Легкий танк Т-80

Т-80
Еще в октябре 1942 года, по итогам испытаний двухместной башни на танке Т-70, конструкторское бюро ГАЗа спроектировало и изготовило второй образец, установка вооружения в котором позволяла вести огонь под большими углами возвышения - до 65 градусов, что позволяло вести огонь по самолетам, а также по верхним этажам зданий приведении боя в городе.
В результате испытаний форсированного двигателя и нового образца двухместной башни, на ГАЗе спроектировали легкий танк, получивший заводское обозначение "изделие 080", "модель 80", а впоследствии Т-80. Общая компоновка машины, а также конструкция ее ходовой части, корпуса (за исключением подбашенного листа и верхней части левого борта), трансмиссия, система охлаждения, бензопроводы и место водителя со всеми агрегатами управления были взяты без значительных изменений от Т-70. Правда, за счет более мощного двигателя толщину брони бортов увеличили до 25 мм.
Главным отличием Т-80 от Т-70 была конструкция башни. Нижняя часть имела цилиндрическую форму и изготавливалась из броневого 45-мм листа, стенки имели толщину 35 мм. Спаренная установка пушки и пулемета обеспечивала углы обстрела по горизонту от - 6 до + 65 градусов. Из-за возросшей массы башни подбашенный лист корпуса пришлось соединить с надмоторным и увеличить его толщину до 20 мм. В результате этого демонтаж двигателей Т-80 был возможен только после снятия с танка башни, что естественно ухудшило ремонтопригодность машины.
В начале ноября 1942 года на ГАЗе изготовили два опытных образца танка Т-80, один из которых испытывался в ноябре 1942 г., пройдя 942 км и произведя 656 выстрелов из орудия. В декабре 1942 года Т-80 принимается на вооружение Красной Армии.
После принятия Т-80 на вооружение неожиданно возникли проблемы с организацией его серийного производства. В результате, для сборки Т-80 привлекли завод № 592 наркомата вооружения в подмосковных Мытищах, который передался в наркомат танковой промышленности как завод № 40, который в 1943 г. выпустил всего 77 танков Т-80, после чего был перенаправлен на выпуск САУ СУ-76.
Несмотря на короткий срок выпуска танка Т-80 на заводе предпринимаются попытки усилить вооружение танка за счет использования 45-мм танковой пушки большой мощности ВТ-42, которая при стрельбе подкалиберным снарядом обеспечивала на дистанции 500 м бронепробиваемость 60 - 85 мм при попадании по нормали. Сперва ее установили на танк Т-70, который испытывался пробегом и стрельбой и показала неплохие результаты. В дальнейшем переработанную пушку под названием ВТ-43 установили на танк Т-80, который после испытаний был рекомендован для принятия на вооружение, однако в связи с переходом завода на выпуск новой продукции все работы над легкими танками были прекращены.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса - 11,6 т
Экипаж - 3 чел.
Габаритные размеры:
высота - 2175 мм
длина - 4420 мм
ширина - 2500 мм
клиренс - 300 мм
Бронирование:
лоб корпуса - 35-40 мм
борт корпуса - 25 мм
корма - 15-25 мм
крыша корпуса - 10-15 мм
днище корпуса - 10-15 мм
башня - 35 мм
Вооружение:
пушка - 45-мм пушка обр. 1934-1938 гг.
пулемет - 7,62-мм пулемет ДТ
Боекомплект - 94 выстрелов
1008 патронов
Двигатель - два двигателя ГАЗ-11, рядный,
6-цилиндровый, карбюраторный,
жидкостного охлаждения
Мощность двигателя - 2х85 л.с.
Скорость по шоссе - 47 км/ч
Запас хода по шоссе - 230 км
Удельное давление на грунт - 0,8 кг/кв. см
Преодолеваемые препятствия:
подъем - 28°
ширина рва - 1,8 м
высота стенки - 0,6 м
глубина брода - 0,9 м