Тяжелый танк СМК
Проект тяжелого двухбашенного танка СМК был разработан специалистами конструкторского бюро СКБ-2 Кировского завода под руководством Ж.Я.Котина в 1938 г. как альтернатива тяжелому танку Т-35. Его отличительной особенностью было двухярусное размещение пушечного вооружения в двух башнях.
Первоначально танк СМК должен был иметь три башни с пушечно-пулеметным вооружением, расположенные в продольной плоскости по диагонали, но при обсуждении проектов танков СМК и Т-100 на Комитете обороны в декабре 1938 г. по указанию И.В.Сталина для уменьшения веса от задней малой башни было решено отказаться.
Опытный образец танка, проходивший заводские испытания в начале лета 1939 г., имел в большой башне кормовой крупнокалиберный пулемет ДК, который затем был заменен на ДТ.
С началом советско-финляндской войны танки СМК и Т-100 было решено направить в действующую армию для проверки в фронтовых условиях. В одном из боев при попытке прорвать оборону белофинов танк СМК был подорван. Попытка эвакуировать его за советскую линию фронта успехом не увенчалась. СМК простоял за финскими позициями до конца февраля 1940 года. Поврежденную машину удалось осмотреть только после прорыва главной полосы "линии Маннергейма".
СМК удалось эвакуировать только в начале марта 1940 года. С помощью шести танков Т-28 его отбуксировали на станцию Перк-Ярви. Но из-за отсутствия подъемных кранов машину пришлось разобрать на части, грузить на платформы и так отправлять на завод.
СМК был доставлен на Кировский завод. По заданию АБТУ РККА в течение 1940 года завод должен был отремонтировать танк и "передать его для хранения на полигон в Кубинке". Однако по неясным причинам до начала Великой Отечественной войны ремонт произведен не был, а после войны СМК пошел в переплавку.
На базе танка СМК в 1939 г. разрабатывалась бронированная самоходная артиллерийская установка "объект 212", вооруженная 152,4-мм пушкой Бр2, которая так и не была изготовлена.
В целом танк СМК отвечал требованиям того времени. Его 60-мм броневая защита могла выдержать огонь 37-47-мм противотанковых пушек, а вооружение обеспечивало массированный и высокоманевренный круговой огонь. Он по всем показателям превосходил тяжелый танк Т-35.
Однако в выводах, приведенных в отчетах по полигонным испытаниям танков СМК и Т-100, составленных комиссией под председательством П. Ворошилова, по СМК отмечалась неудовлетворительная работа системы охлаждения двигателя и воздушного фильтра, а также ненадежность коробки перемены передач. В заключении говорилось: "Танк заданным ТТХ соответствует. Рекомендовать для принятия на вооружение Красной Армии нецелесообразно, так как заводом изготовлен и принят на вооружение танк КВ, обладающий более мощным бронированием и лучшей ТТХ".
Первоначально танк СМК должен был иметь три башни с пушечно-пулеметным вооружением, расположенные в продольной плоскости по диагонали, но при обсуждении проектов танков СМК и Т-100 на Комитете обороны в декабре 1938 г. по указанию И.В.Сталина для уменьшения веса от задней малой башни было решено отказаться.
Опытный образец танка, проходивший заводские испытания в начале лета 1939 г., имел в большой башне кормовой крупнокалиберный пулемет ДК, который затем был заменен на ДТ.
С началом советско-финляндской войны танки СМК и Т-100 было решено направить в действующую армию для проверки в фронтовых условиях. В одном из боев при попытке прорвать оборону белофинов танк СМК был подорван. Попытка эвакуировать его за советскую линию фронта успехом не увенчалась. СМК простоял за финскими позициями до конца февраля 1940 года. Поврежденную машину удалось осмотреть только после прорыва главной полосы "линии Маннергейма".
СМК удалось эвакуировать только в начале марта 1940 года. С помощью шести танков Т-28 его отбуксировали на станцию Перк-Ярви. Но из-за отсутствия подъемных кранов машину пришлось разобрать на части, грузить на платформы и так отправлять на завод.
СМК был доставлен на Кировский завод. По заданию АБТУ РККА в течение 1940 года завод должен был отремонтировать танк и "передать его для хранения на полигон в Кубинке". Однако по неясным причинам до начала Великой Отечественной войны ремонт произведен не был, а после войны СМК пошел в переплавку.
На базе танка СМК в 1939 г. разрабатывалась бронированная самоходная артиллерийская установка "объект 212", вооруженная 152,4-мм пушкой Бр2, которая так и не была изготовлена.
В целом танк СМК отвечал требованиям того времени. Его 60-мм броневая защита могла выдержать огонь 37-47-мм противотанковых пушек, а вооружение обеспечивало массированный и высокоманевренный круговой огонь. Он по всем показателям превосходил тяжелый танк Т-35.
Однако в выводах, приведенных в отчетах по полигонным испытаниям танков СМК и Т-100, составленных комиссией под председательством П. Ворошилова, по СМК отмечалась неудовлетворительная работа системы охлаждения двигателя и воздушного фильтра, а также ненадежность коробки перемены передач. В заключении говорилось: "Танк заданным ТТХ соответствует. Рекомендовать для принятия на вооружение Красной Армии нецелесообразно, так как заводом изготовлен и принят на вооружение танк КВ, обладающий более мощным бронированием и лучшей ТТХ".
Тактико-технические характеристики | ||
Боевая масса | - | 55 т |
Экипаж | - | 7 чел. |
Габаритные размеры: | ||
высота | - | 3250 мм |
длина | - | 8750 мм |
ширина | - | 3400 мм |
клиренс | - | 500 мм |
Бронирование: | ||
лоб корпуса | - | 60-75 мм |
борт корпуса | - | 60 мм |
корма | - | 55 мм |
крыша, днище | - | 30-20 мм |
башня | - | 60 мм |
Вооружение: | ||
пушки | - | 76,2-мм пушка Л-11 45-мм пушка обр. 1934-1938 гг. |
пулеметы | - | четыре 7,62-мм пулемета ДТ |
Боекомплект | - | 113 выстрелов калибра 76,2 мм 300 выстрелов калибра 45 мм 5733 патрона калибра 7,62 мм |
Двигатель | - | АМ-34, V-образный, 12-цилиндровый, 4-тактный, карбюраторный, жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя | - | 850 л.с. |
Скорость: | ||
по шоссе | - | 34,5 км/ч |
по проселку | - | 15 км/ч |
Запас хода: | ||
по шоссе | - | 280 км |
по проселку | - | 230 км |
Удельное давление на грунт | - | 0,662 кг/кв. см |
Преодолеваемые препятствия: | ||
подъем | - | 37° |
ширина рва | - | 4 м |
высота стенки | - | 1,1 м |
глубина брода | - | 1,7 м |