Тяжелый танк Т-100
Опытный образец тяжелого танка с противоснарядным бронированием Т-100 был разработан конструкторским бюро ленинградского завода Опытного машиностроения № 185 имени С.М.Кирова под руководством С.А.Гинзбурга в 1938 г. Ведущим конструктором машины был Э.Ш.Палей. Танк Т-100, как и СМК, предназначался для замены тяжелого танка Т-35. Первоначально танк Т-100 должен был иметь три башни с пушечно-пулеметным вооружением, расположенные в продольной плоскости по диагонали, но при обсуждении проектов танков СМК и Т-100 на Комитете обороны в декабре 1938 г. по указанию И.В.Сталина для уменьшения веса от задней малой башни было решено отказаться.
Опытный образец танка Т-100 был изготовлен в 1939 г. 25 июля этого же года, после обкатки и устранения мелких недостатков, СМК и Т-100 были переданы на полигонные испытания.
Назначение, отличительные особенности и компоновочная схема танка были такие же, как у танка СМК. Танк также имел противоснарядное бронирование толщиной 50-60 мм, обеспечивающее защиту на дальности стрельбы менее 500 м от огня существовавшей в то время противотанковой артиллерии калибра до 47 мм. Корпус Т-100 был собран из катаных листов и литых деталей, соединенных сваркой, заклепками и ботами.
Две литые орудийные башни конической формы располагались одна за другой по продольной оси танка. На крыше большой башни, установленной на подбашенной коробке, располагалась командирская башенка кругового вращения со смотровыми щелями по периметру и зенитным пулеметом ДТ.
В задней башне была установлена 76-мм пушка с пулеметом, в передней - 45-мм пушка и пулемет. Третий пулемет монтировался в шаровой установке в кормовой части верхней башни.
Ходовая часть танка состояла из двухскатных опорных катков с массивными шинами, двухскатных обрезиненных поддерживающих катков, ведущих колес заднего расположения со съемными зубчатыми венцами и литых направляющих колес. Гусеничные ленты - мелкозвенчатые, с открытым шарниром, пальцы - со стопорными кольцами. Т-100 имел индивидуальную подвеску и листовые рессоры без амортизаторов.
Машина оснащалась радиостанцией 71-ТК-3 и ТПУ на шесть абонентов.
С началом советско-финляндской войны (30 ноября 1939 года) было решено танки СМК и Т-100 направить в действующую армию для проверки во фронтовых условиях. При этом было несколько изменено вооружение машин: на Т-100 76-мм орудие Л-10 заменили на более мощное Л-11 (для чего пришлось переделать маску). За время боевых действий машина прошла 155 км и получила 14 попаданий снарядами противотанковых орудий (левый борт - 6, маска 45-мм пушки - 1, ниша большой башни - 3, левая гусеница - 3, левый ленивец - 1). Во всех случаях броня не была пробита. После окончания войны Т-100 прибыл на завод, где быта произведена замена двигателя и легкий ремонт танка. Всего к 1 апреля Т-100 прошел 1745 км. Танк Т-100 летом 1940 года был передан для хранения в Кубинку, а после начала Великой Отечественной войны эвакуирован в Казань, а затем в Челябинск. Здесь машина была передана в распоряжение опытного завода № 100, где и пробыла до конца войны. Дальнейшая судьба машины не установлена, но по некоторым данным до середины 50-х годов она находилась на территории Челябинского танкового училища.
Танк Т-100 в основном отвечал оперативно-тактическим взглядам по его применению. Бронирование танка вполне соответствовало предъявленным к нему требованиям, а вооружение обеспечивало массированный и маневренный круговой огонь одновременно в различных направлениях. Танк по всем тактико-техническим показателям превосходил тяжелый танк Т-35, однако не был лишен и некоторых недостатков. В отчете по полигонным испытаниям танков СМК и Т-100, составленных комиссией под председательством П. Ворошилова, относительно Т-100 отмечалось, что "недостаточно отработана система охлаждения, при движении по лесу сетки забиваются листьями, ненадежна работа вентилятора. Необходимо доработать механизмы управления коробкой перемены передач, конструкцию бортовых фрикционов необходимо пересмотреть в сторону усиления". Как достоинство отмечалось наличие пневматической системы управления танком. В заключении говорилось, что "Т-100 заданным ТТХ соответствует. Рекомендовать для принятия на вооружение Красной Армии нецелесообразно, так как изготовлен и принят танк КВ".
База Т-100 послужила для разработки нескольких боевых машин, созданных по опыту боев в Финляндии. В середине декабря 1939 года Военный Совет Северо-Западного фронта обязал завод № 185 спроектировать и изготовить инженерный танк противоснарядного бронирования на базе Т-100. Эта машина предназначалась для выполнения задач по наводке моста, перевозке саперов и взрывчатки и эвакуации поврежденных танков. Однако в ходе проектирования КБ завода получило от начальника АБТУ РККА Д. Павлова задание на "постановку 152-мм пушки или другой подходящей с большими начальными скоростями на базу Т-100" для борьбы с ДОТ. В связи с этим директор завода № 185 Н. Барыков обратился в Военный Совет Северо-Западного фронта с просьбой "об отмене решения по изготовлению инженерного танка и вынесения решения по установке на машине 100 130-мм морской пушки".
Просьба была удовлетворена, и уже 8 января 1940 года чертежи корпуса Т-100-Х (икс) - такое обозначение получила машина - были переданы на Ижорский завод.
Т-100-Х отличался от Т-100 установкой вместо башен рубки клиновидной формы с 130-мм морской пушкой Б-13. Подвеска машины проектировалась торсионной, и ее изготовление поручили Кировскому заводу, имевшему опыт в этой области. В ходе изготовления бронедеталей для ускорения сборки машины форма рубки была изменена на более простую. Новая самоходная установка получила индекс Т-100-У (игрек). Бронекорпус Т-100-У поступил с Ижорского завода 24 февраля, 1 марта началась сборка машины, и 14 марта готовая самоходка совершила свой первый выезд. Но война к этому времени уже кончилась, и испытать Т-100-У в боевой обстановке не удалось.
В ходе советско-финляндской войны была сделана попытка модернизировать и вооружение Т-100. В январе 1940 года заместитель наркома обороны командарм 1-го ранга Г. Кулик дал указание "усилить вооружение Т-100 установкой на него 152-мм гаубицы М-10 для борьбы с надолбами".
К середине марта 1940 года была изготовлена новая башня с 152-мм гаубицей М-10. Ее предполагалось установить вместо имевшейся на Т-100 башни с 76-мм пушкой Л-11. Машина с 152-мм артсистемой получила индекс Т-100-Z (зет). Но новая башня так и не была установлена на танк: в связи с принятием на вооружение КВ-1 и КВ-2, АБТУ РККА прекратило все работы по дальнейшему совершенствованию Т-100.
Опытный образец танка Т-100 был изготовлен в 1939 г. 25 июля этого же года, после обкатки и устранения мелких недостатков, СМК и Т-100 были переданы на полигонные испытания.
Назначение, отличительные особенности и компоновочная схема танка были такие же, как у танка СМК. Танк также имел противоснарядное бронирование толщиной 50-60 мм, обеспечивающее защиту на дальности стрельбы менее 500 м от огня существовавшей в то время противотанковой артиллерии калибра до 47 мм. Корпус Т-100 был собран из катаных листов и литых деталей, соединенных сваркой, заклепками и ботами.
Две литые орудийные башни конической формы располагались одна за другой по продольной оси танка. На крыше большой башни, установленной на подбашенной коробке, располагалась командирская башенка кругового вращения со смотровыми щелями по периметру и зенитным пулеметом ДТ.
В задней башне была установлена 76-мм пушка с пулеметом, в передней - 45-мм пушка и пулемет. Третий пулемет монтировался в шаровой установке в кормовой части верхней башни.
Ходовая часть танка состояла из двухскатных опорных катков с массивными шинами, двухскатных обрезиненных поддерживающих катков, ведущих колес заднего расположения со съемными зубчатыми венцами и литых направляющих колес. Гусеничные ленты - мелкозвенчатые, с открытым шарниром, пальцы - со стопорными кольцами. Т-100 имел индивидуальную подвеску и листовые рессоры без амортизаторов.
Машина оснащалась радиостанцией 71-ТК-3 и ТПУ на шесть абонентов.
С началом советско-финляндской войны (30 ноября 1939 года) было решено танки СМК и Т-100 направить в действующую армию для проверки во фронтовых условиях. При этом было несколько изменено вооружение машин: на Т-100 76-мм орудие Л-10 заменили на более мощное Л-11 (для чего пришлось переделать маску). За время боевых действий машина прошла 155 км и получила 14 попаданий снарядами противотанковых орудий (левый борт - 6, маска 45-мм пушки - 1, ниша большой башни - 3, левая гусеница - 3, левый ленивец - 1). Во всех случаях броня не была пробита. После окончания войны Т-100 прибыл на завод, где быта произведена замена двигателя и легкий ремонт танка. Всего к 1 апреля Т-100 прошел 1745 км. Танк Т-100 летом 1940 года был передан для хранения в Кубинку, а после начала Великой Отечественной войны эвакуирован в Казань, а затем в Челябинск. Здесь машина была передана в распоряжение опытного завода № 100, где и пробыла до конца войны. Дальнейшая судьба машины не установлена, но по некоторым данным до середины 50-х годов она находилась на территории Челябинского танкового училища.
Танк Т-100 в основном отвечал оперативно-тактическим взглядам по его применению. Бронирование танка вполне соответствовало предъявленным к нему требованиям, а вооружение обеспечивало массированный и маневренный круговой огонь одновременно в различных направлениях. Танк по всем тактико-техническим показателям превосходил тяжелый танк Т-35, однако не был лишен и некоторых недостатков. В отчете по полигонным испытаниям танков СМК и Т-100, составленных комиссией под председательством П. Ворошилова, относительно Т-100 отмечалось, что "недостаточно отработана система охлаждения, при движении по лесу сетки забиваются листьями, ненадежна работа вентилятора. Необходимо доработать механизмы управления коробкой перемены передач, конструкцию бортовых фрикционов необходимо пересмотреть в сторону усиления". Как достоинство отмечалось наличие пневматической системы управления танком. В заключении говорилось, что "Т-100 заданным ТТХ соответствует. Рекомендовать для принятия на вооружение Красной Армии нецелесообразно, так как изготовлен и принят танк КВ".
База Т-100 послужила для разработки нескольких боевых машин, созданных по опыту боев в Финляндии. В середине декабря 1939 года Военный Совет Северо-Западного фронта обязал завод № 185 спроектировать и изготовить инженерный танк противоснарядного бронирования на базе Т-100. Эта машина предназначалась для выполнения задач по наводке моста, перевозке саперов и взрывчатки и эвакуации поврежденных танков. Однако в ходе проектирования КБ завода получило от начальника АБТУ РККА Д. Павлова задание на "постановку 152-мм пушки или другой подходящей с большими начальными скоростями на базу Т-100" для борьбы с ДОТ. В связи с этим директор завода № 185 Н. Барыков обратился в Военный Совет Северо-Западного фронта с просьбой "об отмене решения по изготовлению инженерного танка и вынесения решения по установке на машине 100 130-мм морской пушки".
Просьба была удовлетворена, и уже 8 января 1940 года чертежи корпуса Т-100-Х (икс) - такое обозначение получила машина - были переданы на Ижорский завод.
Т-100-Х отличался от Т-100 установкой вместо башен рубки клиновидной формы с 130-мм морской пушкой Б-13. Подвеска машины проектировалась торсионной, и ее изготовление поручили Кировскому заводу, имевшему опыт в этой области. В ходе изготовления бронедеталей для ускорения сборки машины форма рубки была изменена на более простую. Новая самоходная установка получила индекс Т-100-У (игрек). Бронекорпус Т-100-У поступил с Ижорского завода 24 февраля, 1 марта началась сборка машины, и 14 марта готовая самоходка совершила свой первый выезд. Но война к этому времени уже кончилась, и испытать Т-100-У в боевой обстановке не удалось.
В ходе советско-финляндской войны была сделана попытка модернизировать и вооружение Т-100. В январе 1940 года заместитель наркома обороны командарм 1-го ранга Г. Кулик дал указание "усилить вооружение Т-100 установкой на него 152-мм гаубицы М-10 для борьбы с надолбами".
К середине марта 1940 года была изготовлена новая башня с 152-мм гаубицей М-10. Ее предполагалось установить вместо имевшейся на Т-100 башни с 76-мм пушкой Л-11. Машина с 152-мм артсистемой получила индекс Т-100-Z (зет). Но новая башня так и не была установлена на танк: в связи с принятием на вооружение КВ-1 и КВ-2, АБТУ РККА прекратило все работы по дальнейшему совершенствованию Т-100.
Тактико-технические характеристики | ||
Боевая масса | - | 58 т |
Экипаж | - | 8 чел. |
Габаритные размеры: | ||
высота | - | 3430 мм |
длина | - | 8495 мм |
ширина | - | 3400 мм |
клиренс | - | 525 мм |
Бронирование: | ||
лоб, борт, корма | - | 60 мм |
корма | - | 6 мм |
крыша | - | 20 мм |
днище | - | 20-30 мм |
башня | - | 60 мм |
Вооружение: | ||
пушки | - | 76,2-мм пушка Л-10 (Л-11) 45-мм пушка обр. 1934-1938 гг. |
пулеметы | - | три 7,62-мм пулемета ДТ |
Боекомплект | - | 120 выстрелов калибра 76,2 мм 393 выстрела калибра 45 мм 4284 патрона калибра 7,62 мм |
Двигатель | - | ГАМ-34-БТ, V-образный, 12-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, 4-тактный |
Мощность двигателя | - | 850 л.с. |
Скорость: | ||
по шоссе | - | 35,7 км/ч |
по проселку | - | 15 км/ч |
Запас хода: | ||
по шоссе | - | 160 км |
по проселку | - | 120 км |
Удельное давление на грунт | - | 0,68 кг/кв. см |
Преодолеваемые препятствия: | ||
подъем | - | 42° |
глубина брода | - | 1,25 м |
ширина рва | - | 4 м |
высота стенки | - | 1,2 м |