Бронетранспортер БТР-70
Опытная колесная боевая машина пехоты ГАЗ-50
В ГАЗ-50 использовались два четырехтактных карбюраторных двигателя мощностью по 125 л.с. Трансмиссия механическая. Бескамерные шины большого профиля имели центральную систему регулирования давления воздуха. Для движения на воде использовался водомет. Максимальная скорость движения по шоссе составляла 80 км/ч, по воде 10 км/ч. Запас хода по шоссе - 700 км.
По различным причинам БМП ГАЗ-50 серийно не выпускалась, но ее шасси было использовано для создания нового бронетранспортера ГАЗ-4905, который после проведения испытаний в 1972 г. был принят на вооружение под обозначением БТР-70. Серийное производство осуществлялось на ГАЗе с 1976 г., а с 1981-го - на Арзамасском заводе автомобильных запчастей, входившем в ПО "ГАЗ".
Бронетранспортер БТР-70 первых серий
На БТР-70 установлены новые, более современные (на тот момент) и мощные двигатели ГАЗ-66; изменено размещение десантников, которые сидят лицом к бортам; устроены нижние боковые люки для посадки десанта; бензобаки размещены в изолированных от двигателя отсеках; введены автоматические системы ПАЗ и ППО; введен раздельный привод тормозов, обеспечивающий независимое торможение первых и третьих пар колес от вторых и четвертых; смонтирована система отключения силовой передачи от двигателя с места водителя, которая позволяет при выходе из строя одного двигателя отключить его и работать только на другом - исправном; установлены два генератора; высота машины уменьшена на 185 мм.
БТР-70 в целом повторяет компоновку БТР-60ПБ. В передней части корпуса находится отделение управления с местами командира машины и механика-водителя. За отделением управления расположено десантное отделение, а в кормовой части корпуса - моторно-трансмиссионное.
Бронетранспортер БТР-70
Командир машины и механик-водитель ведут наблюдение через два ветровых стекла, которые в боевом положении закрываются броневыми крышками. В этом случае наблюдение ведется через призменные приборы наблюдения. Для доступа в отделение управления в корпусе есть два люка.
В корпусе смонтированы два небольших нижних боковых люка, крышки которых открываются вперед, предназначенные для скрытой посадки и спешивания десанта. Дополнительные люки имеются также в крыше десантного отделения.
Десантное отделение расчитано на размещение 6 полностью экипированных пехотинцев. Десантники размещены лицом к борту. При необходимости они могут вести огонь из личного оружия через 6 закрывающихся броневыми крышками амбразур.
Бронетранспортер БТР-70 с дополнительным бронированием
Кроме основного вооружения, установленного в башне, внутри БТР в укладках перевозятся два автомата Калашникова, два ПЗРК 9К34 "Стрела-2", один гранатомет РПГ-7 и пять выстрелов к нему, могут перевозиться два автоматических гранатомета АГС-17 "Пламя", при этом количество перевозимых десантников уменьшается на 2 на каждый гранатомет.
БТР-70 имеет силовую установку повышенной мощности. В моторно-трансмиссионном отделении на общей раме установлено два V-образных восьмицилиндровых карбюраторных двигателя ГАЗ-66 мощностью 120 л.с. каждый. Радиаторы систем охлаждения установлены на шарнирах, что улучшает доступ к агрегатам двигателя и трансмиссии. Топливные баки расположены в изолированных отсеках, бронетранспортер оборудован автоматической системой пожаротушения.
Опытная 85-мм самоходная артиллерийская установка 2С14 "Жало-С"
При движении по шоссе БТР-70 развивает максимальную скорость 80 км/ч. Бронетранспортер плавает со скоростью 9 - 10 км/ч, которая обеспечивается двухступенчатым водометным движителем. Запас хода на плаву составляет 12 ч.
На БТР-70 используется водометный движитель - двухступенчатый с диаметром рабочих колес 425 мм. Переднее колесо левого вращения приводится от правого двигателя, заднее колесо правого вращения - от левого. Для поддержания непотопляемости бронетранспортер оборудован подключенной к водомету системой эжекционной откачки воды из корпуса с подачей 800 л\мин.
Станция помех радиовзрывателям СПР-2
1Л29 "Ртуть-Б"
В состав оборудования БТР-70 входят радиостанция Р-123М, танковое переговорное устройство, отопитель, лебедка для самовытаскивания с тяговым усилием 6 т и буксирные приспособления.
В процессе серийного производства конструкция и внешний облик бронетранспортера не претерпели серьезных изменений. Однако, машины разных лет выпуска в деталях несколько отличаются друг от друга. Так, на бронетранспортерах первых серий устанавливалась башня, полностью идентичная таковой у БТР-60ПБ. Однако вскоре на ней дополнительно стали устанавливать прибор ТНПТ-1, предназначенный для наблюдения башенным стрелком за дорогой и местностью, находящимися в заднем секторе обзора. На машинах последних выпусков устанавливалась башенная пулеметная установка БПУ-1 с вертикальным углом наведения 60° и оптическим прицелом 1ПЗ-2, обеспечивавшим возможность зенитной стрельбы.
Помимо изменений в конструкции башни у машин разных выпусков есть небольшие отличия в конструкции корпусов. Так у БТР-70 поздних выпусков появились четыре амбразуры для стрельбы вверх в крыше корпуса. В самом конце производства машины стали оснащать волноотражательными щитками, металлическими задними буферами и ограждением фар такой же конструкции, как у БТР-80.
На базе БТР-70 были разработаны и выпускались малыми сериями модификации специального назначения:
- Безбашенная машина радиосвязи БТР-70МС, которая внешне отличалась отсутствием башни и наличием дополнительных штыревых антенн.
- БРЭМ, на котором вместо башни установлен кран.
- Машина с аппаратурой РЭБ.
- Командно-штабная машина БТР-70КШМ, которая оборудована дополнительной радиостанцией Р-123М, радиолокационным ответчиком, навигационной аппаратурой ТНА-3 и двумя переносными радиостанциями Р-107М. Экипаж машины состоит из 3 чел. Для штабных офицеров оборудовано 4 рабочих места.
- В 1968 - 1973 гг. в ЦНИИ "Буревестник" были разработаны 85-мм буксируемая противотанковая пушка 2А55 "Жало-Б" и 85-мм самоходная противотанковая пушка 2С14 "Жало-С". Последняя представляла собой вращающуюся башню с орудием, установленную на корпусе БТР-70. Для этого в бронетранспортере пришлось ликвидировать десантное отделение. Боевая масса машины составила 12,5 т. Обе системы успешно прошли полигонные испытания, но на вооружение не принимались.
- В опытном порядке на базе БТР-70 в ЦНИИ "Буревестник" было разработано и 120-мм САО с баллистикой орудия "Нона-С", на основании которого Пермским машиностроительным заводом создано САО 2С23 "Нона-СВК" на шасси БТР-80.
- "Отсек" - советская экспериментальная 120-мм САУ.
- 1Л29 "Ртуть-Б" - станция помех радиовзрывателям СПР-2.
- 15Я56М - машина боевого поста МБП.
Машина боевого поста МБП 15Я56М
Модернизированный бронетранспортер БТР-70ДИ (Украина)
По советской лицензии эта машина с конца 1970-х годов под индексом ТАВ-77 выпускалась в Румынии, правда в ограниченных количествах. На 1990 год было выпущено только 154 машины этого типа. ТАВ-77 был идентичен БТР-70, за исключением ПУ ПТУР "Малютка", смонтированной на стенке башни.
Бронетранспортер постоянно модернизируется, и не только в России. Вот некоторые модификации:
Модернизированный бронетранспортер БТР-70М-1 (Белоруссия)
- БТР-70М - модернизированный вариант БТР-70. Установлен дизельный двигатель КамАЗ-7403 мощностью 260 л.с., а также агрегаты трансмиссии от БТР-80.
- БТР-70ДИ - украинская модернизация БТР-70.
- БТР-7 - глубокая украинская модернизация БТР-70.
- БТР-70МД - казахстанская модификация БТР-70 с двигателем Д-235.9Е2 (270 л.с.), вооружена пулеметами калибра 7,62 и 14,5 мм. На модификацию установлены тепловизоры ATS-10 производства турецкой компании "Аселсан".
- БТР-70М (украинская модификация) - модернизированный вариант БТР-70. Установлен многотопливный дизельный двигатель. Вооружение - 14,5-мм крупнокалиберный пулемет КПВТ и 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ.
- БТР-70М-А1 - белорусская модификация. Установлены два дизельных двигателя мощностью 136 л.с., с электронным управлением. Предусмотрена установка боевого модуля БМ-30 вместо стандартной башни и кондиционера мощностью 10 кВт.
- БТР-70 КБА-2 - украинская модернизация БТР-70. Установлены дизельный двигатель УТД-20 украинского производства мощностью 300 л.с. и 30-мм пушка КБА-2.
- БТР-70П - украинская модификация БТР-70. Бронетранспортер предназначен для проведения специальных полицейских операций, а также спасательных работ. Машина оснащена водометной установкой, системами стрельбы гранатами "ТЕРЕН-6" и выпуска слезоточивого газа, решетчатым отвалом, сигнальным громкоговорящим устройством, телевидеосистемой.
- "Кобра-К" - совместная модификация словацких фирм "Метапол", "ZTS Dubnica" и белорусского завода № 140 в г. Борисове. Установлен боевой модуль "Cobra", оснащённый 30-мм автоматической пушкой 2А42, спаренным пулеметом ПКТ и усовершенствованной СУО. Машина оснащена дымовой системой "Туча", немецкой системой кондиционирования DATO-V. Предусмотренна замена двигателей на один дизельный КамАЗ-7403 мощностью 260 л.с. Экипаж состоит из 3 чел. и 8 пехотинцев в десантном отделении.
- КШМ "Свитязь" - украинская модификация БТР-70, командно-штабная машина на базе БТР-70ДИ.
- "Ковчег" - украинская модификация БТР-70, самоходный госпиталь на базе БТР-70ДИ.
- БРЭМ-7К - украинская модификация БТР-70, бронированная ремонтно-эвакуационная машина на базе БТР-70ДИ.
Модернизированный бронетранспортер БТР-70 КБА-2 (Украина)
Бронетранспортер "Кобра-К" - модификация БТР-70 (Словакия и Белоруссия) | |
"Ковчег" - самоходный госпиталь на базе БТР-70ДИ, украинская модификация БТР-70 | |
БРЭМ-7К - бронированная ремонтно-эвакуационная машина на базе БТР-70ДИ, украинская модификация БТР-70 |
Тактико-технические характеристики | ||||
Боевая масса | - | 11,5 - 12,0 т | ||
Экипаж + десант | - | 3 + 7 чел. | ||
Колесная формула | - | 8 х 8 | ||
Габаритные размеры: | ||||
высота | - | 2235 мм | ||
длина | - | 7510 - 7535 мм | ||
ширина | - | 2790/2800 мм | ||
клиренс | - | 475 мм | ||
Бронирование | - | противопульное | ||
Вооружение: | ||||
пулеметы | - | 14,5-мм пулемет КПВТ 7,62-мм пулемет ПКТ |
||
другое | - | 2 ПЗРК 9К34 "Стрела-2" РПГ-7 |
||
Боекомплект | - | 500 патронов калибра 14,5 мм 2000 патронов калибра 7,62 мм 5 выстрелов к РПГ-7 |
||
Двигатель | - | ГАЗ-66, 2 шт., 8-цилиндровый, карбюраторный, V-образный |
||
Мощность двигателя | - | 2х120 л.с. | ||
Максимальная скорость по шоссе | - | 80 км/ч | ||
Максимальная скорость на плаву | - | 9 - 10 км/ч | ||
Запас хода по шоссе | - | 400 - 600 км | ||
Преодолеваемые препятствия: | ||||
подъем | - | 30° | ||
крен | - | 25° | ||
ширина рва | - | 2,0 м | ||
высота стенки | - | 0,6 м | ||
глубина брода | - | плавает |