Тяжелый танк ИС-4
Первый прототип танка ИС-4 - "объект 701-2"
Серийному образцу ИС-4 предшествовали изделия 701-2, 701-5 и 701-6. Эти машины отличались друг от друга толщиной брони, маркой и калибром орудия, расположением мест членов экипажа.
На изделии 701-2 устанавливалась пушка С-34 калибра 100 мм. Боекомплект состоял из 30 выстрелов. Имелись телескопический прицел ТШ-17 и смотровые приборы МК-4. Толщина брони лобовых и бортовых листов башни и корпуса была одинаковой и не превышала 160 мм. Двенадцатицилиндровый дизельный двигатель В-12 мощностью 750 л.с. позволял 55,9-тонной боевой машине развивать скорость 43 км/ч. Экипаж состоял из 4 человек.
Второй прототип танка ИС-4 - "объект 701-5"
Вариант 701-6 получил армейское обозначение ИС-4 и в 1947 году был принят на вооружение Советской Армии. Корпус его сваривался из броневых листов большой толщины, а литая башня имела переменную толщину стенок с развитыми скуловыми и лобовыми деталями. Лобовая и бортовая броня корпуса и башни не пробивались зарубежными противотанковыми пушками с дальностью 1000 м, а кормовой лист корпуса имел такую же толщину, как и лоб башни танка ИС-2.
Механик-водитель размещался впереди по оси машины. Над его сиденьем имелся небольшой круглый люк, закрываемый отодвигающейся в сторону крышкой. В крышке люка устанавливались два смотровых прибора, которые необходимо было снимать перед открыванием люка.
Передняя часть башни танка закрывалась съемным броневым листом, крепившимся болтами. В задней части крыши башни располагались слева - люк командира танка с крышкой, справа - люк заряжающего с крышкой.
Тяжелый танка ИС-4 ("объект 701-6")
Пушка Д-25Т калибра 122 мм была спарена с 12,7-мм пулеметом ДШК. На башне танка ставился на зенитной турели второй пулемет ДШК, снабженный коллиматорным прицелом К8-Т.
Боекомплект пушки состоял из 30 выстрелов раздельного заряжания. Боекомплект 12,7-мм патронов состоял из двух укладок по 500 штук в каждой. В одной укладке патроны снаряжались в ленты по 50 штук в каждой и укладывались в магазины-коробки, две из которых находились на пулеметах. Во второй укладке патроны в пачках заводской упаковки хранились в четырех брезентовых сумках.
На танке был установлен 12-цилиндровый, четырехтактный, V-образный бескомпрессорный дизель В-12 жидкостного охлаждения максимальной мощностью 750 л.с.
Силовая передача (точнее, механизм передач и поворотов) - планетарная, обеспечивавшая шесть передач вперед, три назад и два нейтральных положения. Она состояла из трехскоростного редуктора, представлявшего собой двухрядный планетарный механизм с тремя фрикционными элементами и выполнявшего роль коробки передач, конического реверса и механизма поворота типа ЗК с мультипликаторами.
Ведущие колеса имели съемные венцы с 14 зубьями. Направляющие колеса с винтовыми натяжными механизмами располагались впереди. На каждом борту было по 7 опорных и по 3 поддерживающих катка. Подвеска - индивидуальная, торсионная. Гусеница - мелкозвенчатая, цевочного зацепления, с открытым шарниром шириной 720 мм.
На машине устанавливалась автоматическая система противопожарного оборудования с термоэлектрозамыкателями в моторном и трансмиссионном отделениях. Средства связи состояли из радиостанции 10-РК-26 и переговорного устройства ТПУ-4бисФ.
Официально считается, что серийное производство ИС-4 началось в 1947 году. Однако ряд фактов позволяет считать, что часть машин была выпущена раньше - в 1946-м и даже в 1945 году. В отличие от последних на танках выпуска 1947-1948 годов устанавливались модернизированные пулеметы ДШКМ обр. 1938/46 гг., коллиматорный прицел К10-Т и радиостанции 10РТ. Начиная с 1948 года танки комплектовались переговорным устройством ТПУ-47. Всего за время серийного производства до 1949 года было изготовлено около 250 ИС-4.
Служба нового танка оказалась недолгой - ИС-4 вывели из эксплуатации и поставили на длительное хранение, а затем сняли с вооружения. Причиной этого был целый ряд обстоятельств. Эта боевая машина обладала существенными недостатками: массой, превышавшей грузоподъемность большинства существовавших в то время мостов и транспортных средств, низкой надежностью трансмиссии, невысокой проходимостью, обусловленной большим удельным давлением (0,9 кг/кв. см). Недостаточной была и маневренность танка, а по вооружению ИС-4 не имел преимуществ перед тяжелыми танками ИС-2 и ИС-3.
Тактико-технические характеристики | ||
Боевая масса | - | 60 т |
Экипаж | - | 4 чел. |
Габаритные размеры: | ||
высота | - | 2480 мм |
длина с пушкой вперед | - | 9790 мм |
ширина | - | 3260 мм |
клиренс | - | 410 мм |
Бронирование: | ||
лоб корпуса | - | 160 мм |
борт корпуса | - | 160 мм |
корма | - | 100 мм |
крыша | - | 45 мм |
днище корпуса | - | 30 мм |
башня | - | 250-170 мм |
Вооружение: | ||
пушка | - | 122-мм нарезная пушка Д-25Т |
пулеметы | - | два 12,7-мм пулемет ДШК |
Боекомплект | - | 30 выстрелов 1000 патронов |
Двигатель | - | В-12, V-образный, 12-цилиндровый, 4-тактный, дизельный, жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя | - | 750 л.с. |
Скорость по шоссе | - | 43 км/ч |
Запас хода по шоссе | - | 170 км |
Удельное давление на грунт | - | 0,92 кг/кв. см |
Преодолеваемые препятствия: | ||
подъем | - | 35° |
глубина брода | - | 1,5 м |
ширина рва | - | 2,8 м |
высота стенки | - | 0,9 м |