Средний танк Т-44

Т-44
История среднего танка Т-44 началась в 1940 г. Сразу после принятия на вооружение легендарного Т-34 внимание конструкторов переключилось на поиск решений проблем усиления броневой защиты и повышения огневой мощи без увеличения массы и габаритов машины. Уже в 1940-1941 гг. конструкторское бюро Харьковского паровозостроительного завода начинает прорабатывать проект танка Т-34М, но с началом Великой Отечественной войны работы были приостановлены.
Т-44 первой модификации

Танк Т-44 первой модификации

К идее вернулись только в 1942 г. на Челябинском Кировском заводе, где в течение года шли работы по среднему танку КВ-13. Работы по модернизации танка Т-34 продолжались и в 1943 г. В марте конструкторским бюро завода № 183 (г. Нижний Тагил) был предложен опытный образец танка Т-43, собранного на базе узлов и агрегатов среднего танка Т-34.
Опыт боевого применения танков Т-34 показал, что помимо наличия в танке высоких показателей, определяющих его боевые свойства, он должен по своей конструкции допускать возможность его модернизации и иметь перспективу дальнейшего развития и совершенствования.
Разработка машины такой конструкции началась осенью 1943 г. в конструкторском бюро завода № 183. В ноябре 1943 г. директор завода Ю.Е.Максарев и главный конструктор завода А.А.Морозов доложили наркому танковой промышленности В.А.Малышеву ориентировочные ТТХ и предъявили на рассмотрение макет танка Т-44, получившего заводское обозначение "Объект 136".
Т-44 первой модификации с пушкой Д-25-44

Танк Т-44 первой модификации с пушкой Д-25-44

Проект среднего танка Т-44 представлял собой машину, созданную с учетом возможности ее дальнейшего совершенствования. В техническом проекте в интересах получения большого объема боевого отделения и установки башни с диаметром опоры до 1800 мм компоновка МТО отличалась от компоновки всех предыдущих типов танков, ранее разработанных заводом. Для максимального сокращения размера занимаемого МТО по длине машины двигатель на танке Т-44 был установлен поперек корпуса. С целью лучшего использования внутренних объемов и получения машины с минимальной массой по-новому были расположены водяной и масляный радиаторы, вентилятор системы охлаждения и топливные баки.
До принятия на вооружение танка Т-44 завод № 183 последовательно изготовил три модификации опытных образцов этого танка. В январе - феврале 1944 г. были выпущены три танка первой модификации. Первые два танка имели массу 30,4 т и были вооружены 85-мм пушкой Д-5Т-85 и двумя 7,62-мм пулеметами ДТ. Броневая защита верхнего лобового листа корпуса достигала 75 мм, верхний бортовой лист, расположенный вертикально, имел толщину 45 мм и дополнительно был защищен накладным броневым листом толщиной 30 мм. Лоб башни имел толщину 90 мм. На танке был установлен дизель В-2ИС мощностью 500 л.с. (368 кВт). Один из этих танков прошел испытания в феврале - марте 1944 г. на НИБТ полигоне, в результате которых было выявлено много конструктивных недостатков новой машины.
Третий опытный танк Т-44-122 был вооружен 122-мм пушкой Д-25-44.
Т-44 второй модификации

Танк Т-44 второй модификации

После устранения недостатков, выявленных на полигонных испытаниях, были изготовлены два танка второй модификации. Один из них был испытан на НИБТ полигоне в июне - июле 1944 г. Танк имел боевую массу 31,3 т, был вооружен 85-мм пушкой ЗИС-С-53. Толщина брони лобовой части башни была увеличена до 115 мм, а борта корпуса изготавливались из катаных 75-мм броневых листов.
На испытаниях вновь были обнаружены существенные недостатки в работе привода вентилятора, входного редуктора трансмиссии и опорных катков.
В августе - сентябре 1944 г. заводским испытаниям был подвергнут опытный танк третьей модификации. При боевой массе 30,7 т, верхний лобовой лист корпуса имел толщину 90 мм, а лобовая часть башни - 120 мм. На танке был установлен дизель В-44 мощностью 500 л.с. (368 кВт). Передаточное отношение бортового редуктора было уменьшено с 7,11 до 5,89, за счет чего максимальная скорость машины возросла до 60,5 км/ч.
Этот танк после внесения некоторых конструктивных изменений 23 ноября 1944 г. был рекомендован к серийному производству. Одновременно было принято решение об изготовлении к марту 1945 г. опытного образца танка Т-44 со 100-мм пушкой Д-10Т.
Т-44 третьей модификации

Танк Т-44 третьей модификации

Серийный танк Т-44 в боевых действиях участия не принимал. Серийное производство было организовано в конце ноября 1944 г. на заводе № 75 в Харькове. Всего до завершения производства в 1947 г. было выпущено 1823 машины.
Танк имел классическую схему общей компоновки. Корпус машины был разделен на три отделения: управления, боевое и моторно -трансмиссионное. Отделение управления располагалось в левой носовой части корпуса. В нем размещалось рабочее место механика-водителя, приводы управления механизмами силовой установки и трансмиссии танка, контрольно-измерительные приборы, четыре аккумуляторные батареи, курсовой 7,62-мм пулемет и часть ЗИП.
В боевом отделении размещались пушка и спаренный с ней пулемет с приводами наведения, слева от пушки располагались рабочие места наводчика и командира танка, справа от нее - заряжающего. Кроме того, в боевом отделении размещались прицельные и смотровые приборы, радиостанция, танковое переговорное устройство ТПУ, электрооборудование, часть боекомплекта, два огнетушителя и часть ЗИП. На крыше башни устанавливалась неподвижная командирская башенка кругового обзора.
Т-44-100

Опытный танк Т-44-100

Моторно-трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части машины за боевым отделением и было отгорожено от последнего моторной перегородкой.
Вооружение танка состояло из 85-мм танковой пушки ЗИС-С-53 обр. 1944 г. и двух 7,62-мм пулеметов ДТМ, один из которых был спарен с пушкой, а другой (курсовой) - устанавливался в отделении управления справа от механика водителя. В боекомплект танка входили 58 артиллерийских выстрелов к пушке, 1890 патронов (30 дисков), 20 ручных гранат Ф-1. Кроме того, в боевом отделении (башне) укладывался 7,62-мм пистолет-пулемет ППС со 180 патронами (6 магазинов).
Броневая защита танка - дифференцированная противоснарядная. Она была значительно усилена по сравнению с броневой защитой танка Т-34-85 при практически одинаковой боевой массе обоих танков. Это удалось достигнуть уменьшением высоты машины на 300 мм за счет отмены снарядных ящиков, располагавшихся на днище боевого отделения. Кроме того, поперечное расположение двигателя в корпусе позволило сместить башню к корме и перенести люк механика-водителя с верхней лобовой детали корпуса на подбашенный лист.
Вращающаяся литая башня имела толщину в лобовой части 120 мм, бортов - 90 мм и крыши - 15 мм.
В моторно-трансмиссионном отделении, перпендикулярно продольной оси танка устанавливался V-образный двенадцатицилиндровый четырехтактный бескомпрессорный дизель В-44 с жидкостным охлаждением мощностью 500 л.с. (368 кВт).
Подвеска танка - индивидуальная, торсионная, состояла из десяти балансиров, десяти торсионных валов, десяти кронштейнов, десяти ограничителей хода балансиров (резиновых буферов) и двух скользунов, приваривавшихся в носовой части танка, на правом и левом бортах.
В состав гусеничного движителя входили: две крупнозвенчатые гусеницы, два ведущих колеса гребневого зацепления с гусеницами, десять опорных катков и два направляющих колеса с кривошипными механизмами натяжения гусениц.
В 1945 г. на базе танка Т-44 в опытном порядке был построен танк Т-44-100, вооруженный 100-мм пушкой Д-10Т. Масса танка возросла до 33,5 т, на люке заряжающего установили зенитный пулемет ДШК, ходовую часть защитили 6-мм экранами.
В 1944 - 1945 годах "Уралмашзаводом" на базе агрегатов Т-44 и Т-34 были построены и испытаны опытные образцы самоходок СУ-101 и СУ-102, вооруженные соответственно 100-мм и 122-мм пушками.
После войны танк Т-44 был модернизирован и ему была присвоена марка Т-44М.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса - 31,8 т
Экипаж - 4 чел.
Габаритные размеры:
высота - 2412 мм
длина - 7650 мм
ширина - 3180 мм
клиренс - 425 мм
Бронирование:
лоб корпуса - 90 мм
борт корпуса - 75 мм
корма - 30-45 мм
крыша, днище корпуса - 15-20 мм
башня - 75-90 мм
Вооружение:
пушка - 85-мм пушка ЗИС-С-53 обр. 1944 г.
пулеметы - два 7,62-мм пулемета ДТМ
Боекомплект - 58 выстрелов
1890 патронов
Двигатель - В-44, V-образный, 12-цилиндровый, 4-тактный, дизельный,
жидкостного охлаждения
Мощность двигателя - 500 л.с.
Скорость по шоссе - 51 км/ч
Запас хода по шоссе - 300 км
Удельное давление на грунт - 0,83 кг/кв. см
Преодолеваемые препятствия:
подъем - 30°
глубина брода - 1,3 м
ширина рва - 2,5 м
высота стенки - 0,73 м