Легкий танк Т-70

Т-70
Облик советского легкого танка военного времени в первом приближении сформировался лишь к октябрю 1941 года, началу битвы под Москвой, когда на Горьковском автозаводе началось производство Т-60 с "пониженным" корпусом конструкции А.Богачева и сварной граненой башней Ю.Юдовича. Эта боевая машина, казалось бы, по всем параметрам получилась вполне удачной, если бы не внушающие опасения два момента: слабая броневая защита и недостаточное вооружение. Попытка усилить бронирование приводило к быстрому выводу из строя двигателя.
Уже в начале ноября 1941 года ОГК НКТП выдвинул задание по совершенствованию конструкции легких танков с целью устранения отмеченных недостатков. Примерно в это же время конструкторы ОГК НКТП под руководством С.Л.Гинзбурга разработали универсальное шасси из стандартных узлов Т-40, Т-60 и Т-26, которое должно было послужить базой для производства широкой номенклатуры боевых машин. В качестве силовой установки проектировщики рассчитывали использовать агрегат из двух параллельно установленных моторов типа ГАЗ-202 или ГАЗ-М1, каждый со своей коробкой перемены передач. Но в ходе проектирования выяснилось, что такое решение имеет массу недостатков. Например, размеры всех боевых машин получались довольно большими, так как для устранения продольных колебаний требовалась ходовая часть с шестью парами опорных катков. Применение двух двигателей вдвое увеличивало расход горючего, а также создавало серьезные проблемы при обеспечении их синхронной работы. Кроме того, в случае выхода из строя одного мотора, машина не могла двигаться.
Т-45

Опытный образец танка Т-45

Поэтому конструкторское бюро завода № 37 еще в сентябре 1941 года предложило свой вариант модернизации легкого танка, получивший обозначение "045" или Т-45. По сути, это был проект глубокой модернизации Т-60 с корпусом Богачева, который получил одноместную башню разработки конструктора Логинова с литой маской, вооруженную 45-мм пушкой образца 1934 года, спаренной с пулеметом ДТ. В качестве силовой установки на Т-45 планировалось использовать двигатель ЗИС-60 мощностью 100 л.с. Проблема оказалась в двигателе, который так и не был освоен в производстве из-за эвакуации завода. Попытались установить на танк двигатель ЗИС-16 - модернизированный двигатель ЗИС-5. Но с этим двигателем также возникли проблемы с доводкой, и его установили на танк Т-60 только в феврале 1942 года. Новая машина, проходившая в документах как 061, Т-60-1 или Т-61, до начала проходила заводские испытания, прерванные по причине обрыва шатуна двигателя из-за поставки некачественного материала. Но уже 15 марта 1942 года на испытания вышел танк Т-60-1 с башней Логинова, вооруженной 45-мм пушкой ЗИС-19БМ конструкции КБ завода № 92 под руководством В.Грабина и с обычным автомобильным двигателем ЗИС-5 мощностью 76 л.с. Такая боевая машина именовалась как «062», Т-60-2 или Т-62. Испытания, проведенные весной 1942 года, показали хорошие результаты, несмотря на то, что Т-60-2 имел не тот двигатель, который предусматривался. Однако к этому времени уже разворачивалось серийное производство нового легкого танка, разработанного на ГАЗе - Т-70, и вскоре все работы по Т-45 свернули.
В июле 1941 года ГАЗ получил задание по организации массового выпуска легких танков Т-60. В сентябре 1941 года главный конструктор завода № 37 Н.Астров перегнал своим ходом из Москвы в Горький опытный образец танка Т-60 (с корпусом Богачева и башней Дедкова). Эта машина должна была послужить эталонным образцом для изготовления Т-60 на ГАЗе, а Астров был оставлен в Горьком для помощи в организации производства танков.
ГАЗ-70

Опытный образец танка ГАЗ-70 (Т-70) с литой башней

Еще в начале сентября 1941 года Н.Астров представил в Главное автобронетанковое управление Красной Армии (ГАБТУ) предварительные расчеты по изготовлению на базе Т-60 легкого танка с усиленной броней и вооружением, оснащенного спаренной установкой автомобильных двигателей. К концу ноября были сданы опытные образцы моторов мощностью 135 л.с., которым присвоили индекс ГАЗ-203. Новый двигательный агрегат представлял собой два последовательно спаренных (один за другим) шестицилиндровых четырехтактных карбюраторных мотора типа ГАЗ-202. Несмотря на увеличенную массу и габарит, мотор удалось компактно разместить вдоль правого борта танка. Но длина его все же была великовата - пришлось несколько удлинить корпус, для компенсации чего, а также в виду перегрузки ходовой части (вес танка достигал 8,5-9 т) в нее добавили по одному опорному катку на борт, а также применили утолщенные торсионы на передних и задних катках. Но только в последних числах декабря 1941 года для танка, получившего заводской индекс "ГАЗ-70", изготовили сварной корпус и литую башню конструкции В.Дедкова. Параллельно с литой был разработан вариант "граненой башни", сваренной из 30 - 35-мм катанных бронелистов высокой твердости.
Т-70 с 2-х местной башней

Опытный образец танка Т-70 с двухместной башней

Сборка ГАЗ-70 была закончена 14 февраля 1942 года, после чего танк доставили на показ в Москву. Танк не произвел на военных впечатления, и по нему были высказаны ряд существенных замечаний. Тем не менее, главный конструктор по танковому производству ГАЗа Н.Астров обещал, что указанные недостатки будут устранены в кратчайший срок. Результаты испытаний нового легкого танка ГАЗ-70, которому военные присвоили обозначение Т-70, доложили "наверх", и 6 марта 1942 года вышло постановление об организации производства танка на ГАЗ, а 9 марта постановление об организации производства этого танка на заводах № 37 и 38. В процессе производства не удалось наладить производство литых башен, поэтому организовали выпуск сварных. Завод № 38 так и не смог наладить выпуск танка Т-70.
В апреле-августе 1942 г. на заводе ГАЗ шла работа над танком с двухместной башней. Были проведены испытания, которые выявили много проблемных вопросов.
В конце сентября 1942 года, параллельно с испытанием нового легкого танка с форсированным двигателем, руководство наркомата среднего машиностроения вышло с предложением внести изменения, разработанные для Т-70 с двухместной башней, в конструкцию серийных Т-70. По мнению военных, это позволяло после окончания испытаний новой башни сразу перейти на выпуск нового танка в целом. В результате, к 1 октября 1942 года НКСМ предложил военным промежуточную версию танка Т-70, получившую обозначение Т-70М, и ее производство началось в первой декаде октября 1942 года на Горьковском автомобильном заводе, а с ноября - и на заводе № 38 в Кирове. Что касается Т-70 с двухместной башней, то их серийное изготовление так и не было развернуто.
Т-70М

Танк Т-70М с усовершенствованной ходовой частью (1942 г.)

В конце декабря 1942 года по решению Государственного Комитета Обороны завод № 38 прекращал выпуск танков и полностью переключался на изготовление самоходных установок СУ-76 (СУ-12). В результате этого решения с 1943 года легкие танки для Красной Армии выпускали только в Горьком.
Общая компоновка машины была такой же, как и у танков Т-60. Отделение управления располагалось в передней части корпуса, боевое - в средней; трансмиссионное - в передней части корпуса справа по ходу, моторное - в средней части вдоль правого борта корпуса и бензобак - в корме танка. Экипаж Т-70 из двух человек занимал переднюю часть корпуса (механик-водитель) и башню с пространством под ней (командир). Вооружение танка располагалось в его башне и состояло из 45-мм танковой пушки обр. 1932/38 гг. 20Км и спаренного с ней 7,62-мм пулемета ДТ, который монтировался в шаровой установке и в случае необходимости мог быть снят и использоваться вне танка. Углы наводки спаренной установки по вертикали составляли от -6 до +20°. Прицельная дальность стрельбы из танка составляла 3600 м, максимальная - 4800 м. Скорострельность 7 - 12 выстр./мин. В боекомплект танка первоначально входили 70 выстрелов (из них 20 выстрелов находились в магазине) для 45-мм пушки и 945 патронов (15 дисков) к пулемету ДТ. Дополнительно в боевом отделении машины укладывались: один 7,62-мм пистолет-пулемет ППШ с боекомплектом 213 патронов (3 диска) и 10 ручных гранат Ф-1.
СУ-76

Полностью бронированная самоходно-артиллерийская установка СУ-76 (1943 г.). Имела два параллельно спаренных двигателя ГАЗ-202. Вооружена 76,2-мм пушкой ЗИС-3

Бронекорпус танка первоначально изготавливался из катаных листов брони толщиной 6, 10, 15 (20), 25, 35 и 45 мм. Лобовые и кормовые листы корпуса и башни устанавливались под большими углами наклона. Сварная башня имела форму усеченной пирамиды. Она изготавливалась из броневых листов высокой твердости толщиной 35 мм и устанавливалась на шаровой опоре в средней части корпуса. Лобовая часть башни имела литую или сварную качающуюся маску с амбразурами под установку пушки, пулемета и прицела.
Силовой агрегат танка ГАЗ-203 состоял из двух четырехтактных шестицилиндровых карбюраторных двигательных блоков типа ГАЗ-202 суммарной мощностью 140 л.с. на общей раме, который устанавливался в средней части корпуса вдоль правого борта. Системы смазки обоих двигателей были независимыми, а система охлаждения - общей. Для ускоренного пуска двигателей зимой применялся калориферный подогреватель, работавший от переносной паяльной лампы. Котел подогревателя и водомасляный радиатор были включены в систему охлаждения.
Механическая трансмиссия состояла из двухдискового полуцентробежного главного фрикциона сухого трения; четырехступенчатой простой коробки передач автомобильного типа, обеспечивавшей четыре передачи переднего хода и одну передачу при движении назад; главной передачи с коническим редуктором; двух многодисковых сухих бортовых фрикционов (сталь по стали) с ленточными тормозами с накладками из ферродо и двух простых однорядных бортовых редукторов.
Т-70 командирский

Командирский танк Т-70 (1942 г.) с радиостанцией 9Р. Вооружен 45-мм танковой пушкой обр. 1938 г. и пулеметом ДТ

В системе подрессоривания применялись усиленная индивидуальная торсионная подвеска и ограничители хода балансиров пятых опорных катков. Роль ограничителей хода первых и третьих опорных катков играли поддерживающие катки. В состав гусеничного движителя входили два ведущих колеса со съемными зубчатыми венцами цевочного зацепления с гусеницами, десять опорных катков с наружной амортизацией и шесть цельнометаллических поддерживающих катков, два направляющих колеса с механизмами натяжения гусениц и две мелкозвенчатые гусеничные цепи. Конструкция направляющего колеса и опорного катка была унифицирована. Ширина литого трака гусеницы составляла 260 мм. Для предотвращения смещения пальцев в сторону корпуса при движении машины к картерам бортовых редукторов сверху и к днищу корпуса снизу приклепывались специальные кулаки-отбойники.
Танки Т-70 состояли на вооружении танковых бригад и полков смешанной организации, совместно с Т-34, а после прекращения их производства осенью 1943 г. в основном использовались в самоходно-артиллерийских дивизионах, полках и бригадах СУ-76 в качестве командирских машин. Небольшое количество танков Т-70 использовались в Войске Польском (53 машины) и Чехословацком корпусе (10 машин), куда они были переданы из частей Красной Армии. Кроме того, некоторое количество трофейных Т-70 и Т-70М применялись частями вермахта под обозначением Panzerkampfwagen Т-70(r). Кроме того, довольно много Т-70 со снятыми башнями использовались в противотанковых частях вермахта для буксировки 50 - 75-мм пушек.
Всего за время серийного производства танков Т-70 и Т-70М с апреля 1942 г. по ноябрь 1943 г. было выпущено 8231 машина.
Зенитный танк Т-90
Опытный легкий танк Т-90 (1943 г.). Вооружен спаренной установкой пулеметов ДШК с большим углом возвышения для стрельбы по воздушным целям и верхним этажам зданий
Зенитный танк Т-70(З)
Опытный легкий танк Т-70(З) (1943 г.). Вооружен спаренной установкой пулеметов ДШК-Т с большим углом возвышения для стрельбы по воздушным целям и верхним этажам зданий
СУ-76М
Полуоткрытая модернизированная САУ СУ-76М (1943-1945 гг.). Имела последовательно спаренных карбюраторных двигателя
ГАЗ-203. Вооружена 76,2-мм пушкой ЗИС-3 и пулеметом ДТ
СУ-15
Опытная самоходная артиллерийская установка СУ-15 (1943 г.). Представляла собой корпус и ходовую часть от СУ-76 почти без изменений, но с двигателем ГАЗ-203, новой компоновкой воздухоотводящих каналов и другим размещением радиатора
СУ-16
Опытная самоходно-артиллерийская установка СУ-16 (1943 г.). Применяется база серийного танка Т-70 с открытой сверху боевой рубкой уменьшенных размеров
СУ-38
Опытная самоходно-артиллерийская установка СУ-38 (1943 г.). Подобна СУ-16, но имела более толстую лобовую броню (до 45-мм) при полностью закрытом и несколько смещенном вперед боевом отделении
ЗСУ-37
Зенитная самоходная установка ЗСУ-37 (1944 г.). Вооружена 37-мм зенитной автоматической пушкой обр. 1939 г.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса - 9,8 т
Экипаж - 2 чел.
Габаритные размеры:
высота - 2035 мм
длина - 4285 мм
ширина - 2420 мм
клиренс - 300 мм
Бронирование:
лоб корпуса - 35-40 мм
борт корпуса - 15 мм
корма - 15-25 мм
крыша корпуса - 6-15 мм
днище корпуса - 6-15 мм
башня - 35 мм
Вооружение:
пушка - 45-мм пушка 20К обр. 1934 г.
пулемет - 7,62-мм пулемет ДТ
Боекомплект - 70 выстрелов
945 патронов
Двигатель - ГАЗ-202, рядный, 6-цилиндровый,
карбюраторный, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя - 70 л.с.
Скорость по шоссе - 45 км/ч
Запас хода по шоссе - 250 км
Удельное давление на грунт - 0,67 кг/кв. см
Преодолеваемые препятствия:
подъем - 28°
ширина рва - 1,6 м
высота стенки - 0,6 м
глубина брода - 0,9 м