Тяжелый танк Т-35
Опытный образец тяжелого танка Т-35-1 (1932 г.). Вооружен 76,2-мм пушкой ПС-3, двумя 37-мм танковыми пушками Б-3 и 3 пулеметами ДТ
С появлением артиллерии, способной поражать танки специальными бронебойными снарядами прямой наводкой, дальнейшее развитие тяжелых машин, по мнению многих зарубежных военных специалистов, стало бесперспективным.
Советские конструкторы не разделяли данной точки зрения и придерживались прежней классификации: сверхмалые и малые танки массой до 5 т, легкие до 15-20 т, средние до 30 т и тяжелые до 100 т. К созданию тяжелых танков в СССР приступили в начале 30-х годов, и производились они до конца 50-х.
Конструкторам тяжелый танк виделся как двух, трех или же пятибашенная машина массой от 30 до 75 тонн с вооружением из одной-двух 76-мм, одной-двух 57-45-мм пушек и пяти пулеметов.
Опытный тяжелый танк Т-35-2 (1933г.). Вооружен 76,2-мм танковой пушкой ПС-3, двумя 45-мм танковыми пушками обр. 1932 г. и 5 пулеметами ДТ
Не увенчалась успехом и попытка Авто-танко-дизельного отдела Экономического управления ОГПУ (АТДО ЭКУ ОГПУ) - тюремного КБ, в котором трудились арестованные конструкторы - разработать в конце 1930-го - начале 1931 года проект танка прорыва массой 75 т. Как и Т-30, этот проект имел множество недостатков, исключавших возможность постройки такой машины.
В августе 1931 года, после отъезда Гроте и других немецких инженеров, КБ АВО-5 реорганизовали и его возглавил Н. Барыков, в свое время работавший у Э. Гроте заместителем.
Новое конструкторское бюро получило от УММ РККА задание "к 1 августа 1932 года разработать и построить новый 35-тонный танк прорыва типа ТГ", работы над которым начались в ноябре 1931 года. Этой машине (масса - 35 тонн, ходовая часть и силовой агрегат по типу ТГ, вооружение и компоновка - по типу проекта Т-32, разработанного Н. Барыковым и М. Зигелем) был вскоре присвоен индекс Т-35.
Сборку первого прототипа, получившего обозначение Т-35-1, закончили 20 августа 1932 года. В главной башне Т-35-1 был установлен первый образец только что созданной 76-мм танковой пушки повышенной мощности ПС-3 и пулемет ДТ в шаровой установке. В четырех малых башнях одинаковой конструкции располагались (по диагонали) две 37-мм пушки ПС-2 и два ДТ. Еще один пулемет ДТ установили в лобовом листе корпуса.
Ходовая часть машины (применительно к одному борту) состояла из шести опорных катков среднего диаметра, сгруппированных попарно в три тележки, шести поддерживающих роликов, направляющего и ведущего колес. Тележки опорных катков были сконструированы по типу подвески танка "Гросстрактор" фирмы "Крупп". Следует отметить, что советские конструкторы значительно улучшили принцип работы подвески.
Моторно-трансмиссионную группу Т-35-1 изготовили с учетом опыта работы над танком ТГ. Она состояла из двигателя М-6, главного фрикциона, коробки передач с шестернями шевронного зацепления и бортовых фрикционов. Для управления ими использовалась пневматическая система, что делало процесс вождения машины массой 38 т чрезвычайно легким. Правда, в ходе испытаний осенью 1932 года выявился ряд существенных недостатков: постоянно отказывала система пневмоуправления, перегревался двигатель, подтекала топливная система, не работало 76-мм орудие ПС-3.
В результате осенних испытаний 1932 года стало ясно, что для серийного производства конструкция трансмиссии и пневмоуправления является слишком сложной и дорогой. Поэтому вполне понятно, что главное внимание при проектировании улучшенного варианта Т-35-2, которое началось в ноябре того же года, основное внимание обращали на всемерное упрощение и удешевление образца. На новой машине отказались от использования пневматической системы управления по типу ТГ, полусферическую штампованную башню заменили клепано-сварной цилиндрической более приспособленной к серийному производству.
По указанию И. Сталина, который очень интересовался разработками новых типов советских танков, была произведена унификация главных башен Т-35 и Т-28. Т-35-2 получил также новый двигатель - М-17, другую трансмиссию и коробку передач, в большой башне цилиндрической формы смонтировали пушку ПС-3 с прогрессивной нарезкой. В остальном же Т-35-2 практически не отличался от своего предшественника, если не считать измененной конструкции фальшборта. Сборку машины завершили в апреле 1933 года.
В феврале 1933 года танковое производство завода "Большевик" было выделено в самостоятельный завод № 174 имени К. Ворошилова. На нем КБ Н. Барыкова преобразовали в Опытно-конструкторский машиностроительный отдел - ОКМО, в котором, пока шла сборка опытного образца Т-35-2, заканчивали работы над танком Т-35А, который должен был выпускаться серийно.
В соответствии с постановлением Правительства СССР в мае 1933 года серийное производство Т-35 передавалось на Харьковский паровозостроительный завод имени Коминтерна (ХПЗ). Туда в начале июня 1933 года в срочном порядке отправили еще не прошедшую испытаний машину Т-35-2 и всю рабочую документацию по Т-35А.
Тяжелый танк Т-35А (1933-1935 гг.). Вооружен 76,2-мм танковой пушкой КТ-28, двумя 45-мм танковыми пушками обр. 1932 г. и 6 пулеметами ДТ
Однако испытания показали, что новая машина оказалась недостаточно подвижной и ненадежной - Т-35 чаще ремонтировался, чем двигался.
Одновременно с передачей Т-35 в серийное производство встал вопрос и о его модернизации. Согласно утвержденной Правительством СССР 13 августа 1933 года новой системе танкового вооружения "Т-35 должен быть заменен более мощным танком специального назначения". Причем этим же постановлением предусматривалось в течение всей пятилетки производство Т-35, если к этому времени не будет окончательно решен вопрос о конструкции нового тяжелого танка.
Еще до выхода в свет этого документа Опытный завод Спецмаштреста в мае - июне 1933 года разработал шесть вариантов нового тяжелого танка Т-39. На их основе предполагалось построить машину массой 85 - 90 т, вооруженную 45, 76 и 107-мм пушками (в зависимости от варианта) и с броней толщиной 50 - 90 мм.
10 июня 1933 года на специальном заседании Научно-технического комитета УММ РККА эти варианты были рассмотрены вместе с проектами 100-тонного танка ТГ-6 (разработан Гроте во время его пребывания в СССР) и 70-тонным танком итальянской фирмы "Ансальдо". По результатам обсуждения КБ Опытного завода под руководством Н. Барыкова и С. Гинзбурга разработало седьмой и восьмой варианты Т-39, которые, в свою очередь, рассматривались на заседании 7 августа. Первый из них представлял собой 90-тонный танк с 50 - 75-мм броней, вооруженный двумя 107-мм, двумя 45-мм орудиями и пятью пулеметами. Второй отличался только вооружением - одна 152-мм, три 45-мм орудия и четыре пулемета. Оба варианта признали удачными и решили построить их деревянные макеты в 1/10 натуральной величины. Фотографии макетов и эскизные чертежи были посланы наркому обороны СССР К. Ворошилову, который в декабре 1933 года докладывал по этому вопросу председателю Комитета Обороны СССР, в результате чего из-за дороговизны проекта и временного фактора работы над Т-39 было решено прекратить, а продолжать выпуск Т-35.
По плану на 1934 год ХПЗ планировал выпустить 10 машин Т-35А. В процессе освоения производства завод по своей инициативе внес ряд изменений, как для улучшения конструкции танка, так и для облегчения его изготовления. Но несмотря на это, освоение Т-35 вызывало большие трудности: например, очень часто ломались траки, которые отливались из стали Гатфильда. Кроме того, никак не удавалось устранить перегрев двигателя М-17, а картер коробки передач оказался недостаточно прочным.
Тяжелый танк Т-35 (1935-1937 гг.). Вооружен 76,2-мм танковой пушкой КТ-28, двумя 45-мм танковыми пушками обр. 1932 г. и 7 пулеметами ДТ
К началу 1936 года из войск пришло множество рекламаций, свидетельствовавших о недоработки конструкции отдельных агрегатов танка. Чтобы устранить эти недостатки, одну серийную машину подвергли широкомасштабным испытаниям.
Всего Т-35 прошел 2000 км, из них 1650 км по грунтовым проселочным дорогам и пересеченной местности. За это время на нем сменили три двигателя, причем первый проработал только 46 часов.
Тяжелый танк Т-35 (1937-1938 гг.). Вооружен 76,2-мм танковой пушкой КТ-28, двумя 45-мм танковыми пушками обр. 1934 г. и 7 пулеметами ДТ. Усилена броневая защита и увеличена мощность двигателя до 580 л. с.
Были модернизированы коробка передач, бортовые фрикционы, масляный бак, электрооборудование, спроектированы и изготовлены специальные уплотнения корпуса для предохранения от попадания воды внутрь машины. Кроме того, глушитель, расположенный поперек кормовой части корпуса и прикрытый с боков броневыми щитками, убрали внутрь корпуса, а наружу вывели лишь выхлопные трубы, защищенные броневым кожухом.
Кроме того, в сентябре - октябре 1936 года двигательному отделу завода № 183 (бывший ХПЗ) удалось форсировать мощность двигателя М-17Ф до 580 л.с., и к середине 1937 года эта модификация мотора была более или менее отработана и стала устанавливаться на танки Т-35.
Учитывая опыт гражданской войны в Испании, постановлением Правительства от 25 июля 1937 года заводу № 183 предлагалось спроектировать улучшенный Т-35 с противоснарядным бронированием. Одновременно завод получил задание спроектировать танк Т-35 с башнями конической формы.
Для ускорения проектирования нового тяжелого танка в апреле 1938 года к этой работе подключили Ленинградский Кировский завод с его мощной производственной базой и опытом серийного производства танка Т-28 и завод № 185 имени С.М.Кирова (бывший Опытный завод Спецмаштреста), кадры которого, в свою очередь, имели богатый опыт по созданию новых образцов боевых машин. Первый разрабатывал танк СМК-1 ("Сергей Миронович Киров"), второй - изделие "100" (или Т-100).
Тяжелый танк Т-35 с коническими башнями
(1938-1939 гг.)
Танк Т-35 представляет собой пятибашенную боевую машину с двухъярусным расположением вооружения. Корпус танка имеет четыре внутренние перегородки и функционально разделен на пять отделений: передних башен с постом управления механика-водителя, главной башни, задних башен, моторное и трансмиссионное.
На крыше отделения передних башен установлены малая и средняя башни. В первой размещается пулеметчик, во второй - наводчик и заряжающий. Перед малой башней внутри корпуса находится рабочее место механика-водителя, для посадки которого в крыше предусмотрен двустворчатый люк. На некоторых танках выпуска 1938 года и на машинах выпуска 1939 года встречаются двустворчатые откидывающиеся в одну сторону, а также овальные, аналогичные по конструкции башенным люкам танков БТ-7 с конической башней. Механизмы управления танком состоят из двух рычагов управления бортовыми фрикционами и тормозами, установленных по бокам сиденья водителя, кулисного механизма коробки передач, расположенного с правой стороны, и трех педалей - главного фрикциона, акселератора и запасной (для механического стартера, если он установлен взамен электростартера). Контрольно-измерительные приборы располагаются на съемных щитках - главном и трех малых. Кроме того, на посту управления имеются: запасной рычаг управления моментом опережения зажигания (на случай установки магнето без автоматического опережения), телефонный аппарат, компас (с 1937 года) и рукоять управления воздухопуском. Для наблюдения слева от механика-водителя в бортовом листе предусмотрена щель, закрытая «триплексом», а впереди, в лобовом наклонном листе - люк с еще одним смотровым прибором.
Самоходные артиллерийские установки СУ-14,
СУ-14-1 (1935, 1936 гг.). Созданы на основе использования узлов и агрегатов танков Т-28 и Т-35. Вооружены 203-мм гаубицей Б-4 обр. 1931 г. или 152,4-мм морской пушкой Б-10
Над отделением задних башен установлены малая и средняя башни, аналогичные передним. За малой башней находится бензобак емкостью 270 л, а на полу корпуса - укладки снарядов, патронов и ЗИП.
Корпус - сварной и частично клепаный. Крыша моторного отделения несъемная, в центре ее расположен люк для доступа к двигателю. В крышке люка установлен броневой колпак воздухоочистителя.
Главная башня - идентична по конструкции главной башне среднего танка Т-28. В крыше башни имеются два люка - круглой и прямоугольной формы (на машинах первых серий - один общий прямоугольный люк). Главная башня оснащена подвесным полом, прикрепленным четырьмя кронштейнами к погону. На танках выпуска 1939 года устанавливались башни конической формы с двумя люками с пулеметной установкой в нише башни или без нее. На одной из машин башня оснащалась поручневой, а на остальных штыревой антеннами.
Средние башни по конструкции такие же, как и башни легкого танка БТ-5, за исключением отсутствующей кормовой ниши и измененного электрооборудования. В крыше башни имеется прямоугольный люк, закрытый двумя откидными крышками, и круглое отверстие для перископического прицела. В башне находятся подвесные сиденья двух членов экипажа - наводчика и заряжающего, а кроме того - боеукладки пушечных выстрелов и пулеметных магазинов, ящики для запасных стекол триплекс и распределительный щиток. На танках выпуска 1939 года устанавливались башни конической формы с одним люком.
Малые башни конструктивно идентичны малым башням среднего танка Т-28. На танках выпуска 1939 года устанавливались башни конической формы с овальным люком, аналогичным по конструкции башенным с БТ-7.
Самоходные артиллерийские установки СУ-14Бр2, СУ-14-2 с бронированным боевым отделением
(1939 г.). Созданы на базе СУ-14 и СУ-14-1. Вооружены 152,4-мм пушкой обр. 1935 г.
Первоначально в головной башне Т-35 устанавливалась 76-мм пушка КТ («Кировская танковая») образца 1927/32 гг., в которой использовалась качающаяся часть полевой полковой пушки образца 1927 года. С начала 1936 года 76-мм пушки Т-35 были полностью унифицированы с пушками КТ-28 средних танков Т-28. Пулемет ДТ ("Дегтярев танковый") калибра 7,62-мм установлен в шаровом яблоке справа от пушки. Угол его горизонтального обстрела +/- 30 град., угол возвышения +30 град., снижения -20 град. Для стрельбы назад в нише башни имеется бугельная установка для запасного пулемета ДТ. С 1937 года на люке наводчика располагалась зенитная турельная установка П-40 с пулеметом ДТ, снабженным коллиматорным прицелом для стрельбы по воздушным целям.
В средних башнях размещены 45-мм танковые пушки 20К образца 1934 года (на машинах первых серий - образца 1932 года). Пушка установлена в маске и спарена с пулеметом ДТ.
Малые башни вооружены одним пулеметом ДТ в шаровой установке. Начиная с конца 1938 года на лобовом листе башни устанавливалось специальное броневое кольцо, предохраняющее яблоко шаровой пулеметной установки от заклинивания при обстреле.
Боекомплект танка состоял из 96 артвыстрелов калибра 76 мм (48 гранат и 48 шрапнелей), 226 - 45 мм (113 бронебойных и 113 осколочно-фугасных) и 10080 7,62-мм патронов. В случае необходимости в боекомплект 76-мм пушки могли включаться бронебойные снаряды, обладавшие, правда, очень низкой бронепробиваемостью.
На танках Т-35 всех серий установлен четырехтактный, 12-цилиндровый, V-образный, карбюраторный авиационный двигатель М-17. Максимальная мощность двигателя - 500 л. с. при 1450 об/мин. (при проведении модернизации в 1936-1937 годах двигатель форсировали до 580 л. с).
Ходовая часть Т-35 применительно к одному борту состоит из направляющего колеса, ведущего колеса со съемным зубчатым венцом заднего расположения, 8 опорных обрезиненных катков малого диаметра по 2 катка в тележке, 6 верхних и одного переднего поддерживающих катков. Гусеница состоит из 135 траков. Ходовая часть Т-35 прикрыта фальшбортом.
Тактико-технические характеристики | ||
Боевая масса | - | 50 т |
Экипаж | - | 11 чел. |
Габаритные размеры: | ||
высота | - | 3430 мм |
длина | - | 9720 мм |
ширина | - | 3200 мм |
клиренс | - | 530 мм |
Бронирование: | ||
нижний наклонный лист корпуса | - | 20 мм |
передний наклонный лист корпуса | - | 50 мм |
верхний наклонный лист корпуса | - | 20 мм |
лобовой лист корпуса | - | 20 мм |
борта корпуса, подбашенная коробка | - | 20 мм |
фальшборт защиты подвески | - | 10 мм |
корма корпуса | - | 20 мм |
крыша корпуса | - | 10 мм |
днище | - | 10-20 мм |
борта башен | - | 20 мм |
крыша большой башни | - | 15 мм |
крыша средних и малых башен | - | 10 мм |
Вооружение: | ||
пушки | - | 76,2-мм пушка КТ-28 две 45-мм пушки обр. 1932 г. |
пулеметы | - | пять 7,62-мм пулеметов ДТ |
Боекомплект | - | 96 выстрелов калибра 76,2 мм 220 выстрелов калибра 45 мм 10000 патронов калибра 7,62 мм |
Двигатель | - | М-17Т, V-образный, 12-цилиндровый, 4-тактный, жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя | - | 500 л.с. |
Скорость: | ||
по шоссе | - | 28,9 км/ч |
по рокаде | - | 14 км/ч |
Запас хода: | - | |
по шоссе | - | 100 км |
по рокаде | - | 80-90 км |
Удельное давление на грунт | - | 0,78 кг/кв. см |
Преодолеваемые препятствия: | ||
подъем | - | 20° |
ширина рва | - | 3,5 м |
высота стенки | - | 1,2 м |
глубина брода | - | 1,0 м |