Боевая машина пехоты БМП-2
Опытная БМП "Объект 768"
Опытная БМП "Объект 769"
В Кургане конструкторы подошли к вопросу модернизации БМП за счет установки на прежнее шасси новой двухместной башни с комплексом вооружения, в котором в качестве основного оружия были: стабилизированная в двух плоскостях 30-мм автоматическая пушка 2А42 со спаренным с ней 7,62-мм пулеметом ПКТ. ПТРК второго поколения "Конкурс" устанавливался на башне сверху. Машина была создана в 1972 г. и получила обозначение "Объект 675".
Опытная БМП "Объект 675"
Был изготовлен опытный образец башни, который после испытания стрельбой из пушки потребовал серьезной работы по устранению недостатков, одним из которых было сильная загазованность боевого отделения при стрельбе из пушки. В Кургане эту проблему пытались решить выносом основного вооружения БМП - 30-мм автоматической пушки на крышу башни. Такую башню в Кургане сделали, машина с этой башней получила наименование "Объект 680". Но при таком расположении оружия необходимо было решить тоже немало технических проблем. Эта машина дальнейшей разработки не имела.
Опытная БМП "Объект 680"
Для сохранения плавучести на машину решили установить пенозаполненные крылья, увеличивающие водоизмещение. Также снизили массу машины за счет отказа от от пулеметной башенки, располагавшейся за люком механика-водителя, применения новой броневой стали с термомеханической обработкой, использования новых балансиров ходовой части машины из новой, более прочной стали, установки более прочных дисков опорных катков без увеличения их массы, применения в гусеничной ленте соединения пальцев соседних траков клеммного типа вместо клинового.
В октябре 1975 г. в Кубинке состоялся показ министру обороны Маршалу Советского Союза А.А. Гречко волгоградского легкого плавающего танка, курганской БМП "Объект 675" и челябинской БМП "Объект 768".
Опытная БМП "Объект 681"
Сравнительные испытания БМП-1, "Объект 675" и "Объект 681" (по три машины) проводились в 1978 г. в течение месяца. В результате этих испытаний было принято решение производить БМП с 30-мм пушкой.
Первые десять предсерийных БМП с 30-мм пушкой на КМЗ изготовили в 1977 г. В 1980 г. на территории СКВО и ТуркВО были проведены первые войсковые испытания десяти машин "Объект 675", будущих БМП-2, которые продолжались в течение 6 месяцев. Позднее еще дважды - в 1982 г. в Средней Азии, в 1983 г. в СибВО роты БМП-2 проходили аналогичные войсковые испытания.
Несмотря на хорошие результаты, показанные на испытаниях, все же принятие на вооружение и в серийное производство "Объекта 675" задерживалось. Но на Курганмашзаводе, тем не менее, стали постепенно переходить с БМП-1 на новую машину, несколько лет выпуская их параллельно в разных количествах. Точку в окончательном решении относительно приема на вооружение "Объекта 675" с 30-мм автоматической пушкой поставила война в Афганистане. Прибывшая туда в 1980 г. опытная партия из 20 машин показала в бою неоспоримое преимущество перед БМП-1. В 1981 г. машина "Объект 675" была принята на вооружение под обозначением БМП-2.
Боевая машина пехоты БМП-2
В отделении управления спереди размещено рабочее место механика-водителя, над которым находится люк со сдвижной крышкой. Там же расположены приборы наблюдения, гирополукомпас ГПК-59, приборная доска, штурвал, три педали, рычаги управления различными системами и трансмиссией и другие органы управления агрегатами машины.
Рабочее место десантника расположено за местом механика-водителя, имеется собственный люк прямоугольной формы с крышкой, открывающейся вперед. Оно оборудовано сиденьем, амбразурой для стрельбы из личного оружия (в левом борту корпуса), приборами наблюдения и аппаратом А-3 танкового переговорного устройства (ТПУ).
Боевая машина пехоты БМП-2К командирская
Боевое отделение расположено в средней части корпуса машины непосредственно за силовым отделением. Оно включает в себя двухместную башню и часть корпуса. В башне установлены пушка 2А42 и спаренный с ней пулемет ПКТ. В крыше башни установлена пусковая установка для ПТУР. В башне оборудованы рабочие места оператора и командира, на которых установлены прицелы, пульты управления стабилизатором, приборы наблюдения, средства связи и др. оборудование.
В десантном отделении размещено шесть рабочих мест для стрелков-десантников, по три с каждого борта. Каждое рабочее место десантника оборудовано прибором наблюдения и амбразурой для стрельбы из личного оружия. Две передние амбразуры рассчитаны под установку пулеметов ПК (ПКМ), остальные - под установку автоматов. Амбразуры оборудованы шаровыми опорами. Для снижения загазованности внутри машины при стрельбе из оружия десанта амбразуры оборудованы устройствами отсоса пороховых газов. Для выхода и входа десанта в корме машины имеются две двери. Над сиденьями десантников в крыше расположены два люка для выхода десанта на плаву, ведения огня по воздушным целям и наблюдения за местностью на марше.
Боевая машина пехоты БМП-2Д с дополнительным бронированием бортов
Коническая низкопрофильная башня сварная из катаных листов броневой стали. Передние броневые детали машины имеют большие углы наклона для повышения защищенности от кинетических поражающих элементов.
Боевая машина пехоты БМП-2МПС
С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. Его боекомплект - 2000 патронов, снаряженных в одну ленту и уложенных в магазин, расположенный под пулеметом в боевом отделении.
В целях обеспечения эффективной стрельбы на БМП-2 был установлен электромеханический стабилизатор вооружения 2Э36-1, который в режиме "Автомат" обеспечивает ведение огня по наземным целям, в режиме "Полуавтомат" - по воздушным целям, а также возможность ведения огня командиру со своего места из основного вооружения БМП.
Боевая машина огнеметчиков БМО-1
В качестве силового агрегата силовой установки БМП-2 используется четырехтактный V-образный шестицилиндровый дизельный двигатель с жидкостным охлаждением УТД-20С1 мощностью 300 л.с. Двигатель смонтирован в едином блоке с коробкой передач и двумя планетарными механизмами поворота. Механическая трансмиссия БМП-2 осталась той же, что и у БМП-1.
Гусеничный движитель с каждого борта имеет по шесть одинарных обрезиненных опорных катков, три обрезиненных поддерживающих ролика, направляющее и ведущее колеса, гусеничную ленту.
Подвеска БМП-2 - индивидуальная, торсионная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия на первых, вторых и шестых узлах подвески.
БМП-2 способна двигаться по сухой грунтовой дороге с небольшими ухабами со средней скоростью 40-50 км/ч. Максимальная скорость по шоссе составляет 65 км/ч. Скорость движения БМП-2 на плаву составляет 7 км/ч вперед и 2 км/ч назад.
Подвижный разведывательный пункт ПРП-4
Для тушения пожара в силовом отделении БМП-2 оснащена стационарной автоматической системой противопожарного оборудования (ППО).
На базе БМП-2 были разработаны и производились несколько модификаций машин.
Командирска БМП-2К используется в качестве командирской машины в мотострелковых и танковых полках и батальонах. От базовой модели отличается тем, что в ней в десантном отделении оборудованы рабочие места для штабных работников, место для радиста, а также установлены дополнительные средства связи. Рабочие места оборудованы складывающимися столиками и подсветкой для ведения штабных карт. Основное отличие от обычной БМП-2 - наличие второй антенны.
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-4
БМП-2МПС - стандартный БМП-2, приспособленный для навешивания противоминных тралов КМТ-8 и КМТ-10.
БРМ-2 - боевая разведывательная машина, сохранившая все лучшие качества БРМ-1. Изменению подверглась лишь башня, в которой установлена 30-мм пушка 2А42.
Боевая машина огнеметчиков БМО-1 создана на базе БМП-2. В результате модернизации на башне машины с обеих сторон были установлены специальные секции с зажигательно-дымовыми патронами, в каждой секции находится по 12 патронов. Запуск может осуществляться со специального кнопочного пульта. Благодаря наличию таких секций имеется возможность задымления и дезориентации наступающих вражеских подразделений, а также в случае необходимости можно произвести перегруппировку собственных сил. В десантном отделении размещены от 18 до 22 одноразовых огнемётов или гранатомётов. В результате такого размещения было сокращено общее количество десанта с 7 до 4 человек. Добавлен так же комплект комфортного жизнеобеспечения экипажа машины.
Одна из первых модернизаций БМП-2, произведенных в Кургане (установка АГС-17)
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина "БРЭМ-4" создана на базе БМП-2. Вместо основного вооружения установлена тяговая лебедка с усилием 6,5 т, кран-стрела с грузоподъемностью 1,5 т и другое вспомогательное и техническое оборудование.
В последние годы БМП-2 постоянно модернизируется для для повышения основных показателей боевой эффективности. Так, например, для повышения огневых возможностей этой машины белорусской компанией "Пеленг" разработана круглосуточная система управления огнем на основе прицельного комплекса "Рубеж". Все блоки комплекса устанавливаются взамен штатных приборов, что позволяет производить модернизацию машин непосредственно на ремонтной базе заказчика.
Прицельный комплекс "Рубеж", установленный на БМП-2, обеспечивает более эффективное поражение цели за счет точного измерения дальности и автоматического угла прицеливания в стабилизатор основного управления, позволяет вести стрельбу ПТУР "Конкурс" днем и ночью через основной прицел наводчика.
БМП-2 с модернизированной СУО и прицелом "Рубеж" (Беларусь)
БМП-2 с БМ "Бахча-У" - опытная модификация БМП-3. Модернизация сделана с целью повышения боевого могущества БМП-2 до уровня БМП-3. Однако из-за большого объёма возимого оборудования десант сокращён до 5 человек, а из-за возросшей массы утрачена возможность плавать.
Тема ОКР по модернизации БМП-2 получила шифр "Бережок". На конкурсной основе разработкой программы модернизации БМП-2 занялись ОАО "Курганмашзавод" и ГУП "КБП".
Модернизированная в Белоруси БМП-2 с прицелом "Рубеж-М" и усиленным бронированием бортов
Для повышения подвижности на модернизированную БМП-2 установлен двигатель с турбонаддувом УТД-23 (мощностью 360 л.с.) и модернизированная ходовая часть с улучшенными эксплуатационными характеристиками (опорный каток повышенной грузоподъемности, торсионные валы повышенной жесткости, энергоемкие амортизаторы и гусеницы с асфальтоходными башмаками).
Для повышения защиты машины на борта установлены дополнительные броневые экраны и противокумулятивные решетки. Защиту днища в моторно-трансмиссионном отделении и в отделении управления от поражающего воздействия мин обеспечивают противоминные поддоны.
Тульский вариант модернизации БМП-2 с комплексом вооружения "Бережок"
Комбинированный (дневной/ночной) прицел наводчика (объединены оптический, тепловизионный, лазерные дальномерный и управления ПТУР каналы) и панорамический комбинированный прицел командира (имеет в своем составе оптический, тепловизионный, телевизионный и лазерный дальномерный каналы) позволяют увеличить точность стрельбы всеми видами оружия и типами боеприпасов, в том числе с ходу, и вести круглосуточную боевую работу на дальностях не менее 3,5 км.
За границей БМП-2 производилась в Чехословакии и Индии. В Индии БМП-2 называетмя Sarath, и на ее базе возникло больше всего модификаций.
Модернизация БМП-2 установкой АГС-17, двигателя УТД-23, новой СУО, усиленным бронированием (Курган)
Машина инженерной разведки ERV имеет корпус и башню БМП-2, но кроме пусковых установок дымовых гранатометов все вооружение снято. ERV сохранила возможность плавать. Машина оснащена всем необходимым оборудованием для получения разведывательной информации, ее записи и передачи на командный пункт, давая возможность иметь необходимые сведения о характере препятствий и водных преград.
Модернизация БМП-2 установкой 2 ПТУР Конкурс-М, новой СУО, усилением бронирования (Курган)
На базе БМП созданы ЗРК Akash и Trishul. Для них шасси было несколько удлиненно и имеет по семь опорных катков с каждого борта. На крыше машин установлены вращающиеся пусковые установки с тремя ракетами "земля-воздух". На этой же базе выполнена и многофункциональная трехкоординатная РЛС, используемая с ЗРК Akash. На шасси БМП-2 в Индии началось производство боевой машины самоходного ПТРК Namica с ПТУР Nag (Кобра). Комплекс Namica имеет пусковую установку с восемью готовыми к запуску ракетами Nag, размещенную на бронемашине, выполненной на шасси БМП Sarath. В состав ПУ входит комбинированный оптический/тепловизионный прицел и лазерный дальномер.
Шасси БМП Sarath было использовано и для создания 81-мм самоходного миномета. Огонь из него ведется изнутри машины. Углы наведения миномета по вертикали составляют от 40 до 85°, по горизонту - 24° в каждую сторону. В комплект машины входит и опорная плита миномета для его использования в выносном варианте. Возимый боекомплект составляет 108 выстрелов. В состав комплекса вооружения самоходного миномета включены 84-мм противотанковый гранатомет "Karl Gustaf" с 12 выстрелами и 7,62-мхм пулемет MAG Tk-71 с боекомплектом 2350 патронов. Экипаж машины составляет пять человек.
Одна из последних версий модернизации БМП-2 | |
Опытная БМП-2 с БМ "Бахча-У" | |
Индийская БМП-2 Sarath | |
Индийская боевая машина NAMIKA | |
Индийская машина инженерной разведки AERV | |
Индийская инженерная машина AAD | |
Индийская машина радиационной и химической разведки NBCRV | |
Индийский вариант бронированной медицинской машины AAV, созданной на базе БМП-2 |
Тактико-технические характеристики | ||||
Боевая масса | - | 14 т | ||
Экипаж + десант | - | 3 + 7 чел. | ||
Габаритные размеры: | ||||
высота по приборам | - | 2250 мм | ||
длина с пушкой вперед | - | 6735 мм | ||
ширина по крыльям | - | 3150 мм | ||
клиренс | - | 420 мм | ||
Бронирование | - | противопульное | ||
Вооружение: | ||||
пушка | - | 30-мм автоматическая пушка 2А42 | ||
пулемет | - | 7,62-мм пулемет ПКТ |
||
другое вооружение | - | ПТУР 9М113 "Конкурс" |
||
Боекомплект | - | 500 выстрелов 2000 патронов калибра 7,62 мм 4 ПТУР |
||
Двигатель | - | УТД-20С1, 6-цилиндровый, 4-тактный дизель жидкостного охлаждения |
||
Мощность двигателя | - | 300 л.с. при 2600 об./мин | ||
Максимальная скорость: | ||||
по шоссе | - | 65 км/ч | ||
на плаву | - | 7 км/ч | ||
Запас хода по шоссе | - | 550 - 600 км | ||
Удельное давление на грунт | - | 0,64 - 0,66 кг/кв. см | ||
Преодолеваемые препятствия: | ||||
подъем | - | 35° | ||
ширина рва | - | 2,5 м | ||
высота стенки | - | 0,7 м | ||
глубина брода | - | плавает |