Бронетранспортер БТР-90

БТР-90
Первый образец БТР-90

Первый образец БТР-90. 1994 г.

Бронетранспортер БТР-90 (ГАЗ-5923) спроектирован в начале 1990-х годов КБ ОАО "ГАЗ" в Нижнем Новгороде совместно с Арзамасским машиностроительным заводом. Опытный образец машины был собран в 1994 г. БТР-90 продолжает линию бронетранспортеров БТР-60, БТР-70 и БТР-80, но существенно превосходит их по огневой мощи, подвижности и защищенности. Его отличает новая компоновка и усиленное вооружение, соответствующее гусеничной боевой машине пехоты БМП-2.
Сварной корпус БТР-90 выполнен из катаных бронелистов увеличенной толщины, что в сочетании с рациональными углами их наклона обеспечивает надежную защиту от крупнокалиберных пуль и осколков артиллерийских снарядов. Значительно усилена противоминная защита бронетранспортера. В частности, днище машины имеет V-образную форму, более стойкое к воздействию ударной волны. Для повышения защиты может быть смонтировано дополнительное бронирование, а также системы динамической и активной защиты.
Внутреннее пространство корпуса разделено на отделение управления, боевое, десантное и моторно-трансмиссионное отделения.
БТР-90 обр. 1999 г.

Бронетранспортер БТР-90. 1999 г.

Отделение управления расположено в передней части корпуса, в котором размещены сиденья водителя и старшего стрелка. Большие смотровые окна с лобового листа корпуса убраны и заменены перископическими приборами наблюдения. Доступ в отделение управления осуществляется через два люка. При движении по-походному при плохих погодных условиях над водителем может устанавливаться защитный колпак.
В боевом отделении установлена двухместная бронированная башня кругового вращения, в которой находятся командир машины и стрелок-наводчик. В башне смонтированы 30-мм автоматическая пушка 2А42 (боекомплект 500 снарядов), спаренный 7,62-мм пулемет ПКТ (боекомплект 2000 патр.), 30-мм автоматический гранатомет АГС-17 "Пламя" (расположен снаружи башни, боекомплект 400 выстр.) и ПТРК "Конкурс" (4 ПТУР). Вооружение стабилизированно в двух плоскостях. Угол наведения вооружения составляет по горизонтали 360°, по вертикали от -5° до +75°. ПТРК обеспечивает возможность борьбы с танками на дальности до 4000 м. Вертолеты могут поражаться пушечным огнем на дальности 2000 - 2500 м, а живая сила и небронированные транспортные средства - до 4000 м. Наводчик-оператор имеет комбинированный прицел БПКЗ-42, а командир - дневной прибор наблюдения 1П-13. На более позднем образце у командира установлен комбинированный прибор наблюдения ТКН-АМ, позволяющий с помощью лазерного дальномера измерять дальность до цели до 3000 м, а также командиру самостоятельно вести огонь из машины.
БТР-90 обр. 2001 г.

Бронетранспортер БТР-90. 2001 г.

В десантном отделении могут разместиться 7 полностью экипированных пехотинцев. Их посадка и спешивание производится через две двусторчатые двери в бортах корпуса и через люки в крыше. Для ведения огня десантом из штатного оружия в бортах имеется по три бойницы с шаровыми опорами, которые закрываются герметическими бронезаслонками.
БТР-90 оснащен многотопливным дизельным двигателем с турбонаддувом 2В-06-2С жидкостного охлаждения мощностью 510 л. с.
Трансмиссия гидромеханическая. Коробка передач - автоматическая гидромеханическая реверсивная. Рулевое управление снабжено гидроусилителем. На бронетранспортере применена гидравлическая система тормозов с усилителем.
Колесная ходовая часть выполнена по формуле 8х8. Подвеска независимая, торсионная, на поперечных рычагах. Для плавности хода установлены гидроамортизаторы. Средняя скорость движения по сильнопересеченной местности составляет до 50 км/ч, максимальная скорость по шоссе - до 100 км/ч.
Движение на плаву машина осуществляет за счет двух водометных движителей.
Машина оснащена системой коллективной защиты от ОМП. При использовании машины в регионах с жарким климатом БТР-90 может оснащаться кондиционером. Бронетранспортер оборудован противопожарной системой, необходимыми средствами радиосвязи и навигации. Для постановки дымовых завес по обе стороны башни установлены дымовые гранатометы.
БТР-90 обр. 2006 г.

Последний вариант бронетранспортера БТР-90. 2006 г.

На БТР-90 установлена бортовая информационно-управляющая система, обеспечивающая автоматизированное управление двигателем и трансмиссией, а также контроль и диагностику основных систем машины.
Машина в процессе разработки постоянно совершенствуется. В 1999 г. была продемонстрирована машина с дополнительной накладной броней на бортах корпуса. В 2001 г. был показан вариант машины с новой башенной установкой "Бахча-У". Модернизированный вариант этого боевого отделения включает 100-мм гладкоствольное орудие 2А70, способное вести огонь осколочно-фугасными снарядами и ПТУР "Аркан"; 30-мм автоматическую пушку 2А72 и 7,62-мм пулемет ПКТ. Наводчик получил стабилизированный оптический/телевизионный прицел с встроенным лазерным дальномером. В новую систему управления огнем входит тепловизор с дальностью действия до 5000 м. Новая башня имеет дополнительное бронирование, которое защищает экипаж от снарядов калибра до 23 мм. Вес нового бронетранспортера возрос и вплотную приблизился к 23 т.
БТР-90 с БМ Бахча-У
Бронетранспортер БТР-90 с боевым отделением "Бахча-У". 2001 г.
Тактико-технические характеристики
  Боевая масса - 20,92 т  
  Экипаж + десант - 3 + 7 чел.  
  Колесная формула - 8 х 8  
  Габаритные размеры:
  высота - 3040 мм  
  длина - 8150 мм  
  ширина - 3100 мм  
  клиренс - 510 мм  
  Бронирование - противопульное  
  Вооружение:
  пушка - 30-мм автоматическая пушка 2А42  
  пулемет - 7,62-мм пулемет ПКТ  
  другое - 30-мм автоматический гранатомет АГС-17 "Пламя"
ПТРК "Конкурс"
 
  Боекомплект - 500 снарядов
2000 патронов
400 выстр. к АГС-17
4 ПТУР
 
  Двигатель -
2В-06-2С, многотопливный дизель с турбонаддувом
жидкостного охлаждения
 
  Мощность двигателя - 510 л.с.  
  Максимальная скорость по шоссе - 100 км/ч  
  Максимальная скорость на плаву - 9 км/ч  
  Запас хода по шоссе - 800 км