Средний танк Т-54
После появления осенью 1943 года среднего танка Т-34-85 стало очевидно, что возможности "тридцатьчетверки" в плане усиления вооружения и броневой защиты исчерпаны полностью. Причина крылась в компоновке машины. У этого танка башня была сильно смещена вперед, что, с одной стороны, приводило к повышенной нагрузке на передние опорные катки, а с другой - не позволяло разместить люк механика-водителя на крыше корпуса. Первое обстоятельство лимитировало процесс усиления вооружения, второе - делало практически невозможными, да и бесполезными любые шаги по увеличению толщины лобовой брони. Поэтому на заводе № 183 в Нижнем Тагиле создали танк Т-44, который 23 ноября 1944 г. был принят на вооружение. Однако он на фронт не поступал и в боевых действиях Второй мировой войны не участвовал. Кроме того к концу 1944 года стало ясно, что по вооружению Т-44 не может рассматриваться как основная боевая машина танковых войск даже на ближайшую перспективу.
Дело в том, что в этот период на фронт стали поступать новые образцы немецких танков и САУ со значительно усиленной броневой защитой. Мощности 85-мм орудия ЗИС-С-53 для борьбы с ними было явно недостаточно и по бронепробиваемости оно явно уступало немецкой 88-мм пушке.
В ОКБ № 9 создали 100-мм пушку Д-10, для размещения в КБ завода № 183 в октябре 1944 года приступили к проектированию танка Т-44Б, который внешне отличался от Т-44А в основном башней несколько больших размеров. В ноябре 1944 года А.А.Морозов доложил наркому танковой промышленности В.А.Малышеву о замысле создания нового танка. Инициативу начальство одобрило. Проектирование завершилось в декабре 1944-го, а опытный образец был изготовлен в январе - феврале 1945 года. После показа членам правительства танк в марте - апреле того же года прошел испытания на НИБТПолигоне в Кубинке, по результатам которых комиссия сочла целесообразным рекомендовать его для принятия на вооружение Красной Армии с обязательным устранением выявленных недостатков. Боевая машина получила индекс Т-54.
Литая башня имела толщину брони в лобовой части 180 мм и бортов - от 150 до 90 мм, с переменным углом наклона от вертикали до 20°. Конструкция корпуса в целом была аналогична корпусу Т-44, однако толщина верхнего и нижнего лобовых листов, установленных соответственно под углами 60° и 45° от вертикали, составляла 120 мм и в лобовом листе корпуса Т-54 отсутствовала смотровая щель. Вооружение танка состояло из 100-мм танковой пушки Д-10ТК и двух 7,62-мм пулеметов ГВТ ленточного заряжания: один был спарен с пушкой; второй, курсовой, устанавливался в отделении управления справа от механика-водителя. В моторно-трансмиссионном отделении танка перпендикулярно продольной оси корпуса устанавливался дизель В-54 мощностью 520 л.с. Запас хода по шоссе с использованием дополнительных топливных баков достигал 300 - 360 км. Ходовая часть была практически полностью заимствована у Т-44, за исключением опорных катков. Масса танка возросла до 35,5 т, а максимальная скорость снизилась до 43,5 км/ч.
В июле 1945-го в КБ завода № 183 с учетом результатов испытаний первого опытного образца танка Т-54 был разработан его второй опытный образец, получивший заводское обозначение "объект 137" и отличавшийся новой конструкцией башни, вооружением и ходовой частью. Литую башню выполнили по типу башни тяжелого танка ИС-3. Толщина ее сферической лобовой части достигала 200 мм, бортов - от 160 до 125 мм с переменным углом наклона до 45°. Толщина крыши башни - 30 мм. В башне монтировалась 100-мм танковая пушка ЛБ-1, с которой был спарен 7,62-мм пулемет СГ. Два других пулемета СГ - курсовые - устанавливались в бронированных ящиках на левой и правой надгусеничных полках; стрельбу из курсовых пулеметов вел механик-водитель. На крыше башни между люками командира и заряжающего устанавливался 12,7-мм зенитный пулемет ДШК. В боекомплект танка входили 34 унитарных выстрела к пушке, 3500 патронов к пулеметам СГ, 150 патронов к пулемету ДШК и 12 ручных гранат Ф-1. Силовая установка танка по сравнению с первым опытным образцом осталась без изменений. В ходовой части был применен гусеничный движитель цевочного зацепления.
В июле - ноябре 1945 года второй прототип Т-54 проходил испытания на НИБТПолигоне, по результатам которых танк опять-таки был рекомендован к серийному производству, но лишь после устранения ряда недостатков. 29 апреля 1946 года Т-54 был принят на вооружение Советской Армии. В течение 1946 года было построено только три опытных образца, которые государственных испытаний они не выдержали. В течение года в конструкцию пришлось внести 649 изменений. В 1947 г. было изготовлено всего 22 машины. Два головных серийных танка подверглись в апреле - мае того же года ходовым испытаниям и испытаниям обстрелом, которые дали положительные результаты. Однако было издано 1490 приказов на изменение деталей и узлов, в связи с чем первая серия из 20 танков Т-54 оказалась выпущена лишь в конце года. Эти машины получили обозначение Т-54-1 или Т-54 обр. 1946 г.
Танк имел классическую компоновку с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Корпус был сварен из броневых катаных листов и имел острую носовую часть и вертикальные борта. Днище для увеличения прочности выполнялось корытообразной формы (редан). Монолитный верхний лобовой лист корпуса имел толщину 120 мм и располагался под углом 60° к вертикали. Толщина брони бортов корпуса составляла 80 мм, крыши и днища корпуса - 30 мм и 20 мм соответственно. Кормовая часть корпуса была аналогична таковой у Т-44. Башня - литая, крупногабаритная, с вварной крышей и обратным скосом ("заманом") снизу по всему периметру. Толщина ее лобовой части - 200 мм. В башне устанавливалась 100-мм пушка Д-10Т, спаренная с 7,62-мм пулеметом СГ-43. Два пулемета СГ-43 размещались в броневых ящиках на надгусеничных полках, над люком заряжающего, на турели устанавливался 12,7-мм зенитный пулемет ДШК. Боекомплект танка включал 34 унитарных 100-мм выстрела, 200 патронов калибра 12,7 мм и 4500 патронов калибра 7,62 мм. Танк оснащался двигателем В-54 мощностью 520 л.с. Запас хода танка по топливу - 330 км. Коробка передач - пятиступенчатая. В качестве механизма поворота служили двухступенчатые планетарные механизмы. Бортовые передачи - однорядные. Ведущие колеса - литые, со съемными зубчатыми венцами. Зацепление - цевочное. В ходовой части с каждого борта имелось пять сдвоенных обрезиненных опорных катков. Гусеница мелкозвенчатая, стальная, с открытым шарниром. Подвеска опорных катков индивидуальная торсионная, в узлах подвески первого и пятого катков каждого борта установлены лопастные гидравлические амортизаторы. Боевое отделение получилось тесным. Отсутствие подвесного полика сильно затрудняло работу заряжающего при повороте башни, снижая скорострельность, а иногда и калеча его. При интенсивной стрельбе была велика загазованность боевого отделения.
В 1948 г. было выпущено 285 машин, однако в январе следующего года из-за многочисленных жалоб на низкую надежность Т-54, разосланных во все инстанции из Белорусского военного округа, производство танка было приостановлено. После проведения многочисленных доработок и испытаний была принята новая модификация танка - Т-54 обр. 1949 г. или Т-54-2.
На танке Т-54-2 была установлена новая башня с узкой 400-мм амбразурой для пушки, без обратного скоса спереди и с боков. Турель зенитного пулемета заменили новой, улучшенной конструкции. Толщину верхнего лобового листа корпуса уменьшили до 100 мм. Вместо двух пулеметов СГ-43, расположенных по бортам на надгусеничных полках, установили один курсовой пулемет в отделении управления справа от механика-водителя. Боекомплект 7,62-мм патронов уменьшили до 3500 штук. Силовая установка и трансмиссия отличались незначительными изменениями. Гусеницу расширили до 580 мм, что позволило уменьшить удельное давление с 0,93 кг/кв. см до 0,81 кг/кв. см. В 1950 году серийное производство Т-54 возобновилось.
В 1951 году была проведена вторая модернизация танка Т-54. Машина получила литую башню полусферической формы без обратных скосов и кормовой ниши, с улучшенным уплотнением погона. Заменили прицел, на нижнем лобовом листе корпуса появились узлы крепления каткового минного трала.
Серийное производство Т-54-3 (или Т-54 обр. 1951 г.) началось в 1952-м и продолжалось до конца 1954 года. На его базе выпускался командирский танк Т-54К, оснащенный дополнительной радиостанцией, навигационной аппаратурой и зарядным устройством, из-за чего пришлось несколько уменьшить боекомплект пушки.
Очередная модернизация танка была проведена в 1954 г., в результате которой на танк установили пушку Д-10ТГ со стабилизатором вооружения в вертикальной плоскости СТП-1 "Горизонт" и эжекционным устройством для продувки канала ствола после выстрела. Изменились монтажная и принципиальная схемы электрооборудования. Танк оснастили радиостанцией Р-113 и ТПУ Р-120. Остальные системы принципиальных изменений не претерпели. Танк получил обозначение Т-54А. Серийное производство осуществлялось с 1955 по 1956 год. В ограниченных количествах на базе Т-54А изготавливался командирский танк Т-54АК. На нем дополнительно размещались радиостанция Р-112, навигационное оборудование ТНА-2 и зарядное устройство АБ-1-П/30.
В 1953 г. был создан опытный танк Т-54М ("объект 139"), на который установили новую 100-мм нарезную пушку Д-54, одноплоскостной стабилизатор "Радуга", боле мощный дизель В-54-6 (580 л.с.), облегченные опорные катки со штампованными дисками, сделали ряд изменений в ходовой части, увеличили боекомплект пушки до 50 выстрелов. Были введены прибор ночного видения механика-водителя и ночной прицел. На башне установили зенитный 14,5-мм пулемет КПВТ. Масса танка составила 36 т. Однако эта модель так и осталась опытной.
К 1956 году в Нижнем Тагиле была разработана следующая модификация Т-54Б ("объект 137Г2"). На эту машину устанавливалась пушка Д-10Т2С с электрогидравлическим двухплоскостным стабилизатором СТП-2 "Циклон". Для улучшения условий работы членов экипажа (прежде всего заряжающего) пол в боевом отделении оборудовали вращающейся платформой. Были введены активные приборы ночного видения: инфракрасный ночной прицел наводчика ТПН-1-22-11, ночной прибор командира ТКН-1 и механика-водителя ТВН-2. Танк Т-54Б был оснащен ОПВТ. На базе линейного танка выпускалась и командирская модификация - Т-54БК, по составу дополнительного оборудования аналогичная Т-54АК.
Серийное производство танков Т-54 разных модификаций осуществлялось с 1947 по апрель 1959 года. В процессе капитального ремонта машину постоянно модернизировали. В середине 1970-х годов разрабатывается новая программа модернизации танков Т-54. Ее целью стало доведение характеристик танка Т-54 до уровня танков Т-55 последних лет выпуска, а также их унификация. На Т-54М внедрялись агрегаты, системы и приборы, разработанные для танка Т-55. На базе Т-54М выпускался командирский танк Т-54МК.
По советской лицензии производство Т-54А осуществлялось в Польше с 1956 до конца 1963 г., Чехословакии с 1958 по 1964 г. и Китае с 1961 по 1987 г. под обозначением Туре 59.
На базе Т-54 производились боевые и специальные машины.
В 1954 году приняли на вооружение огнеметный танк ОТ-54. В нем вместо спаренного пулемета установили автоматический огнемет порохового действия с боекомплектом 20 выстрелов и дальностью огнеметания 160 м, при этом боекомлект пушки уменьшен до 10 выстрелов, курсового пулемета - до 1500 патронов, зенитного пулемета - до 200 патронов.
На базе танка Т-54 выпускались самоходная артиллерийская установка СУ-122, зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2, бронированный тягач БТС-2, танковый мостоукладчик МТУ и самоходный кран СПК-12Г.
Часть танков Т-54 была приспособлена для установки дополнительного навесного оборудования: каткового минного трала ПТ-54, танкового бульдозера БТУ, снегоочистителя СТУ и индивидуального плавсредства ПСТ-У.
Дело в том, что в этот период на фронт стали поступать новые образцы немецких танков и САУ со значительно усиленной броневой защитой. Мощности 85-мм орудия ЗИС-С-53 для борьбы с ними было явно недостаточно и по бронепробиваемости оно явно уступало немецкой 88-мм пушке.
Первый прототип танка Т-54 (1945 г.). Вооружен
100-мм танковой пушкой Д-10ТК и двумя
пулеметами ГВТ
Литая башня имела толщину брони в лобовой части 180 мм и бортов - от 150 до 90 мм, с переменным углом наклона от вертикали до 20°. Конструкция корпуса в целом была аналогична корпусу Т-44, однако толщина верхнего и нижнего лобовых листов, установленных соответственно под углами 60° и 45° от вертикали, составляла 120 мм и в лобовом листе корпуса Т-54 отсутствовала смотровая щель. Вооружение танка состояло из 100-мм танковой пушки Д-10ТК и двух 7,62-мм пулеметов ГВТ ленточного заряжания: один был спарен с пушкой; второй, курсовой, устанавливался в отделении управления справа от механика-водителя. В моторно-трансмиссионном отделении танка перпендикулярно продольной оси корпуса устанавливался дизель В-54 мощностью 520 л.с. Запас хода по шоссе с использованием дополнительных топливных баков достигал 300 - 360 км. Ходовая часть была практически полностью заимствована у Т-44, за исключением опорных катков. Масса танка возросла до 35,5 т, а максимальная скорость снизилась до 43,5 км/ч.
Т-54-1 (объект 137) (обр. 1946 г.) - второй прототип танка Т-54
В июле - ноябре 1945 года второй прототип Т-54 проходил испытания на НИБТПолигоне, по результатам которых танк опять-таки был рекомендован к серийному производству, но лишь после устранения ряда недостатков. 29 апреля 1946 года Т-54 был принят на вооружение Советской Армии. В течение 1946 года было построено только три опытных образца, которые государственных испытаний они не выдержали. В течение года в конструкцию пришлось внести 649 изменений. В 1947 г. было изготовлено всего 22 машины. Два головных серийных танка подверглись в апреле - мае того же года ходовым испытаниям и испытаниям обстрелом, которые дали положительные результаты. Однако было издано 1490 приказов на изменение деталей и узлов, в связи с чем первая серия из 20 танков Т-54 оказалась выпущена лишь в конце года. Эти машины получили обозначение Т-54-1 или Т-54 обр. 1946 г.
Танк имел классическую компоновку с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Корпус был сварен из броневых катаных листов и имел острую носовую часть и вертикальные борта. Днище для увеличения прочности выполнялось корытообразной формы (редан). Монолитный верхний лобовой лист корпуса имел толщину 120 мм и располагался под углом 60° к вертикали. Толщина брони бортов корпуса составляла 80 мм, крыши и днища корпуса - 30 мм и 20 мм соответственно. Кормовая часть корпуса была аналогична таковой у Т-44. Башня - литая, крупногабаритная, с вварной крышей и обратным скосом ("заманом") снизу по всему периметру. Толщина ее лобовой части - 200 мм. В башне устанавливалась 100-мм пушка Д-10Т, спаренная с 7,62-мм пулеметом СГ-43. Два пулемета СГ-43 размещались в броневых ящиках на надгусеничных полках, над люком заряжающего, на турели устанавливался 12,7-мм зенитный пулемет ДШК. Боекомплект танка включал 34 унитарных 100-мм выстрела, 200 патронов калибра 12,7 мм и 4500 патронов калибра 7,62 мм. Танк оснащался двигателем В-54 мощностью 520 л.с. Запас хода танка по топливу - 330 км. Коробка передач - пятиступенчатая. В качестве механизма поворота служили двухступенчатые планетарные механизмы. Бортовые передачи - однорядные. Ведущие колеса - литые, со съемными зубчатыми венцами. Зацепление - цевочное. В ходовой части с каждого борта имелось пять сдвоенных обрезиненных опорных катков. Гусеница мелкозвенчатая, стальная, с открытым шарниром. Подвеска опорных катков индивидуальная торсионная, в узлах подвески первого и пятого катков каждого борта установлены лопастные гидравлические амортизаторы. Боевое отделение получилось тесным. Отсутствие подвесного полика сильно затрудняло работу заряжающего при повороте башни, снижая скорострельность, а иногда и калеча его. При интенсивной стрельбе была велика загазованность боевого отделения.
Танк Т-54-2 или Т-54 обр. 1949 г. - модификация танка Т-54 с новой башней
На танке Т-54-2 была установлена новая башня с узкой 400-мм амбразурой для пушки, без обратного скоса спереди и с боков. Турель зенитного пулемета заменили новой, улучшенной конструкции. Толщину верхнего лобового листа корпуса уменьшили до 100 мм. Вместо двух пулеметов СГ-43, расположенных по бортам на надгусеничных полках, установили один курсовой пулемет в отделении управления справа от механика-водителя. Боекомплект 7,62-мм патронов уменьшили до 3500 штук. Силовая установка и трансмиссия отличались незначительными изменениями. Гусеницу расширили до 580 мм, что позволило уменьшить удельное давление с 0,93 кг/кв. см до 0,81 кг/кв. см. В 1950 году серийное производство Т-54 возобновилось.
Танк Т-54-3 или Т-54 обр. 1951 г. - модернизированный танк Т-54 с новой башней
Серийное производство Т-54-3 (или Т-54 обр. 1951 г.) началось в 1952-м и продолжалось до конца 1954 года. На его базе выпускался командирский танк Т-54К, оснащенный дополнительной радиостанцией, навигационной аппаратурой и зарядным устройством, из-за чего пришлось несколько уменьшить боекомплект пушки.
Очередная модернизация танка была проведена в 1954 г., в результате которой на танк установили пушку Д-10ТГ со стабилизатором вооружения в вертикальной плоскости СТП-1 "Горизонт" и эжекционным устройством для продувки канала ствола после выстрела. Изменились монтажная и принципиальная схемы электрооборудования. Танк оснастили радиостанцией Р-113 и ТПУ Р-120. Остальные системы принципиальных изменений не претерпели. Танк получил обозначение Т-54А. Серийное производство осуществлялось с 1955 по 1956 год. В ограниченных количествах на базе Т-54А изготавливался командирский танк Т-54АК. На нем дополнительно размещались радиостанция Р-112, навигационное оборудование ТНА-2 и зарядное устройство АБ-1-П/30.
Модернизированный танк Т-54А (объект 137Г)
(1954 г.)
К 1956 году в Нижнем Тагиле была разработана следующая модификация Т-54Б ("объект 137Г2"). На эту машину устанавливалась пушка Д-10Т2С с электрогидравлическим двухплоскостным стабилизатором СТП-2 "Циклон". Для улучшения условий работы членов экипажа (прежде всего заряжающего) пол в боевом отделении оборудовали вращающейся платформой. Были введены активные приборы ночного видения: инфракрасный ночной прицел наводчика ТПН-1-22-11, ночной прибор командира ТКН-1 и механика-водителя ТВН-2. Танк Т-54Б был оснащен ОПВТ. На базе линейного танка выпускалась и командирская модификация - Т-54БК, по составу дополнительного оборудования аналогичная Т-54АК.
Модернизированный танк Т-54Б (объект 137Г2)
(1956 г.)
По советской лицензии производство Т-54А осуществлялось в Польше с 1956 до конца 1963 г., Чехословакии с 1958 по 1964 г. и Китае с 1961 по 1987 г. под обозначением Туре 59.
На базе Т-54 производились боевые и специальные машины.
В 1954 году приняли на вооружение огнеметный танк ОТ-54. В нем вместо спаренного пулемета установили автоматический огнемет порохового действия с боекомплектом 20 выстрелов и дальностью огнеметания 160 м, при этом боекомлект пушки уменьшен до 10 выстрелов, курсового пулемета - до 1500 патронов, зенитного пулемета - до 200 патронов.
На базе танка Т-54 выпускались самоходная артиллерийская установка СУ-122, зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2, бронированный тягач БТС-2, танковый мостоукладчик МТУ и самоходный кран СПК-12Г.
Часть танков Т-54 была приспособлена для установки дополнительного навесного оборудования: каткового минного трала ПТ-54, танкового бульдозера БТУ, снегоочистителя СТУ и индивидуального плавсредства ПСТ-У.
Огнеметный танк ОТ-54 (1954 г.) | |
Самоходно-артиллерийская установка СУ-122 (1954 г.). Выпущена на базе агрегатов танка Т-54А. Вооружена 122-мм пушкой Д-49 и 14,5-мм пулеметом КПВТ | |
Зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2 (1955 г.). Создана на базе танка Т-54. Вооружена спаренной 57-мм автоматической пушкой С-68 |
|
Бронированный тягач БТС-2 (1955 г.). Создан на базе танка Т-54, у которого башня была заменена грузовой платформой, установлена тяговая лебедка на 25 т, добавлено оборудование для мелкого ремонта и буксировки БТТ. Вооружен 7,62-мм пулеметом АК с кривым стволом и 12,7-мм пулеметом ДШК | |
Танковый мостоукладчик МТУ (МТУ-12) (1955 г.). Создан на базе танка Т-54, у которого башня была заменена на мост грузоподъемностью 60 т. Вооружен 12,7-мм пулеметом ДШКМ | |
Опытный огнеметный танк "объект 483" (1959 г.). Вооружен автоматическим пороховым огнеметом ОМ-250 и пулеметом СГМТ |
Тактико-технические характеристики | |||
Т-54А | Т-54Б | ||
Год выпуска | - | 1955 г. | 1957 г. |
Боевая масса | - | 36,4 т | 36-36,5 т |
Экипаж | - | 4 чел. | 4 чел. |
Габаритные размеры: | |||
высота по крышу башни | - | 2400 мм | 2400 мм |
длина с пушкой вперед | - | 9000 мм | 9000 мм |
ширина | - | 3270 мм | 3270 мм |
клиренс | - | 425 мм | 425 мм |
Бронирование: | |||
лоб корпуса | - | 100 мм | 100 мм |
лоб башни | - | 200 мм | 200 мм |
Вооружение: | |||
пушка | - | 100-мм нарезная пушка Д-10ТГ | 100-мм нарезная пушка Д-10Т2С |
пулеметы | - | два 7,62-мм пулемета СГ-43 12,7-мм пулемет ДШК |
два 7,62-мм пулемета СГ-43 12,7-мм пулемет ДШК |
Боекомплект | - | 34 выстрела 3500 патронов калибра 7,62 мм 200 патронов калибра 12,7 мм |
34 выстрела 3500 патронов калибра 7,62 мм 200 патронов калибра 12,7 мм |
Двигатель | - | В-54, V-образный, 12-цилиндровый, 4-тактный, дизельный, жидкостного охлаждения |
В-54Б, V-образный, 12-цилиндровый, 4-тактный, дизельный, жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя | - | 520 л.с. | 520 л.с. |
Скорость по шоссе | - | 50 км/ч | 48-50 км/ч |
Запас хода по шоссе | - | 440 км | 360-400 км |
Удельное давление на грунт | - | 0,81 кг/кв. см | 0,81-0,82 кг/кв. см |
Преодолеваемые препятствия: | |||
подъем | - | 30° | 30° |
крен | - | 30° | 30° |
ширина рва | - | 2,7 м | 2,7 м |
высота стенки | - | 0,8 м | 0,8 м |
глубина брода без подготовки | - | 1,4 м | 1,4 м |
глубина водной преграды при преодолении с ОПВТ |
- | - | 5 м |