ± 15°). 15 выстрелов размещалось в механизме заряжания. Остальные 15 выстрелов располагались в боеукладке под механизмом заряжания. На качающейся части орудия снаружи устанавливался специальный кронштейн с направляющими для пуска управляемых ракет ПТРК "Малютка". Двигатель с главным фрикционом и системой охлаждения размещался в кормовой части корпуса машины, коробка передач - в носовой части; она соединялась с двигателем карданным валом, а с главной передачей и планетарными механизмами поворота (ПМП) - через промежуточный картер. Все агрегаты МТО располагались вдоль продольной оси машины, а по бортам корпуса были выполнены отсеки, в которых находился экипаж машины и десант в количестве двух и пяти человек соответственно. Выход экипажа и десанта производился вверх через люки в крыше корпуса и назад - через кормовые двери. При движении на плаву использовался гусеничный движитель (за счет перемотки гусениц). Боевая масса машины составляла 6,7 т, масса десантируемой машины - 6,0 т.
Согласно второму варианту, основное оружие устанавливалось во вращающейся башне, выполненной по типу башни БМП "Объект 765". Но в представленном проекте башня была выполнена двухместной и имела кормовую нишу, в которой размещался механизм заряжания емкостью 19 выстрелов. Остальные 11 выстрелов находились в корпусе. В башне слева от орудия располагался наводчик, справа - командир. Ходовая часть машины имела переднее расположение ведущих колес. В носовой части корпуса, перед башней, размещались: слева - механик-водитель и справа от него - два десантника. Сзади башни располагались еще два десантника. Каждое рабочее место десантника оборудовалось установкой для стрельбы из личного оружия. Вход и выход из машины были организованы аналогично первому варианту. Движение машины на плаву осуществлялось с помощью двух водометных движителей. Боевая масса машины составляла 7,55 т, масса десантируемой машины - 6,85 т.
В третьем варианте БМД, представленном ММЗ, башня с оружием была полностью заимствована у БМП "Объект 765" и устанавливалась в средней части корпуса со смещением от продольной оси машины к левому борту на 200 мм. В ходовой части использовалось кормовое расположение ведущих колес. В носовой части корпуса слева размещался механик-водитель, рядом с ним - командир и один десантник. Рядом с башней и за башней располагались еще три десантника; рабочие места пяти десантников оборудовались установками для ведения огня из личного оружия. Выход экипажа и десанта из машины на суше осуществлялся по проходу между двигателем и системой охлаждения над коробкой передач через люк в кормовом листе корпуса, на плаву - через люки в крыше корпуса и башни. В МТО, располагавшемся в кормовой части машины, поперек корпуса у правого борта устанавливался карбюраторный двигатель. В трансмиссии применялась коробка передач, выполненная по схеме коробки передач АСУ-57. По обоим бортам располагались два водометных движителя. Боевая масса машины составляла 7,46 т, масса десантируемой машины - 6,76 т.
Особым конструкторским бюро ВгТЗ в 1964 г. были представлены два компоновочных решения на одном шасси, различавшиеся расположением отделения управления. Оба варианта БМД, получившей заводское обозначение "Объект 915", имели активное размещение десанта и кормовое расположение МТО. В обоих вариантах в МТО устанавливались дизель УТД-20А мощностью 250 л.с. (184 кВт) и специальная трансмиссия.
В первом представленном ОКБ ВгТЗ варианте компоновки отделение управления находилось во вращающейся башне. Слева от орудия в башне располагался наводчик-оператор (он же командир), справа - механик-водитель. Десант из пяти человек размещался в корпусе. Трое десантников, посаженных в ряд в носовой части корпуса, были вооружены пулеметными установками. Прицелы для стрельбы из пулеметов были вмонтированы в перископические смотровые приборы. Двое десантников находились в корпусе позади башни. То есть из семи человек боевого расчета четверо могли вести огонь в переднем секторе. Для наиболее безопасного выхода десанта в сторону кормы за башней в корпусе имелся широкий кормовой люк. Пневматическая подвеска обеспечивала регулируемый с места механика-водителя клиренс машины.
Второй вариант отличался тем, что рабочее место механика-водителя было оборудовано в центре отделения управления в носовой части корпуса. Слева от механика-водителя располагался командир машины, справа - стрелок; оба имели установки 7,62-мм пулеметов ПКТ. В средней части корпуса устанавливалась башня, полностью унифицированная с башней опытной БМП "Объект 765". В башне размещался наводчик-оператор. За башней в корпусе машины были расположены еще три сиденья для десантников, которые могли вести огонь из своего оружия через специальные герметичные амбразуры на борта и на корму.
Полноразмерный макет БМД "Объект 915" (первый вариант). 1964 г.
При дальнейшей работе над вариантами компоновок БМД "Объект 915" в начале 1965 г. было выявлено, что, несмотря на преимущества первого варианта, его реализация в металле влекла за собой увеличение массы машины на 200-300 кг. Кроме того, установка башни (боевого отделения) иной конструкции нарушала унификацию с проходившей в это время испытания и планируемой к принятию на вооружение опытной БМП "Объект765". Поэтому предпочтение отдали второму варианту компоновки с использованием унифицированного боевого отделения "Объекта 765" и с размещением механика-водителя в корпусе машины.
Полноразмерный макет БМД "Объект 915" (второй вариант). 1965 г.
Первые три опытные машины испытали пробегом на заводском полигоне - по грунтовой дороге, песку и грязи, а также на плаву - в глубоком овраге с водой. В ходе испытания проявилась "нехватка" боевой массы машины, не дающая возможности продолжительного устойчивого движения и наката машины. По результатам выбрали вариант с четырехскоростной коробкой передач, в ходовой части установили двухскатные обрезиненные катки и гусеницу с одним гребнем.
Всесторонние полигонные и войсковые испытания "Объекта 915" начались в 1967 г., по результатам которых в 1969 г. БМД "Объект 915" была принята на вооружение воздушно-десантных войск Советской Армии под обозначением БМД-1. С 1968 года она производилась серийно на ВгТЗ.
БМД-1 ранних выпусков
БМД-1 выпуска 1981 г.
В средней части корпуса размещается боевое отделение с одноместной башней, заимствованной у БМП-1, внутри которой находится сиденье наводчика. Основным вооружением являются полуавтоматическая гладкоствольная пушка 2А28 "Гром" калибра 73 мм и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ПКТ. Наибольшая прицельная дальность 1300 м. Боевая скорострельность 6 - 7 выстр./мин. Боекомплект к пушке составляет 40 выстрелов ПГ-15В с кумулятивными противотанковыми гранатами, который размещен в механизированной (конвейерной) укладке, расположенной по окружности башни на вращающейся платформе, как и в БМП-1. Поскольку одним из важнейших требований к машине была ее малая масса, конструкторам пришлось упростить (по сравнению с БМП-1) автомат заряжания. Транспортер доставлял снаряд, выбранный наводчиком, в точку заряжания, после чего наводчик должен был вручную перенести его и вставить в казенник. Вооружение башни дополнила пусковая установка противотанковых управляемых ракет - ПТУР 9М14М "Малютка", доступ к которой осуществляется через специальный люк в крыше. Всего в машине размещено три ПТУР (две в укладке в башне и одна в корпусе) и 2000 патронов к спаренному пулемету. Последние снаряжаются в ленты, которые укладываются в два магазина по 1000 патронов в каждом, размещенных в гильзозвеньесборнике. После установки магазинов на место ленты соединяются между собой патроном.
Серийный бронетранспортер БТР-Д
В амбразурах по краям лобовой части корпуса в шаровых опорах установлены два курсовых пулемета ПКТ. Огонь из них ведут командир машины и пулеметчик. Боекомплект каждого пулемета состоит из 1000 патронов, размещенных в четырех штатных коробках.
В средней части корпуса машины на обоих бортах и в крышке кормового люка имеется по одной шаровой установке для стрельбы из автоматов АКМС. Шаровые установки, расположенные на бортах, закрываются броневыми заслонками, которые открываются вручную с рабочих мест стрелков.
Бронетранспортер БТР-РД "Робот" с ПУ ПК "Конкурс"
Система охлаждения эжекционная, обеспечивает также отсос пыли из воздухоочистителя и вентиляцию МТО. В нее включен отопитель калориферного типа для обогрева боевого отделения.
Двигатель сблокирован с трансмиссией, состоящей из однодискового фрикциона сухого трения, четырехступенчатой механической коробки передач, двух бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух одноступенчатых планетарных бортовых передач. Главный фрикцион, коробка передач, бортовые фрикционы соединены с двигателем в один силовой блок. Кроме того, в моторно-трансмиссионном отделении установлены редукторы, приводящие в действие водометные движители. Над коробкой передач помещен радиатор системы охлаждения двигателя. Циркуляция воздуха через радиатор обеспечивается благодаря жалюзи в верхней плите корпуса.
Ходовая часть БМД-1 применительно к одному борту состоит из пяти обрезиненных сдвоенных ребристых опорных катков, выполненных из легкого сплава. Роль эластичных элементов подвески выполняют гидропневматические рессоры, объединенные в единую систему. В качестве упругого элемента в них используется сжатый азот, усилие на который передается через жидкость. Подвеска позволяет уменьшить общую высоту машины при остановке и движении по ровной дороге, вывешивать ее при установке на десантную платформу, уменьшать выступающую ходовую часть при движении на плаву. Направляющие колеса размещаются в передней части корпуса. Изменение натяжения гусениц производится с помощью кривошипного механизма с гидравлическим приводом. На БМД-1 применяются мелкозвенчатые гусеницы с ОМШ, состоящие из 87 траков каждая. В средней части траков на их внутренней поверхности имеются направляющие гребни. Верхние ветви гусениц опираются на четыре односкатных обрезиненных поддерживающих ролика, причем два из них (средние) расположены снаружи от гребней, а крайние - за ними. Гусеничный ход не прикрыт защитными экранами.
Движение по воде осуществляется за счет водометных движителей, расположенных в моторно-трансмиссионном отделении вдоль бортов корпуса машины. Водометы смонтированы в туннелях, входные отверстия которых устроены в днище машины, а выходные - в ее корме. Входные и выходные отверстия закрываются специальными сдвижными заслонками, выполняющими функции как защиты, так и рулевого управления при плавании. Закрытие заслонок одного из водометов приводит к повороту машины. БМД-1 отлично держится на воде, обладая при этом хорошей скоростью плавания (до 10 км/ч) и маневренностью. Во время плавания в передней части корпуса поднимается волноотражательный щиток, препятствующий заливанию водой передней части корпуса машины.
Бронетранспортер БТР-ЗД с установленной ЗУ-23-2
Для обеспечения внешней связи на боевой машине десанта установлена радиостанция Р-123М. Связь внутри машины обеспечивает танковое переговорное устройство Р-124 на пять абонентов.
На базе БМД-1 с 1971 года выпускалась командирская машина БМД-1К, на которой дополнительно были установлены вторая радиостанция Р-123М; антенный фильтр; второй аппарат А2 переговорного устройства Р-124; бензоэлектрический агрегат; курсоуказатель; отопитель и вентилятор среднего отделения; прибор радиационной и химической разведки ПРХР; два съемных столика; снята левая курсовая пулеметная установка.
В 1974 году на вооружение воздушно-десантных войск был принят гусеничный бронетранспортер БТР-Д, созданный в КБ ВгТЗ с использованием узлов и агрегатов БМД-1. Он отличался от БМД-1 удлиненным почти на 483 мм корпусом, наличием дополнительной пары опорных катков и отсутствием башни с вооружением. Вооружение БТР-Д состояло из двух курсовых 7,62-мм пулеметов ПКТ, установленных в носу машины, аналогично БМД-1, и четырех дымовых гранатометов 902В "Туча", смонтированных попарно на задней стенке десантного отделения. Во второй половине 1980-х годов часть машин оснащалась 30-мм автоматическим гранатометом АГС-17 "Пламя", устанавливавшимся на кронштейне в правой части крыши корпуса. Постоянный экипаж БТР-Д состоит из трех человек: механика-водителя и двух пулеметчиков, в десантном отделении размещаются десять десантников.
Самоходное артиллерийское орудие 2С9 "Нона-С"
БТР-Д послужила базой и для создания самоходного артиллерийского орудия 2С9 "Нона" и машины управления артиллерии 1В119 "Реостат". Последняя оснащается РЛС разведки наземных целей с дальностью обнаружения до 14 км, лазерным дальномером, дневными и ночными приборами наблюдения, топопривязчиком, бортовой ЭВМ, двумя радиостанциями Р-123, одной Р-107. Экипаж размещается в рубке, приборы установлены во вращающейся башенке. Вооружение включает курсовой ПКТ, ПЗРК, три РПГ типа "Муха".
Машина управления артиллерией 1В119 "Реостат"
Бронированная ремонтно-эвакуационной машина БРЭМ-Д оснащена краном-стрелой, тяговой лебедкой, сошником-лопатой и сварочным аппаратом.
На базе БТР-Д выпускались станция спутниковой связи Р-440 ОДБ "Фобос", санитарный бронетранспортер, а также станции пуска и управления дистанционно-пилотируемыми летательными аппаратами типа "Пчела" и "Шмель" комплекса воздушного наблюдения местности "Малахит".
В конце 1970-х годов БМД-1 подвергались изменениям во время капитального ремонта. В частности, на некоторых машинах в кормовой части башни устанавливался блок дымовых гранатометов системы 902В "Туча", на других опорные катки заменялись на более новые.
Модернизированная БМД-1П
В боекомплект пушки 2А28 введены 16 выстрелов ОГ-15В с осколочными гранатами. Боекомплект к курсовым пулеметам ПКТ составляет 1940 патронов в лентах по 250 патронов, уложенных в шести коробках; 440 патронов находятся в заводской упаковке. На машине также установлены усовершенствованные приборы наблюдения и прицел 1ПН22М2, новые катки, некоторым доработкам подверглись двигатель и трансмиссия. Боевая масса БМД-1П выросла до 7,6 тонны.
На экспорт БМД-1 и БТР-Д не поставлялись. Однако, судя по западным публикациям, небольшое количество БМД-1 получила Куба, которая применяла их в Анголе. После вывода кубинских войск с Африканского континента несколько машин, по-видимому, остались на вооружении правительственных войск. По-видимому незначительное количество БМД-1 имелось и у Ирака в 1991 году.
После распада СССР значительное количество боевых машин десанта осталось за пределами России, в некоторых бывших союзных республиках, на территории которых дислоцировались соединения ВДВ.
Бронированная ремонтно-эвуакационная машина БРЭМ-Д | |
Командно-штабная машина КШМ-Д. 1992 г. |
Тактико-технические характеристики | ||||
Боевая масса | - | 7,5 т | ||
Экипаж + десант | - | 2 + 5 чел. | ||
Габаритные размеры: | ||||
высота | - | 1620 - 1970 мм | ||
длина | - | 5400 мм | ||
ширина | - | 2630 мм | ||
клиренс | - | 100 - 450 мм | ||
Бронирование | - | противопульное | ||
Вооружение: | ||||
пушка | - | 73-мм пушка 2А28 | ||
пулеметы | - | три 7,62-мм пулемета ПКТ | ||
ПТРК | - | 9М14М "Малютка" | ||
Боекомплект | - | 40 выстрелов 4000 патронов 3 ПТУР |
||
Двигатель | - | 5Д-20, 6-цилиндровый, 4-тактный дизель жидкостного охлаждения | ||
Мощность двигателя | - | 240 л.с. при 2400 об/мин | ||
Максимальная скорость: | ||||
по шоссе | - | 60 км/ч | ||
на плаву | - | 9-10 км/ч | ||
Запас хода по шоссе | - | 500 км | ||
Удельное давление на грунт | - | 0,47 - 0,5 кг/кв. см | ||
Преодолеваемые препятствия: | ||||
подъем | - | 32° | ||
крен | - | 18° | ||
ширина рва | - | 2,0 м | ||
высота стенки | - | 0,7 м | ||
глубина брода | - | плавает |