Средний танк Т-55

Т-55
В 1949 г. был взорван первый советский ядерный заряд. В начале 1950-х годов была проведена серия ядерных взрывов с целью изучение влияния поражающих факторов на личный состав, наземную и воздушную боевую технику, фортификационные сооружения. В ходе этих испытаний проверялся и танк Т-54. В результате выяснилось, что на определенных расстояниях от эпицентра взрыва танки оставались технически исправными, однако животные, которые находились на местах членов экипажа, погибали от действия ударной волны.
Т-55

Танк Т-55 (1958 г.), созданный на базе танка Т-54Б. Вооружен 100-мм танковой пушкой Д-10Т2С и двумя 7,62-мм пулеметами СГМТ

По результатам испытаний Министерство обороны потребовало от промышленности создать систему герметизации танка, которое было поручено разрабатывать Харьковскому КБ-60. В 1956 г. разработка системы ПАЗ была закончена и документация была передана в Нижний Тагил на УВЗ (завод № 183). Там решили установить систему ПАЗ на опытную машину Т-54М (об. 139), которую разработали еще в 1954 г. И хотя это всего лишь была очередная модернизация танка Т-54, ему присвоили новый индекс. Так появился танк Т-55 об.155, который был принят на вооружение в 1958 г.
На этой машине повысили мощность двигателя до 580 л.с., увеличили запас возимого топлива и боекомплекта к пушке за счет установки в носовой части корпуса двух баков-стеллажей, улучшили ходовую часть, установлен воздушный компрессор, введены система ПАЗ, термодымовая аппаратура (ТДА), автоматическая система ППО "Роса" и планетарный бортовой редуктор. Кроме осколочно-фугасных и бронебойных снарядов в боекомплект был введен кумулятивный снаряд БК5М с бронепробиваемостью 390 мм. На этом танке отсутствовал 12,7-мм зенитный пулемет ДШКМ, который оказался малоэффективным против низколетящих реактивных самолетов, вертолеты еще только разрабатывались.
Система ПАЗ в случае ядерного взрыва выдавала сигналы на исполнительные устройства, которые герметизировали машину и останавливали двигатель. Включался нагнетатель, который через фильтр подавал очищенный воздух внутрь танка под избыточным давлением, что не давало возможности попадания радиоактивной пыли внутрь танка.
Т-55А

Танк Т-55А (объект 155А) (обр. 1962 г.) - модернизация танка Т-55

Новая термодымовая аппаратура (ТДА) в качестве дымообразующего вещества использовала дизельное топливо.
Усовершенствованное, по сравнению с Т-54Б, оборудование для подводного вождения обеспечивало преодоление водных преград шириной до 1000 м. В 1959 г. на часть танков были установлены минные тралы ПТ-55. В дальнейшем некоторые танки получили бульдозерное оборудование БТУ массой 2,3 т и БТУ-55 массой 1,4 т.
Начиная с 1960 г. в конструкцию танка были введены дублирующий гидропневматический привод управления 19-дисковым главным фрикционом, воздушно-жидкостная систему очистки смотровых приборов механика-водителя, новый гирополукомпас ГПК-59.
В 1961 году начались работы по усилению противорадиационной защиты Т-55. Дело в том, что даже толстая броня, неплохо защищавшая от гамма излучения, очень слабо спасала экипаж от воздействия быстрых нейтронов. Был разработан синтетический материал ПОВ, который хорошо замедлял и поглощал быстрые нейтроны и которым решено было покрыть внутреннюю сторону брони обитаемых отделений Т-55, такое покрытие конструкторы стали называть подбоем. Кроме антирадиационного действия подбой частично предохранял экипаж от осколков брони при попадании в танк. Такой танк был разработан и под обозначением Т-55А об. 155А был принят на вооружение в 1962 г. На этом танке материалом ПОВ покрыли внутреннюю (подбой) и наружную (надбой) части обитаемого отделения. Кроме того, у него отсутствовал курсовой пулемет.
Т-55А с КДТ

Танк Т-55А обр. 1974 г. - модификация танка Т-55А

Т-55А серийно производился в 1963-1977 гг., в ходе которого в конструкцию танка постоянно вносили изменения. В 1965 году были введены гусеницы с резинометаллическим шарниром (РМШ). С 1969 года на танке стал устанавливаться зенитный пулемет ДШКМ или КПВТ для борьбы с вертолетами. С 1974 года был введен лазерный дальномер КДТ-1 "Нева" и прицел наводчика ТШС-32ПМ с независимой стабилизацией поля зрения, вместо радиостанции Р-113 устанавливалась Р-123.
Не смотря на постоянно проводимые усовершенствования к началу 1980-х годов отставание боевых характеристик Т-55 от машин потенциального противника достигло критического уровня. К этому прибавился и опыт боевого применения советских танков в Афганистане, выявивший их крайнюю незащищенность, в частности, от кумулятивных гранат и подрыва на противотанковых минах и фугасах. В связи с этим была разработана широкомасштабная программа модернизации многочисленных Т-55, находящихся в войсках. Ее целью стало доведение боевых характеристик танков Т-55 до уровня основных танков Т-64 и Т-72.
Модернизированные танки Т-55 стали поступать в войска с 1983 г. под обозначением Т-55М/АМ. Повышение эффективности огня была решена за счет установки комплекса управляемого вооружения 9К116-1 "Бастион", который включал выстрел 3УБК10-1 с управляемой ракетой 9М117 и аппаратуру управления, состоящую из прицела-прибора наведения 1К13, преобразователя 9С831, блока управления и электронного блока. Дальность действия ракеты: 4000 м - днем и 1200 м - ночью, бронепробиваемость ее кумулятивной боевой части - 550 мм брони. Задача повышения точности огня, в том числе и обычными снарядами, решалась установкой системы управления огнем "Волна". В ее состав входили лазерный дальномер КДТ-2, баллистический вычислитель БВ-55, прицел ТШСМ-32ПВ, стабилизатор вооружения "Циклон" М1. Ствол пушки укрыли теплозащитным кожухом.
Т-55АМ

Танк Т-55АМ - модернизированный вариант танка
Т-55А (1983 г.)

Защищенность танка повысили за счет установки элементов дополнительного бронирования корпуса и башни. К верхнему лобовому листу корпуса приварили металлополимерный модуль: коробчатую конструкцию из броневых листов толщиной 30 мм, внутри которой размещались 5-мм стальные листы с 30-мм промежутками, заполненными пенистым полиуретаном. Дополнительная защита лобовой части башни состояла из двух блоков, расположенных справа и слева от амбразуры пушки. Конструктивно это были литые броневые детали, с внутренней стороны которых приваривалась коробка с 5-мм стальными листами и пенополиуретанановым наполнителем. Борта танка прикрыли противокумулятивными резинотканевыми секционными экранами. Для дополнительной защиты танка и экипажа при подрывах на минах днище танка дополнительно бронировали - в районе расположения сиденья механика-водителя приварили защитный модуль: каркас из стального швеллера толщиной 80 мм, закрытый снизу шестью броневыми листами толщиной 20 мм. Кроме того, между днищем и крышей корпуса справа за сиденьем водителя установили силовой пиллерс - распорку, препятствующую прогибу днища при взрыве мины. На аварийном люке в днище смонтировали 20-мм броневую крышку.
Для постановки дымовой завесы на танк установили систему 902Б. В целях усиления радиационной безопасности члены экипажа получили индивидуальные противорадиационные жилеты, а рабочие места танкистов дополнили локальной защитой от проникающей радиации. Для защиты от зажигательного оружия - типа напалма - танк оборудовали системой "Сода": поставили сетки с мелкой ячейкой на крыше трансмиссии, упрятали наружную электропроводку в стальные трубки, соединительные шланги внешних топливных баков проложили асбестовой тканью в металлическом каркасе.
Т-55АМВ

Танк Т-55АМВ - модернизированный вариант танка
Т-55А (1984 г.)

В результате боевая масса Т-55М возросла до 40,9 т, а Т-55АМ - даже до 41,5 т. Поэтому для сохранения подвижности на танк пришлось поставить более мощные двигатели – В-55У (620 л.с.), а позже и В-46-5М (690 л.с.). Кроме того вместо радиостанции Р-123М установили Р-173 и радиоприемник Р-173П.
Образцы Т-55 с двигателем В-46-5М получили индекс Т-55М-1. Танки без комплекса управляемого вооружения - Т-55М1, а те из них, что оснащались двигателем В-46-5М, - Т-55М1-1. Варианты машин без дополнительного бронирования, но с навесной динамической защитой имели обозначение Т-55МВ, с двигателем В-46-5М - Т55МВ1-1.
Было и другое направление модернизации танка Т-55. Для повышения защиты танка от кумулятивных боеприпасов на танки Т-55М/АМ устанавливали комплекс динамической защиты 4С20 "Контакт-1". Машины с КДЗ были приняты на вооружение в 1984 году и получили индекс Т-55МВ/АМВ. Система вооружения на них оставалась аналогичной Т-55М.
Было и третье направление повышения защищенности танка Т-55. Это установка на танк комплекса активной защиты 1030М "Дрозд". Танк Т-55А с такой системой был принят на вооружение в 1983 г. под обозначением Т-55АД. КАЗ "Дрозд" предназначался для защиты танков от противотанковых управляемых реактивных снарядов и гранат путем их подрыва, механического повреждения или отклонения от заданной траектории защитным снарядом. Конструктивно "Дрозд" состоит из радиолокационной станции, систем вооружения и управления. РЛС обнаруживает и сопровождает направленные на танк ПТУРС или гранаты ручных противотанковых гранатометов. Система вооружения обеспечивает отстрел и подрыв на заданной дистанции защитного осколочно-фугасного боеприпаса 3УОФ14; при этом его боевая часть образует направленное осколочное поле с плотностью 120 осколков на 1 кв. м на расстоянии 1,5 м. Скорость осколков достигает 1600 м/с, масса каждого - около 3 г. Время перезаряжания системы - 15 мин. Система работала в автоматическом режиме. Кроме комплекса "Дрозд", танк Т-55АД имел дополнительное бронирование корпуса и днища, на нем устанавливались баллистический вычислитель БВ-55 и лазерный дальномер. Часть танков с активной защитой была изготовлена на базе танков Т-55М/МД и Т-55АМ/АМД.
Т-55АД

Танк Т-55АД - модернизированный вариант танка
Т-55А (1983 г.)

Танки Т-55, кроме Советского Союза, выпускались по лицензии в Польше и Чехословакии. В этих странах, а также в Ираке, Израиле, Египте, Финляндии, Словении, Аргентине и ряде других проводилась их глубокая модернизация, в ходе которой усиливались огневая мощь, защищенность, подвижность боевой машины. Несколько видоизмененные варианты танка производились в Китае и Румынии.
За время производства на базе танка Т-55 разрабатывались и производились различные боевые и специальные машины.
В 1959 году был принят на вооружение командирский танкТ-55К, разработанный на базе Т-55. С 1962 года стали выпускать командирский танк Т-55АК на базе Т-55А. На этих машинах устанавливались дополнительная коротковолновая радиостанция Р-112, навигационное оборудование, бензоэлектрический агрегат АБ-1-П/30. Чтобы их разместить, пришлось уменьшить на шесть снарядов боекомплект к пушке и отказаться от курсового 7,62-мм пулемета ПКТ.
В 1958 г. был создан на базе Т-55 огнеметный танк ТО-55 об. 482. На нем установили вместо спаренного с пушкой пулемета огнемет АТО-200 с дальностью метания огнесмеси до 200 м.
В 1997 г. в Омске был создан тяжелый бронетранспортер БТР-Т. На бронетранспортере использована модульная конструкция вооружения.
В 1965 г. создается бронированный тягач БТС-4, в 1962 г. создан танковый мостоукладчик МТУ-55, в 1969 г. - инженерная машина разграждения ИМР.
Танки Т-55 чрезвычайно активно использовались в самых различных локальных войнах и вооруженных конфликтах второй половины XX века и до сегодняшнего времени продолжают состоять на вооружении армий многих стран.
ТО-55
Огнеметный танк ТО-55 (об. 482) (1958 г.) на базе танка Т-55А. Вместо спаренного с пушкой пулемета установлен огнемет
АТО-200
БТС-4
Гусеничный универсальный тягач БТС-4 на базе танка Т-55 (1965 г.). Установлена лебедка с усилием 25 т для вытаскивания застрявшей бронетанковой техники, оборудование для эвакуации и ремонта БТТ
МТУ-55
Танковый мостоукладчик МТУ-55 (1962 г.). Позволяет наводить мост через препятствия шириной до 16 м
ИМР
Инженерная машина разграждения ИМР (1969 г.). Создана на базе танка Т-55. Оснащена телескопическим манипулятором и мощным бульдозерным оборудованием, ПАЗ, ОПВТ, ТДА, прибором химической разведки и радиометром-рентгенометром ДП-ЗБ
БТР-Т
Тяжелый бронетранспортер БТР-Т на базе танка Т-55 (1997 г.). На корпус установлена встроенная динамическая защита, усилена противоминная защита, использована модульная конструкция вооружения
Тактико-технические характеристики
Т-55 Т-55МВ
Год выпуска - 1958 г. 1984 г.
Боевая масса - 36-36,5 т 37,4 т
Экипаж - 4 чел. 4 чел.
Габаритные размеры:
высота по крышу башни - 2350 мм 2350 мм
длина с пушкой вперед - 9000 мм 9000 мм
ширина - 3270 мм 3526 мм
клиренс - 425 мм 392 мм
Бронирование:
лоб корпуса - 100 мм 100+150 мм
лоб башни - 200 мм 200 мм
Вооружение:
пушка - 100-мм нарезная пушка Д-10Т2С 100-мм нарезная пушка Д-10Т2С
пулеметы - два 7,62-мм пулемета СГМТ
7,62-мм пулемет ПКТ
12,7-мм пулемет ДШКМ
Боекомплект - 43 выстрела
3500 патронов калибра 7,62 мм
43 выстрела
3000 патронов калибра 7,62 мм
300 патронов калибра 12,7 мм
УР 9К116 "Бастион"
Двигатель - В-55, V-образный, 12-цилиндровый,
4-тактный, дизельный, жидкостного
охлаждения
В-55У, V-образный, 12-цилиндровый,
4-тактный, дизельный, жидкостного
охлаждения
Мощность двигателя - 580 л.с. 620 л.с.
Скорость по шоссе - 48-50 км/ч 54 км/ч
Запас хода по шоссе - 480-500 км 450 км
Удельное давление на грунт - 0,81 кг/кв. см 0,92 кг/кв. см
Преодолеваемые препятствия:
подъем - 30° 30°
крен - 30° 30°
ширина рва - 2,7 м 2,7 м
высота стенки - 0,8 м 0,8 м
глубина брода без подготовки - 1,4 м 1,4 м
глубина водной преграды при
преодолении с ОПВТ
- 5 м 5 м