Средний танк Т-34-85
Опытный средний танк Т-43 (1942 г.). Вооружен
76,2-мм танковой пушкой Ф-34 и двумя пулеметами ДТ. Введена торсионная подвеска и усилено бронирование
Нельзя сказать, чтобы к этому времени не предпринимались попытки разработки более совершенных танков. Эта работа, приостановленная с началом войны, возобновилась в 1942 году, по мере завершения текущей модернизации и устранения недостатков Т-34. Здесь следует упомянуть проект среднего танка Т-43. Эта боевая машина создавалась с учетом предъявляемых к Т-34 требований - усиления его бронезащиты, совершенствования подвески и увеличения объема боевого отделения. Новая боевая машина на 78,5% была унифицирована с серийной "тридцатьчетверкой". Форма корпуса Т-43 в основном осталась прежней, так же как и двигатель, трансмиссия, элементы ходовой части, пушка. Основное отличие заключалось в усилении бронирования лобовых, бортовых и кормовых листов корпуса до 75 мм, башни - до 90 мм. Кроме того, место механика-водителя и его люк перенесли в правую часть корпуса, а место стрелка-радиста и установка курсового пулемета ДТ были ликвидированы. В носовой части корпуса слева разместили топливный бак в бронированной выгородке; бортовые баки изъяли. Танк получил торсионную подвеску. Наиболее же существенным новшеством, резко отличавшим по внешнему виду Т-43 от Т-34, стала трехместная литая башня с расширенным погоном и низкопрофильной командирской башенкой. После испытаний, в конце лета 1943 года танк Т-43 был принят на вооружение Красной Армии. Началась подготовка к его серийному производству. Однако итоги Курской битвы внесли существенные коррективы в эти планы. 76-мм пушка, установленная на этом танке, даже с расстояния 200 м не пробивала бортовую броню танка "Тигр". Необходимо было устанавливать более мощную 85-мм пушку. Но Т-43 и с 76,2-мм пушкой весил 34,1 т. А установка новой пушки еще бы увеличило его массу. Кроме того, переход заводов на выпуск нового танка неизбежно вызвал бы снижение объемов производства. В результате всего серийный выпуск Т-43 так и не начался. В 1944 году в опытном порядке на него все-таки установили 85-мм пушку, на этом все и закончилась.
Средний танк Т-34-85 (1944-1947 гг.). Вооружен 85-мм танковой пушкой ЗИС-С-53 и двумя пулеметами ДТ. Введена новая башня, экипаж увеличен до 5 человек
Тем временем пушка Д-5Т была вполне удачно скомпонована в перспективном тяжелом танке ИС. Для установки же Д-5Т в средний танк Т-34 требовалось увеличить диаметр башенного погона и установить новую башню. Над этой проблемой трудились КБ завода "Красное Сормово" во главе с В.В.Крыловым и башенная группа завода № 183, руководимая А.А.Молоштановым и М.А.Набутовским. В результате появились две очень похожие друг на друга литые башни с диаметром погона в свету 1600 мм. Обе они напоминали башню опытного танка Т-43, взятую за основу при проектировании.
Вместе с тем выяснилось, что победившая в конкурсных испытаниях пушка С-53 не может быть установлена в башню, сконструированную сормовичами. При установке в этой башне у пушки был ограничен угол вертикальной наводки. Требовалось или изменить конструкцию башни, или установить другую пушку, например Д-5Т, которая свободно бы компоновалась в сормовскую башню. Завод "Красное Сормово" первые танков Т-34 с пушкой Д-5Т выпустил только в начале января 1944-го, когда он официально был принят на вооружение.
Средний танк Т-34-85 (1944 г.). Вооружен 85-мм танковой пушкой Д-5Т и двумя пулеметами ДТ
Установка же орудия С-53 в нижнетагильской башне затруднений не вызывала. Постановлением ГКО от 1 января 1944 года С-53 приняли на вооружение Красной Армии. В марте цеха завода № 183 в Нижнем Тагиле покинули первые танки Т-34-85, вооруженные С-53. Вслед за головным к производству таких машин приступили заводы № 174 в Омске и № 112 "Красное Сормово". В ноябре - декабре 1944 года началось производство орудия С-53 под индексом ЗИС-С-53 ("ЗИС" - индекс артиллерийского завода № 92 имени Сталина, "С" - индекс ЦАКБ).
Средний огнеметный танк ОТ-34-85 (1944-1945 гг.). Вооружен 85-мм танковой пушкой ЗИС-С-53, огнеметом АТО-42 и пулеметом ДТ
Как это было с Т-34, у танков Т-34-85 имелись некоторые отличия друг от друга, связанные с технологией изготовления на разных заводах. Башни отличались числом и расположением литьевых швов, формой командирской башенки. В ходовой части использовались как штампованные опорные катки, так и литые с развитым оребрением.
В январе 1945 года двустворчатую крышку люка командирской башенки заменили на одностворчатую. На танках послевоенного выпуска (завод "Красное Сормово") один из двух вентиляторов, установленных в кормовой части башни, перенесли в ее центральную часть, что способствовало лучше вентиляции боевого отделения.
Опытный средний танк Т-34-100 (1945 г.). Вооружен 100-мм танковой пушкой Д-10Т и пулеметом ДТ
Другим вариантом Т-34-85 был огнеметный танк ОТ-34-85. На это машине вместо курсового пулемета устанавливался автоматический поршневой танковый огнемет АТО-42.
Весной 1944 года на восстановленном после освобождения Харькова бывшем заводе № 183, которому был присвоен № 75, изготовили опытные образцы тяжелого тягача АТ-45, предназначавшегося для буксировки орудий массой до 22 т. АТ-45 спроектировали на базе агрегатов танка Т-34-85. На нем устанавливался такой же дизель В-2, но с мощностью, уменьшенной до 350 л.с. при 1400 об/мин. В 1944 году завод изготовил 6 тягачей АТ-45, из них два были отправлены в войска для испытаний в боевых условиях. Выпуск тягачей прекратили в августе 1944 года в связи с подготовкой на заводе № 75 производства новой модели среднего танка Т-44. Этот тягач стал не первым, построенным на базе агрегатов "тридцатьчетверки". Так, еще в августе 1940 года утвердили проект артиллерийского тягача АТ-42 массой 17 т, с платформой грузоподъемностью 3 т. С двигателем В-2 мощностью 500 л.с. он должен был развивать скорость до 33 км/ч при тяговом усилии на крюке в 15 т. Опытные образцы тягача АТ-42 изготовили в 1941-м, но дальнейшие работы по их испытанию и производству пришлось свернуть в связи с эвакуацией завода из Харькова.
Самоходно-артиллерийская установка СУ-122 (1942-1943 гг.). Вооружена 122-мм гаубицей МЛ-30
обр. 1938 г.
Несмотря на поступление в войска новых танков Т-44 и Т-54, "тридцатьчетверки" составляли в послевоенные годы значительную часть танкового парка Советской Армии. Поэтому эти боевые машины в 50-е годы в ходе проведения капитальных ремонтов прошли модернизацию. В первую очередь, изменения затронули двигатель, которые в результате получил наименование В-34-М11. Были установлены два воздухоочистителя ВТИ-3 с эжекционным отсосом пыли; в системы охлаждения и смазки встроили форсуночный подогреватель; генератор ГТ-4563А мощностью 1000 Вт заменили генератором Г-731 мощностью 1500 Вт. Для вождения машины ночью механик-водитель получил прибор ночного видения БВН. При этом на правом борту корпуса появился ИК-осветитель ФГ-100. Прибор наблюдения МК-4 в командирской башенке заменили командирским прибором наблюдения ТПК-1 или ТПКУ-2Б. Вместо пулемета ДТ был установлен модернизированный пулемет ДТМ, снабженный телескопическим прицелом ППУ-8Т. В укладку личного оружия членов экипажа вместо пистолета-пулемета ППШ ввели автомат АК-47.
Опытная модернизированная самоходно-артиллерийская установка СУ-122М (1943 г.). Вооружена 122-мм гаубицей Д-11
Другие системы и агрегаты танка изменений не претерпели.
Модернизированные таким образом машины стали именоваться Т-34-85 образца 1960 года.
В 60-х годах танки оснастили более совершенными приборами ночного видения ТВН-2 и радиостанциям Р-123. В ходовой части установили опорные катки, заимствованные у танка Т-55.
С декабря 1942 г. по август 1943 г. выпускалась самоходно-артиллерийская установка СУ-122, созданная на базе танка Т-34 и вооруженная 122-мм гаубицей М-30. Было выпущено 637 единиц. Также на базе Т-34 была создана САУ СУ-85, вооруженная 85-мм пушкой Д-5С-85, которая выпускалась с августа 1943 г. по октябрь 1944 г. Было выпущено 2644 САУ. С момента создания СУ-85 шел поиск решения проблемы увеличения огневой мощи, который был найден за счет установки в корпус СУ-85 (с некоторыми изменениями) 100-мм пушки Д-10С, в результате чего получилась САУ СУ-100. Она выпускалась с сентября 1944 г. по март 1946 г. Всего было выпущено 3037 единиц.
Опытная самоходно-артиллерийская установка
СУ-85-I (1943 г.). Вооружена 85-мм пушкой С-18-1
Часть тягачей Т-34Т, а также линейных танков оснащалась бульдозерами БТУ и снегоочистителями СТУ.
Для обеспечения ремонта танков полевых условиях был разработан и серийно выпускался (а точнее - переоборудовался из линейных танков) самоходный кран СПК-5, затем СПК-5/10М. Крановое оборудование грузоподъемностью до 10 т позволяло осуществлять снятие и установку танковых башен. Машина оснащалась двигателем В-2-34Кр, который отличался от штатного наличием механизма отбора мощности.
В 60 - 70 годах значительное число танков после демонтажа вооружения было переоборудовано в машины химической разведки.
Самоходно-артиллерийская установка СУ-85-II
(1943-1944 гг.). Вооружена 85-мм пушкой Д5-С85
Аналогичную лицензию в 1951 году приобрела Польская Народная Республика. В 1953 - 1955 годах Войско Польское получило 1185 танков собственного производства, а всего в Польше было выпущено 1380 Т-34-85. Польские "тридцатьчетверки" дважды модернизировались по программам Т-34-85М1 и Т-34-85М2. В ходе этих модернизаций они получили предпусковой подогреватель, двигатель приспособили для работы на различных видах топлива, были введены механизмы, облегчавшие управление танком, иначе разместили боекомплект. Благодаря внедрению дистанционной системы управления курсовым пулеметом, экипаж танка сократился до 4 человек. Наконец, польские "тридцатьчетверки" оснащались оборудованием для подводного вождения. На базе танков Т-34-85 в Польше было разработано и выпускалось несколько образцов инженерных и ремонтно-эвакуационных машин.
Опытная самоходно-артиллерийская установка СУ-122-III (1943 г.). Вооружена 122-мм гаубицей Д-11 | |
Опытная самоходно-артиллерийская установка СУ-85-IV (1943 г.). Вооружена 85-мм пушкой С-18 | |
Опытная самоходно-артиллерийская установка СУ-85БМ-1 (1943 г.). Вооружена 85-мм пушкой увеличенной мощности Д5-С85БМ |
|
Самоходно-артиллерийская установка СУ-100 (1944-1947 гг.). Вооружена 100-мм пушкой Д-10С | |
Самоходно-артиллерийская установка СУ-85М (1944 г.). Вооружена 85-мм пушкой Д5-С85, установленной в корпус СУ-100 | |
Опытная самоходно-артиллерийская установка СУ-122П (1944 г.). Вооружена 122-мм пушкой Д-25 | |
Опытная самоходно-артиллерийская установка СУ-101 "Уралмаш-1" (1945 г.). Вооружена 100-мм пушкой Д-10С и пулеметом ДШК. Выполнена новая компоновка агрегатов, боевое отделение расположено сзади |
Тактико-технические характеристики | ||
Боевая масса | - | 32 т |
Экипаж | - | 5 чел. |
Габаритные размеры: | ||
высота | - | 2720 мм |
длина | - | 8100 мм |
ширина | - | 3000 мм |
клиренс | - | 400 мм |
Бронирование: | ||
лоб корпуса | - | 47 мм |
борт корпуса | - | 60 мм |
корма | - | 47 мм |
крыша корпуса | - | 20 мм |
днище корпуса | - | 21 мм |
башня | - | 75-90 мм |
Вооружение: | ||
пушка | - | 85-мм пушка ЗИС-С-53 обр. 1944 г. |
пулеметы | - | два 7,62-мм пулемета ДТ |
Боекомплект | - | 60 выстрелов 1920 патронов |
Двигатель | - | В-2-34, V-образный, 12-цилиндровый, 4-тактный, дизельный, жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя | - | 400 л.с. |
Скорость по шоссе | - | 55 км/ч |
Запас хода по шоссе | - | 360 км |
Удельное давление на грунт | - | 0,85 кг/кв. см |
Преодолеваемые препятствия: | ||
подъем | - | 30° |
глубина брода | - | 1,3 м |
ширина рва | - | 2,5 м |
высота стенки | - | 0,73 м |