Средний танк Т-55
В 1949 г. был взорван первый советский ядерный заряд. В начале 1950-х годов была проведена серия ядерных взрывов с целью изучение влияния поражающих факторов на личный состав, наземную и воздушную боевую технику, фортификационные сооружения. В ходе этих испытаний проверялся и танк Т-54. В результате выяснилось, что на определенных расстояниях от эпицентра взрыва танки оставались технически исправными, однако животные, которые находились на местах членов экипажа, погибали от действия ударной волны.
По результатам испытаний Министерство обороны потребовало от промышленности создать систему герметизации танка, которое было поручено разрабатывать Харьковскому КБ-60. В 1956 г. разработка системы ПАЗ была закончена и документация была передана в Нижний Тагил на УВЗ (завод № 183). Там решили установить систему ПАЗ на опытную машину Т-54М (об. 139), которую разработали еще в 1954 г. И хотя это всего лишь была очередная модернизация танка Т-54, ему присвоили новый индекс. Так появился танк Т-55 об.155, который был принят на вооружение в 1958 г.
На этой машине повысили мощность двигателя до 580 л.с., увеличили запас возимого топлива и боекомплекта к пушке за счет установки в носовой части корпуса двух баков-стеллажей, улучшили ходовую часть, установлен воздушный компрессор, введены система ПАЗ, термодымовая аппаратура (ТДА), автоматическая система ППО "Роса" и планетарный бортовой редуктор. Кроме осколочно-фугасных и бронебойных снарядов в боекомплект был введен кумулятивный снаряд БК5М с бронепробиваемостью 390 мм. На этом танке отсутствовал 12,7-мм зенитный пулемет ДШКМ, который оказался малоэффективным против низколетящих реактивных самолетов, вертолеты еще только разрабатывались.
Система ПАЗ в случае ядерного взрыва выдавала сигналы на исполнительные устройства, которые герметизировали машину и останавливали двигатель. Включался нагнетатель, который через фильтр подавал очищенный воздух внутрь танка под избыточным давлением, что не давало возможности попадания радиоактивной пыли внутрь танка.
Новая термодымовая аппаратура (ТДА) в качестве дымообразующего вещества использовала дизельное топливо.
Усовершенствованное, по сравнению с Т-54Б, оборудование для подводного вождения обеспечивало преодоление водных преград шириной до 1000 м. В 1959 г. на часть танков были установлены минные тралы ПТ-55. В дальнейшем некоторые танки получили бульдозерное оборудование БТУ массой 2,3 т и БТУ-55 массой 1,4 т.
Начиная с 1960 г. в конструкцию танка были введены дублирующий гидропневматический привод управления 19-дисковым главным фрикционом, воздушно-жидкостная систему очистки смотровых приборов механика-водителя, новый гирополукомпас ГПК-59.
В 1961 году начались работы по усилению противорадиационной защиты Т-55. Дело в том, что даже толстая броня, неплохо защищавшая от гамма излучения, очень слабо спасала экипаж от воздействия быстрых нейтронов. Был разработан синтетический материал ПОВ, который хорошо замедлял и поглощал быстрые нейтроны и которым решено было покрыть внутреннюю сторону брони обитаемых отделений Т-55, такое покрытие конструкторы стали называть подбоем. Кроме антирадиационного действия подбой частично предохранял экипаж от осколков брони при попадании в танк. Такой танк был разработан и под обозначением Т-55А об. 155А был принят на вооружение в 1962 г. На этом танке материалом ПОВ покрыли внутреннюю (подбой) и наружную (надбой) части обитаемого отделения. Кроме того, у него отсутствовал курсовой пулемет.
Т-55А серийно производился в 1963-1977 гг., в ходе которого в конструкцию танка постоянно вносили изменения. В 1965 году были введены гусеницы с резинометаллическим шарниром (РМШ). С 1969 года на танке стал устанавливаться зенитный пулемет ДШКМ или КПВТ для борьбы с вертолетами. С 1974 года был введен лазерный дальномер КДТ-1 "Нева" и прицел наводчика ТШС-32ПМ с независимой стабилизацией поля зрения, вместо радиостанции Р-113 устанавливалась Р-123.
Не смотря на постоянно проводимые усовершенствования к началу 1980-х годов отставание боевых характеристик Т-55 от машин потенциального противника достигло критического уровня. К этому прибавился и опыт боевого применения советских танков в Афганистане, выявивший их крайнюю незащищенность, в частности, от кумулятивных гранат и подрыва на противотанковых минах и фугасах. В связи с этим была разработана широкомасштабная программа модернизации многочисленных Т-55, находящихся в войсках. Ее целью стало доведение боевых характеристик танков Т-55 до уровня основных танков Т-64 и Т-72.
Модернизированные танки Т-55 стали поступать в войска с 1983 г. под обозначением Т-55М/АМ. Повышение эффективности огня была решена за счет установки комплекса управляемого вооружения 9К116-1 "Бастион", который включал выстрел 3УБК10-1 с управляемой ракетой 9М117 и аппаратуру управления, состоящую из прицела-прибора наведения 1К13, преобразователя 9С831, блока управления и электронного блока. Дальность действия ракеты: 4000 м - днем и 1200 м - ночью, бронепробиваемость ее кумулятивной боевой части - 550 мм брони. Задача повышения точности огня, в том числе и обычными снарядами, решалась установкой системы управления огнем "Волна". В ее состав входили лазерный дальномер КДТ-2, баллистический вычислитель БВ-55, прицел ТШСМ-32ПВ, стабилизатор вооружения "Циклон" М1. Ствол пушки укрыли теплозащитным кожухом.
Защищенность танка повысили за счет установки элементов дополнительного бронирования корпуса и башни. К верхнему лобовому листу корпуса приварили металлополимерный модуль: коробчатую конструкцию из броневых листов толщиной 30 мм, внутри которой размещались 5-мм стальные листы с 30-мм промежутками, заполненными пенистым полиуретаном. Дополнительная защита лобовой части башни состояла из двух блоков, расположенных справа и слева от амбразуры пушки. Конструктивно это были литые броневые детали, с внутренней стороны которых приваривалась коробка с 5-мм стальными листами и пенополиуретанановым наполнителем. Борта танка прикрыли противокумулятивными резинотканевыми секционными экранами. Для дополнительной защиты танка и экипажа при подрывах на минах днище танка дополнительно бронировали - в районе расположения сиденья механика-водителя приварили защитный модуль: каркас из стального швеллера толщиной 80 мм, закрытый снизу шестью броневыми листами толщиной 20 мм. Кроме того, между днищем и крышей корпуса справа за сиденьем водителя установили силовой пиллерс - распорку, препятствующую прогибу днища при взрыве мины. На аварийном люке в днище смонтировали 20-мм броневую крышку.
Для постановки дымовой завесы на танк установили систему 902Б. В целях усиления радиационной безопасности члены экипажа получили индивидуальные противорадиационные жилеты, а рабочие места танкистов дополнили локальной защитой от проникающей радиации. Для защиты от зажигательного оружия - типа напалма - танк оборудовали системой "Сода": поставили сетки с мелкой ячейкой на крыше трансмиссии, упрятали наружную электропроводку в стальные трубки, соединительные шланги внешних топливных баков проложили асбестовой тканью в металлическом каркасе.
В результате боевая масса Т-55М возросла до 40,9 т, а Т-55АМ - даже до 41,5 т. Поэтому для сохранения подвижности на танк пришлось поставить более мощные двигатели – В-55У (620 л.с.), а позже и В-46-5М (690 л.с.). Кроме того вместо радиостанции Р-123М установили Р-173 и радиоприемник Р-173П.
Образцы Т-55 с двигателем В-46-5М получили индекс Т-55М-1. Танки без комплекса управляемого вооружения - Т-55М1, а те из них, что оснащались двигателем В-46-5М, - Т-55М1-1. Варианты машин без дополнительного бронирования, но с навесной динамической защитой имели обозначение Т-55МВ, с двигателем В-46-5М - Т55МВ1-1.
Было и другое направление модернизации танка Т-55. Для повышения защиты танка от кумулятивных боеприпасов на танки Т-55М/АМ устанавливали комплекс динамической защиты 4С20 "Контакт-1". Машины с КДЗ были приняты на вооружение в 1984 году и получили индекс Т-55МВ/АМВ. Система вооружения на них оставалась аналогичной Т-55М.
Было и третье направление повышения защищенности танка Т-55. Это установка на танк комплекса активной защиты 1030М "Дрозд". Танк Т-55А с такой системой был принят на вооружение в 1983 г. под обозначением Т-55АД. КАЗ "Дрозд" предназначался для защиты танков от противотанковых управляемых реактивных снарядов и гранат путем их подрыва, механического повреждения или отклонения от заданной траектории защитным снарядом. Конструктивно "Дрозд" состоит из радиолокационной станции, систем вооружения и управления. РЛС обнаруживает и сопровождает направленные на танк ПТУРС или гранаты ручных противотанковых гранатометов. Система вооружения обеспечивает отстрел и подрыв на заданной дистанции защитного осколочно-фугасного боеприпаса 3УОФ14; при этом его боевая часть образует направленное осколочное поле с плотностью 120 осколков на 1 кв. м на расстоянии 1,5 м. Скорость осколков достигает 1600 м/с, масса каждого - около 3 г. Время перезаряжания системы - 15 мин. Система работала в автоматическом режиме. Кроме комплекса "Дрозд", танк Т-55АД имел дополнительное бронирование корпуса и днища, на нем устанавливались баллистический вычислитель БВ-55 и лазерный дальномер. Часть танков с активной защитой была изготовлена на базе танков Т-55М/МД и Т-55АМ/АМД.
Танки Т-55, кроме Советского Союза, выпускались по лицензии в Польше и Чехословакии. В этих странах, а также в Ираке, Израиле, Египте, Финляндии, Словении, Аргентине и ряде других проводилась их глубокая модернизация, в ходе которой усиливались огневая мощь, защищенность, подвижность боевой машины. Несколько видоизмененные варианты танка производились в Китае и Румынии.
За время производства на базе танка Т-55 разрабатывались и производились различные боевые и специальные машины.
В 1959 году был принят на вооружение командирский танкТ-55К, разработанный на базе Т-55. С 1962 года стали выпускать командирский танк Т-55АК на базе Т-55А. На этих машинах устанавливались дополнительная коротковолновая радиостанция Р-112, навигационное оборудование, бензоэлектрический агрегат АБ-1-П/30. Чтобы их разместить, пришлось уменьшить на шесть снарядов боекомплект к пушке и отказаться от курсового 7,62-мм пулемета ПКТ.
В 1958 г. был создан на базе Т-55 огнеметный танк ТО-55 об. 482. На нем установили вместо спаренного с пушкой пулемета огнемет АТО-200 с дальностью метания огнесмеси до 200 м.
В 1997 г. в Омске был создан тяжелый бронетранспортер БТР-Т. На бронетранспортере использована модульная конструкция вооружения.
В 1965 г. создается бронированный тягач БТС-4, в 1962 г. создан танковый мостоукладчик МТУ-55, в 1969 г. - инженерная машина разграждения ИМР.
Танки Т-55 чрезвычайно активно использовались в самых различных локальных войнах и вооруженных конфликтах второй половины XX века и до сегодняшнего времени продолжают состоять на вооружении армий многих стран.
Танк Т-55 (1958 г.), созданный на базе танка Т-54Б. Вооружен 100-мм танковой пушкой Д-10Т2С и двумя 7,62-мм пулеметами СГМТ
На этой машине повысили мощность двигателя до 580 л.с., увеличили запас возимого топлива и боекомплекта к пушке за счет установки в носовой части корпуса двух баков-стеллажей, улучшили ходовую часть, установлен воздушный компрессор, введены система ПАЗ, термодымовая аппаратура (ТДА), автоматическая система ППО "Роса" и планетарный бортовой редуктор. Кроме осколочно-фугасных и бронебойных снарядов в боекомплект был введен кумулятивный снаряд БК5М с бронепробиваемостью 390 мм. На этом танке отсутствовал 12,7-мм зенитный пулемет ДШКМ, который оказался малоэффективным против низколетящих реактивных самолетов, вертолеты еще только разрабатывались.
Система ПАЗ в случае ядерного взрыва выдавала сигналы на исполнительные устройства, которые герметизировали машину и останавливали двигатель. Включался нагнетатель, который через фильтр подавал очищенный воздух внутрь танка под избыточным давлением, что не давало возможности попадания радиоактивной пыли внутрь танка.
Танк Т-55А (объект 155А) (обр. 1962 г.) - модернизация танка Т-55
Усовершенствованное, по сравнению с Т-54Б, оборудование для подводного вождения обеспечивало преодоление водных преград шириной до 1000 м. В 1959 г. на часть танков были установлены минные тралы ПТ-55. В дальнейшем некоторые танки получили бульдозерное оборудование БТУ массой 2,3 т и БТУ-55 массой 1,4 т.
Начиная с 1960 г. в конструкцию танка были введены дублирующий гидропневматический привод управления 19-дисковым главным фрикционом, воздушно-жидкостная систему очистки смотровых приборов механика-водителя, новый гирополукомпас ГПК-59.
В 1961 году начались работы по усилению противорадиационной защиты Т-55. Дело в том, что даже толстая броня, неплохо защищавшая от гамма излучения, очень слабо спасала экипаж от воздействия быстрых нейтронов. Был разработан синтетический материал ПОВ, который хорошо замедлял и поглощал быстрые нейтроны и которым решено было покрыть внутреннюю сторону брони обитаемых отделений Т-55, такое покрытие конструкторы стали называть подбоем. Кроме антирадиационного действия подбой частично предохранял экипаж от осколков брони при попадании в танк. Такой танк был разработан и под обозначением Т-55А об. 155А был принят на вооружение в 1962 г. На этом танке материалом ПОВ покрыли внутреннюю (подбой) и наружную (надбой) части обитаемого отделения. Кроме того, у него отсутствовал курсовой пулемет.
Танк Т-55А обр. 1974 г. - модификация танка Т-55А
Не смотря на постоянно проводимые усовершенствования к началу 1980-х годов отставание боевых характеристик Т-55 от машин потенциального противника достигло критического уровня. К этому прибавился и опыт боевого применения советских танков в Афганистане, выявивший их крайнюю незащищенность, в частности, от кумулятивных гранат и подрыва на противотанковых минах и фугасах. В связи с этим была разработана широкомасштабная программа модернизации многочисленных Т-55, находящихся в войсках. Ее целью стало доведение боевых характеристик танков Т-55 до уровня основных танков Т-64 и Т-72.
Модернизированные танки Т-55 стали поступать в войска с 1983 г. под обозначением Т-55М/АМ. Повышение эффективности огня была решена за счет установки комплекса управляемого вооружения 9К116-1 "Бастион", который включал выстрел 3УБК10-1 с управляемой ракетой 9М117 и аппаратуру управления, состоящую из прицела-прибора наведения 1К13, преобразователя 9С831, блока управления и электронного блока. Дальность действия ракеты: 4000 м - днем и 1200 м - ночью, бронепробиваемость ее кумулятивной боевой части - 550 мм брони. Задача повышения точности огня, в том числе и обычными снарядами, решалась установкой системы управления огнем "Волна". В ее состав входили лазерный дальномер КДТ-2, баллистический вычислитель БВ-55, прицел ТШСМ-32ПВ, стабилизатор вооружения "Циклон" М1. Ствол пушки укрыли теплозащитным кожухом.
Танк Т-55АМ - модернизированный вариант танка
Т-55А (1983 г.)
Для постановки дымовой завесы на танк установили систему 902Б. В целях усиления радиационной безопасности члены экипажа получили индивидуальные противорадиационные жилеты, а рабочие места танкистов дополнили локальной защитой от проникающей радиации. Для защиты от зажигательного оружия - типа напалма - танк оборудовали системой "Сода": поставили сетки с мелкой ячейкой на крыше трансмиссии, упрятали наружную электропроводку в стальные трубки, соединительные шланги внешних топливных баков проложили асбестовой тканью в металлическом каркасе.
Танк Т-55АМВ - модернизированный вариант танка
Т-55А (1984 г.)
Образцы Т-55 с двигателем В-46-5М получили индекс Т-55М-1. Танки без комплекса управляемого вооружения - Т-55М1, а те из них, что оснащались двигателем В-46-5М, - Т-55М1-1. Варианты машин без дополнительного бронирования, но с навесной динамической защитой имели обозначение Т-55МВ, с двигателем В-46-5М - Т55МВ1-1.
Было и другое направление модернизации танка Т-55. Для повышения защиты танка от кумулятивных боеприпасов на танки Т-55М/АМ устанавливали комплекс динамической защиты 4С20 "Контакт-1". Машины с КДЗ были приняты на вооружение в 1984 году и получили индекс Т-55МВ/АМВ. Система вооружения на них оставалась аналогичной Т-55М.
Было и третье направление повышения защищенности танка Т-55. Это установка на танк комплекса активной защиты 1030М "Дрозд". Танк Т-55А с такой системой был принят на вооружение в 1983 г. под обозначением Т-55АД. КАЗ "Дрозд" предназначался для защиты танков от противотанковых управляемых реактивных снарядов и гранат путем их подрыва, механического повреждения или отклонения от заданной траектории защитным снарядом. Конструктивно "Дрозд" состоит из радиолокационной станции, систем вооружения и управления. РЛС обнаруживает и сопровождает направленные на танк ПТУРС или гранаты ручных противотанковых гранатометов. Система вооружения обеспечивает отстрел и подрыв на заданной дистанции защитного осколочно-фугасного боеприпаса 3УОФ14; при этом его боевая часть образует направленное осколочное поле с плотностью 120 осколков на 1 кв. м на расстоянии 1,5 м. Скорость осколков достигает 1600 м/с, масса каждого - около 3 г. Время перезаряжания системы - 15 мин. Система работала в автоматическом режиме. Кроме комплекса "Дрозд", танк Т-55АД имел дополнительное бронирование корпуса и днища, на нем устанавливались баллистический вычислитель БВ-55 и лазерный дальномер. Часть танков с активной защитой была изготовлена на базе танков Т-55М/МД и Т-55АМ/АМД.
Танк Т-55АД - модернизированный вариант танка
Т-55А (1983 г.)
За время производства на базе танка Т-55 разрабатывались и производились различные боевые и специальные машины.
В 1959 году был принят на вооружение командирский танкТ-55К, разработанный на базе Т-55. С 1962 года стали выпускать командирский танк Т-55АК на базе Т-55А. На этих машинах устанавливались дополнительная коротковолновая радиостанция Р-112, навигационное оборудование, бензоэлектрический агрегат АБ-1-П/30. Чтобы их разместить, пришлось уменьшить на шесть снарядов боекомплект к пушке и отказаться от курсового 7,62-мм пулемета ПКТ.
В 1958 г. был создан на базе Т-55 огнеметный танк ТО-55 об. 482. На нем установили вместо спаренного с пушкой пулемета огнемет АТО-200 с дальностью метания огнесмеси до 200 м.
В 1997 г. в Омске был создан тяжелый бронетранспортер БТР-Т. На бронетранспортере использована модульная конструкция вооружения.
В 1965 г. создается бронированный тягач БТС-4, в 1962 г. создан танковый мостоукладчик МТУ-55, в 1969 г. - инженерная машина разграждения ИМР.
Танки Т-55 чрезвычайно активно использовались в самых различных локальных войнах и вооруженных конфликтах второй половины XX века и до сегодняшнего времени продолжают состоять на вооружении армий многих стран.
Огнеметный танк ТО-55 (об. 482) (1958 г.) на базе танка Т-55А. Вместо спаренного с пушкой пулемета установлен огнемет АТО-200 |
|
Гусеничный универсальный тягач БТС-4 на базе танка Т-55 (1965 г.). Установлена лебедка с усилием 25 т для вытаскивания застрявшей бронетанковой техники, оборудование для эвакуации и ремонта БТТ | |
Танковый мостоукладчик МТУ-55 (1962 г.). Позволяет наводить мост через препятствия шириной до 16 м | |
Инженерная машина разграждения ИМР (1969 г.). Создана на базе танка Т-55. Оснащена телескопическим манипулятором и мощным бульдозерным оборудованием, ПАЗ, ОПВТ, ТДА, прибором химической разведки и радиометром-рентгенометром ДП-ЗБ | |
Тяжелый бронетранспортер БТР-Т на базе танка Т-55 (1997 г.). На корпус установлена встроенная динамическая защита, усилена противоминная защита, использована модульная конструкция вооружения |
Тактико-технические характеристики | |||
Т-55 | Т-55МВ | ||
Год выпуска | - | 1958 г. | 1984 г. |
Боевая масса | - | 36-36,5 т | 37,4 т |
Экипаж | - | 4 чел. | 4 чел. |
Габаритные размеры: | |||
высота по крышу башни | - | 2350 мм | 2350 мм |
длина с пушкой вперед | - | 9000 мм | 9000 мм |
ширина | - | 3270 мм | 3526 мм |
клиренс | - | 425 мм | 392 мм |
Бронирование: | |||
лоб корпуса | - | 100 мм | 100+150 мм |
лоб башни | - | 200 мм | 200 мм |
Вооружение: | |||
пушка | - | 100-мм нарезная пушка Д-10Т2С | 100-мм нарезная пушка Д-10Т2С |
пулеметы | - | два 7,62-мм пулемета СГМТ |
7,62-мм пулемет ПКТ 12,7-мм пулемет ДШКМ |
Боекомплект | - | 43 выстрела 3500 патронов калибра 7,62 мм |
43 выстрела 3000 патронов калибра 7,62 мм 300 патронов калибра 12,7 мм УР 9К116 "Бастион" |
Двигатель | - | В-55, V-образный, 12-цилиндровый, 4-тактный, дизельный, жидкостного охлаждения |
В-55У, V-образный, 12-цилиндровый, 4-тактный, дизельный, жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя | - | 580 л.с. | 620 л.с. |
Скорость по шоссе | - | 48-50 км/ч | 54 км/ч |
Запас хода по шоссе | - | 480-500 км | 450 км |
Удельное давление на грунт | - | 0,81 кг/кв. см | 0,92 кг/кв. см |
Преодолеваемые препятствия: | |||
подъем | - | 30° | 30° |
крен | - | 30° | 30° |
ширина рва | - | 2,7 м | 2,7 м |
высота стенки | - | 0,8 м | 0,8 м |
глубина брода без подготовки | - | 1,4 м | 1,4 м |
глубина водной преграды при преодолении с ОПВТ |
- | 5 м | 5 м |