Основной боевой танк Т-64
Первоначально работы по созданию такого танка было решено поручить ХКБМ.
Опытный средний танк "Объект 140" (1957 г.)
В Харькове разрабатывался проект "Объекта 430", который был готов к концу 1954 г., в июле 1956 года был разработан технический проект, который был утвержден. В 1957 г. на ХЗТМ были готовы два опытных образца "Объекта 430" для заводских испытаний, а также получен заказ на производство еще трех машин для полигонно-войсковых испытаний.
Опытный средний танк "Объект 430" (1957 г.)
Танк Т-64 (объект 432) - первая серийная модель
(1966 г.)
Дальнейшие работы над опытной машиной привели к созданию в 1960 г. в ХКБМ эскизного проекта среднего танка "Объект 432". При разработке этого проекта основное внимание было уделено значительному повышению огневой мощи танка и его защищенности. В середине 1961 года в Харьковском КБМ был уже готов технический проект нового танка "Объект 432", а в сентябре 1962 года из ворот опытного цеха Харьковского завода транспортного машиностроения им. В.А. Малышева вышел первый опытный образец танка. После испытаний в декабре 1966 года танк был принят на вооружение и получил наименование - средний танк Т-64.
Опытный средний танк Т-64Т - вариант танка Т-64 с установкой на него вертолетного газотурбинного двигателя
Танк Т-64 выполнен по классической схеме: отделение управления спереди, боевое отделение по центру и моторно-трансмиссионное отделение (МТО) - сзади. Экипаж танка сократился с четырех до трех человек. Командир танка и наводчик располагались в башне кабинного типа справа и слева от пушки соответственно. Механик-водитель располагался в отделении управления в передней части корпуса танка вдоль оси танка отдельно от остального экипажа. Каждый член экипажа имел свой отдельный люк, кроме того, в отделении управления позади сиденья механика-водителя имелся и люк запасного выхода в днище машины. Корпус танка сварной с большими углами наклона броневых деталей лобовой части: верхнего листа - 68°, нижнего - около 62° к вертикали. Башня - литая с дифференцированным бронированием. Комбинированное бронирование лобовой части корпуса и башни эквивалентно 450 мм гомогенной катаной брони при стрельбе кумулятивными снарядами и 280 мм при стрельбе бронебойными подкалиберными снарядами. Вооружение танка Т-64 включало 115-мм гладкоствольную пушку Д-68 и спаренный с ней пулемет ПКТ с боекомплектом 40 артвыстрелов и 2000 патронов соответственно. Для пушки использовались артвыстрелы раздельного заряжания с частично сгорающей гильзой. Заряжание пушки автоматическое. В конвейере механизма заряжания размещалось 30 готовых к применению артвыстрелов, остальные 10 - в боеукладках. В МТО размещался двухтактный 5-цилиндровый многотопливный форсированный дизель 5ТДФ мощностью 700 л.с. (515 кВт) при 2800 об/мин. Силовая передача представляла собой две бортовые коробки передач с бортовыми редукторами. В ходовой части были использованы опорные катки и поддерживающие ролики с внутренней амортизацией. В подвеске танка применены короткие соосные торсионные валы и по три двухсторонних телескопических амортизатора на каждый борт. Танк Т-64 оснащался оборудованием для подводного вождения (ОПВТ), которое позволяло преодолевать водные преграды по дну глубиной до 5 м.
Опытный ракетный танк "Объект 287" на базе танка
Т-64 (1961 г.)
Начиная с 1961-го года в КБ различных заводов были разработаны проекты ракетных танков на базе танка Т-64. Так в 1961 году в КБ ЛКЗ был разработан проект ракетного танка объект 287, вооруженного ПТУР "Фаланга" и двумя 73-мм орудиями "Копье", а в 1962 был построен опытный образец, правда, вооруженный ПТУР 301П "Тайфун" и двумя 73-мм орудиями 2А25 "Молния". В 1963 году в том же КБ был разработан и построен опытный образец ракетного танка объект 288 с газотурбинной установкой двух ГТД-350. На опытном образце вооружение не устанавливалось.
В 1962 году в КБ ЧТЗ под руководством Главного конструктора П.П. Исакова был создан эскизный проект башенной установки ПТУР "Лотос", а затем и ПТУР 301П "Тайфун". Пусковые установки размещались в двухместных литых башнях совместно с 73-мм полуавтоматическим орудием. Башенные установки планировалось устанавливать на базе танка Т-64 ("объект 772"). В этом же КБ в 1962 году на базе узлов и агрегатов танка Т-64 (двигатель, трансмиссия и элементы ходовой части) был разработан ракетный танк объект 775 вооруженный 125-мм пусковой установкой для запуска ПТУР "Рубин" и НУРС "Бур". Экипаж из трех человек размещался в башне танка. На объекте 775 устанавливалась гидропневматическая система подрессоривания со ступенчатым изменением клиренса. Была выпущена опытная партия объектов 775, прошедшая всесторонние испытания.
Опытный ракетный танк "Объект 288" на базе танка
Т-64 с газотурбинной установкой двух ГТД-350
(1963 г.)
Непрекращающиеся работы над танком Т-64 в Харьковском КБМ привели к тому, что уже в 1969 году на вооружение Советской армии была принята машина Т-64А "Объект 434", явившаяся глубокой модернизацией танка Т-64. Работы над "Объектом 434" были начаты еще в 1962 году на базе "Объекта 432".
Огневая мощь танка была повышена за счет установки новой 125-мм гладкоствольной пушки Д-81 (2А26), при этом боекомплект сократился до 37 выстрелов, из них 28 находилось в конвейере МЗ. На танке Т-64А были установлены стереоскопический оптический прицел-дальномер ТПД-2-49 с 8-кратным увеличением изображения и стабилизированной линией прицеливания в вертикальной плоскости, а также новый стабилизатор вооружения 2Э23 "Сирень".
Опытный ракетный танк "Объект 775" на базе узлов и агрегатов танка Т-64 (1962 г.)
В 1971 году на танке установили улучшенный прицел-дальномер ТПД-2-49 (1Г15-2), ночной прицел ТПН-1-49-23, модернизированную радиостанцию Р-123М. Изменилась укладка съемных узлов ОПВТ. Справа на башне танка установлен специальный ящик для съемных узлов ОПВТ. Изолирующие аппараты АТ-1 уложены в три ящика, закрепленные на башне танка слева. Укладка по-походному воздухопитающей и выхлопной труб с крыши МТО перенесена на кормовую часть башни.
С 1972 года на машинах стала устанавливаться зенитная установка с 12,7-мм зенитным пулеметом НСВ-12,7 "Утес", которая имела дистанционный электропривод, позволявший вести огонь из пулемета, не открывая крышки люка танка. Прицельная дальность стрельбы из нее составляет 2000 м по наземным и 1500 м по воздушным целям. Боекомплект зенитного пулемета - 300 патронов. В качестве направляющего колеса стали устанавливать опорный каток. Стали устанавливать оборудование для самоокапывания и крепление для установки колейных минных тралов КМТ-6.
Танк Т-64А ("объект 434") (1972 г.)
В январе 1979 года на танке Т-64А устанавливалась система запуска дымовых гранат 902А "Туча-1", приводимая в действие наводчиком танка.
С января 1980 года на танках отменяются ранее применяемые алюминиевые щитки и вводятся новые сплошные резинометаллические экраны. Для повышения эффективности стрельбы из пулемета ПКТ в прицеле-дальномере ТПД-2-49 введена новая сетка для стрельбы из пулемета. В системе электрооборудования танка взамен аккумуляторных батарей 12СТ-70М устанавливаются батареи 12СТ-85Р.
Танк Т-64АК ("объект 446") - командирский вариант танка Т-64, принятый на вооружение в 1973 г.
Кроме линейных танков Т-64А выпускался командирский вариант - танк Т-64АК ("объект 446"). От линейных танков он отличался наличием коротковолновой радиостанции Р-130М с комбинированным антенным устройством, навигационной аппаратуры ТНА-3, перископической артиллерийской буссоли ПАБ-2АМ и бензоэлектрического зарядного агрегата АБ-1-П/30М1, уменьшен боекомплекта пушки до 28 выстрелов, а спаренного с ней пулемета до 1000 патронов, отсутствует зенитно-пулеметная установка.
В 1975 году в ХКБМ был создан проект опытного танка "Объект 476", опытные образцы которого в количестве трех единиц были выпущены на Харьковском ЗТМ. Машина создавалась с целью отработки нового дизельного двигателя 6ТД мощностью 1000 л.с. Кроме нового МТО танки были оснащены новыми башнями измененной формы с большим внутренним объем. Лобовая часть башен представляла собой многослойную броневую преграду, где между стальных броневых стенок размещался наполнитель, состоявший из броневых пластин с ячейками, залитыми полиуретаном. В 1978-1979 годах новые танки проходили всесторонние испытания во всех климатических зонах СССР. В октябре 1979 года по результатам проведенных испытаний двигатель 6ТД был рекомендован к серийному производству.
Танк Т-64АВ - танк Т-64А после капитального ремонта с установленной навесной динамической защитой
Опытный основной танк "Объект 476"
Танки Т-64Б и Т-64Б1 до 1985 года выпускались параллельно с танками Т-64А.
В период с 1977-го по 1981 год почти все танки Т-64 ("объект 432") прошли капитальный ремонт, в ходе которого они были модернизированы до уровня танка Т-64А. После капитального ремонта танки получили обозначение Т-64Р ("объект 432Р"). В ходе капитального ремонта на танки Т-64 устанавливали новые средства связи (радиостанции Р-123М и Р-173 вместо Р-123), усовершенствованную эжекционную систему охлаждения и, следовательно, новую крышу МТО, систему "Брод", улучшенные системы ПАЗ и ППО с системой управления 3ЭЦ-11-2 и прибором радиационной и химической разведки ГО-27, новую укладку ЗИП и ОПВТ по типу Т-64А.
Танк Т-64Б ("объект 447А") - модернизированный вариант танка Т-64А
С 1985 года в войска стал поступать модернизированный вариант танков Т-64Б и Т-64Б1 - Т-64БВ и Т-64БВ1. Новые танки Т-64БВ и Т-64БВ1 оснащались новыми 125-мм танковыми пушками 2А46М-1, новыми стабилизаторами вооружения 2Э42, СУО 1А33-1, КУРВ 9К112-1 и модернизированными МЗ 6ЭЦ40-2С. Вместо устаревших ламповых радиостанций Р-123М и ТПУ Р-124 на танках Т-64БВ и Т-64БВ-1 стали устанавливать новые полупроводниковые радиостанции Р-173 "Абзац-Р", приемники Р-173П "Абзац-П" и ТПУ Р-174. На башне, лобовом и бортовых листах корпуса и надгусеничных полках были приварены специальные кронштейны и бонки для крепления динамической защиты. Боевая масса танка возросла до 42,4 тонн (боевая масса танка Т-64БВ без установки контейнеров и съемных улов динамической защиты составляла 40,6 тонн). В связи с установкой динамической защиты пусковые установки системы 902Б "Туча-2" были перенесены с лобовой части башни на ее левый борт и сгруппированы на двух кронштейнах по четыре пусковых установки. Несколько изменилась укладка ящиков с аппаратами АТ-1: два ящика с левого борта башни установлены по бокам на ящике ЗИП на корме башни.
Танк Т-64Б1 ("объект 437А") - вариант танка Т-64Б без комплекса управляемого вооружения 9К112-1
Кроме линейных танков Т-64Б (Т-64БВ) выпускался командирский вариант - танк Т-64БК ("объект 446Б"), Т-64БКВ ("объект 446БВ"), дополнительное оборудование которых полностью идентично оборудованию, устанавливаемому на командирском танке Т-64АК.
После распада СССР в период с 1991 по 1999 год в ХКБМ был разработан ряд технических проектов по усилению защищенности и модернизации системы управления огнем танков Т-64БВ и Т-64Б1 до уровня танков Т-80УД и Т-84. Для усиления защищенности модернизированные танки оснащаются встроенной динамической защитой украинской разработки. Для улучшения подвижности на танках устанавливается модернизированный двигатель 5ТДФ-М мощностью 850 л. с. Модернизация системы управления огнем в зависимости от желания заказчика может проводится в двух вариантах.
Первый вариант модернизации - танк Т-64БМ2 ("объект 447АМ-2") предусматривает установку комплекса управляемого вооружения 9К119, прицельных комплексов 1А43У "Рось" и ТО 1 -КО 1Э, а так же механизма заряжания 6ЭЦ43.
Танк Т-64БВ - вариант танка Т-64Б с установленной на него навесной динамической защитой
В состав СУО 1А45 входят прицельные комплексы 1А43У, Т01-К01Э и ПНК-4СУ. Прицельный комплекс 1А43У включает в себя прицел-дальномер прибор наведения 1Г46М "Промінь" (Луч) с электроблоком, блок разрешения выстрела и танковый баллистический вычислитель 1В528-1 (ТИУС-В). Кроме того, вместо датчика ветра 1Б11 устанавливается новый датчик ветра ДВЕ-БС. Прицельный комплекс Т01-К01Э состоит из ночного инфракрасного прицела ТПН-4Э "Буран-Э" и осветителя Л-4 (устанавливается по желанию заказчика).
Прицельный комплекс ПНК-4СУ размещен в правом люке башни танка и состоит из комбинированного прицела командира танка ТКН-4С "АГАТ" с электроблоком. Помимо нового прицельного комплекса в правом люке башни размещены зенитный прицел ПЗУ-7 и привод наведения 1ЭЦ29, который совместно с ПНК-4СУ позволяет командиру танка брать на себя управление вооружением танка.
На базе танка Т-64 и с использованием элементов ходовой части и силовой передачи танка Т-64 создавались специальные машины.
Танк Т-64БМ2 "(объект 447АМ-2") - модернизированный танк Т-64Б
Кроме плавающего гусеничного транспортера на базе МТ-Т разработан так же самоходный паром ПММ-2М, предназначенный для переправы через водные преграды танков, ракетных комплексов, автопоездов и другой техники. Паром из трех машин способен выдержать вес до 127,5 тонн, а масса одиночной нагрузки, перевозимой на пароме, составляет 50 тонн.
После 1990 года в рамках конверсии на базе транспортера-тягача МТ-Т были созданы самоходный кран КГС-25, промышленный бульдозер БГ-1 и универсальная пожарная машина УПГ-92.
Кроме того, была создана бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-64, предназначенная для технического обеспечения танковых подразделений и частей, проведения аварийно-спасательных работ, буксирования поврежденной техники, транспортирования запасных частей и инструмента, а также выполнения демонтажно-монтажных работ. К сожалению, создание БРЭМ на базе танка Т-64 имеет некоторые сложности технического порядка. Во-первых, высокооборотистый двигатель 5ТДФ сильно перегревается во время буксировки. Во-вторых, компоновка МТО танка Т-64 не обеспечивает возможность прямого отбора мощности для привода тяговой лебедки. Поэтому для приведения в действие лебедки на БРЭМ-64 установлен вспомогательный четырехтактный дизельный двигатель СМД-21. БРЭМ-64 вооружена 12,7-мм зенитно-пулеметной установкой закрытого типа, аналогичной установленной на танках Т-64А и Т-64Б, а также системой пуска дымовых гранат 902В. Кроме того, в корпусе машины предусмотрены укладки для 3-х автоматов АКМС (АКС-74). К специальному оборудованию БРЭМ-64 относятся гидромеханическая крановая установка грузоподъемностью 2,5 тонны, основная тяговая лебедка с усилием 25 тонн и вспомогательная лебедка с усилием на тросе 0,5 тонны. Длина тросов обоих лебедок составляет 400 метров. Кроме того, БРЭМ-64 оборудована бульдозером. Грузоподъемность грузовой платформы одна тонна.
На базе БРЭМ-64 был разработан "гражданский" вариант БРЭМ без установки вооружения и системы защиты от ОМП.
Помимо БРЭМ и тягачей на базе танка Т-64 был так же изготовлен ходовой тренажер вождения ХТВ-64. Вместо башни и вооружения на корпусе танка установлена просторная рубка с рабочим местом инструктора и двух обучаемых. Рабочее место механика-водителя осталось без изменений.
Танк Т-64У ("объект 447АМ-1") - модернизированный танк Т-64Б. Устанавливается модернизированный двигатель 5ТДФ-М мощностью 850 лошадиных сил, система управления огнем 1А45, унифицированная с танками Т-80УД ("объект 478Б") и Т-84 ("объект 478ДУ2") | |
Многоцелевой транспортер-тягач МТ-Т (изделие 429АМ), созданный с использованием ходовой части и трансмиссии танка Т-64 |
|
Котлованная машина МДК-3 (изделие 453) на базе транспортера-тягача МТ-Т с использованием узлов ходовой части танка Т-64 | |
Инженерная машина БАТ-2 (изделие 454) на базе транспортера-тягача МТ-Т с использованием узлов ходовой части танка Т-64 | |
Самоходный кран КГС-25, созданный на базе транспортера-тягача МТ-Т в рамках конверсии | |
Универсальная пожарная машина УПГ-92, созданный на базе транспортера-тягача МТ-Т в рамках конверсии | |
Самоходный паром ПММ-2М, созданный на базе транспортера-тягача МТ-Т | |
Плавающий гусеничный транспортер ПТС-2, созданный на базе транспортера-тягача МТ-Т. Его грузоподъемность на суше и на воде составляет 12 тонн, а максимальная транспортерная скорость на суше - 60 км/ час, а на плаву - около 12 | |
Бульдозер БГ-1, созданный в рамках конверсии на базе танка Т-64 | |
Ходовой тренажер вождения ХТВ-64. Вместо башни и вооружения на корпусе танка установлена просторная рубка с рабочим местом инструктора и двух обучаемых. Рабочее место механика-водителя осталось без изменений | |
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-64, созданная на базе танка Т-64. Вооружение: 12,7-мм зенитно-пулеметной установкой закрытого типа, системой пуска дымовых гранат 902В |
Тактико-технические характеристики | ||||||
Т-64А | Т-64Б | Т-64БВ | ||||
Год принятия на вооружение |
- | 1969 г. | 1976 г. | 1985 г. | ||
Боевая масса | - | 38 т | 39 т | 42,4 т | ||
Экипаж | - | 3 чел. | 3 чел. | 3 чел. | ||
Габаритные размеры: | ||||||
высота по крышу башни | - | 2170 мм | 2170 мм | 2170 мм | ||
длина с пушкой вперед | - | 9225 мм | 9225 мм | 9295 мм | ||
ширина танка по щиткам | - | 3415 мм | 3415 мм | 3539 мм | ||
клиренс | - | 500 мм | 500 мм | 500 мм | ||
Бронирование: | ||||||
лоб корпуса | - | 80+105+20 мм | 80+105+20 мм | 120+105+40 мм | ||
борт корпуса | 80 мм | 80 мм | 80 мм | |||
лоб башни | - | 150+150+40 мм | 150+150+40 мм | 150+150+40 мм | ||
Вооружение: | ||||||
пушка | - | 125-мм гладкоствольная пушка Д-81Т (2А26) |
125-мм гладкоствольная пушка Д-81ТМ (2А46-2) |
125-мм гладкоствольная пушка Д-81ТМ (2А46М-1) |
||
пулеметы | - | 7,62-мм пулемет ПКТ |
7,62-мм пулемет ПКТ 12,7-мм пулемет НСВТ "Утес" |
7,62-мм пулемет ПКТ 12,7-мм пулемет НСВТ "Утес" |
||
Боекомплект | - | 37 выстрелов 2000 патронов калибра 7,62 мм |
36 выстрелов 1250 патронов калибра 7,62 мм 300 патронов калибра 12,7 мм |
36 выстрелов 1250 патронов калибра 7,62 мм 300 патронов калибра 12,7 мм |
||
Двигатель | - | 5ТДФ, 5-цилиндровый 2-тактный турбопоршневой дизель жидкостного охлаждения |
5ТДФ, 5-цилиндровый 2-тактный многотопливный турбопоршневой дизель жидкостного охлаждения |
5ТДФ, 5-цилиндровый 2-тактный многотопливный турбопоршневой дизель жидкостного охлаждения |
||
Мощность двигателя | - | 700 л.с. | 700 л.с. | 700 л.с. | ||
Скорость по шоссе | - | 60,5 км/ч | 60,5 км/ч | 60,5 км/ч | ||
Запас хода по шоссе | - | 500 - 600 км | 500 - 600 км | 500 - 600 км | ||
Удельное давление на грунт |
- | 0,83 кг/кв. см | 0,84 кг/кв. см | 0,92 кг/кв. см | ||
Преодолеваемые препятствия: | ||||||
подъем | - | 30° | 30° | 30° | ||
крен | - | 30° | 30° | 30° | ||
ширина рва | - | 2,85 м | 2,85 м | 2,85 м | ||
высота стенки | - | 0,8 м | 0,8 м | 0,8 м | ||
глубина брода без подготовки |
- | 1,0 м | 1,8 м | 1,8 м | ||
глубина водной преграды при преодолении с ОПВТ |
- | 5 м | 5 м | 5 м |